Программа факультатива по географии «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО».
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Шитова Ирина Леонидовна

Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением, природными ресурсами и проблемами туризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_geografii_8kl.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Утверждено на заседании МС

                                                                                                                                               МОУ СОШ №2

                                                                                                           Протокол №                                                                                                    

       

                     

                        Календарно-тематическое

                            планирование занятий

                  в системе дополнительного образования          

 «Оценка природных условий  и проблемы развития  туризма в ХМАО».

                                                 8 КЛАСС.

                   

                             

                       

                                  Учитель: Шитова И.Л.

                      МОУ СОШ №2

                      2010-2011 уч.год.

   

             Пояснительная записка.

В последние десятилетия XX века одной из основных ярко выраженных общемировых тенденций развития хозяйства стало развитие рекреационной сферы. Как и другие виды человеческой деятельности, рекреация использует определенные ресурсы, формирует в процессе развития территориальные рекреационные системы со всей совокупностью пространственных отношений между составляющими их элементами. Это определило особый подход к изучению физико-географических особенностей рекреационных ресурсов.
С общемировых позиций, в национальных планах реализации концепции устойчивого развития должны учитываться специфические особенности страны и отдельных регионов. Важнейшим фактором устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) является наличие, разнообразие и величина природно-ресурсного потенциала. В связи с тенденцией международной экономической интеграции и глобализации перспективы развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа, прежде всего в рамках политических и экономических процессов, позволяют говорить об актуальности изучения ресурсного потенциала, в том числе и для развития сферы рекреации ХМАО.
Как объект рекреационной географии ХМАО по сравнению с другими территориями РФ не обладает всемирно известными уникальными природными ландшафтами. Однако на её территории существует значительная территориальная дифференциация природных условий, что дополняется различиями в уровнях и в направлении хозяйственного освоения территории. В области определяется наличие 15 физико-географических областей, относящихся к 2-м физико-географическим странам. В её пределах пересекаются границы четырех флористических областей, проходит зона контакта двух зоогеографических царств, существуют многочисленные памятники природы.
Предмет исследования определен как взаимосвязь физико-географических особенностей рекреационных ресурсов с показателями социально-экономического развития ХМАО, в совокупности формирующих рекреационную политику и потенциал региона.
Объектом исследования избраны рекреационные ресурсы ХМАО-Югры.
Актуальность географического анализа и оценки рекреационного потенциала территории ХМАО в настоящее время определяется целой цепочкой факторов. Прежде всего, следует отметить значимость рекреационной сферы деятельности и проблему сохранности рекреационных качеств объектов, развитие новых для области направлений рекреационного природопользования, совершенствование законодательной базы туризма и охраны природы. Также важно отметить, что рекреационная оценка территории необходима в первую очередь для информационного обеспечения управления природопользованием с целью повышения его эколого-экономической эффективности и развития сферы рекреации.
Целью данного исследования является географический анализ рекреационного потенциала ХМАО и определение перспективных направлений его рационального освоения, а также разработка методических основ изучения рекреационных ресурсов.
К задачам данного исследования нами отнесено следующее:
- изучить теоретические положения, описывающие особенности рекреационных ресурсов территории;
- исследовать рекреационные ресурсы на территории ХМАО;
- провести изучение современного состояния рекреационного природопользования на территории ХМАО и определить перспективные направления его развития;

В качестве методологической основы послужили исследования в области рекреационной географии, географического ресурсоведения и ландшафтоведения таких известных отечественных ученых, как В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин, Б. Н. Лиханов, Н. С. Мироненко, И. И. Пирожник, А. И. Тарасов, И. Т. Твердохлебов, П. Г. Царфис и других.
Информационной базой исследования послужили материалы Главного управления природных ресурсов ХМАО, Ханты-Мансийского территориального фонда информации МПР РФ, Ханты-Мансийского областного управления государственной статистики, и других учреждений и организаций..
Практическая значимость заключается в том, что на основании результатов можно повысить эффективность освоения рекреационного потенциала для удовлетворения потребностей населения ХМАО, интенсифицировать использование выгод географического положения для развития рекреационной сферы, что в свою очередь является одним из перспективных направлений социально-экономического развития ХМАО.

Программа разработана на  основе программы А.Г Шурыгиной и Г.М. Алалыкиной («География в школе » №4,1997 год).

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 8 классов и направлен на развитие интересов учащихся в области  краеведения. В конце года восьмиклассники знакомятся с географией ХМАО, но очень кратко.  Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением,  природными ресурсами и проблемами туризма.

Практические работы рассчитаны на использование краеведческого материала.

Используются разнообразные формы самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.

.

Цель: создание комплексного подхода к изучению родного края, формирование глубоких знаний и умений учащихся краеведческого  содержания, организация разнообразных форм самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.

Привитие интереса к предмету географии. Воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

Задачи курса:

Развитие интереса к истории и географии родного края.

Формирование представления о многообразии природы, личной ответственности за сохранность природных богатств.

Воспитание любви к родной природе, уважение к традициям своего народа, раскрытие преемственности поколений в изучении планеты;

воспитание у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость , смелость настойчивость , мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение родного края , своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Площадь территории, особенности географического положения.

Основные формы рельефа, размещение полезных ископаемых.

Факторы, формирующие климат, влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность.

Особенности главных речных систем.

Основные проблемы округа , правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

1.Уметь пользоваться картой в рамках программы.

2. Устанавливать зависимость между рельефом и размещением полезных ископаемых.

3.Определять по климатическим картам и графикам основные черты климат .

4. Оценивать водные , растительные и биологические  ресурсы.

5. Устанавливать взаимосвязь между компонентами природы,

6. Работать с различными источниками географических знаний.

 Содержания программы :

Источники и методы изучения родного края.

Географическое положение ХМАО.

Площадь, территория, границы.

История заселения и хозяйственного освоения территории.

Вклад учёных в изучение территории края.

Природа округа.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат. Климатообразующие факторы. Характеристика сезонов. Внутренние воды. Почва. Растительный и животный мир. Природные зоны. Экологические проблемы.

Население округа. Быт и культура коренных народов.

Работа над проектом «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО»

         Учебно-тематическое планирование курса

         “ Оценка природных условий  и проблемы развития  туризма в ХМАО ”.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

1.

Введение. Название спецкурса. Знакомство с литературой.  Значение знаний о родном крае, о полезности знаний поведения в природе. Источники и методы изучения родного края.  

1

2.

Географическое положение округа. Площадь, территория, границы. Практическая работа : Оценка по картам географического положения.

1

3.

История заселения и хозяйственного освоения территории.

1

4.

Освоение Сибири Ермаком.

1

5.

Вклад учёных в изучение территории края. (Доклады). Практическая работа: составление кроссворда.

1

6.

Геологическое строение ,рельеф и полезные ископаемые  ХМАО. Практическая работа c  картами, знакомство с коллекцией полезных ископаемых. Оценка ресурсного потенциала Округа.

1

7.

Климат . Климатообразующие факторы.. Характеристика сезонов.

1

8.

Практическая работа. Личные наблюдения за погодой. Работа с климатическими диаграммами..

1

9.

Внутренние воды. Реки, озёра, болота. Практическая  работа с карами. Составление, кроссвордов, ребусов.

1

10.

Почва ХМАО. Практическая работа :характеристика почв различных типов.

1

11.

Растительный мир ХМАО. Практическая работа: Изучение гербария местных растений. Занимательная викторина.

1

12.

Лечебные травы нашего края. Загадки о растениях нашего края.

1

13.

Животный мир. ХМАО. Презентации .

1

14.

Природные зоны. Тайга. Брейн-ринг.

1

15.

Экологические проблемы. Виды загрязнений.

1

16.

Практическая работа с картой охраняемых территорий. Заповедники. Заказники. Сообщения. Презентации.

1

17.

Правила поведения в природе.

1

18.

Население округа. Быт и культура коренных народов.

1

19-20.

Экскурсия в музей «Эхо – Югры».

2

21.

Наш город.

1

22.

Что такое туризм? Оценка природных условий для развития туризма в округе.

1

23.

Проблемы развития туризма в округе.

1

24.

Особенности рекреационных ресурсов округа.

Основные элементы рекреационных ресурсов  

1

25.

Проект программы  по оценке природных ресурсов и проблемам развития туризма в округе.

1

26.

Разработка программы путешествия по ХМАО. (знакомство с памятниками природы и достопримечательностями городов округа)

1

27.

Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации.

1

28.

Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации.

1

29.

Пути решения проблем развития туризма в округе.

1

30.

Пути решения проблем развития туризма в округе.

1

31.

Оформление проектных работ.

1

32.

Защита проектных работ.

1

33.

Обобщение и повторение пройденного материала.

1

34.

Итоговый урок. Занимательная викторина

1.

             

                                          Литература для учителя.


1.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2001 году". Ханты-Мансийск, 2002. - 130 с.
2.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2002 году". Ханты-Мансийск, 2003. - 130 с.
3.Основы экологического аудита, М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 392 с.
4.Охрана ландшафтов. Толковый словарь. (под ред. В.С. Преображенского). М.: 2002.
5.Ощущение чуда.//Вестник АсЭкО, 3(7), 2005.
6.Пашканг К.В. Комплексная полевая практика по физической географии. М.: 2006.
7.Природно-территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы (под ред. К.В. Пашканга).  М.: 2003.
8.Проблемы традиционного природопользования Российской Федерации. М.: Госкомсевер России, 2000. - 222 с.
9.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Комплексная полевая практика по физической географии. Методическое руководство. М.:2002.


10.Эрингис К.И. Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 2005. С. 107-159
.

11.Злацен М.Карманный справочник туриста М. Профиздат, 1963 год.

12. Практикум по географическому краеведению/под ред. И.Петрова.-М.Наука,1990год.

13. Симаков В.И. Походы выходного дня. М.Советская Россия, 1984 год.

14. Учебник “География ХМАО” под ред. Бакулина В.В. М Экопрос , 2000год.

15.Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д. М.Творческий центр2005 год.

                           Литература для учащихся.

1.. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства. М.: Московский государственный университет природообустройства, 2001. - 193 с.
2..Бабушкин И.Н. Комплексная полевая практика по физической географии М.: 2002.
3.Баранский Н.Н. Экономико-географическое положение // География в школе.- 2003.- 4.- С.24-34.
4.БардахановаТ.Б., Михеева А.С, Пунцукова СД., Раднаев Б.Л. Методология определения экологических затрат региона. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 129 с.
5.Бенуа Б. Экологизация налоговой системы России. М.: Изд-во Рус. ун-та, 2001. - 116 с.
6.Берестовой А. Туризм: проблемы и перспективы работы со странами АТР // Владивосток.- 22 мая 2006 г.
7.Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Изд-во Московского университета, 2001.

9.Бобылев С.Н. Определение и реализация ценности природы в экономике. В кн.: Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века, М.: ТЕИС, 2003. С. 39-51.
10.Бобылев СИ., Сидоренко В.Н., Лужецкая Н.В. Экономические основы сохранения водно-болотных угодий. М., 2001. 56 с.
11.Брезгин B.C. Учет стоимости экологических функций лесных экосистем при расчете величины ущерба. //Проблемы реформирования экономики России: материалы научно-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. Ч. I.
12.Брезгин B.C. Экологически скорректированная оценка экономического истощения лесных ресурсов Читинской области// Экономика природопользования, 2003, 2. С. 50-59.
13.Глазырина И.П., Бреэгин B.C. Внешний рынок и проблемы сохранения лесных ресурсов.// Вестник Международной Академии Наук по Экологии и Безопасности Жизнедеятельности, 6 (18), Чита, 1999.
14.Гордеева З.И. Физическая география России. Ландшафтная практика в Подмосковье. Методические рекомендации к курсу. М.: 2000.
15.ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. М.: Госстандарт России,2000. - 61 с.
16.ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 16 с
17.Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
18.Данилов-Данильян В.И,, М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001. - 330 с.
19.Диксон Д., Скура Л., Карлентер Р., Шериан П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду/Пер, с англ. Науч. ред. С.Н. Бобылев, Т.Г. Леонова, М.И. Сметанина. М.: Изд-во "Вига-Пресс", 2000 - 272 с.

20.Игры, опыты, самоделки.//Вестник АсЭкО, 1-2 (13-14), 2002.
21.Калашников И. В 1995 году мировой туризм снова был на подъеме // Туринфо.- 2006.- 6.- С.5.
22.Копылова Ю.Ю- Учет фактора времени при экономической оценке леса//Региональные и муниципальные проблемы природопользования. Киров, 2002. С 25-27.
23.Корнелл Дж. Детям о природе.//Вестник АсЭкО, 2, 3, 4,(18, 19, 20), 1999.
24.Коропалов В.П. Интегральные критерии оценки экологической ситуации в регионе. В сб.: Биологические ресурсы и устойчивое развитие. М: НИА Природа, 2001. С. 111-113.
25.Маергойз И.М. Задачи изучения экономико-географического положения // Территориальная структура хозяйства.- Новосибирск: Наука, 2003.- С.51-64.
26.Мамин Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб. Пособие для вузов. - И.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 238 с.
27.Мухина Л.И. Савельева В.В. Особенности рекреационной оценки среднегорной территории (на примере Архыза). Изв. АН РФ. Сер. географическая. 2003. 1. С. 95-102.
35.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2000 году. Ханты-Мансийск, 2001. - 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...

Практическая работа по географии «Оценка ресурсообеспеченности регионов мира и отдельных стран» 10 класс

Данная разработка практической работы необходима при изучении темы "Природные ресурсы мира" Целью работы является подсчет ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов разных ре...

Проект по географии "Оценки в школах разных стран"

Проект по географии "Оценки в школах разных стран"...