Программа факультатива по географии «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО».
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением, природными ресурсами и проблемами туризма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_geografii_8kl.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено на заседании МС
МОУ СОШ №2
Протокол №
Календарно-тематическое
планирование занятий
в системе дополнительного образования
«Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО».
8 КЛАСС.
Учитель: Шитова И.Л.
МОУ СОШ №2
2010-2011 уч.год.
Пояснительная записка.
В последние десятилетия XX века одной из основных ярко выраженных общемировых тенденций развития хозяйства стало развитие рекреационной сферы. Как и другие виды человеческой деятельности, рекреация использует определенные ресурсы, формирует в процессе развития территориальные рекреационные системы со всей совокупностью пространственных отношений между составляющими их элементами. Это определило особый подход к изучению физико-географических особенностей рекреационных ресурсов. |
Программа разработана на основе программы А.Г Шурыгиной и Г.М. Алалыкиной («География в школе » №4,1997 год).
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 8 классов и направлен на развитие интересов учащихся в области краеведения. В конце года восьмиклассники знакомятся с географией ХМАО, но очень кратко. Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением, природными ресурсами и проблемами туризма.
Практические работы рассчитаны на использование краеведческого материала.
Используются разнообразные формы самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.
.
Цель: создание комплексного подхода к изучению родного края, формирование глубоких знаний и умений учащихся краеведческого содержания, организация разнообразных форм самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.
Привитие интереса к предмету географии. Воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Задачи курса:
Развитие интереса к истории и географии родного края.
Формирование представления о многообразии природы, личной ответственности за сохранность природных богатств.
Воспитание любви к родной природе, уважение к традициям своего народа, раскрытие преемственности поколений в изучении планеты;
воспитание у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость , смелость настойчивость , мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение родного края , своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Площадь территории, особенности географического положения.
Основные формы рельефа, размещение полезных ископаемых.
Факторы, формирующие климат, влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность.
Особенности главных речных систем.
Основные проблемы округа , правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь пользоваться картой в рамках программы.
2. Устанавливать зависимость между рельефом и размещением полезных ископаемых.
3.Определять по климатическим картам и графикам основные черты климат .
4. Оценивать водные , растительные и биологические ресурсы.
5. Устанавливать взаимосвязь между компонентами природы,
6. Работать с различными источниками географических знаний.
Содержания программы :
Источники и методы изучения родного края.
Географическое положение ХМАО.
Площадь, территория, границы.
История заселения и хозяйственного освоения территории.
Вклад учёных в изучение территории края.
Природа округа.
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат. Климатообразующие факторы. Характеристика сезонов. Внутренние воды. Почва. Растительный и животный мир. Природные зоны. Экологические проблемы.
Население округа. Быт и культура коренных народов.
Работа над проектом «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО»
Учебно-тематическое планирование курса
“ Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО ”.
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1. | Введение. Название спецкурса. Знакомство с литературой. Значение знаний о родном крае, о полезности знаний поведения в природе. Источники и методы изучения родного края. | 1 | |
2. | Географическое положение округа. Площадь, территория, границы. Практическая работа : Оценка по картам географического положения. | 1 | |
3. | История заселения и хозяйственного освоения территории. | 1 | |
4. | Освоение Сибири Ермаком. | 1 | |
5. | Вклад учёных в изучение территории края. (Доклады). Практическая работа: составление кроссворда. | 1 | |
6. | Геологическое строение ,рельеф и полезные ископаемые ХМАО. Практическая работа c картами, знакомство с коллекцией полезных ископаемых. Оценка ресурсного потенциала Округа. | 1 | |
7. | Климат . Климатообразующие факторы.. Характеристика сезонов. | 1 | |
8. | Практическая работа. Личные наблюдения за погодой. Работа с климатическими диаграммами.. | 1 | |
9. | Внутренние воды. Реки, озёра, болота. Практическая работа с карами. Составление, кроссвордов, ребусов. | 1 | |
10. | Почва ХМАО. Практическая работа :характеристика почв различных типов. | 1 | |
11. | Растительный мир ХМАО. Практическая работа: Изучение гербария местных растений. Занимательная викторина. | 1 | |
12. | Лечебные травы нашего края. Загадки о растениях нашего края. | 1 | |
13. | Животный мир. ХМАО. Презентации . | 1 | |
14. | Природные зоны. Тайга. Брейн-ринг. | 1 | |
15. | Экологические проблемы. Виды загрязнений. | 1 | |
16. | Практическая работа с картой охраняемых территорий. Заповедники. Заказники. Сообщения. Презентации. | 1 | |
17. | Правила поведения в природе. | 1 | |
18. | Население округа. Быт и культура коренных народов. | 1 | |
19-20. | Экскурсия в музей «Эхо – Югры». | 2 | |
21. | Наш город. | 1 | |
22. | Что такое туризм? Оценка природных условий для развития туризма в округе. | 1 | |
23. | Проблемы развития туризма в округе. | 1 | |
24. | Особенности рекреационных ресурсов округа. | 1 | |
25. | Проект программы по оценке природных ресурсов и проблемам развития туризма в округе. | 1 | |
26. | Разработка программы путешествия по ХМАО. (знакомство с памятниками природы и достопримечательностями городов округа) | 1 | |
27. | Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации. | 1 | |
28. | Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации. | 1 | |
29. | Пути решения проблем развития туризма в округе. | 1 | |
30. | Пути решения проблем развития туризма в округе. | 1 | |
31. | Оформление проектных работ. | 1 | |
32. | Защита проектных работ. | 1 | |
33. | Обобщение и повторение пройденного материала. | 1 | |
34. | Итоговый урок. Занимательная викторина | 1. |
Литература для учителя.
1.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2001 году". Ханты-Мансийск, 2002. - 130 с.
2.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2002 году". Ханты-Мансийск, 2003. - 130 с.
3.Основы экологического аудита, М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 392 с.
4.Охрана ландшафтов. Толковый словарь. (под ред. В.С. Преображенского). М.: 2002.
5.Ощущение чуда.//Вестник АсЭкО, 3(7), 2005.
6.Пашканг К.В. Комплексная полевая практика по физической географии. М.: 2006.
7.Природно-территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы (под ред. К.В. Пашканга). М.: 2003.
8.Проблемы традиционного природопользования Российской Федерации. М.: Госкомсевер России, 2000. - 222 с.
9.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Комплексная полевая практика по физической географии. Методическое руководство. М.:2002.
10.Эрингис К.И. Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 2005. С. 107-159
.
11.Злацен М.Карманный справочник туриста М. Профиздат, 1963 год.
12. Практикум по географическому краеведению/под ред. И.Петрова.-М.Наука,1990год.
13. Симаков В.И. Походы выходного дня. М.Советская Россия, 1984 год.
14. Учебник “География ХМАО” под ред. Бакулина В.В. М Экопрос , 2000год.
15.Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д. М.Творческий центр2005 год.
Литература для учащихся.
1.. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства. М.: Московский государственный университет природообустройства, 2001. - 193 с.
2..Бабушкин И.Н. Комплексная полевая практика по физической географии М.: 2002.
3.Баранский Н.Н. Экономико-географическое положение // География в школе.- 2003.- 4.- С.24-34.
4.БардахановаТ.Б., Михеева А.С, Пунцукова СД., Раднаев Б.Л. Методология определения экологических затрат региона. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 129 с.
5.Бенуа Б. Экологизация налоговой системы России. М.: Изд-во Рус. ун-та, 2001. - 116 с.
6.Берестовой А. Туризм: проблемы и перспективы работы со странами АТР // Владивосток.- 22 мая 2006 г.
7.Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Изд-во Московского университета, 2001.
9.Бобылев С.Н. Определение и реализация ценности природы в экономике. В кн.: Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века, М.: ТЕИС, 2003. С. 39-51.
10.Бобылев СИ., Сидоренко В.Н., Лужецкая Н.В. Экономические основы сохранения водно-болотных угодий. М., 2001. 56 с.
11.Брезгин B.C. Учет стоимости экологических функций лесных экосистем при расчете величины ущерба. //Проблемы реформирования экономики России: материалы научно-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. Ч. I.
12.Брезгин B.C. Экологически скорректированная оценка экономического истощения лесных ресурсов Читинской области// Экономика природопользования, 2003, 2. С. 50-59.
13.Глазырина И.П., Бреэгин B.C. Внешний рынок и проблемы сохранения лесных ресурсов.// Вестник Международной Академии Наук по Экологии и Безопасности Жизнедеятельности, 6 (18), Чита, 1999.
14.Гордеева З.И. Физическая география России. Ландшафтная практика в Подмосковье. Методические рекомендации к курсу. М.: 2000.
15.ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. М.: Госстандарт России,2000. - 61 с.
16.ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 16 с
17.Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
18.Данилов-Данильян В.И,, М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001. - 330 с.
19.Диксон Д., Скура Л., Карлентер Р., Шериан П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду/Пер, с англ. Науч. ред. С.Н. Бобылев, Т.Г. Леонова, М.И. Сметанина. М.: Изд-во "Вига-Пресс", 2000 - 272 с.
20.Игры, опыты, самоделки.//Вестник АсЭкО, 1-2 (13-14), 2002.
21.Калашников И. В 1995 году мировой туризм снова был на подъеме // Туринфо.- 2006.- 6.- С.5.
22.Копылова Ю.Ю- Учет фактора времени при экономической оценке леса//Региональные и муниципальные проблемы природопользования. Киров, 2002. С 25-27.
23.Корнелл Дж. Детям о природе.//Вестник АсЭкО, 2, 3, 4,(18, 19, 20), 1999.
24.Коропалов В.П. Интегральные критерии оценки экологической ситуации в регионе. В сб.: Биологические ресурсы и устойчивое развитие. М: НИА Природа, 2001. С. 111-113.
25.Маергойз И.М. Задачи изучения экономико-географического положения // Территориальная структура хозяйства.- Новосибирск: Наука, 2003.- С.51-64.
26.Мамин Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб. Пособие для вузов. - И.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 238 с.
27.Мухина Л.И. Савельева В.В. Особенности рекреационной оценки среднегорной территории (на примере Архыза). Изв. АН РФ. Сер. географическая. 2003. 1. С. 95-102.
35.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2000 году. Ханты-Мансийск, 2001. - 147 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Программа факультатива «Избранные вопросы информатики»
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 10 класс...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...
Практическая работа по географии «Оценка ресурсообеспеченности регионов мира и отдельных стран» 10 класс
Данная разработка практической работы необходима при изучении темы "Природные ресурсы мира" Целью работы является подсчет ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов разных ре...
Проект по географии "Оценки в школах разных стран"
Проект по географии "Оценки в школах разных стран"...