Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Ясашнова Юлия Александровна

рабочие программы для основной школы по географии содержат пояснительную записку, КИМы, календарно - тематическое планирование, 6 - 7 класс, программа автор А.А.Летягин издательство "Вентана - Граф". Рабочие программы разработаны мной только для этих классов так, как второй год работаю по программе издательства "Вентана - Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Второвская основная общеобразовательная школа

Согласовано                                                                                                     Утверждаю

Зам.директора по УВР                                                                                    Директор                                                                                                       Лебедева Л.И                                                                                                   Миронова Т.Н.                                                                                                      

____________2011 г.                                                                                     ____________2011г.

Рабочая программа

по географии 6 класс

                                                                                         Составитель:

Ясашнова Ю.А., учитель географии

2011 год 

                                                                              Пояснительная записка

        Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: А.А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: .:«Вентана - Граф» 2008г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

      «Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

        Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

        Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Цели и задачи курса

        Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Виды деятельности учащихся:

Устные сообщения;

Обсуждения;

Мини – сочинения;

Работа с источниками;

Доклады;

Защита презентаций;

Рефлексия.

        Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».  В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 34 ч из федерального компонента и допускается использование 34 ч из регионального (национально-регионального) компонента.  

Специфика предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34  учебных часа для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю, для классов КРО – 68 часов, 2 часа в неделю.

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех  разделов: «Изображения земной поверхности », «Оболочки Земли», «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу».

Учебно-тематический план (68 часов – класс КРО)


раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Введение.

5

1

1.

Планета Земля. Изображение земной поверхности.

17

10

2.

Геосферы Земли.

42

18

3.

Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу.

6

1

ИТОГО

70

32

Содержание программы

 

ВВЕДЕНИЕ  

     География – одна из наук о планете Земля. Начало географического познания Земли.

Великие географические открытия.

Географические открытия и исследования в Х111 – ХХ веках.

 

Практические работы. 

На местности: Организация наблюдений за погодой в своей местности и занесение результатов в календарь погоды.

«Наблюдение за географическими объектами (местность вокруг школы, лес, луг, река, пашня и т.д.)

    На контурной карте:  Нанести маршруты путешествий Русская кругосветная военно-морская экспедиция под руководством М.П. Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена.

Раздел I

Планета Земля. Изображение земной поверхности.

Планета Земля. Изображение земной поверхности. Земля среди других планет. Движение Земли по околосолнечной орбите. Суточное вращение Земли. Взгляд на Землю из космоса.

Тема 1. План местности  

Изображение поверхности земли. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности (практикум). Топографический план и топографическая карта. Полярная  съемка на местности.

(практикум). Маршрутная глазомерная съемка (практикум). Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа. Изображение рельефа на топографических картах. Виды планов и их использование. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы. 

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II

Геосферы Земли

Тема 1. Литосфера.

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 

 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  

Тема 2. Гидросфера  

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.  

Тема 3. Атмосфера  

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.

Тема 4. Почвенный покров.

Рождение науки о почвах. Почва и ее образование. Плодородие почв. Почва – место обитания живых организмов.

Практическая работа. Описание почвенного разреза своей местности.

Тема 5. Биосфера.

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. Человек – часть биосферы.

Практические работы.

Описание по изображениям и гербарию растений и животных своей местности.        

Описание разных рас и составление по описаниям «фотороботов» людей, относящихся к различным расам.        Определять наиболее и наименее заселенные территории суши по карте средней плотности населения. Выявлять природные, исторические, экономические причины заселения или незаселенности территории на примере одного региона. Построение модели природно-территориального комплекса своей местности.

Раздел III

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.

Работы на местности. Экскурсии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ключевые компетенции

освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1.        Называть и/или показывать:

существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

форму и размеры Земли (длина окружности);

на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

части Мирового океана;

среднюю соленость вод океана;

воды суши подземные и поверхностные;

речную систему, речной бассейн;

компоненты ПТК;

правила поведения в природе;

причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

главную причину образования ветра;

главную причину образования облаков, осадков;

пояса освещенности Земли;

географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

  связей между элементами погоды;

   изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

воздействия организмов на компоненты неживой природы;

влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

меры по охране природы в своей местности;

горных пород и минералов, их использования человеком;

влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

взаимосвязей: река — рельеф;

искусственных водоемов;

из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

абсолютные и относительные высоты;

объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

по карте географическое положение объектов;

по образцам: осадочные и магматические горные породы;

фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Перечень обязательной географической номенклатуры:

6 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.

Перечень географических объектов (номенклатура) по краеведческому модулю

Литосфера. Клинско-Дмитроская гряда, Ополье, Мещера.

Гидросфера. Реки: Ока, Клязьма, Большой Киржач, Пекша, Судогда, Колокша, Нерль                               

    Озера:Святое,Великое,Кщара.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

 по «Физической  географии» (начальный курс) в 6 классе

 (68ч., 2 часа в неделю)

Программа

 А.А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: .:«Вентана - Граф» 2008г.

Основная литература

Базовый учебник

   А.А. Летягин «География, 6 класс», изд. «Вентана - Граф» 2010г.

Методическое пособие для ученика

А.А. Летягин «География, 6 класс» Рабочая №1,№2 – М.:«Вентана - Граф» 2010г.

География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас


урока

Тема

Основное программное

содержание

Практические работы

Краеведческий модуль

Учебные

действия

Проекты

Введение

1.

География – одна из наук о планете Земля

1. Что изучает географическая наука.

2. Наблюдения – метод географической науки.  3.Организация наблюдений за погодой.

4.Правила составления маршрутного листа.

Организация наблюдений за погодой в своей местности и занесение результатов в календарь погоды.

Наблюдать за изменениями в природе.

2.

Экскурсия.

«Наблюдение за географическими объектами (местность вокруг школы, лес, луг, река, пашня и т.д.)

 

Разработать экскурсии по городу.

3.

Начало географического познания Земли

1.Древняя география и географы.

2. География в средние века.

1. Изучение правил работы  с контурной картой.

2. Нанесение на к.к. географических названий, известных уч-ся.  

 

4.

Великие географические открытия.

1. Три пути в Индию.

2. Первое кругосветное путешествие.

«Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий».

.

Знать основные географические открытия.

5.

Географические открытия и исследования в Х111 – ХХ веках.

1.Зарождение современной географии.

2. Методы географической науки.

3. Изучение полярных областей Земли и Мирового океана.

4. Космическая география.

«Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических открытий».

Русская кругосветная военно-морская экспедиция под руководством М.П. Лазарева и Ф.Ф. Белинсгаузена

Знать  маршруты экспедиций русских мореплавателей и их географические открытия.

.





        

Планета Земля. Изображение земной поверхности

6.

Земля среди других планет.

1.Возникновение земли, этапы ее развития.

2.Форма и размеры земли. Решение задачи.

7.

Движение Земли по околосолнечной орбите.

1.Обращение земли вокруг Солнца.

2.Времена года на Земле.

3. Пояса освещенности Земли.

Сравнение астрономических и фенологических времен года своей местности.

Понимать географические следствия движений Земли.

8.

Суточное вращение Земли.

1. Вращение Земли вокруг своей оси.

2. Время на Земле.

Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу; наблюдение за высотой Солнца.

9.

Взгляд на Землю из космоса.

1. Дистанционные методы исследования Земли.

2. Искусственные спутники Земли.

Работа с космическими снимками.

Работа с космическими снимками своей местности.

Читать космические снимки.



        

10.

Изображение поверхности земли. Ориентирование на местности.

1. Способы изображения местности.

2. Ориентирование на местности.

3. Определение азимута и расстояний на местности.

4. Подготовка к практической работе на местности.

 Различать способы изображения земной поверхности, ориентироваться на местности.

11.

Ориентирование на местности.

(практикум)

1. Ориентирование планшета.

2.Визирование на ориентиры.

3. Определение расстояний.

4. Определение азимутов.

1. Ориентирование планшета.

2.Визирование на ориентиры.

3. Определение расстояний.

4. Определение азимутов.

Ориентироваться на местности, определять расстояния  с помощью шагов и дальномера и азимут на объекты.

12.

Топографический план и топографическая карта.

1. Масштаб.

2. Условные знаки.

3.  Съемка местности.

4. Полярная съемка.

Составление плана местности на маршруте.

Составлять описание маршрута.

13.

Полярная  съемка на местности.

(практикум)

Полярная съемка пришкольного участка

14.

Маршрутная глазомерная съемка.

(практикум)


Маршрутная съемка в микрорайоне школы.

15.

Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа.

1. Рельеф и его формы.

2.Относительная высота.

Определение относительной высоты холма.

Чтение топографической карты своей местности.

Определять относительную высоту точек земной поверхности на топографических и физических картах.

16.

Изображение рельефа на топографических картах.

1.Абсолютная высота.

2. Способы показа рельефа на топографических картах.

Определять абсолютную высоту точек земной поверхности на топографических и физических картах.

Составлять описания по топографической карте форм рельефа.

17.

Виды планов и их использование.

1. Виды планов и их использование.

Работа с планами:

- план Куликовской битвы;

-  экскурсионно-туристические планы;

Работа с планами:

- своего города;

- план города для автомобилистов;

- транспортная карта города.

Использовать различные планы в практической деятельности.





        

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности

18.

Глобус – модель Земли.

1. Глобус Земли.

2. Масштаб глобуса. Школьный глобус.

Определение положения географических полюсов Земли, нахождение экватора, параллелей и меридианов.

Определение протяженности маршрута первого русского кругосветного плавания.

Выявлять на глобусе элементы градусной сети.

Определять направления  с помощью параллелей и меридианов.

19.

Географические координаты.

1. Географическая широта.

2. Географическая долгота.

1.Определение географических координат.

2. Определение географических координат на местности по полярной звезде и с помощью системы космической навигации.

Определение географических координат   своего населенного пункта.

Определять географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

20.

Работа с глобусом.

1. Ориентирование глобуса. Определение условий освещенности Земли в данный момент времени.

2. Изображение рельефа на глобусе.

3. Шкала высот и глубин.

Определение расстояний в градусной мере и в километрах.

Определять расстояния в градусной мере и в километрах.

21.

Географическая карта.

1. От глобуса к географической карте.

2. Масштаб географической карты.

Работа с картой полушарий и России по определению географических координат.

Определение географических координат своего населенного пункта.

Определять по картам географические координаты.

Различать масштабы географических карт и определять расстояния с помощью линейного, именованного и численного масштаба.

22.

Географические карты в жизни человека

1. Условные знаки мелкомасштабных карт.

2.Использования географических карт. 3.Географический атлас

Работа с навигационными картами, картами лесов, историческими картами, политической.

Сравнивать планы местности и географические карты.

Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.

Геосферы Земли. Литосфера

23.

Внутреннее строение Земли.

1. Недра Земли.

2. Земная кора и литосфера.

3. Как изучают внутреннее строение Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

24.

1. Земная кора и литосфера.

1. Строение литосферы.

2. Земная кора.

3. Нарушение слоев земной коры.

4. Колебательные движения земной коры.

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

25.

Стихия землетрясений

1. Землетрясения.

2. Сила землетрясения

Определение и нанесение на контурную карту зон землетрясений на окраинах Тихого океана, от Гибралтара до Индонезии и очагов крупнейших землетрясений.

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений.

Устанавливать по картам главные пояса землетрясений.









        

26.

Вулканы Земли.

1. Образование и строение вулканов.

2. Вулканы мира.

3. Вулканические проявления.

Определение географических координат и нанесение на контурную карту вулканов и наиболее известных гейзеров.

Выявлять закономерности географического распространения  вулканизма.

Устанавливать по карте главные пояса вулканизма Земли.

27.

Состав земной коры.

1. Из чего состоит земная кора.

2.  Горные породы.

3. Образование горных пород.

Определение минералов и горных пород по образцам.

Описание горных пород и минералов своей местности.

Сравнивать свойства горных пород  различного происхождения.

1.Создание коллекции горных пород и минералов.

2.  Создание каталога горных пород и минералов своей местности.

28.

Минералы.

1. Минералы в горных породах.

2. Свойства минералов.

3. Полезные ископаемые.

4. Ильменский минералогический заповедник.

Определение твердости минералов.

Полезные ископаемые своей местности.

Определять минералы по различным свойствам.

Создание коллекции минералов.

Создание мини музея горных пород своей местности.

29.

Выветривание и перемещение горных пород.

1. Разрушение и изменение горных пород и минералов.

2.Физическое,  химическое и биологическое выветривание.

3. Деятельность ветра, воды и льда.

4. Деятельность человека

Формы рельефа своей местности.

30.

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1. Формирование рельефа земной поверхности.

2. Горный рельеф. Различия гор по высоте.

Определение географического положения гор.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики  крупнейших гор, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия.

Создание видеотеки о горах.

31.

Равнины и плоскогорья суши.

Человек в горах и на равнине.

1. Равнинный рельеф.  Формы равнинного рельефа.

2. Разнообразие равнин по высоте.

Определение географического положения равнин и плоскогорий.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики  крупнейших равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия.

32.

Рельеф дна мирового океана.


1. Открытие и изучение форм рельефа океанического дна.

2. Строение дна Мирового океана.

Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

 33. Контрольная работа

Гидросфера

34.

Вода на Земле.

1. Гидросфера – водная оболочка Земли.

2. Вода и ее свойства.

3. Мировой круговорот воды.

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли.

35.

Мировой океан  – главная часть гидросферы.

1. Наша планета – Земля или Океан?

2. Части Мирового океана. Береговая линия.

3. Суша в океане

Составление иллюстрированной контурной карты «Мировой океан».

Определять черты сходства и различия океанов Земли.

Определять по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов.

36.

1. Воды Мирового океана.

1. Соленость морской воды.

2. Температура морской воды.

3. Движение морских вод, Теплые и холодные течения.

4. Приливы и отливы.

Определение географического положения одного океана или моря.

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры, и солености поверхностных вод Мирового океана.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений.

37.

Человек и Океан.



1. Мореплаватели.

2. Изучение Мирового океана.

3. Хозяйственная деятельность человека в Мировом океане.

Описание океана или моря по плану.

Составлять описание океана или моря по картам.

38.

Воды суши.

1. Классификация вод суши.

2. Поверхностные воды и их изображение на географических картах.

Определение географического положения реки.

Описание реки своей местности.

Определять по карте истоки, устья, водосборные бассейны, водоразделы.

39.

Жизнь реки.

1. Долина реки.

2. Питание реки.

3. Режим реки.

4. Горные и равнинные реки.

1. Описание горной реки.

2. Описание равнинной реки.

( по вариантам)

Составлять описание реки по плану на основе анализа карты.

40.

Большие и малые реки.

1. Великие реки мира.

2. Малые реки России.

Наблюдение за поведением реки своей местности.

Организовать исследование реки своей местности.

«Чистая река»

41.

Озера.



1. Что такое озеро

2.  Озеро Байкал.

3. Озерные котловины.

4. Озерные котловины.

5. Питание озер. Озерная вода.

Озера Владимирской области.

Определять по карте географическое положение крупнейших озер мира.

42.

Вода в «земных кладовых»

1. Ледники. Покровные и горные ледники.

2. Многолетняя мерзлота.

3. Подземные воды.

Изучение поверхностных и подземных вод своей местности.

Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты.

«Колодец, колодец, дай воды напиться».

«Живой родник».

43.

Человек и гидросфера.

1. «Живая вода».

2. Энергия воды.

3. Отдых и лечение «на воде».

Разработка туристических маршрутов по великим рекам мира, рекам России.

Разработка туристических маршрутов по рекам Владимирской области.

Атмосфера

44.

Атмосфера  – воздушная оболочка Земли.

1. Атмосфера Земли.

2. Размеры атмосферы Земли.

3. Состав атмосферного воздуха.

4. Строение атмосферы Земли.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – кухня погоды».

45.

Как нагревается атмосферный воздух?

1. Солнечные лучи в атмосфере.

2. Подстилающая поверхность.

3. Нагревание атмосферного воздуха.

Анализ суточного и месячного хода температуры по данным своих наблюдений.

Вычерчивать и анализировать графики температур в течение суток на основе данных дневников наблюдений.

Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду.

46.

Атмосферное давление.

1. Что такое атмосферное давление и как его измеряют?

2. Изменение атмосферного давления с высотой.

3. Карта погоды.

Знакомство с  устройством барометра – анероида.

Измерение атмосферного давления  у земной поверхности  и на самом высоком этаже. Анализ полученных результатов

Измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Решать задачи на изменение температуры с высотой.

Читать синоптические карты.

47.

Движение воздуха.



1. Почему и как движется воздух?

2. Направление и скорость ветра. Роза ветров.

3.Бризы и муссоны.

Анализ роз ветров российских городов.

Построение розы ветров своей местности по данным своих наблюдений. Анализ полученных данных.

Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.

48.

Вода в атмосфере

1. Водяной пар и влажность воздуха.

2. Абсолютная и относительная влажность воздуха.

3. Туман.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

49.

Разнообразие облаков

1. Облака и их виды.

2.  Как показывают облака на карте погоды?

Наблюдение за небом в течение года и составление «атласа» облаков с использованием собственных снимков.

Наблюдать за облаками, составлять описание по облику.

50.

Атмосферные осадки.

1. Образование и выпадение осадков.

2. Виды осадков.

3. Измерение осадков. Количество осадков.

Построение и анализ диаграмм облачности и осадков по своим наблюдениям за погодой.

51.

Погода.


1. Погода. Карта погоды.

2. Прогноз погоды.

3. Экскурсия на метеостанцию.

(видеозапись экскурсии на метеостанцию МГУ)

Выявлять особенности погоды.

52.

Климат.

1. Климат. Почему климат на Земле различный?

Составление картосхемы «Самые жаркие и холодные, самые влажные и сухие районы Земли».

Выявлять главную причину разнообразия климата и существования климатических поясов.

53.

Человек и атмосфера.

1. Влияние атмосферы на человека.

2. Влияние человека на атмосферу.

Составление иллюстрированного каталога редких и опасных явлений в атмосфере (гроза, град, радуга, мираж и др.)



Почвенный покров

54.

Почва – уникальный природный  объект.

1. Рождение науки о почвах.

2. Почва и ее образование.

3. Плодородие почв.

4. Почва – место обитания живых организмов.

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

55.

Описание почвенного разреза.

Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема.

Биосфера

56.

Биосфера.


1. Биосфера – оболочка жизни на Земле.

2. Границы биосферы.

3. Появление и развитие жизни на земле.

4. Биологический круговорот веществ

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки.

57.

Жизнь в тропическом поясе.

1. Растительный и животный мир нашей планеты.

Составить рассказ о воображаемом путешествии во влажный тропический лес  в саванну.

Выявлять причинно-следственные связи отдельных компонентов природной зоны на основе анализа тематических карт.

58.

Растительный и животный мир умеренных поясов.

1. Степи.

2. Лиственные леса умеренных широт.

Описание по изображениям и гербарию растений и животных своей местности.

Выявлять причинно-следственные связи отдельных компонентов природной зоны на основе анализа тематических карт.

Конкурс плакатов: «Сохраним нашу планету».

59.

Жизнь в полярных поясах и в океане.

1. Тундра.

2. Арктические и антарктические  пустыни.

3. Условия жизни в океане. Этажи подводной жизни.

Выявлять причинно-следственные связи отдельных компонентов природной зоны на основе анализа тематических карт.

60.

Человек – часть биосферы.

1. Происхождение человека.

2. Расселение человека.

3. Природа и человек.

Описание разных рас и составление по описаниям «фотороботов» людей, относящихся к различным расам.

Как проходило заселение и освоение своей  местности.

Определять наиболее и наименее заселенные территории суши по карте средней плотности населения. Выявлять природные, исторические, экономические причины заселения или незаселенности территории на примере одного региона.

61.

Взаимосвязь оболочек Земли.

1. В природе все взаимосвязано.

2. Природный комплекс.

Построение модели природно-территориального комплекса своей местности.

62.

Географическая оболочка Земли.

1. Что такое географическая оболочка Земли.

2. Состав и строение географической оболочки.

3. Ритмы географической оболочки.

63.

Природная среда.

Охрана природы.


1. Природное окружение человека.

2. Красная книга.

3. Природные особо охраняемые территории.

Акция « Помоги лесу».

64. Итоговая контрольная работа

65.

Работа на местности.

Фенологические наблюдения.

Фотовыставка «Пришла весна»

66.

Работа на местности.

Наблюдение за поведением реки весной.



        

67.

Работа на местности

Определение высоты холма самодельным невелиром.



        

68.

Работа на местности.

Экскурсия в лес.

69.

Работа на местности.

Содержание определяется учителем.

70.

 Игра «Последний герой».

Организация минитурслета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...