Использование интерактивных карт при изучении географии на профильном уровне
материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
Интерактивные контурные карты в преподавании
географии на профильном уровне с использованием интернет
Бланковые, или контурные, карты давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии.
Контурные карты используются и при изучении нового материала, и в процессе его закрепления, и
для контроля знаний и умений. Контурная карта — это поле творческой деятельности, где можно
отобразить любое событие или явление, проследить его изменение во времени.
Практические задания на контурных картах являются важным элементом развития учащихся и
формирования у них определенных навыков и умений. Во-первых, во время выполнения заданий
ученики напрягают и тренируют зрительную память (составляющая наглядно-образной памяти).
Они не просто механически запоминают расположение объекта, но и определяют его местонахож-
дение относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д. Поисковая работа
благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического. Во-
вторых, тренируется и развивается моторно-сенсорная память, когда ученики закрашивают объект
и подписывают его название. В-третьих, ученики приобретают картографические навыки
выполнения работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития человека, и
многим будут служить базой для профессионального становления. В-четвертых, выполнение
картографических работ воспитывает дисциплинированность (выполнение определенных
заданий по определенным правилам), внимательность (что именно выполнять и как), точность,
аккуратность. В-пятых, работа на контурной карте развивает эстетический вкус.
Одна из основных образовательных задач — подготовка учащихся к дальнейшей жизни и
работе после окончания общеобразовательного учреждения.
Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить
при изучении географии, и только при изучении географии, — навык использования различных
видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать
карту — это как раз то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его будущей
профессии. Важную роль в формировании такого рода прикладных знаний играет правильная
организация систематической работы с контурными картами. Использование контурных карт
позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе
определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое
использование на уроках географии контурных карт способствует также формированию умения по
словесной географической характеристике территории определять положение этой территории на
карте. Наличие именно таких навыков говорит о хорошем знании географии.
Для обучения школьников географии с использованием Интернет на профильном уровне и
для проведения лабораторных, практических, самостоятельных работ и проектов был разработан
интерактивный практикум по контурным картам. Карты, используемые в курсе географии, можно
условно разделить на две большие группы: карты мира и карты России. Стандартный размер
(330х590 пикселей) окна с картой не всегда дает возможность получить карту требуемого региона
в наиболее подробном масштабе. Поэтому для удобства пользователей территории России и мира
были разделены на отдельные регионы, для каждого из которых был подобран свой
индивидуальный размер окна с картой. Для мира такими регионами являются в первую очередь
материки и части света. А для России – экономические районы.
С помощью масштабирования можно выбрать требуемую детальность показа карты в рабочем
окне – от самого крупного, т. е. максимально детального масштаба до самого мелкого, при кото-
ром карта станет обзорной, а ее содержание будет максимально обобщено. После того как
сформирована основа контурной карты, можно переходить к этапу нанесения значков из
предложенных библиотек. Этот сервис позволяет пользователю самому добавлять
на карту новые значки и кратко их подписывать. С помощью таких значков удобно помечать уже
существующие объекты или участки карты, а также указывать местоположение новых объектов.
Нанесенные значки можно удалять поодиночке или все сразу. Для сохранения значков
рекомендуется сохранить карту в виде ссылки, картинки или распечатать стандартными
средствами интернет-браузера, перейдя по ссылке «Сохранить карту».
Пользователям предлагается библиотека значков, состоящая из четырех частей:
- геометрические значки (15 значков)
- обрабатывающая промышленность (18 значков)
- добывающая промышленность (35 значков)
- сельское хозяйство (31 значок)
Практические работы по контурным картам, представленные в профильном курсе географии
основываются на интерактивных контурных картах Российского общеобразовательного портала.
Вот типичные варианты заданий:
Практическая работа
“Определение положения географических объектов в пространстве”
Нанести на контурную карту географические объекты
1. Откройте контурную карту мира, расположенную на Федеральном портале «Российское образование» ( http ://atlas.edu.ru/kkw1/).
2. Перейдите в режим нанесения информации на карту.
3. Выберите библиотеку условных обозначений «геометричес-кие значки» (стоит по умолчанию).
4. Выберите значки для каждого типа объектов и нанесите географические объекты из предложенного перечня и подпишите их порядковый номер.
Тип объектов Названия
Равнины 1. Восточно-Европейска 2. Западно-Сибирская
3. Великая Китайская 4. Великие равнины (США)
плоскогорья 5. Среднесибирское 6. Аравийское 7. Декан
8. Бразильское
горы 9. Гималаи 10. Анды 11. Кордильеры
12. Альпы 13. Кавказ 14. Уральские
15. Скандинавские 16. Апалачи
5. Сохраните короткую ссылку на созданную карту.
Самостоятельная работа по тематическому картографированию
Просмотрите выпуски “Новостей” по телевидению и:
1. нанесите на контурную карту объекты или местоположение событий, о которых упоминалось в выпуске;
2. условными знаками обозначьте причину их упоминания;
Сохраните свою карту в виде картинки или короткой ссылки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне
Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.Преподавание профильных курсов ориентировано на формирование историко – познавательной, информационной и...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).Рабочая программа по географии со...
Мастер-класс на тему:"Использование интерактивных методик при изучении методов проектов"
Мастер-класс проводился в рамках районного конкурса "Учитель года-2014". Представлен план-конспект, презентация и электронный вариант газеты. При подготовке использовались материалы из Интернета....
Использование интерактивных карт на уроках географии
На уроках географии эффективно использовать новый продукт - картографические наглядные пособия «Интерактивные карты по географии» издательства «Дрофа», представляющий собой мультимедийный ...
Использование интерактивных технологий в изучении иностранного языка в 4 классе
Использование доски SMART с УМК "Spotlight" для повышения мотивации обучающихся в 4 классе....
Статья «Методические аспекты использования интерактивных карт Google или Maps.Me на уроках английского языка»
Статья «Методические аспекты использования интерактивных карт Google или Maps.Me на уроках английского языка», подготовлена учителем английского языка Ковальской Ириной Валерьевной, Г...
Использование интерактивных методов при изучении лирики для повышения мотивации к изучению поэзии.
В работе представлены некоторые приёмы технологии интерактивного обучения при изучении лирики....