Азовское море
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»
Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_azovskoe_more.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»
Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем.
Ход семинара:
План семинара | Деятельность учащихся | Организационные вопросы | Оборудование |
1.Выступление ведущего | Определяют ключевой вопрос предстоящего обсуждения и намечают пути его решения | Выбрать ведущего | Физическая карта России |
2. Работа групп | Анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы | 1.Заранее определить состав групп и выбрать ответственных. 2.Объяснить смысл предстоящей работы по группам 3.При необходимости провести консультацию ответственных. 4.Определить места работы групп. | Для каждой группы: географический атлас, информационный лист по теме семинара, карточки, задания, бумага, карандаши |
3.Обсуждение темы семинара а)заслушивание итогов работы групп. б)Дискуссия по проблемам Азовского моря. | Участие в дискуссии | Физическая карта России |
1.Постановка проблемы.
Вступительное слово ведущего (учителя).
«Самое маленькое из морей России – Азовское море – в недалеком прошлом самое продуктивное море в мире (8т/км2). Особенно славилось море красной рыбой, судаком, рыбцом. От свежей, копчёной, вяленой рыбы ломились прилавки здешних базаров, отсюда везли её в другие районы. Азовское море давало почти 1/5 часть улова всех внутренних водоемов страны, в том числе ¼ часть добычи осетровых, более половины промысла судака, много тарани, леща, сазана – всего более 70 видов рыб. Но, к сожалению, громкая слава Азова уже в прошлом. Море скудеет на глазах: в рыболовецких суднах все меньше крупной рыбы и всё больше мелкой морской рыбёшки – тюльки, хамса, бычков. Пустеют старые рыбацкие поселки, а потомственные рыбаки вынуждены искать новую работу.»
2. Работа групп.
Каждая группа получает для работы:
1. Информационный лист
2. Карточку – задание
Карточка А
1.Пользуясь картами атласа, определите географическое положение Азовского моря
2.Определите какие причины обеспечивали исключительную продуктивность моря.
Карточка Б
1.Определите водный баланс Азовского моря в прошлом: какие источники составляли расходную часть? Ее величина? Каково соотношение между приходом и расходом?
2. Определите водный баланс моря в настоящее время. Какие изменения произошли?
3. Азовское море и Черное море своего рода «сообщающиеся сосуды». Как складывался в прошлом и как складывается в настоящем водообмен между ними? К каким изменениям в природе азовского моря это приводит?
Карточка В
1.Опредлите основные направления хозяйственной деятельности человека в природном комплексе Азовского моря?
2. Какие, на ваш взгляд, главные изменения происходят в природ моря под влиянием деятельности человека?
3. Географический атлас.
Обсуждаются задания.
3. Обсуждение темы.
а) участники встречи собрались за «круглым столом». Представители групп четко и лаконично сообщают результаты анализа.
б) по мере возможности, если нужно дополнить ответы подключаются эксперты.
1. Причины высокой продуктивности Азовского моря: это глубина , благодаря котором вся толща воды летом хорошо освещалась и прогревалась, а во время штормов перемешивалась и обогащалась кислородом; реки приносили большое количество питательных веществ – корма для многочисленных рачков, моллюсков и легких рыб; малая солёность моря, большая площадь мелких и хорошо прогреваемых заливов, используемых рыбой для нереста.
в) ведущий (учитель) формулирует тезис предоставленного обсуждения.
1. Главными причинами продолжающегося падения моря являются падение продуктивности моря являются повышение солености (с 10/5% до 12-14%) и загрязнение моря.
Информация экспертов о мерах по предотвращению дальнейшего загрязнения моря:
а) строительство очистных сооружений на предприятиях и в городах
б) установление специального оборудования на судах, создание плавучих и береговых устройств для сбора мусора и загрязняемых судов.
в) усилить контроль над соблюдением правил применения ядохимикатов в сельском хозяйстве.
Причины возрастающей солености.
Это изложение водного баланса моря.
В прошлом:
-34<14+37(км3/год) – избыток пресных вод вытекал в Черное море.
В настоящем:
-34>14+27 (км3/год) – и уже недостаток речных вод покрывается притоком соленых вод из Черного моря.
г) Вопрос ведущего (учителя)
К каким изменениям природного комплекса это приводит?
(Ответы контролируют эксперты)
Данные экспертами:
Вслед за солеными черноморскими водами в Азовское море направились и медузы. Они поедают рыбий корм, икру, личинки, умирая, падают на дно и разлагаются с выделением ядовитых веществ; в результате образуются мертвые зоны, из которых уходят сначала рачки, а затем и промысловые рыбы. В последнее время численность медуз уменьшилась. Повышается соленость воды.
В 1927-1951 гг. т.е в период наивысшей продуктивности улов рыбы составлял от 500 до 1500 тыс. центнеров, что оценивалось в 25-26 млн. рублей
Рис - годовой сбор в среднем только в Краснодарском крае, не считая Ставрополья и Ростовской область, составляет 650 тыс. тонн – что соответствует 195 млн. рублей, т.е. в 7-8 раз больше. Следовательно, речные воды целесообразные использовать для выращивания риса, а не распреснения воды Азовского моря.
Предлагаем акклиматизировать во все сильнее засоляющихся водах Азовского моря балтийскую треску (нерестится при солености 12 – 19%) японского судака и др. морских рыб.
Что теряем, см. таблицу и информационный лист:
Промысловые рыбы различных вод
Азовское море | Водохранилища, пруды | Рисовые чеки для рыбной ловли |
Отряд осетровые | ----------------------- | ------------------------- |
белуга | ||
севрюга | ||
Отряд карпообразные | ||
Сазан (карп) | Сазан (карп) | Сазан (карп) |
лещ | Лещ | (карп) |
Тарань | --- | ---- |
Карась | карась | |
толстолобик | толстолобик | |
Отряд окунеобразные | ||
Султанка обыкновенная (или барабулька) | ||
Отряд сельдеобразные | ||
Тюлька | ||
хамса | ||
Отряд лососеобразные | ||
щука | ||
Отряд сомообразные: сом |
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азовское море
Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем....
Черное и Азовское море
Презентация к урокам географии в 8-9 классах...
урок кубановедения в 7 классе по теме:Черное и азовское моря.
продолжить знакомство с водоемами родного края, дать некоторые исторические знания о морях; показать необходимость их охраны; развива...
Карелина З.Г., Терскова С.А. Азовское море. Цифры и факты. Урок в 5-м классе // Региональный компонент в учебно-воспитательном процессе / Сост. Л.Е. Кулешова. Краснодар: Перспективы образования, 2008. – С. 22-26.
Интегрированный урок математики и кубановедения в 5 классе....
проект по географии "Экологическое состояние Азовского моря"
Краевой конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов...
Урок по РСВ и ОП с презентацией по теме "Азовское море" в школе 2 вида на 2 ступени обучения
Материал может пригодиться на уроках РСВ и ОП в коррекционной школе 2 вида на 2 ступени обучения...
Черное и Азовское моря. разработка урока.
Черное и Азовское моря. разработка урока в 7 классе....