Алгоритмы работы
материал по географии на тему

 

Алгоритмы подготовки докладов, работы с дополнительной литературой, рецензирования, составления плана и конспекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм анализа альтернативных ситуаций

  1. Уясните сущность проблемы, каждого из предлагаемых путей ее решения.
  2. Для решения проблем тщательно отберите и проанализируйте факты.
  3. Определите критериальную основу для рассмотрения предложенных проблем.
  4. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей их решения.
  5. Проанализируйте и оцените их в соответствии с избранными критериями.
  6. Аргументированно изложите свою позицию и отношение к рассматриваемым проблемам и путям их решения.
  7. Предложите решение проблемы. Объясните достоинства и недостатки избранного пути; обоснуйте достоинства и недостатки отвергнутого пути решения.
  8. Оцените сделанный выбор.
  9. Записывайте в тетради факты, составляющие проблемную ситуацию. Обозначайте проблемы вопросительными знаками, фиксируйте предлагаемые пути их решения.


Предварительный просмотр:

Алгоритм подготовки доклада (сообщения)

  1. Определите тему, сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.
  2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию педагога.
  3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.
  4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.
  5. Не забывайте обращаться к справочной литературе и правильно оформляйте выписки (см. алгоритм). По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к педагогу.
  6. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
  7. Приступайте к оформлению выступления:
  1. составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки);
  2. не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;
  3. свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.
  1. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное.

!   Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.

  1. Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.

!   Разница между докладом и сообщением – в характере переработки информации.

     Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте

     Сообщение предлагает описание факта, сюжета. Явления, причем довольно лаконичное.

   



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с дополнительными источниками информации

  1. Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение.

   Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, заключение, оглавление.

   Ознакомьтесь с источником, определите:

  1. автора, соавторов, участвовавших в его подготовке;
  2. время и место создания текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание.
  1. Установите:
  1. источники изучаемой информации;
  2. цель автора(ов) текста.
  1. Изучите и проанализируйте содержание текста:
  1. постарайтесь понять, выделить его основные положения;
  2. разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;
  3. по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.
  1. Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.
  2. Дайте обобщающую оценку данному источнику.

!    Чтение может быть сплошным или выборочным (читается только текст отдельных разделов, глав, параграфов).

Помните!

  1. В ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план-конспект
  2. Встретив незнакомое слово, обязательно найдите его значение в словаре, справочнике, энциклопедии или другом справочном издании.
  3. Работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы.


Предварительный просмотр:

Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке

  1. Внимательно прослушайте ответ на заданный вопрос.
  2. Определите:
  1. излагается ли материал последовательно;
  2. достаточно ли полным был ответ;
  3. доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод;
  4. какие были допущены ошибки при ответе;
  5. была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.
  1. Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал, историческую карту, схемы, диаграммы.
  2. Дайте общую оценку ответу.  


Предварительный просмотр:

Алгоритм рецензирования (самоанализа) доклада (сообщения)

  1. Внимательно прослушайте сообщение, делая записи по форме:

Фамилия, имя учащегося

Тема доклада (сообщения)

Содержание доклада (сообщения)

Слабые и сильные стороны доклада (сообщения)

Особенности изложения материала и их оценка

  1. Определите:
  1. сумел ли автор самостоятельно составить логичный план к теме и реализовать его;
  2. каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;
  3. удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, наукой;
  4. использовал ли автор личные наблюдения, выводы;
  5. проявлена ли докладчиком самостоятельность при раскрытии темы, были ли допущены ошибки;
  6. сделаны ли ссылки на первоисточники и использованную литературу;
  7. была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.
  1. Укажите на сильные и слабые стороны доклада (сообщения).
  2. Оцените общий теоретический уровень изложенного материла, актуальность поставленных проблем.



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления конспекта

  1. Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части, выводы.
  2.  Составьте план-конспект: сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
  3. Наиболее существенные положения изучаемого материла (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.
  4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  5. Конспект можно составлять в сокращенной форме, делая лишь ссылки на страницы конспектируемой работы; применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана), применяйте разнообразные способы выделения текста, используя карандаши, фломастеры, маркеры различного цвета.

!  Восклицательным знаком отмечаются основные мысли.

?  Вопросительным – положения, непонятные или вызывающие сомнение.

Выписки – это необходимый материал, выписанный в тетрадь или на отдельные листки бумаги. При этом необходима ссылка на данные титульной страницы книги, с указанием номера страницы, откуда сделана выписка.

Цитаты – дословные, точно воспроизводящие текст выписки. Обязательно следует соблюдать правила записи прямой речи, а также точно указывать, откуда взята цитата.

Тезисы – последовательно изложенные основные положения работы.

План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом тексте.

Конспект – синтезированная форма записи, т.к. она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления плана-конспекта

  1. Внимательно прочитайте название темы плана-конспекта.
  2. Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное для понимания: подразделите текст на основные смысловые части, выводы.
  3. Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпишите все заголовки, нумеруя их.
  4. В каждой части выделите факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль. Внутри каждой части кратко письменно процитируйте соответствующий текст источника, заключая его в кавычки.
  5. Проверьте проделанную работу:
  1. отражает ли план-конспект содержание темы;
  2. помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины этого события или явления, сделать выводы;
  3. если возникает необходимость, исправьте, уточните заголовки.

!  Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы учащихся в малой группах

  1. Распределите вопросы для изучения (сообщения) между членами группы. Изучение отдельных вопросов могут взять на себя два-три учащихся.
  2. Изучите необходимые источники по данной теме, решите вопросов об иллюстрациях, которые понадобиться подготовить или изготовить; распределите работу в тех случаях, когда один вопрос изучают два или более учеников.
  3. Составьте план или конспект сообщения и подготовьте (изготовьте) иллюстративный материал.

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

  1. внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями:
  2. попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
  1. На заключительном этапе самостоятельной работы (лучше во внеурочное время) прослушайте и прорецензируйте все сообщения, тем самым совместно отобрав действительно яркий, достоверный материал.

!   Учтите, что продолжительность каждого сообщения перед классом от 8 до 7 минут (о чем заранее должен предупредить учитель).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГОКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ...

Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ

Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....

алгоритм работы с историческим документом

Материал содержит вопросы и задания для работы с историческим документом, который позволяет проверить сформированность УУД....

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Алгоритм работы над методической темой

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему сти...

Алгоритмы работы

Алгоритмы: подготовки доклада, составления конспекта, работы в группах, рецензирования, составления конспекта, составление плана и т.д....