Алгоритмы работы
материал по географии на тему
Алгоритмы подготовки докладов, работы с дополнительной литературой, рецензирования, составления плана и конспекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм анализа альтернативных ситуаций
- Уясните сущность проблемы, каждого из предлагаемых путей ее решения.
- Для решения проблем тщательно отберите и проанализируйте факты.
- Определите критериальную основу для рассмотрения предложенных проблем.
- Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей их решения.
- Проанализируйте и оцените их в соответствии с избранными критериями.
- Аргументированно изложите свою позицию и отношение к рассматриваемым проблемам и путям их решения.
- Предложите решение проблемы. Объясните достоинства и недостатки избранного пути; обоснуйте достоинства и недостатки отвергнутого пути решения.
- Оцените сделанный выбор.
- Записывайте в тетради факты, составляющие проблемную ситуацию. Обозначайте проблемы вопросительными знаками, фиксируйте предлагаемые пути их решения.
Предварительный просмотр:
Алгоритм подготовки доклада (сообщения)
- Определите тему, сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.
- Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию педагога.
- Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.
- Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.
- Не забывайте обращаться к справочной литературе и правильно оформляйте выписки (см. алгоритм). По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к педагогу.
- Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
- Приступайте к оформлению выступления:
- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки);
- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;
- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.
- Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное.
! Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.
- Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.
! Разница между докладом и сообщением – в характере переработки информации.
Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте
Сообщение предлагает описание факта, сюжета. Явления, причем довольно лаконичное.
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы с дополнительными источниками информации
- Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение.
♦ Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, заключение, оглавление.
♦ Ознакомьтесь с источником, определите:
- автора, соавторов, участвовавших в его подготовке;
- время и место создания текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание.
- Установите:
- источники изучаемой информации;
- цель автора(ов) текста.
- Изучите и проанализируйте содержание текста:
- постарайтесь понять, выделить его основные положения;
- разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;
- по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.
- Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.
- Дайте обобщающую оценку данному источнику.
! Чтение может быть сплошным или выборочным (читается только текст отдельных разделов, глав, параграфов).
Помните!
- В ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план-конспект
- Встретив незнакомое слово, обязательно найдите его значение в словаре, справочнике, энциклопедии или другом справочном издании.
- Работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы.
Предварительный просмотр:
Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке
- Внимательно прослушайте ответ на заданный вопрос.
- Определите:
- излагается ли материал последовательно;
- достаточно ли полным был ответ;
- доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод;
- какие были допущены ошибки при ответе;
- была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.
- Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал, историческую карту, схемы, диаграммы.
- Дайте общую оценку ответу.
Предварительный просмотр:
Алгоритм рецензирования (самоанализа) доклада (сообщения)
- Внимательно прослушайте сообщение, делая записи по форме:
Фамилия, имя учащегося | Тема доклада (сообщения) | Содержание доклада (сообщения) | Слабые и сильные стороны доклада (сообщения) | Особенности изложения материала и их оценка |
- Определите:
- сумел ли автор самостоятельно составить логичный план к теме и реализовать его;
- каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;
- удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, наукой;
- использовал ли автор личные наблюдения, выводы;
- проявлена ли докладчиком самостоятельность при раскрытии темы, были ли допущены ошибки;
- сделаны ли ссылки на первоисточники и использованную литературу;
- была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.
- Укажите на сильные и слабые стороны доклада (сообщения).
- Оцените общий теоретический уровень изложенного материла, актуальность поставленных проблем.
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления конспекта
- Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части, выводы.
- Составьте план-конспект: сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
- Наиболее существенные положения изучаемого материла (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.
- Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
- Конспект можно составлять в сокращенной форме, делая лишь ссылки на страницы конспектируемой работы; применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана), применяйте разнообразные способы выделения текста, используя карандаши, фломастеры, маркеры различного цвета.
! Восклицательным знаком отмечаются основные мысли.
? Вопросительным – положения, непонятные или вызывающие сомнение.
Выписки – это необходимый материал, выписанный в тетрадь или на отдельные листки бумаги. При этом необходима ссылка на данные титульной страницы книги, с указанием номера страницы, откуда сделана выписка.
Цитаты – дословные, точно воспроизводящие текст выписки. Обязательно следует соблюдать правила записи прямой речи, а также точно указывать, откуда взята цитата.
Тезисы – последовательно изложенные основные положения работы.
План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом тексте.
Конспект – синтезированная форма записи, т.к. она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления плана-конспекта
- Внимательно прочитайте название темы плана-конспекта.
- Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное для понимания: подразделите текст на основные смысловые части, выводы.
- Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпишите все заголовки, нумеруя их.
- В каждой части выделите факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль. Внутри каждой части кратко письменно процитируйте соответствующий текст источника, заключая его в кавычки.
- Проверьте проделанную работу:
- отражает ли план-конспект содержание темы;
- помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины этого события или явления, сделать выводы;
- если возникает необходимость, исправьте, уточните заголовки.
! Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы учащихся в малой группах
- Распределите вопросы для изучения (сообщения) между членами группы. Изучение отдельных вопросов могут взять на себя два-три учащихся.
- Изучите необходимые источники по данной теме, решите вопросов об иллюстрациях, которые понадобиться подготовить или изготовить; распределите работу в тех случаях, когда один вопрос изучают два или более учеников.
- Составьте план или конспект сообщения и подготовьте (изготовьте) иллюстративный материал.
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
- внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями:
- попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
- На заключительном этапе самостоятельной работы (лучше во внеурочное время) прослушайте и прорецензируйте все сообщения, тем самым совместно отобрав действительно яркий, достоверный материал.
! Учтите, что продолжительность каждого сообщения перед классом от 8 до 7 минут (о чем заранее должен предупредить учитель).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей
Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГОКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ...
Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ
Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....
алгоритм работы с историческим документом
Материал содержит вопросы и задания для работы с историческим документом, который позволяет проверить сформированность УУД....
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Алгоритм работы над методической темой
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему сти...
Алгоритмы работы
Алгоритмы: подготовки доклада, составления конспекта, работы в группах, рецензирования, составления конспекта, составление плана и т.д....