Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (11 класс) по теме
Предлагаю рабочие программы по географии. УМК линия "Сферы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_11kl.doc | 257.5 КБ |
rabochaya_programma_po_geografii_9_kl.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Порез
Унинского района Кировской области
имени Г.Ф.Шулятьева
Утверждено: /Лялина Т.А./
Директор МБОУ СОШ с.Порез
«__30_»_августа__2012г.
Рабочая программа
по географии
10-11 класс
Базовый уровень
2011-2012
2012- 2013 учебный год
Составитель: Суворова С.И.
учитель географии
2012год
с.Порез
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы по географии
- Исходны ми документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Учебный план МБОУ СОШ с. Порез Унинского района Кировской области на 2012-2013 год .
- Годовой календарный график МБОУ СОШ с. Порез Унинского района Кировской области на 2012 - 2013 учебный год.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение универсальными способами деятельности. На базовом уровне следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими
материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный вы-
бор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том
числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и
процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов по-
знавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных про-
грамм, различных видов человеческого общения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. Е. В 10-м и 11-м классах.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 9 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов (География мирового хозяйства, Регионы и страны мира) или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
в результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных
регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты
глобальных проблем человечества;
• особенности современного геополитического и геоэкономического положения россии, роль в международном географическом разделении труда;
уметь
• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации на-
селения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
• применять разнообразные источники географической информации для проведения на-
блюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таб-
лицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-
вседневной жизни для:
• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Оценочные практические работы
- Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
- Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
- Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.
- Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
- Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
- Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.
- Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».
- Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
- Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
- Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
- Составление характеристики Канады.
Изменения внесенные в программу: в календарно тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в календарно тематическом планировании на изучение этой темы отводится 4 часа.
Распределение материала по содержательным линиям.
10 класс
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. | Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. | Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. |
Тема 2. География населения мира (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. | Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. | Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. |
Тема 3. География культуры и цивилизаций (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций. | Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности. | Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию. |
Тема 4. Политическая карта мира (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. | Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. | Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Тема 5. География мировой экономики (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. | Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. | Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
11 КЛАСС
Тема 6. Регионы и страны (30 часов)
Англоязычная Америка (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия. Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории. | Ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Латинская Америка (4часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития | Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Западная Европа (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма. | Ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Западной Европы: таблицы, картосхемы, |
Центрально – Восточная Европа (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия. Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Центрально-Восточной Европы: таблицы, картосхемы. |
Зарубежная Азия (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китай. Япония. Особенности стран. | Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии. |
Южная Азия (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Южной Азии. |
Юго-Западная Азия и Северная Африка (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Юго-Западной и Северной Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Тропическая Африка и ЮАР (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Тропической Африки и ЮАР. |
Австралия и Океания (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений. | Комплексную географическую характеристику стран Австралии и Океании. |
Тема 7. Глобальные проблемы человечества. 4 часа
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества. | Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества |
Календарно – тематическое планирование 10-11 класс
по курсу
«Социально – экономическая география мира»
№ урока | Дата по плану | Тема урока | Практические работы | Дата по факту |
10 класс | ||||
Человек и ресурсы Земли (10 часов) | ||||
1 | Научные методы изучения географической среды | |||
2 | Начало освоения человеком планеты Земля | |||
3 | Научно-техническая революция | |||
4 | Современные масштабы освоения планеты | 1.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира | ||
5 | Природные ресурсы | 2.Нанесите на контурную карту мира районы крупнейших месторождений рудных, нерудных и горючих ископаемых | ||
6 | Ресурсообеспеченность стран мира | 3.Составить таблицу «Структура земельного фонда мира» | ||
7 | Минеральные ресурсы | |||
8 | Земельные, водные и лесные ресурсы | 4.Провести научное исследование по теме «Тропические леса в опасности» | ||
9 | Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов | |||
10 | Виды природопользования | |||
География населения мира (5 часов) | ||||
11 | Демографическая история человечества | |||
12 | Этническая и языковая мозайка | 5.Подготовить проект «Традиции и культура народов мира» | ||
13 | Возрастно-половой состав и занятость населения | 6.Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира | ||
14 | Расселение: жители городов и деревень | 7.Подготовить проект «Крупнейшие агломерации мира | ||
15 | Миграция населения | |||
География культуры и цивилизаций (4 часа) | ||||
16 | Что изучает география культуры | |||
17 | География религий | 8.Подготовить проект «Мировые религии» | ||
18 | Цивилизации Востока | |||
19 | Цивилизации Запада | |||
Политическая карта мира | ||||
20 | Формирование политической карты мира | 9.Составить таблицу «Этапы формирования политической карты мира» | ||
21 | Государство – главный объект политической карты | 10.Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления» | ||
22 | Типы государств | |||
23 | Политическая география и геополитика | 11.Охарактеризуйте особенности нынешнего геополитического положения России по сравнению с Советским Союзом | ||
География мировой экономики (8 часов) | ||||
24 | Секторы мировой экономики. Деление стран на аграрные, индустриальные, постиндустриальные | |||
25 | Международное разделение труда. | |||
26 | Факторы, определяющие размещение экономики | 12.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. | ||
27 | Горнодобывающая промышленность. Энергетика | 13.На контурную карту нанесите крупнейшие мировые центры добычи нефти, газа, угля и их основные грузопотоки. | ||
28 | Обрабатывающая промышленность | |||
29 | Сельское хозяйство | |||
30 | Транспорт и сфера услуг | |||
31 | Мирохозяйственные связи и интеграция | |||
32 | Обобщение по теме | |||
33 | Подготовка к контрольной работе | |||
34 | Итоговая контрольная работа | |||
11 класс | ||||
1 | Как поделить земное пространство. Центры экономической мощи и полюсы бедности | 1. Нанесите на контурную карту страны: Средиземноморского региона; Балканского региона; Карибского региона; Латинской Америки | ||
Регионы и страны (34 часа) | ||||
Англоязычная Америка | ||||
2 | Соединенные Штаты Америки | 2. Составить экономико-географическую характеристику одного из крупнейших регионов США | ||
3 | Экономика США | |||
4 | Канада | 3. Составление характеристики Канады | ||
Латинская Америка | ||||
5 | Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы | |||
6 | Население | 4. Подготовить проект «Страны Латинской Америки» | ||
7 | Экономика | |||
Западная Европа | ||||
8 | Западная Европа. Географическое положение и состав региона. | 5.Подготовить проект. «Страны Европы» | ||
9 | Германия | |||
10 | Великобритания | |||
11 | Франция | |||
12 | Италия | |||
Центрально-Восточная Европа | ||||
15 | Центрально-Восточная Европа. Географическое положение. Состав региона. | |||
16 | Постсоветский регион | |||
17 | Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. | |||
Зарубежная Азия | ||||
18 | Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. | 6. Подготовить проекты «Страны Азии» | ||
19 | Китайская Народная Республика | |||
20 | Япония | 7. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. | ||
21 | Юго-Восточная Азия | |||
Южная Азия | ||||
21 | Южная Азия. Географическое положение. Состав региона. | |||
22 | Уровень экономического развития | |||
Юго-Западная Азия и Северная Африка | ||||
23 | Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. | |||
24 | Население. Особенности развития экономики | |||
Тропическая Африка и ЮАР | ||||
25 | Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. | 8. Подготовка проектов «Страны Африки» | ||
26 | Население и хозяйство | |||
27 | ЮАР | |||
Австралия и Океания | ||||
28 | Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии | 9. Составление картосхемы, отражающей международные связи Австралийского Союза. | ||
29 | Особенности развития экономики | |||
30 | Океания | |||
Глобальные проблемы человечества | ||||
31 | Глобальные проблемы человечества | |||
32 | Отсталость, голод, болезни | |||
33 | Энергетическая и сырьевая проблема Экологическая проблема | |||
34 | Итоговая контрольная работа |
Учебник: Гладкий Ю. Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира.. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2008.
Используемый УМК:
Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2008.
Дополнительная литература
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.
Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.
Мультимедийные обучающие программы:
География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы
География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Порез
Унинского района Кировской области
имени Г.Ф.Шулятьева
Утверждено: /Лялина Т.А./
Директор МБОУ СОШ с.Порез
«_30_»_августа_2012 г.
Рабочая программа
по географии
9 класс
Базовый уровень
2012- 2013 учебный год
Составитель: Суворова С.И.
учитель географии
2012год
с.Порез
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Учебный план МБОУ СОШ с.Порез на 2012-2013 учебный год.
- Годовой календарный график МБОУ СОШ с.Порез на 2012-2013 учебный год.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих
задач:
- приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
- изучение природно-ресурсного потенциала России;
- анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
- изучение отраслевой структуры экономики России;
- знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
- изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
- анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на урочной форме обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 17 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Оценочные практические работы
- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
- Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
- Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
- Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
- Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
- Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
- Определение по картам географического положения Кировской области.
- Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кировской области
- Оценить экологическую ситуацию в Кировской области и предложить пути решения экологических проблем.
- Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
- Составление характеристики Норильского промышленного узла.
- Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).
Учебник: География. Россия: природа, население, хозяйство.9 класс
Используемый УМК:
электронное приложение к учебнику
тетрадь-тренажер предназначена для самостоятельной работы дома и в классе
тетрадь-практикум
тетрадь-экзаменатор
учебные атласы
контурные карты с заданиями
учебно-наглядные пособия (настенные карты)
методические рекомендации
УМК «Сферы» ориентирован на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. Это линия нового поколения, которая позволяет школьникам и учителям работать в единой информационно-образовательной предметной среде на основе использования учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях, разработанных в едином формате. Учащимся обучение по данному комплекту открывает возможности самостоятельной работы с разного рода информацией, упрощает её поиск, анализ, интерпретацию, способствует формированию таких практических умений и базовыхнавыков, как :свободное владение компьютером и использование современных средств коммуникации для решения познавательных задач и выполнения творческих работ;
владение приемами оформления академической работы;умение решать проблемные, логические и творческие задачи, как индивидуально, так и в процессе работы в группе,навыки исследовательской и проектной деятельности, разработки индивидуальных и групповых проектов.
Все это достигается за счет жесткой функциональной обособленности всех составляющих комплекта, каждая из которых играет роль источника определенного рода информации и решает определенную педагогическую задачу.
Отличительные особенности Учебно-методического комплекта «Сферы»:
соответствие всем компонентам образовательного стандарта; наличие полного пакета пособий, обеспечивающего комплексность и преемственность школьного географического образования; особый функционал УМК, предполагающий комплексное использование всех его компонентов; единый методический, информационный и дизайнерский подходы к представлению учебного материала, учитывающие возрастные психофизиологические особенности школьников; единство «навигационной» системы, позволяющей осуществить единую технологию обучения; фиксированный формат всех изданий УМК; направленность на реализацию деятельностного подхода к образовательному процессу и на формирование базовых компетенций.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Обязательный минимум содержания
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен
Знать:
· основные географические понятия и термины;
· географические следствия, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
· разнообразие природы, народов и их географию; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов страны;
· специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
· природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите от стихийных природных явлений;
Уметь:
· определять местоположение географических объектов;
· выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий страны, их обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения; демографической ситуации в России, размещения основных хозяйственных отраслей и производств, тенденций их развития;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, отраслей хозяйства, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов страны;
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определять; читать карты различного содержания;
· учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
· пользоваться приборами и инструментами для наблюдения состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра;
· решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения;
· обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях и необходимых мерах, предпринимаемых в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Распределение материала по содержательным линиям
I. Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; Понятия: типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП. |
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Промышленность Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. | Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах мира Особенности экономических систем. Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. |
II. Районы России
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования. |
Западный макрорегион – Европейская Россия ( 13 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Европейский Север. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов . Европейский Северо-запад, Центральная Россия, Юг европейской части страны,. Поволжье, Урал Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; |
Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; |
III. Россия и мир
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
География Кировской области
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, климатообразующие факторы, Особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Кировской области. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и Кировской области. | Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Определять: географическое положение. Описывать: географическое положение ( экономико-географическое, геополитическое и др.) Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человенческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал Кировской области. |
№п\п | Название раздела | Количество часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
I. Хозяйство России | 25 | 3 | 1 | |
II. Районы России | 23 | 6 | 2 | |
III. Россия и мир | 3 | 1 | ||
География Кировской области | 17 | 3 | 1 | |
итого | 68 | 12 | 5 |
Календарно - тематическое планирование уроков географии в 9 классе по курсу: «Хозяйство России»
№ урока | Сроки | Тема урока | Содержание в соответствии с ФКГОС | Дата проведения урока | ||
I. Хозяйство России 25 часов Введение | ||||||
Введение в экономическую и социальную географию. | География как наука. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении. | |||||
Общая характеристика хозяйства 6 часов | ||||||
Особенности хозяйства России | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов | |||||
Географическое положение как фактор развития территории. Политико-административное устройство России | ||||||
Человеческий капитал и качество населения. | ||||||
Количество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны | ||||||
Природно-ресурсная основа экономики. | ||||||
Производственный капитал | ||||||
Промышленность 11 часов | ||||||
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. | |||||
Нефтяная промышленность | ||||||
Угольная промышленность | ||||||
П.р.№1 Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | ||||||
Электроэнергетика. Типы электростанций. Единая энергосистема страны. | ||||||
Машиностроение. Роль и состав машиностроения. | ||||||
П.р. №2 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. | ||||||
Черная и цветная металлургия. | ||||||
География металлургии. | ||||||
Химическая промышленность. | ||||||
Лесная промышленность. География лесной промышленности. | ||||||
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс 3 часа | ||||||
Сельское хозяйство. | Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. | |||||
Растениеводство, животноводство П.р. №3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | ||||||
Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Состав и география размещения. | ||||||
Сфера услуг 3 часа | ||||||
Инфраструктурный комплекс. Транспорт. | Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. | |||||
Коммуникационная система. Научный комплекс. | ||||||
Социальная инфраструктура, ее состав и роль в хозяйстве страны. | ||||||
Контрольная работа №1 | ||||||
II. Районы России 23 часа | ||||||
Экономическое районирование. Европейская и Азиатская части России | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования Европейский Север. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов . | |||||
Европейский Север 2 часа | ||||||
Европейский Север. Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. | ||||||
Европейский Северо-Запад 2 часа | ||||||
Европейский Северо-Запад. Экономико -географическая характеристика. | Европейский Северо-запад, Центральная Россия, Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Кировская область. Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, климатообразующие факторы, Особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Кировской области. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и Кировской области. | |||||
Природа, население, хозяйство. | ||||||
Центральная Россия 2 часа | ||||||
Центральная Россия. П.Р. №4 Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Экономико-географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. П.Р. №5 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. | ||||||
Контрольная работа №2 | ||||||
География Кировской области 17 часов | ||||||
Экономика – географическое положение Кировской области. История формирования области. | ||||||
П.р.№6 Определение по картам географического положения Кировской области. | ||||||
История формирования области. | ||||||
Особенности населения области. | ||||||
Города региона | ||||||
Отрасли хозяйственной специализации региона. | ||||||
Отрасли хозяйственной специализации региона. | ||||||
Отрасли хозяйственной специализации региона. | ||||||
П.р.№7 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кировской области | ||||||
АПК региона | ||||||
АПК региона | ||||||
Особенности транспорта | ||||||
Предпринимательство вчера, сегодня. Экологические проблемы области и пути их решения. | ||||||
Экологические проблемы области и пути их решения. | ||||||
П.р№8 Оценить экологическую ситуацию в Кировской области и предложить пути решения экологических проблем. | ||||||
Развитие области на современном этапе. | ||||||
Контроль знаний по изученным темам. №3 | ||||||
Европейский Юг 2 часа | Юг европейской части страны,. Поволжье, Урал Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Западная Сибирь, Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Восточная Сибирь, Дальний Восток Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | |||||
Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. | ||||||
Поволжье 2 часа | ||||||
Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. П.р.№9 Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. | ||||||
Урал 2 часа | ||||||
Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. | ||||||
Западная Сибирь 2 часа | ||||||
Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. П.р.№10 Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека. | ||||||
Восточная Сибирь 2 часа | ||||||
Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. П.Р.№11 Составление характеристики Норильского промышленного узла. | ||||||
Дальний Восток 2 часа | ||||||
Экономико -географическая характеристика. | ||||||
Природа, население, хозяйство. П.Р.№12 Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона). | ||||||
Обобщение и коррекция ЗУН учащихся | ||||||
Контрольная работа №4 | ||||||
III. Россия и мир 3 час | ||||||
России и мировое хозяйство | Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | |||||
Россия в системе мировых транспортных коридоров | ||||||
Обобщение и коррекция ЗУН учащихся. Подготовка к контрольной работе. | ||||||
Итоговая контрольная работа №5 |
Дополнительная литература:
1. Алексеев А. А. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
4. Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.
5. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
6. Интернет – ресурсы.
7. Мультимедийные обучающие программы:
География 9 класс. Экономика и население России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Интерактивные географические карты.
Дополнительная литература( региональный компонент)
- География Кировской области.
- Местные краеведческие издания, научно-популярная и краеведческая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...