Путешествие по Кавказу.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок "Путешествие по Кавказу" был разработан и проведён мною в 8-х классах при изучении темы "Северный Кавказ", как урок обобщающего повторения. В процессе использовалась интерактивная доска, презентации которые подготовили учащиеся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_kavkazu.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии
Учитель: Матвеенкова Л.Ф.
Тема « Путешествие по Кавказу».
Тип урока: обобщающее повторение.
Цели урока:
1. Образовательные: проверка качества знаний учащихся по данной теме, формировать умение применять полученные знания в других ситуациях.
2. Воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития; способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе.
3. Развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом.
Технология: развитие творческого мышления.
Оборудование:
учебники, физическая карта «Европейский Юг», компьютер, интерактивная доска, программа MIMIO.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Введение в тему урока.
Слайд 1.
- Учитель:Ребята! На прошлом уроке вы закончили изучение природного района Северного Кавказа, в состав которого входит Предкавказье и Большой Кавказ. Изучая этот природный район, читали не только учебник, но и другую литературу: справочники, энциклопедии, смотрели фильмы, рисовали, сочиняли. Теперь вы много знаете о данной территории. Поэтому, сегодня мы проведём с вами урок обобщающего повторения по теме «Путешествие по Кавказу».
Откройте тетради и запишите число и тему урока «Путешествие по Кавказу».
III. Повторение и обобщение изученного материала. Работа с интерактивной доской и программой MIMIO.
Слайд 2.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утесов наши громады…
А.С. Пушкин
Слайд 3
1 задание - работа с кластером (пучком): Называйте все, приходящие на ум, ассоциации. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
(В результате, на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной теме).
Слайд 4
Учитель: Северный Кавказ – это самая южная часть российской территории. Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины Кавказские горы отделены Кумо-Манычской впадиной. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийскими морями. На западе горы протянулись от Тмутаракани (Таманский п-ов) до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. По гребням Главного, или Водораздельного, Кавказского хребта проходит граница Российской Федерации со странами Закавказья. Кавказ – самые высокие горы России.
Учитель: Что нового вы узнали из прочитанного текста? Что непонятно, с чем необходимо разобраться?
Учащиеся: Непонятно, что такое Тмутаракань.
Тмутарака́нь — древний город на Таманском полуострове на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.
В русской разговорной речи слово Тьмутаракань используется как квазитопоним, так как ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».
Слайды 5-9
2 задание: итоговые тесты.
1.Высшая точка Кавказа:
А)Казбек;
Б)Эрцог;
В)Эльбрус;
Г)Ушба.
2.В России Кавказ по площади горного оледенения занимает:
А)1-е место;
Б)2-е место;
В)3-е место;
Г) 5-е место.
3.Возвышенности в районе Пятигорска называются:
А)тепуи;
Б)останцы;
В)вулканы);
Г)лакколиты.
4.Крупнейшими реками Кавказа являются (выберите 2 ответа):
А)Кубань;
Б)Самур;
В)Сулак;
Г)Терек.
5.Кавказские горы относятся к эпохе складчатости:
А)байкальской;
Б)каледонской;
В)альпийской;
Г)герцинской.
6.Как называется холодный сильный ветер, спускающийся к побережью с гор?
А)фен;
Б)бора;
В)суховей;
Г)торнадо.
7.Выберите правильную последовательность смены природных зон от подножий к вершинам:
А)широколиственные леса-хвойные леса-альпийские луга-вечные снега;
Б)хвойные леса-альпийские луга-смешанные леса;
В)альпийские луга-вечные снега-хвойные леса;
Г)вечные снега-альпийские луга-широколиственные леса.
8.Из запасов руд на Кавказе широко представлены:
А)железные руды;
Б)алюминиевые руды;
В)руды редкоземельных металлов;
В)молибденовые руды;
Г)молибденовые руды.
9.Найдите ошибку в перечне характеристик Кавказа:
А)на Кавказе находится высшая точка России;
Б)Кавказ занимает 1-е место по площади покровного оледенения;
В)на Кавказе есть потухшие вулканы;
Г)в горах Кавказа хорошо развита высотная поясность.
10.наиболее урожайной культурой на Кавказе является:
А)рожь;
Б)картофель;
В)пшеница;
Г)лён.
(В результате тестирования повторяются основные знания по данной теме).
Слайд 10
Учитель: А теперь ребята сделаем гимнастику для наших глаз с использованием офтальмотренажёра.
Выполните движение глазами по горизонтальной линии (вправо-влево). Затем по вертикальной линии (вверх-вниз). Далее по внутреннему и наружному овалам. Затем по левому и правому кругам.
Слайды 11-12
Учитель: А теперь, ребята, я хочу показать вам несколько фотографий, которые сделала сама во время пребывания в национальном парке «Приэльбрусье» на Северном Кавказе.
(Демонстрация 3 фото с комментариями учителя.)
Слайды 13-14
3 задание: Решите кроссворд.
(Ребята коллективно разгадывают кроссворд, записывая ответы в тетради и на интерактивной доске, ответы проверяют.)
Слайд 15
4 задание: Установите соответствие.
1) Эльбрус а) 5003м
2) Казбек б) 5642м
3) Дыхтау в) 4468м
4)Базардюзю г) 5203м
Слайд 16
Учитель:
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
А.С.Пушкин
(Чтение четверостишия сопровождается демонстрацией фото г.Эльбрус.)
Слайд 17
5 задание: Назовите танец народа Кавказа.
(Учащиеся рассматривают фотографии на слайде и слушают фрагмент танцевальной музыки дагестанской лезгинки. Затем, перейдя по гиперссылке, можно открыть презентацию «Дагестан» и поработать с ней фрагментарно или использовать материал полностью.)
Слайд 18
IV. Заключение.
Кавказ – это сверкающие ледниками и снегами высокие горы;
-Кавказ - это богатый район природными богатствами;
-Кавказ - это житница России;
-Кавказ - это живописный район для отдыха и туризма жителей России;
-г.Сочи - это столица XXII зимней олимпиады 2014г.
V.Подведение итогов урока.
Учитель: Молодцы, ребята, поработали сегодня на уроке хорошо.
(Выставление оценок.)
VI.Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение на тему « Сочи – олимпийская столица».
2. Повторить географическую номенклатуру по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный Кавказ (Европейский юг России)
Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Урок – путешествие. М.Ю.Лермонтов – непревзойденный певец Кавказа.
Обобщение и углубление знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова,расширение кругозора в области искусства,знакомство с исследовательской работой учащихся,связанной с прибыванием поэта на Кавказе....
Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)
Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказ...
Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).
Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова)....