Путешествие по Кавказу.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Матвеенкова Любовь Фёдоровна

Урок "Путешествие по Кавказу" был разработан  и проведён мною в 8-х классах при изучении темы "Северный Кавказ", как урок обобщающего повторения. В процессе использовалась интерактивная доска, презентации которые подготовили учащиеся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_kavkazu.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии

Учитель: Матвеенкова Л.Ф.

Тема « Путешествие по  Кавказу».

Тип урока: обобщающее повторение.

Цели урока:

 1. Образовательные: проверка качества знаний учащихся по    данной теме, формировать умение применять полученные знания в других ситуациях.

 2. Воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития; способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе.

3. Развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом.

Технология: развитие  творческого мышления.

Оборудование:

учебники, физическая карта «Европейский Юг», компьютер, интерактивная доска, программа MIMIO.

                                                Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Введение в тему урока.

Слайд 1.

  1. Учитель:Ребята! На прошлом уроке вы закончили изучение природного района Северного Кавказа, в состав которого входит Предкавказье и Большой Кавказ. Изучая этот природный район, читали не только учебник, но и другую литературу: справочники, энциклопедии, смотрели фильмы, рисовали, сочиняли. Теперь вы много знаете о данной территории. Поэтому, сегодня мы проведём с вами урок обобщающего повторения по теме «Путешествие по Кавказу».

Откройте тетради и запишите число и тему урока «Путешествие по Кавказу».

III. Повторение и обобщение изученного материала. Работа с интерактивной доской и программой MIMIO.

Слайд 2.

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утесов наши громады…

                                                      А.С. Пушкин

Слайд 3

1 задание - работа с кластером (пучком): Называйте все, приходящие на ум, ассоциации. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

 (В результате,  на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной теме).

Слайд 4

      Учитель:  Северный Кавказ – это самая южная часть российской территории. Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины Кавказские горы отделены Кумо-Манычской впадиной. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийскими морями. На западе горы протянулись от Тмутаракани (Таманский п-ов) до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. По гребням Главного, или Водораздельного, Кавказского хребта проходит граница Российской Федерации со странами Закавказья. Кавказ – самые высокие горы России.

 Учитель: Что нового вы узнали из прочитанного текста? Что непонятно, с чем необходимо разобраться?

Учащиеся: Непонятно, что такое Тмутаракань.

Тмутарака́нь — древний город на Таманском полуострове на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

В русской разговорной речи слово Тьмутаракань используется как квазитопоним, так как ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».

Слайды 5-9

2 задание: итоговые тесты.

1.Высшая точка Кавказа:

А)Казбек;

Б)Эрцог;

В)Эльбрус;

Г)Ушба.

2.В России Кавказ по площади горного оледенения занимает:

А)1-е место;

Б)2-е место;

В)3-е место;

Г) 5-е место.

3.Возвышенности в районе Пятигорска называются:

А)тепуи;

Б)останцы;

В)вулканы);

Г)лакколиты.

4.Крупнейшими реками Кавказа являются (выберите 2 ответа):

А)Кубань;

Б)Самур;

В)Сулак;

Г)Терек.

5.Кавказские горы относятся к эпохе складчатости:

А)байкальской;

Б)каледонской;

В)альпийской;

Г)герцинской.

6.Как называется холодный сильный ветер, спускающийся к побережью с гор?

А)фен;

Б)бора;

В)суховей;

Г)торнадо.

7.Выберите правильную последовательность смены природных зон от подножий к вершинам:

А)широколиственные леса-хвойные леса-альпийские луга-вечные снега;

Б)хвойные леса-альпийские луга-смешанные леса;

В)альпийские луга-вечные снега-хвойные леса;

Г)вечные снега-альпийские луга-широколиственные леса.

8.Из запасов руд на Кавказе широко представлены:

А)железные руды;

Б)алюминиевые руды;

В)руды редкоземельных металлов;

В)молибденовые руды;

Г)молибденовые руды.

9.Найдите ошибку в перечне характеристик Кавказа:

А)на Кавказе находится высшая точка России;

Б)Кавказ занимает 1-е место по площади покровного оледенения;

В)на Кавказе есть потухшие вулканы;

Г)в горах Кавказа хорошо развита высотная поясность.

10.наиболее урожайной культурой на Кавказе является:

А)рожь;

Б)картофель;

В)пшеница;

Г)лён.

(В результате тестирования повторяются основные знания по данной теме).

Слайд 10

Учитель: А теперь ребята сделаем гимнастику для наших глаз с использованием офтальмотренажёра.

      Выполните движение глазами по горизонтальной линии (вправо-влево). Затем по вертикальной линии (вверх-вниз). Далее по внутреннему и наружному овалам. Затем по левому и правому кругам.

Слайды 11-12

Учитель: А теперь, ребята, я хочу показать вам несколько фотографий, которые сделала сама во время пребывания в национальном парке «Приэльбрусье» на Северном Кавказе.

(Демонстрация 3 фото с комментариями учителя.)

Слайды 13-14

3 задание: Решите кроссворд.

(Ребята коллективно разгадывают кроссворд, записывая ответы в тетради и на интерактивной доске, ответы  проверяют.)

Слайд 15

4 задание: Установите соответствие.

1) Эльбрус                                 а) 5003м

2) Казбек                                    б) 5642м

3) Дыхтау                                   в) 4468м

4)Базардюзю                            г) 5203м

Слайд 16

Учитель:

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус, огромный, величавый,

Белел на небе голубом.

                                          А.С.Пушкин

(Чтение четверостишия сопровождается демонстрацией фото г.Эльбрус.)

                                                     

Слайд 17

5 задание: Назовите танец народа Кавказа.

(Учащиеся рассматривают фотографии на слайде и слушают фрагмент танцевальной музыки дагестанской лезгинки. Затем, перейдя по гиперссылке, можно открыть презентацию «Дагестан» и поработать с ней фрагментарно или использовать материал полностью.)

Слайд 18

IV. Заключение.

  Кавказ – это  сверкающие ледниками и снегами высокие горы;

-Кавказ -  это богатый район природными богатствами;

-Кавказ - это житница России;

-Кавказ - это живописный район для отдыха и туризма жителей России;

-г.Сочи - это столица XXII зимней олимпиады 2014г.

V.Подведение итогов урока.

Учитель: Молодцы, ребята, поработали сегодня на уроке хорошо.

(Выставление оценок.)

VI.Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение на тему « Сочи – олимпийская столица».

2. Повторить географическую номенклатуру по данной теме.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный Кавказ (Европейский юг России)

Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Урок – путешествие. М.Ю.Лермонтов – непревзойденный певец Кавказа.

Обобщение и углубление знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова,расширение кругозора в области искусства,знакомство с исследовательской работой учащихся,связанной с прибыванием поэта на Кавказе....

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)

Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в  интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказ...

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина  и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова)....