О, эта Африка! Урок географии в 7 классе.
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Постнова Наталья Александровна

Урок построен в виде фрагмента  игры-путешествия "Флотилия", которая ведётся с классом в течение всего года, но его также можно  провести и как  единичную игровую форму. В ходе  игры ребята посещают  материки и океаны нашей планеты, в  роли  членов команд  трёх кораблей (по числу  отделений в классе). Перед уроком каждый из них надевает матросский воротник, как символ принадлежности к "Флотилии". Если  урок  взят  вне игры, то целесообразным будет провести  предварительное  внеклассное занятие, чтобы познакомить  ребят с некоторыми морскими  терминами, чтобы  полностью воссоздать картину плавания в игре, и чтобы ребята вас понимали. К уроку прилагается  красивая презентация. Вцелом урок получается  интересным и очень увлекательным! Желаю удачного воплощения!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_eta_afrika_7.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

О! Эта Африка!

(вводный урок в разделе Африка географии материков и океанов 7 класса, 1-й из 12-ти)

Примечания.

Этапы и содержание урока.

СЛ.-1

(муз)

СЛ.-2

СЛ.-3

(муз)

СЛ.-4

СЛ.-5

(поэтапно!)

СЛ.-6

СЛ.-7

Сл.-9

СЛ.-10

СЛ.-11

(муз)

СЛ.-

(муз)

СЛ.-

СЛ.-   -  

(поэтапно!)

СЛ.-

(муз)

(далее поэтапно!)

Сл.-

Сл.-

Сл.

Сл.

Сл.

Сл.

Сл.

Сл.

Сл.

СЛ.-

СЛ.-

СЛ.-

СЛ.-

СЛ.-

Сл.-

(муз)

Сл.-

Сл.-

СЛ.-

(последний)

Не убирать!!!

1.  Целеполагание:

  1. Основываясь на базовых знаниях, изучить географическое положение Африки и  историю   исследования материка. Познакомиться с некоторыми удивительными особенностями природы «идеального континента».
  2. Развивать умения: наложения карт различной тематики, определение координат, ориентирование по карте, работы с дополнительными источниками информации.
  3. Воспитание таких качеств как патриотизм, коллективизм, гордость за уникальные природные объекты Земли, любовь к природе.

2 . Оборудование:

  1. Карта мира физическая;
  2. Карта Африки физическая;
  3. Слайд-шоу «О! Эта Африка!»;
  4. Иллюстрации на доске;
  5. Аудио сопровождение «Звуки моря», «Африканские  мотивы»;
  6. Персональный набор (таблица «Рекорды Африки», тестовая карточка,  атлас, контур Африки, простой карандаш, авторучка, ластик, тетрадь).
  7. Бутылка с бутылочной почтой;

3. . Ход урока:

1). Оргмомент.

  1. Построение;
  2. Сдача раппорта:

   Господа капитаны! Свистать всех наверх!

  1. Встать! Смирно!

                                     Госпожа руководитель экспедиции!

                                     Флотилия в составе трех парусных судов к

                                     продолжению похода готова. Личный состав:

                                      по списку 22, в наличии 16, в увольнении 6.

                                     Докладывал капитан «Атлантиды»

                                                                                      Лощенов Денис.

Вольно! Садись!

В прошлом нашем походе мы с вами, дорогие исследователи, дошли по Атлантике до острова Святой Елены, где произошло торжественное посвящение в мореплаватели. Мы преодолели течение Гольфстрим, Саргассово море,  Бермудский треугольник, а когда переплывали экватор, все присутствующие юнги испробовали на себе морской водицы. По пути мы изучали географические особенности перечисленных объектов.

Вот и сегодня нам предстоит увлекательное путешествие.

Эпиграфом этого путешествия я решила взять слова Михаила Петровича Лазарева, русского исследователя и офицера русского флота, одного из первооткрывателей Антарктиды: «Планете наша, как песчинка для других миров. Но мы и сами на ней не более песчинки. Сколько тайн ее нами еще не изведаны!?  Удивляйтесь, открывая свою планету! »

С острова  Святой Елены у нас есть два пути: на запад и на восток… Куда же направимся мы? И зачем? (Мы поплывем в Африку! Мы будем ее изучать, наблюдать за ее природой. Увидим,  чем она отличается от других материков и чего в ней такого уникального.) Да, это так.

 Давайте занесем в исследовательские записки тему сегодняшнего путешествия. (Производятся записи в тетради)

Ну, что ж, пора! Океан зовет нас вперед! Семь футов под килем!

Но неужели Африка для нас такой незнакомый континент? Многое мы знаем о ней еще с детского сада. Помните: « В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы…» Предлагаю вам выяснить, что же мы знаем про Африку, еще не побывав там?

2) Повторение изученного ранее.

  1. Какими океанами омывается Африка?
  2. Каково положение материка относительно других материков?
  3. Какие климатические пояса можно встретить на материке?
  4. Как на образование природных ландшафтов могут повлиять поверхностные течения Мирового океана?
  5. Почему географы называют Африку «Идеальным материком»?

  1. Определение географического положения Африки.

Проплывая вдоль побережья жаркого материка, мы видим как слабо изрезана его береговая линия. Тем виднее выдаются в морские воды крайние точки Африки, его мысы.  (Работаем в атласе, на контуре и исследовательских  записках.)

  1. Определение координат крайних точек (м. Бен-Секка, м.Игольный, м. Альмади, м. Рас-Хафун);

  1. Проверка;
  2. Нанесение крайних точек на контур материка;

Конечно мы не первооткрыватели этого удивительного материка! Но кто же исследовал  его до нас?

  1. Исследователи Африканского континента.
  1. Васко да Гама (1497 -1499г.г.) – путешествуя в Индию описал береговую линию континента;
  2. М.Парк (1795-1806г.г.);
  3. Д.Ливингстон (1841-1873г.г.) – совершил наибольшее количество  открытий географических объектов на материке, исследовал южную и центральную части, иссл. Р. Замбези – открыл вдп. Виктория, описал Р.Конго, оз. Ньяса, погиб в поисках истоков  р. Нила увековечен местными жителями за доброе к ним отношение. В Африке похоронено сердце Д.Ливингстона;
  4. Е. Ковалевский (1848г.) – северо-восток материка;
  5. Г. Барт (1850 - 1855г.г.);
  6. В. Юнкер (1875 – 1878 г.г.) – центр и восток, топография, гидрология, метеорология;
  7. А. Елисеев (1848-1849 г.г.) – С.-В. материка;
  8. Н.И. Вавилов(1926 – 1927 г.г.) – 6000 образцов культурных растений, Эфиопия – родина твердых сортов пшеницы;

Я только перечислила исследователей. А вот капитан «Черной жемчужины»  изучал этот вопрос основательно и, пожалуй, может поведать нам о некоторых из них подробней. (Немов Антон.)

А еще раньше!!!  В 600 г. До н.э. экспедиции Арабов и Египтян  сделали первые описания Африканского континента.

  1. РАЗМИНКА!!!    Мы уже совсем близко! Невооруженным взглядом заметно как на нас глядят сотни любопытных глаз. Попробуем стать похожими на них:  
  1. Потянемся, как усталые львята;
  2. Попрыгаем, как древесные лягушки;
  3. Подурачимся, как маленькие обезьянки;
  4. И наконец,  улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.

Африканский берег приглашает нас в гости, но могучий, тревожный океан и отсутствие мелких бухт все еще не дает нам причалить.

И вдруг океан приносит нам сюрприз: бутылочная почта! А в ней задание.

  1. Тест «Найди лишнее»

1.

А

Б

В

Г

2.

А

Б

В

Г

3.

А

Б

В

Г

4.

А

Б

В

Г

5.

А

Б

В

Г

6.

А

Б

В

Г

И вот наконец!

  1. Нас встречает Африка – великая и загадочная! И как всякая добрая хозяйка, стремиться показать все самое лучшее, самое особенное! А наш задача: зафиксировать все увиденное на карте. (Работаем в контуре с атласом)

Рекорды Африки:

  1. Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи), максимальная среднегодовая температура +34,5° С (Далол).

  1. Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);
  2. 75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка;

  1. Самая протяженная система разломов в мире – Великие Африканские разломы, расположенные на востоке материка;

  1. Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 км

  1. Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира
  2.    (69 тыс. км. кв.) после озера Верхнего в Северной Америке.

 

  1. Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии.

  1. Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка.

  1. Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются:
  2. Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;
  3. Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;
  4. Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб;

Объясните термин ЭНДЕМИК. (на доску)

  1. В Африке насчитывается около 55 государств (больше  только в Евразии), где проживает более 800 млн.человек.
  2. В конце ХХ века найдены неопровержимые доказательства того, что «колыбелью человечества» является Эфиопское нагорье Африки.

А вот и гостеприимные АФРИКАНЦЫ!

  1. Население Африки.

На большей территории встречаются две расы (европейская и экваториальная негроидная), реже встречаются монголоиды, а также мулаты, метисы и самбо.

Среди народов люди совершенно разные по внешнему виду, вероисповеданию и занятиям. Арабы, берберы, пигмеи, эфиопы, марокканцы, египтяне, тутси, нилоты, масаи, бушмены, готтентоты, французы, африканеры, англичане… И многие,  многие другие

  1. ВЫВОД.  Материк Африка…

  1. 2-й по величине в мире (после Евразии)
  2. Пересекается экватором в центре, то есть лежит в северном и южном полушарии;
  3. Большей частью лежит между северным и южным тропиком, то есть в зоне жаркого климата;
  4. Пересекается начальным меридианом на западе, поэтому значительная часть материка находится в восточном полушарии;

  1. Омывается водами Атлантического и Индийского океанов;
  2. Отделяется от Евразии (материка на котором живем мы) Средиземным морем, Гибралтарским проливом, Суэцким каналом, Красным морем и Баб – эль - Мандебским проливом;
  3. Обладает огромным разнообразием природных ландшафтов и живых организмов;
  4. Населен множеством различных народов.

Едва вступив на эту землю, мы уже так много знаем о ней! Чтобы закрепить эту информацию, предлагаю…

  1. ДОМА. (Задание для кают-компании) (запись в дневниках!!!)
  1. Чтение параграфа №24 и      ?    после него;
  2. Повторить таблицу «Рекорды Африки», выучить и уметь показывать на карте все упомянутые в ней  географические  объекты Африки.

Сдать на проверку контурные карты!!!

ИТОГИ  В  БАЛЛАХ.

Атлантида  ___________

Победа   ______________

Черная жемчужина  ________

На землю Африканского материка приходит вечер.

Последние солнечные лучи лижут верхушки барханов в пустынях.

Вот-вот засверкает маяк над Столовой горой. Моряки устали, так долго стремясь к этой загадочной гостеприимной  земле. К земле, где удивляет все: самый маленький народ на Земле – пигмеи, где великаны достигают 160 см., и марокканцы 2-х метровой высоты; крокодилы Нила, живущие здесь как вид 110 млн. лет!!! И бабочки экваториальных лесов, размах крыльев которых  от 12 до 30 см.!!! Африка! Полная тайн и загадок, она ждет нас в новых походах. А теперь ее жители желают нам приятного отдыха!

 Над Кейптауном – лунная ночь…

10)   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

                   

                                                      Николай Гумилев,

                                         русский поэт (1886 - 1921)

Флотилия! Встать! Спасибо всем.  Сегодняшнее путешествие окончено! Разрешаю убыть в увольнение на берег до четверга.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Сообщение – 1.

  1. Васко да Гама (1497 -1499г.г.) – путешествуя в Индию описал береговую линию континента;
  2. Давид Ливингстон (1841-1873г.г.) – английский исследователь, миссионер. Совершил наибольшее количество  открытий географических объектов на материке, исследовал южную и центральную части, исследовал реку Замбези – открыл вдп. Виктория, описал реку Конго, оз. Ньяса, погиб в поисках истоков  р. Нила. Увековечен местными жителями за доброе к ним отношение. В Африке похоронено сердце Д.Ливингстона, согласно его завещанию;
  3. Николай Иванович. Вавилов(1926 – 1927 г.г.) –  российский  биолог, открыл 6000 образцов культурных растений. Доказал, что Эфиопия – родина твердых сортов пшеницы, выращиванием которых в дальнейшем прославился Алтайский край и другие целинные районы России.

Тест «Найди лишнее»

 Фамилия матроса______________________________

Название корабля ______________________________

1.

А

Б

В

Г

2.

А

Б

В

Г

3.

А

Б

В

Г

4.

А

Б

В

Г

5.

А

Б

В

Г

6.

А

Б

В

Г

Обведите в кружочек верный ответ.

Тест «Найди лишнее»

 Фамилия матроса______________________________

Название корабля ______________________________

1.

А

Б

В

Г

2.

А

Б

В

Г

3.

А

Б

В

Г

4.

А

Б

В

Г

5.

А

Б

В

Г

6.

А

Б

В

Г

Обведите в кружочек верный ответ.

Тест «Найди лишнее»

 Фамилия матроса______________________________

Название корабля ______________________________

1.

А

Б

В

Г

2.

А

Б

В

Г

3.

А

Б

В

Г

4.

А

Б

В

Г

5.

А

Б

В

Г

6.

А

Б

В

Г

Обведите в кружочек верный ответ.

Тест «Найди лишнее»

 Фамилия матроса______________________________

Название корабля ______________________________

1.

А

Б

В

Г

2.

А

Б

В

Г

3.

А

Б

В

Г

4.

А

Б

В

Г

5.

А

Б

В

Г

6.

А

Б

В

Г

Обведите в кружочек верный ответ.

    Таблица «Рекорды Африки».

№ п.п.

Рекорды материка.

Нанести на контурную карту.

1.

Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи), максимальная среднегодовая температура +34,5° С (Далол).

Города: Триполи, Далол.

2.

Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);

75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка;

Сахара

3.

Самая протяженная система разломов в мире – Великие Африканские разломы, расположенные на востоке материка;

Великие африканские разломы

4.

Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 км.

Река Нил

5.

Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира  (69 тыс. км. кв.) после озера Верхнего в Северной Америке.

Озеро Виктория

6.

Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии.

Озеро Танганьика

7.

Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка.

Вулкан Килиманджаро

8.

Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются:

Муха Цеце – насекомое, вызывающее сонную болезнь;

Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;

Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб;

Пустыня Намиб

9.

В Африке насчитывается около 55 государств (больше  только в Евразии), где проживает более 800 млн.человек.

В конце ХХ века найдены неопровержимые доказательства того, что «колыбелью человечества» является Эфиопское нагорье Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме Африка (урок-игра)

Уорк проводится в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и обобщить полученные знания по теме "Африка"....

Климат Африки. Урок географии в 7 классе.

Разработка урока географии в 7 классе "Климат Африки". Основной мотод обучения - проблемное обучение. Урок разработан по требованиям  ФГОС....

"Чудо - Африка!" (урок обощающего повторения)

Урок обощающего повторения по материку Африка в 7 классе. Урок проходит в форме игры. Класс разбивается на команды, которые выбирают капитана, придумывают название и девиз соответствующие теме ур...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Конспект обобщающего урока по теме «Африка». Урок - игра

Закрепление пройденного материала по теме " Африка"...

Конспект урока географии в 7 классе по теме «Природа Африки» (Урок-КВН)

Цель: закрепить знания обучающихся о природе Африки; практические умения учащихся работать с картами, дополнительной литературой, развивать память, творческую фантазию.Тип урока: закре...