Формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии (7,8,9 класс) по теме

Тушина Алёна Алексеевна

 

 В статье сделан упор на творческие методы развития мышления, его основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и различий, выявление существенных свойств предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их. Актуальность предложенной темы на уроках географии очевидна:   использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации мыслительной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Материал, представленный в работе, будет полезен учителям естественно-научного цикла предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся

на уроках географии»

Учитель географии Тушина А.А.

(Слайд 1)

   Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках географии”. Причиной этого явилось и желание повысить интерес школьников к учебной деятельности.

   Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Как традиционные, так и нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации мыслительной деятельности, а их применение - актуальной проблемой.

   В развитии мышления психологи выделяют три уровня:

уровень восприятия и понимания;

уровень логического мышления;

уровень творческого мышления.

   Сущность личностно ориентированного подхода в обучении – развитие думающей личности, умеющей анализировать события, действия, принимать решения.

Нужно научить учащихся анализировать наблюдаемые события, процессы, явления,

Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, содержание образования предполагает широкое использование на уроках творческих методов обучения. А творческие методы направлены на развитие мышления. Развивать мышление – это значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и различий, выявление существенных свойств предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их.

   Для развития логического мышления школьников использую оценку наблюдений и экспериментов, прогнозирование ожидаемых результатов; обучаю своих учеников самостоятельно анализировать изучаемые процессы, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы. Например, построение и анализ графиков температуры воздуха на основе наблюдений, сделанных учащимися на уроках. Я предлагаю ребятам определить самый жаркий и холодный месяцы года и выяснить причины годового хода температуры

   Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружать жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.д.

   Практические программные работы ориентированы на формирование умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т. д.; определять направления, географические координаты и т. д.; измерять расстояния и др.; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.

(Слайд 2)

   Отталкиваясь от того, как классифицируются мыслительные операции, уроки формирования новых знаний провожу с использованием элементов формирования и коррекции мыслительной деятельности.

   Это могут быть при изучении нового материала уроки-экспедиции (путешествия), уроки-исследования, а также отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование.

   Поэтому главными задачами развития мыслительной деятельности на уроках географии являются:

 повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;

 выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;

 формирование нравственных основ личности;

создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.

(Слайд 3)

   В связи с этим особый интерес представляет влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся.

   При репродуктивном методе использование заданий различного характера способствует развитию воображения, устной речи, памяти, мышления, внимания.

(Слайд 4)

   Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте.

   Решение заданий частично-поискового метода способствует развитию памяти, внимания, логического мышления.

(Слайд 5)

   Исследовательский метод развивает внимание, память, логическое мышление, воображение.

(Слайд 6)

   Основываясь на классификации мыслительных операций, для развития мыслительных процессов анализа и синтеза использую на уроках следующие задания.      

   В этом разделе отдельно хочется остановиться на постановке проблемных вопросов, так как именно они в большей степени способствуют развитию логического мышления. Важно, чтобы обучающиеся получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, находя при этом способы их получения. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку.

   Мышление начинается с проблемного вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Он направлен на решение задачи, задания, вопроса. Основным элементом проблемного обучения считается создание проблемной ситуации и решение проблемы. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её решение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек наталкивается на что-то непонятное, неизвестное – это главный элемент проблемной ситуации. Это новое и неизвестное должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

(Слайд 7, 8)

   Вашему вниманию представлены примеры таких вопросов из курса географии за 7-9 класс.

(Слайд 9, 10)

   Сравнение и обобщение, классификация географических понятий способствуют формированию мышления, и делать это возможно на каждом уроке, прежде всего, при помощи специальных вопросов и заданий.

 (Слайд 11)

   В психологии есть классификация ведущей модальности,  по которой учащихся можно разделить на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики.

 

(Слайд 12)

   Визуалы опираются на наглядность, использование схем и таблиц.

(Слайд 13)

   Аудиалы ориентируются на модуляцию и тембр голоса.

(Слайд 14)

   А вот кинестетики больше реагируют на прикосновения, жесты, движения.

   Изучив особенности учащихся, с которыми я работаю, я сделала вывод, что, как и в любом коллективе, визуалов больше других. Поэтому работу на уроке планирую с учетом этих особенностей.

(Слайд 15)

   У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам, необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу,  значимое можно выделять особенными знаками. Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ.

   Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки.

   Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.

   Дети очень любят рисовать, кроме того, в процессе изображения того или иного географического объекта легче усваиваются составляющие его элементы, закрепляются существующие закономерности, существенные, главные признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности.  

  Технология опорных сигналов в данном случае наиболее оптимальна. Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. 

(Слайд 16)

   Классификация видов и форм опорных сигналов представлена на этом слайде.

(Слайд 17)

   Особенно хочется остановиться на работе с ассоциативным рядом. Работу на уроке я провожу по следующей методике, которую подобрала сама.

- На первом уроке учащиеся ищут возможное сходство очертаний границ государства на политической карте с конкретным предметом, отвечая на вопрос: «На что похожи очертания государства?» при помощи учителя, у которого уже готов ассоциативный ряд. Дети практически всегда принимают предложение учителя, иногда внося и свои предложения, что способствует творческому, активному восприятию материала;

- На следующем уроке происходит закрепление ассоциативного образа: название государства – предмет;

- На последующих уроках учащиеся работают с набором карточек, отыскивая государства на карте, при этом необходимо задавать уточняющие вопросы о столице, соседних государствах и т.д. Возможна также и работа с совмещением картинки с предметом и визитной карточки государства.

   Давайте рассмотрим примеры ассоциаций, подобранных вместе с детьми на уроках географии в 9 классе по изучению государств Европы.

(Слайды 18-27)

(Слайд 28)

   Выявление сходства и различия характерно для сходной мыслительной операции сравнения. Формированию и коррекции этих мыслительных операций способствует особая постановка задачи, вопроса.

(Слайд 29)

   На уроках-путешествиях хорошо формировать и корректировать умения и навыки делать выводы, проверять их.

(Слайды 30-32)

   Для выявления существенных свойств географических понятий использую на уроках свое ноу-хау: визитные карточки европейских государств.

   Таким образом, использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определенных результатов:

 развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность школьников;

 у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;

 возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

   Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации мыслительной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время способствует не только формированию, но и коррекции мыслительной деятельности учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и коррекция мыслительной деятельности на уроках географии Выступление учителя географии ГБС(К)ОУ школы-интерната ст. Полтавской Тушиной Алены Алексеевны

Слайд 2

Мыслительные операции

Слайд 3

Влияние различных типов заданий на развитие мыслительных процессов учащихся Уровни Типы заданий Развитие психических процессов Репродуктивный Рисунок Воображение Сообщение Устная речь, память Чайнворды, кроссворды, ребусы Мышление, память, внимание Игра “термин – понятие” Память, внимание

Слайд 4

Влияние различных типов заданий на развитие мыслительных процессов учащихся Уровни Типы заданий Развитие психических процессов Частично-поисковый Рассказ с ошибками Внимание, память Составление логических цепочек Внимание, логическое мышление Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Внимание

Слайд 5

Влияние различных типов заданий на развитие мыслительных процессов учащихся Уровни Типы заданий Развитие психических процессов Исследовательский Путешествие Внимание, память, мышление, воображение Решение географических задач Внимание, логическое мышление Составление образа территории Внимание, память, логическое мышление, воображение

Слайд 6

Анализ и синтез Третий лишний Вычеркни лишнее понятие Назови одним словом перечисленные понятия Из каких понятий состоит общее понятие Какие компоненты погоды вам известны Отгадай географический объект по описанию Выбери правильный ответ Постановка проблемных вопросов

Слайд 7

Постановка проблемных вопросов 7 класс Почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам? Почему на побережье Черного моря находится множество курортов? Почему природные богатства Сибири и Дальнего Востока недостаточно используются людьми? Почему Баренцево море почти не замерзает, а Белое, расположенное южнее, замерзает?

Слайд 8

Постановка проблемных вопросов 8 класс Чем объясняется интенсивность судоходства по Атлантическому океану? Зачем нужны корабли-ледоколы? Почему океан называется Тихим? Зависит ли животный мир саванны от ее растительности? Сформулируйте главное правило жизни в пустыне. 9 класс Почему Финляндию называют краем тысячи озер? и др.

Слайд 9

Сравнение и обобщение Сравни площади материков Сравни географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин Сравни длину изученных рек Назовите города, в которых климат теплее и холоднее, чем в вашем населенном пункте Обобщи понятия, назови их одним словом Закончи предложения

Слайд 10

Классификация Распредели по группам Заполни таблицу Назови лишнее

Слайд 11

Взаимодействие с учащимися с опорой на ведущую модальность

Слайд 12

Ведущая модальность

Слайд 13

Ведущая модальность

Слайд 14

Ведущая модальность

Слайд 15

Сопоставление Работа с учащимися - визуалами . У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу, значимое можно выделять особенными знаками. Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ. Технология опорных сигналов в данном случае наиболее оптимальна. Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение.

Слайд 16

Опорные сигналы

Слайд 17

Ассоциативный ряд Работа с этим видом активизации познавательной деятельности может быть представлена так : - на первом уроке учащиеся ищут возможное сходство очертаний границ государства на политической карте с конкретным предметом, отвечая на вопрос: «На что похожа территория государства?» при помощи учителя, у которого уже готов ассоциативный ряд. Дети практически всегда принимают предложение учителя, иногда внося и свои предложения, что способствует творческому, активному восприятию материала; - на следующем уроке происходит закрепление ассоциативного образа: название государства – предмет; - на последующих уроках учащиеся работают с набором карточек, отыскивая государства на карте, при этом необходимо задавать уточняющие вопросы о столице, соседних государствах и т.д. Возможна также и работа с совмещением картинки с предметом и визитной карточки государства.

Слайд 18

Великобритания Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 19

Франция Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 20

Германия Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 21

Италия Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 22

Испания Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 23

Греция Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 24

Скандинавия Изображение на карте Ассоциативная картинка

Слайд 25

Швейцария Об истории происхождения названия столицы Швейцарии существует легенда. Герцог, основавший город в 1191 году, решил назвать его именем первого зверя, убитого им на охоте. Был убит медведь, поэтому город получил название Берн – медведь.

Слайд 26

Венгрия Почти половину мирового урожая паприки (красного острого перца) собирают в Венгрии

Слайд 27

Болгария Трудно представить болгарскую кухню без перца. В России сладкий перец часто так и называют - болгарским Страна занимает первое место в мире по производству розового масла

Слайд 28

Выявление сходства и различий Что общего в экономике стран Западной Европы? Определи реки по сходству. В чем существенная разница между природными зонами арктических пустынь и зоны тундры?

Слайд 29

Выводы из фактов и их проверка Сделай вывод из предложенных сведений о … Составь рассказ из предложенных слов. Совершите путешествие по карте из Белого моря в Черное. Назовите реки и каналы, по которым пройдет ваш путь.

Слайд 30

Выявление существенных свойств предметов. Визитные карточки государств ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СТРАНЫ Столица: Лондон Государственный язык: английский Географическое положение: на островах, омывается Атлантическим океаном и Северным морем Реки: Темза Достопримечательности, традиции: завтрак – овсянка или яичница с беконом; чаепитие в 5 часов вечера, чай с молоком, булочками, пирожными; «Биг-Бен»; Тауэр (8 воронов); автомашины Роллс-Ройс, Ягуар; группа Биттлз ; Винни-Пух, Алиса в стране чудес

Слайд 31

Визитные карточки государств ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СТРАНЫ Столица: Париж Государственный язык: французский Географическое положение: на материке, омывается Атлантическим океаном, Северным морем, Средиземным морем Реки: Сена Достопримечательности, традиции: Завтрак – кофе с сухариком или хлебом с маслом и вареньем; 400 сортов сыра; лучшие духи и вина; Собор Парижской Богоматери, Триумфальная арка; автомобили Пежо, Рено. Писатель Шарль Перро («Золушка», «Красная Шапочка»).

Слайд 32

Визитные карточки государств ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СТРАНЫ Столица: Берлин Государственный язык: немецкий Географическое положение: на материке, омывается Северным и Балтийским морем Реки: Рейн Достопримечательности, традиции: очень пунктуальные, для вождения велосипеда сдают на права; выведены породы собак: доберман, ротвейлер, немецкая овчарка, немецкий дог; автомашины Ауди, БМВ, Мерседес, Порше, Фольксваген, Опель .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии

Формирование мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии....

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...