Мини-тренажеры по географии
методическая разработка по географии по теме

Раецкая Анжела Павловна

          В практике своей  работы я использую мини-тренажеры, способствующие овладению учащимися и практическими умениями и такими мыслительными операциями как анализ и синтез, конкретизация и обобщение. Комплект дидактических материалов состоит из карточек матричного характера, представляющих блоки из 3 вариантов однотипных основ и разнообразных письменных и устных заданий. Карточки разделены на три части: номенклатурные, тематические и понятийные. Номенклатурные мини-тренажеры включают в себя географические объекты, не только рекомендуемые для изучения в курсах школьной географии, но и выходящие за рамки школьной программы. Это обусловлено подготовкой учащихся к участию в олимпиадах различного уровня. Тематические мини-тренажеры содержат однотипные основы по темам «Путешественники», «Жилища народов мира», «Географические координаты», «Растительный мир», «Животный мир» и т.д. В понятийные мини-тренажеры включены основные понятия, изучаемые в курсе географии по разным темам «Атмосфера», «Литосфера», «Гидросфера», «Биосфера» и др.   

             Для организации работы на уроках  все блоки мини-тренажеров собраны в папки с файлами и разложены в одном экземпляре на столах учащихся. Папка с мини-тренажерами и дополнительным материалом для облегчения проверки ответов находится у учителя. Под руководством учителя, учащиеся открывают тот блок мини-тренажера, который необходим на данном этапе урока. За урок можно использовать несколько блоков, в зависимости от необходимости.  При устном фронтальном опросе учитель формулирует задание и называет фамилию или имя отвечающего. Остальные учащиеся следят по своим мини-тренажерам за правильностью ответа, а при наличии ошибок и готовности внести исправления поднимают руку.

                  При дистанционном обучении мини-тренажеры чаще  используются для самостоятельной работы учащегося.

            Используя мини-тренажеры на уроках можно проводить следующие виды опроса: индивидуальный, с устным комментированием, с предварительной подготовкой, с опорой на план, фронтальный устный, в процессе беседы, в процессе дискуссии, со взаимоконтролем учащихся, письменный пятиминутный, письменный глубокий, путем взаимопроверки самостоятельных работ, с использованием контурных карт.

         Мини-тренажеры целесообразно использовать в качестве основы для дифференцирования занятий по степени сложности. Например, в то время как основная часть класса работает с учителем, участвуя в общем фронтальном диалоге, преуспевшие ученики, не нуждающиеся в продолжение тренировочной деятельности, выполняют другие или более сложные задания. При устном и фронтальном опросе учащиеся не выходят к доске, даже не встают. Время затрачивается только на ответ.

        Данные мини-тренажеры универсальны. С их помощью  можно организовать устные и письменные работы, осуществлять личностно-ориентированный подход при работе в классе и при организации домашней работы.  По необходимости и при  желании учитель может изменять или дополнять задания к блокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ МИНИ – ТРЕНАЖЕР.   БЛОК № 1.   МОРЯ.

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

Вариант № 1.

1.Найдите моря из своего варианта на физической карте. Определите, какому океану они принадлежат.

2.Определите, какие из них омывают заданный материк.

3. По карте «Выдающиеся географические объекты Земли» определите, входят ли данные моря в пятерку крупнейших по площади.

4.Попробуйте определить, по какому признаку данное море получило свое название.

Вариант № 2.

1.Найдите заданное море на физической карте. Определите, данное море внутреннее или окраинное.

2.Какие географические объекты оно омывает (материк, острова, полуострова)?

3.Какова его наибольшая глубина? Проходят ли через него основные морские пути? Откуда и куда?

4.Пользуясь климатической картой, попытайтесь охарактеризовать климатические особенности над территорией данного моря.

5.Пользуясь дополнительной литературой, найдите сведения о площади данного моря.

План характеристики моря:

1.К бассейну какого океана принадлежит.

2.Окраинное или внутреннее.

3.Береговая линия (изрезанность, острова, полуострова)

4.Глубины, рельеф дна.

5.Соленость.

6.Температура воды (наличие льда).

7.Ресурсы, экологические проблемы.

1.

Черное

Каспийское

Карибское

2.

Баренцево

Аравийское

Японское

3.

Южно-Китайское

Охотское

Берингово

4

Коралловое

Карское

Банда

5.

Чукотское

Средиземное

Белое

6.

Тасманово

Азовское

Восточно-Сибирское

7.

Фиджи

Красное

Баффина

8.

Филиппинское

Лаптевых

Желтое

9.

Северное

Норвежское

Восточно-Китайское

10.

Бофорта

Андаманское

Гренландское

11.

Балтийское

Уэдделла

Беллинсгаузена

12.

Ирландское

Амундсена

Саргассово

13.

Росса

Тиморское

Сулу

14.

Тирренское

Адриатическое

Яванское

15.

Эгейское

Ионическое

Арафурское

16.

Серам

Дейвиса

Лигурийское

17.

Сулавеси

Мраморное

Внутреннее Японское



Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЙНЫЙ МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК 2 .    ЛИТОСФЕРА

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

Индивидуальная работа:

1.Дайте определение понятиям в соответствии с номерами, указанными учителем.

2.Проанализируй слова из своего варианта. Сколько групп можно составить из этих слов? Выпишите группы слов и объясните ваш выбор.

3.Выберите из вашего варианта 5 слов и составьте с ними рассказ из двух-трех предложений.

4.Составьте рассказ в виде монолога от имени какого-либо понятия.

5.Составьте четверостишие с каким-либо понятием из вашего варианта.

6.Составьте опорный конспект, используя понятия по данному уроку.

Парная работа:

1. «Ассоциация»

  1. Загадайте понятие из вашего варианта и запишите в тетрадь 5 слов, которые ассоциируются у вас с выбранным понятием.
  2. Предложите соседу по парте по вашим ассоциативным словам определить, какое понятие вы загадали.

2. «Да-Нет»

  1. Загадайте понятие из вашего варианта, а сосед по парте, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет», пытается отгадать загаданное понятие. (Исключаются вопросы типа: «В первом варианте? Под номером 5?»)

3. «Опрос»

  1. Поочередно проверьте друг у друга знание определений понятий из ваших вариантов. Оцените ответ и поставьте отметку.

1.

литосфера

магма

вулкан

2.

мантия

ядро

земная кора

3.

тектонический

 разлом

землетрясение

горст

4.

грабен

литосферная

 плита

платформа

5.

эпицентр

жерло

кратер

6.

конус

магма

лава

7.

гора

низменность

нагорье

8.

щит

плоскогорье

хребет

9.

область

 складчатости

вершина

подошва

10.

плато

пик

высокогорье

11.

гребень

среднегорье

рельеф

12.

низкогорье

выветривание

холм

13.

горная долина

горная цепь

горная система

14.

морена

оползень

лакколит

15.

сель

тектоника

геохронология

16.

геология

палеонтология

тектоническая

 структура

17.

профиль

горизонталь

берг-штрих



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК 17.      ЖИВОТНЫЙ  МИР

Варианты

Задания

1

2

3

 1. Внимательно просмотрите изображения животных из вашего варианта и определите, какие из них проживают в указанной учителем природной зоне. Выпишите их в тетрадь.

2. Постарайтесь выявить приспособления у животных, позволяющие им проживать в указанной учителем природной зоне.

3. Как вы думаете, смогут ли выбранные вами животные прижиться в нашей местности. Ответ обоснуйте.

4. Какие климатические условия повлияли на формирование именно этого животного сообщества?

5. Какое значение данные животные имеют в хозяйственной деятельности человека?

Творческие задания:

 - Представьте, что стало бы с данными животными, если бы климатические условия в данной природной зоне изменились в сторону похолодания (потепления)? Смогли бы данные животные выжить? Как изменился бы их внешний вид?

 - Составьте рассказ в виде монолога от имени любого животного из выписанных вами в тетрадь.

Используя сведения, полученные в курсе биологии, постарайтесь классифицировать (укажите род, вид, класс, семейство) животных из вашего варианта под номерами …

1

 2

3

4



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   МИНИ – ТРЕНАЖЕР.   БЛОК №  5.    ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ.

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

Какие географические объекты расположены на указанных координатах?

1.

770с.ш.  1040 в.д.

630ю.ш.  580з.д.

650с.ш.  1680з.д.

2.

10с.ш. 1030в.д.

280ю.ш. 1530в.д.

70с.ш. 810 з.д.

3.

380 с.ш. 90з.д.

260 ю.ш. 1130 в.д.

520с.ш. 550 з.д.

4.

370 с. ш. 90 в.д.

390 ю.ш. 1460 в. д.

120 с. ш. 710 з. д.

5.

340 ю.ш. 190 в. д.

100 ю.ш. 1420 в.д.

100 с.ш. 510 в.д.

6.

140 с. ш. 170 з. д.

70 ю.ш. 340 з. д.

530 ю.ш. 710 з. д.

7.

40 ю.ш. 810 з. д.

710 с. ш. 940 з. д.

400 с. ш. 1260в.д.

8.

300 с.ш. 320 в.д.

420 с. ш. 1180 в.д.

100 с. ш. 800 з. д.

9.

410 с. ш. 500 в. д.

480 с. ш. 1090 в.д.

190 с. ш. 990 з. д.

10.

600 с. ш. 110 в. д.

190 ю.ш. 480 в.д.

400 с. ш. 750 з.д.

11.

600 с. ш. 300 в. д.

90 с. ш. 390 в. д.

300 с. ш. 900 з. д.

12.

00  ш. 790 з. д.

90 ю.ш. 140 в.д.

660с.ш. 300в.д.

13.

360с.ш. 60з.д.

340 ю.ш. 190 в.д.

350 с.ш. 1400в.д.

14.

500с.ш. 300 в.д.

00ш. 500 з.д.

400с.ш. 500в.д.

15.

560с.ш. 370в.д.

530ю.ш. 700 з.д.

300с.ш. 900з..д



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  МИНИ – ТРЕНАЖЕР.  БЛОК 17а.        ЖИВОТНЫЙ  МИР.

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

1. Внимательно просмотрите названия животных из вашего варианта и определите, какие из них проживают в указанной учителем природной зоне. Выпишите их в тетрадь.

2. Постарайтесь выявить приспособления у животных, позволяющие им проживать в указанной учителем природной зоне.

3. Как вы думаете, смогут ли выбранные вами животные прижиться в нашей местности. Ответ обоснуйте.

4. Какие климатические условия повлияли на формирование именно этого животного сообщества?

5. Найдите в учебнике изображения двух любых животных из вашего списка в тетради и зарисуйте их.

6. Какое значение данные животные имеют в хозяйственной деятельности человека?

Творческие задания:

 - Представьте, что стало бы с данными животными, если бы климатические условия в данной природной зоне изменились в сторону похолодания (потепления)? Смогли бы данные животные выжить? Как изменился бы их внешний вид?

 - Составьте рассказ в виде монолога от имени любого животного из выписанных вами в тетрадь.

Используя сведения, полученные в курсе биологии, постарайтесь классифицировать (укажите род, вид, класс, семейство) животных из вашего варианта под номерами …

1.

Окапи

Муха Цеце

Носорог

2.

Леопард

черепаха

Кенгуру

3.

 

Зебра

Капибара

Птица Секретарь

4.

Страус

Муравьед

Гиена

5.

 

Лев

Тукан

Утконос

6.

Термит

Эму

Горилла

7.

 

Колибри

Буйвол

Гепард

8.

Броненосец

Шакал

Слон

9.

 

Ягуар

Марабу

Кайман

10.

Верблюд

Шимпанзе

Лама

11.

Коала

Медведь

Питон

12.

Пантера

Фламинго

Пингвин

13.

Ехидна

Собака Динго

Лось

14.

анаконда

лягушка

бабочка

15.

волк

Белый медведь

заяц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение мини-тренажеров на уроках физкультуры

Григорьева Ольга Анатольевна БГОУ СОШ № 9 с углубленным изучением французского языка          ДокладСовременный урок глазами учителя.Примен...

Мини-тренажеры по географии.

Использование мини-тренажеров для обеспечения качества образования на уроках географии. ...

Статья "Применение мини-тренажеров на уроках физкультуры"

В статье говорится о пользе применения мини-тренажеров на уроках физической кульутры...

Мини-тренажер по теме "Степени" для 9-11 класса

Задания на отработку представления числа в виде степени и перехода от корня к степени....

Мини-тренажер табличных значений синуса, косинуса, тангенса углов

В тренажер включены примеры для проверки знаий таблицы значений синуса, косинуса,тангенса углов...

Мини-тренажер "Производная степенной функции"

Мини-тренажер "Производная степенной функции"...

Использование самодельных мини-тренажеров на уроке физической культуры для дыхательной системы"

Задачами при использовании самодельных мини-тренажеров являются:- подготовка организма для выполнения программы по физической культуре, – повышение работоспособности учащихся, путем особой органи...