Внутренние воды России урок географии в 8 классе
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Тип урока обобщение и систематизация знаний
Тема урока Обобщение знаний по теме: « Внутренние воды России»
Цели урока: 1. Создать условия для выявления уровня правильности,
объема, глубины и действительности усвоения
учениками знаний.
2. Продолжить развитие интеллектуальных и творческих
способностей, через индивидуальную работу и защиту
своих творческих работ.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, как
источнику жизни на Земле, источнику красоты и
духовных сил человека.
Оборудование: физическая карта России, атлас, тетрадь, мультимедийный
проектор, компьютер, презентации «Голубые глаза
Земли», « Внутренние воды Павловского района»,
чайнворд «Озера», карточки с названиями водных
объектов.
Ход урока:
I. Организационный момент (постановка целей и задач урока)
II. Подготовка к основному этапу занятию
Вопрос учащимся: Что относится к внутренним водам?
1)Фронтальный опрос ( на знание терминов и понятий)
Я знаю, что…..
-река; -речная система; - падение реки; -уклон реки; -половодье; -паводок; -межень; -годовой сток; - озеро; - болото; -многолетняя мерзлота; - водные ресурсы
2) Работа с картой
Задание:Покажите реки России, распределив их по бассейнам разных океанов
Задание на группировку объектов. На магнитной доске карточки с названиями водных объектов, необходимо их сгруппировать и объяснить принцип группировки. Объекты: Волга, Обь, Байкал, Амур, Дон, Таймыр, Чудское, Зея, Иртыш, Кама, Ханка, Лена, Ладожское, Вилюй, Ока, Телецкое.
3) Работа в тетради. Для оценки роли той или иной реки в жизни и хозяйственной деятельности человека важно знать падение и уклон реки. Задание: Рассчитайте падение и уклон реки, сделайте выводы и оценку. 1вариант – река Нева, 2 вариант – река Терек. Для реки Невы : Ви = 4м, Ву = 0м, Д = 74км П = 4м, У = 5,4см/км. Для Терека Ви = 2713м, Ву = -28м, Д = 623км П = 2741м, У= 439,9см/км
4) Задание на сравнение. Сравните реку Волга и Амур по типу питания и режиму. Сделайте выводы.
5)Работа с картой. Задание: Покажите крупные озера России. Назовите типы озерных котловин.
III. Обобщение знаний
Выступление и защита презентации « Голубые глаза Земли» ( об уникальных озерах России), по окончании выступления разгадывание чайнворда. Оценка и анализ презентации одноклассниками.
IV. Литературная пауза ( на узнавание объектов). Ученица читает стихи российских поэтов, в которых говорится о реках и озерах России, после прочтения учащиеся должны узнать о каком объекте идет речь.
1) Не приметен ничем, ни широк,
По просторам Валдайского края,
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая
То он моет прибрежный песок
То внезапно в кустах пропадает
И не знает еще ручеек
Что его впереди ожидает. ( Николай Якушев о Волге)
2) Коварная, лихая, сумасбродная
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная
Могучая сибирская река ( Молчанов –Сибирский об Ангаре)
3) У тебя, краса- река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым не зря
Окрестили словом
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом. ( Леонид Попов о Лене)
4) Расступись, о старец – море
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора и мне.
Я родился у Казбека
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов
Я сынам своим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал. ( М.Ю.Лермонтов о Тереке)
V. Задания на раскрытие причинно – следственных связей ( повышенный уровень)
1) В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской равнине. Однако высота снежного покрова там больше. Объясните этот парадокс.
2) Почему Западная Сибирь заболочена, хотя осадков выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской равнине?
3) Почему в Восточной Сибири граница многолетней мерзлоты продвинута далеко на юг?
4) « Край незакатного солнца летом и озаренной полярными сияниями многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого. Именно в этом краю и образовалось это крупное озеро». О каком озере идет речь? В каких климатических условиях оно образовалось?
VI. Выступление и защита презентации « Внутренние воды Павловского района». Анализ и оценивание презентации одноклассниками.
VII. Беседа с учащимися по вопросам
1) Как влияет на водные ресурсы деятельность человека? Приведите положительные и отрицательные примеры.
2) Какие меры необходимо применять по защите и охране водных ресурсов?
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Продолжите предложение….
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…. МЕНЯ УДИВИЛО…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО….
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golubye_glaza.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: Показать и рассказать о наиболее интересных и своеобразных озёрах России.
Озеро — компонент гидросферы , представляющий собой естественный или искусственно созданный водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).Озёра-источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья, регуляторы стока, судоходные пути, чудесные места отдыха.
Солёные озёра:
Баскунчак Озеро Баскунчак находиться на Прикаспийской низменности, имеет площадь 106км2 Это одно из величайших в мире месторождений высококачественной поваренной соли. Она содержит 98% хлористого натрия и считается одной из самых лучших в мире. Общие запасы соли достигают 40милиардов тонн. Откуда же поступает соль в озеро? Оказывается, озеро питают близко лежащие грунтовые воды. Ежегодно она приносят около 1милионна тонн.
Эльтон Озере Эльтон по площади больше озера Баскунчак,150км2.Оно так же относиться к числу сухих озёр. По составу соль Эльтона отличается от баскунчакской. В ней содержаться хлористый натрий, хлористый, сернокислый и бромистый магний и хлористый калий.
Чаны Чаны́ — бессточное солёное озеро в России, расположенное на Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Это озере отличается большой неустойчивостью водного режима. Озеро слабосолёное, в юго-восточной части озера солёность ниже.
Вулканические озёра
Курильское Курильское озеро – второе по величине пресное озеро на Камчатке. Это живой образец причудливой камчатской природы: озеро окружено вулканами и само разлилось в кальдере. Расположено на территории Южно-Камчатского заказника.
Кроноцкое Кроноцкое озеро - крупнейшее пресноводное озеро Камчатки, находится на востоке полуострова, в пределах Кроноцкого заповедника. Площадь зеркала 245 кв.км. Средняя глубина 51 м, максимальная измеренная глубина - 148 м. По форме озеро напоминает равнобедренный треугольник
Горные озёра
Телецкое Телецкое озеро является вторым по глубине водоемом России после Байкала. Наибольшая глубина его достигает 323 м. Телецкое озеро лежит в глубокой и сравнительно узкой межгорной котловине на высоте 436 м над уровнем моря. По вопросу происхождения котловины озера ученые до сих пор спорят. Однако большинство все же считает, что котловина озера представляет собой результат сложных природных процессов, в основе которых лежат тектонические движения земной коры.
Селигер Озеро Селигер находиться на Валдайской возвышенности. Средняя глубина озера около 6 метров. Озеро, лежит на высоте 205 метров над уровнем моря, имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма — это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками.
Озёра-Спасители
Чудское Именно здесь (5) 12 апреля 1242 года произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище. Войско немцев включало 10-12 тысяч человек, Александр Невский располагал войском в 15-17 тысяч. На рассвете рыцари построились «клином» и по весеннему хлипкому льду озера двинулись на русских . Россия во главе с Александром Невским одержали победу.
Ладожское 30 августа 1941 года ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение о доставке грузов в блокадный Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец , в 55 км от Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро,- конечной станции Ириновской железной дороги. Это дорога стала «Дорогой жизни» для ленинградцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс
Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....
Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"
На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...
Транспорт России: урок географии 9 класс
Урок обобщения материала. работа с атласом, источниками информации. Обоснование важности железнодорожной магистрали БЕЛКРМУР для России и пермского края. Работа в парах....
Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки"
Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" ....
Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" (с применением ИКТ)
Разработка урока географии для 8-го класса по теме:"Внутренние воды России. Реки"(с применением ИКТ)...
География России. 8 класс.Географический диктант по теме: "Моря и внутренние воды России"
Диктант позволяет проверить знание географической номенклатуры по теме "Моря и внутренние воды России"...
Сценарий урока географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России. Реки».
Тема урока: «Внутренние воды России. Реки» (учебник География Россия: природа, население, хозяйство 8 класс. Авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «Сферы» ).Тип ур...
Комментарии
Озёра России.
Очень интересная презентация!Большое спасибо за создание,буду использовать в работе!