Внутренние воды России урок географии в 8 классе
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Замараева Вера Владимировна

 

Тип урока                   обобщение и систематизация знаний

Тема урока               Обобщение знаний по теме: « Внутренние воды России»

Цели урока:              1. Создать условия для выявления уровня правильности,

                                   объема, глубины и  действительности   усвоения

                                   учениками знаний.

                                     2. Продолжить развитие интеллектуальных и творческих

                                     способностей, через  индивидуальную   работу и защиту

                                     своих творческих работ.

                                      3. Воспитывать бережное отношение к воде, как

                                     источнику жизни  на Земле, источнику красоты и  

                                    духовных сил человека.

Оборудование:     физическая карта России, атлас, тетрадь, мультимедийный

                                   проектор, компьютер,   презентации «Голубые глаза

                                  Земли», « Внутренние воды Павловского района»,

                                   чайнворд  «Озера», карточки с названиями водных

                                   объектов.

 

                                                      Ход урока:

I.                   Организационный момент (постановка целей и задач урока)

II.                Подготовка к основному этапу занятию

Вопрос учащимся:   Что относится к внутренним водам?

1)Фронтальный опрос ( на знание терминов и понятий)

Я знаю, что…..

-река;     -речная система;    - падение реки;   -уклон реки;    -половодье;    -паводок;     -межень;     -годовой сток;      - озеро;     - болото;     -многолетняя мерзлота;      - водные ресурсы

2) Работа с картой

Задание:Покажите реки России, распределив их по бассейнам разных океанов

Задание на группировку объектов. На магнитной доске карточки с названиями водных объектов, необходимо их сгруппировать и объяснить принцип группировки.  Объекты:  Волга, Обь, Байкал, Амур, Дон,  Таймыр, Чудское, Зея, Иртыш, Кама, Ханка, Лена, Ладожское, Вилюй, Ока, Телецкое.

3) Работа в тетради. Для оценки роли той или иной реки в жизни и хозяйственной деятельности человека важно знать падение и уклон реки. Задание:  Рассчитайте падение и уклон реки, сделайте выводы и оценку. 1вариант – река Нева, 2 вариант – река Терек.   Для реки Невы : Ви = 4м, Ву = 0м, Д = 74км  П = 4м, У = 5,4см/км.    Для Терека Ви = 2713м, Ву = -28м, Д = 623км  П = 2741м, У= 439,9см/км

4) Задание на сравнение. Сравните реку Волга и Амур по типу питания и режиму. Сделайте выводы.

5)Работа с картой. Задание: Покажите крупные озера России. Назовите типы озерных котловин.

III. Обобщение знаний

Выступление и защита презентации « Голубые глаза Земли» ( об уникальных озерах России), по окончании выступления разгадывание чайнворда. Оценка и анализ презентации одноклассниками.

IV.              Литературная пауза   ( на узнавание объектов).  Ученица читает стихи российских поэтов, в которых  говорится о реках и озерах России, после прочтения учащиеся должны узнать о каком объекте идет речь.

1)      Не приметен ничем, ни широк,

По просторам Валдайского края,

Еле слышно журчит ручеек,

Меж каменьями путь выбирая

То он моет прибрежный песок

То внезапно в кустах пропадает

И не знает еще ручеек

Что его впереди ожидает.                           ( Николай Якушев о Волге)

2)      Коварная, лихая, сумасбродная

Родная дочь Байкала – старика,

Ты по тайге меж гор течешь, свободная

Могучая сибирская река            ( Молчанов –Сибирский об Ангаре)

3)      У тебя, краса- река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье.

Ласковым не зря

Окрестили словом

Несмотря, что родилась

Ты в краю суровом.                                      ( Леонид Попов    о Лене)

4)      Расступись, о старец – море

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора и мне.

Я родился у Казбека

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов

Я сынам своим в забаву

Разорил родной Дарьял

И валунов им на славу

Стадо целое пригнал.                             ( М.Ю.Лермонтов   о Тереке)

V.                Задания на раскрытие причинно – следственных связей ( повышенный уровень)

1)      В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской равнине. Однако высота снежного покрова там больше. Объясните этот парадокс.

2)      Почему Западная Сибирь заболочена, хотя осадков выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской равнине?

3)      Почему в Восточной Сибири граница многолетней мерзлоты продвинута далеко на юг?  

4)      « Край незакатного солнца летом и озаренной полярными сияниями многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого. Именно в этом краю и образовалось это крупное озеро». О каком озере идет речь? В каких климатических условиях оно образовалось?

VI.             Выступление и защита презентации « Внутренние воды Павловского района». Анализ и оценивание презентации одноклассниками.

VII.          Беседа с учащимися по вопросам

1)      Как влияет на водные ресурсы деятельность человека? Приведите положительные и отрицательные примеры.

2)      Какие меры необходимо применять по защите и охране водных ресурсов?

VIII.       Подведение итогов. Рефлексия.

Продолжите предложение….

                        СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ….                            МЕНЯ УДИВИЛО…

                                    БЫЛО ИНТЕРЕСНО….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubye_glaza.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Голубые глаза Земли! Выполнила: Ученица 8 «Б» класса Райкунова Екатерина. Учитель : Замараева В.В.

Слайд 2

Цель работы: Показать и рассказать о наиболее интересных и своеобразных озёрах России.

Слайд 3

Озеро — компонент гидросферы , представляющий собой естественный или искусственно созданный водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).Озёра-источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья, регуляторы стока, судоходные пути, чудесные места отдыха.

Слайд 6

Солёные озёра:

Слайд 7

Баскунчак Озеро Баскунчак находиться на Прикаспийской низменности, имеет площадь 106км2 Это одно из величайших в мире месторождений высококачественной поваренной соли. Она содержит 98% хлористого натрия и считается одной из самых лучших в мире. Общие запасы соли достигают 40милиардов тонн. Откуда же поступает соль в озеро? Оказывается, озеро питают близко лежащие грунтовые воды. Ежегодно она приносят около 1милионна тонн.

Слайд 9

Эльтон Озере Эльтон по площади больше озера Баскунчак,150км2.Оно так же относиться к числу сухих озёр. По составу соль Эльтона отличается от баскунчакской. В ней содержаться хлористый натрий, хлористый, сернокислый и бромистый магний и хлористый калий.

Слайд 10

Чаны Чаны́ — бессточное солёное озеро в России, расположенное на Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Это озере отличается большой неустойчивостью водного режима. Озеро слабосолёное, в юго-восточной части озера солёность ниже.

Слайд 12

Вулканические озёра

Слайд 13

Курильское Курильское озеро – второе по величине пресное озеро на Камчатке. Это живой образец причудливой камчатской природы: озеро окружено вулканами и само разлилось в кальдере. Расположено на территории Южно-Камчатского заказника.

Слайд 16

Кроноцкое Кроноцкое озеро - крупнейшее пресноводное озеро Камчатки, находится на востоке полуострова, в пределах Кроноцкого заповедника. Площадь зеркала 245 кв.км. Средняя глубина 51 м, максимальная измеренная глубина - 148 м. По форме озеро напоминает равнобедренный треугольник

Слайд 18

Горные озёра

Слайд 19

Телецкое Телецкое озеро является вторым по глубине водоемом России после Байкала. Наибольшая глубина его достигает 323 м. Телецкое озеро лежит в глубокой и сравнительно узкой межгорной котловине на высоте 436 м над уровнем моря. По вопросу происхождения котловины озера ученые до сих пор спорят. Однако большинство все же считает, что котловина озера представляет собой результат сложных природных процессов, в основе которых лежат тектонические движения земной коры.

Слайд 22

Селигер Озеро Селигер находиться на Валдайской возвышенности. Средняя глубина озера около 6 метров. Озеро, лежит на высоте 205 метров над уровнем моря, имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма — это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками.

Слайд 24

Озёра-Спасители

Слайд 25

Чудское Именно здесь (5) 12 апреля 1242 года произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище. Войско немцев включало 10-12 тысяч человек, Александр Невский располагал войском в 15-17 тысяч. На рассвете рыцари построились «клином» и по весеннему хлипкому льду озера двинулись на русских . Россия во главе с Александром Невским одержали победу.

Слайд 27

Ладожское 30 августа 1941 года ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение о доставке грузов в блокадный Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец , в 55 км от Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро,- конечной станции Ириновской железной дороги. Это дорога стала «Дорогой жизни» для ленинградцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс

Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....

Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"

На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...

Транспорт России: урок географии 9 класс

Урок обобщения материала. работа с атласом, источниками информации. Обоснование важности железнодорожной магистрали БЕЛКРМУР для России и пермского края. Работа в парах....

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки"

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" ....

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" (с применением ИКТ)

Разработка урока географии для 8-го класса по теме:"Внутренние воды России. Реки"(с применением ИКТ)...

География России. 8 класс.Географический диктант по теме: "Моря и внутренние воды России"

Диктант позволяет проверить знание географической номенклатуры по теме "Моря и внутренние воды России"...

Сценарий урока географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России. Реки».

Тема урока: «Внутренние воды России. Реки» (учебник География Россия: природа,  население,  хозяйство 8 класс. Авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «Сферы» ).Тип ур...


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Очень интересная презентация!Большое спасибо за создание,буду использовать в работе!