Материалы к уроку "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика" 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Цели и задачи:
1. Показать значение, роль и состав электроэнергетики России
2. Сформировать представление об основных типах электростанций и их размещении
3. Выявить проблемы электроэнергетики
4. Развивать умение работать с различными источниками географической информации.
5. Формировать экологическую культуру, сознание бережного и экономного расходования электроэнергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toplivno-znergeticheskiy_kompleks.ppt | 1.53 МБ |
tek_tehnologicheskaya_karta.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Показать значение, роль и состав электроэнергетики России Сформировать представление об основных типах электростанций и их размещении Выявить проблемы электроэнергетики Развивать умение работать с различными источниками географической информации.
Практическое задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, дайте характеристику ТЭС, ГЭС и АЭС по плану: Доля от общего объема электроэнергии, производимой в стране Недостатки ЭС Достоинства Факторы размещения Крупнейшие электростанции (показать на карте)
Информацию оформить в виде таблицы Тип ЭС Доля % Достоинства Недостатки Факторы размещения Крупнейшие ЭС
Теплоэлектростанции (ТЭС) Сургутская ТЭС
Таблица: Тип ЭС Доля % Достоинства Недостатки Факторы размещения Крупнейшие ЭС ТЭС 65 Стоимость и время строительства невелики, используются разные виды топлива, дешевый вид электроэнергии Использование исчерпаемых ресурсов, сильное загрязнение окружающей среды (воздух, почва) Топливный Потребления (вблизи газопроводов) Сургутская
Гидроэлектростанции (ГЭС) Красноярская ГЭС
Определите районы с наибольшими запасами гидроэнергии В каких районах затраты на производство минимальны? В каких районах наиболее перспективно строительство ГЭС?
Таблица: Тип ЭС Доля % Достоинства Недостатки Факторы размещения Крупнейшие ЭС ГЭС 19 Не загрязняет атмосферу, используются возобновимые ресурсы, самый дешевый вид электроэнергии Строительство долго и дорого, водохранилища затапливают с/хоз. угодья, изменяют микроклимат территорий, гидрологический режим, «мертвая вода» На реках с большим падением, в малообжитых, горных районах Саяно-Шушенская, Краснояр-ская
Атомные электростанции (АЭС) Билибинская АЭС
Таблица: Тип ЭС Доля % Достоинства Недостатки Факторы размещения Крупнейшие ЭС АЭС 16 Экономичность Опасность радиоактивного загрязнения при авариях, проблема захоронения ядерных отходов Отсутствие других источников энергии, потребительский Курская, Смоленская, Тверская, Кольская, Нововоронежская, Билибинская
Почему человечество ищет нетрадиционные источники энергии?
Приливные электростанции (ПЭС) Кислогубская ПЭС Кислогубская ПЭС
Геотермальные электростанции (ГеоЭС) Мутновская ГеоЭС
Мутновская ГеоЭС
Выводы: Электроэнергетика использует природные ресурсы, как исчерпаемые так и неисчерпаемые. Электроэнергетика является загрязнителем окружающей среды Для уменьшения нагрузки на природу необходимо бережное и экономное расходование электроэнергии, а также более широкое применение нетрадиционных источников: энергии солнца, ветра, приливов и отливов.
Источники информации: В.И. Дронов, В.Я. Ром. География. Россия. Население и хозяйство. Учебник для 9 класса
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
- Показать значение, роль и состав электроэнергетики России
- Сформировать представление об основных типах электростанций и их размещении
- Выявить проблемы электроэнергетики
- Развивать умение работать с различными источниками географической информации.
- Формировать экологическую культуру, сознание бережного и экономного расходования электроэнергии.
Виды деятельности учащихся:
фронтальный опрос по пройденному материалу; самостоятельная групповая работа (или работа в парах) с учебником: с текстом, наглядным и картографическим материалом; анализ карт, составление систематизирующей таблицы.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Вступление (2 мин.) | Сообщение темы, целей, плана урока | Открыть рабочие тетради, записать тему урока «Электроэнергетика России» |
2.Повторение пройденного материала по теме ТЭК (-5 мин) | фронтальный опрос (приложение 1) | Учащиеся отвечают на вопросы |
3. Изучение нового материала (20 мин) | Инструктаж по выполнению самостоятельной групповой работы (приложение 2) | Работа с учебником в парах: составление систематизирующей таблицы |
4. Проверка выполнения работы (3 мин) | Демонстрация иллюстративного материала (приложение 3-презентация к уроку) | Устно вслух проверяют заполнение таблицы в тетрадях ( по желанию), сверяются с эталоном на слайдах |
5Дополнительный материал к уроку (6 мин) | Демонстрация иллюстративного материала (приложение 3-презентация к уроку) | Двое учащихся подготовили сообщения о нетрадиционных видах энергии и электростанциях |
6. Выводы по уроку ( 2 мин) | Вопросы для закрепления Подвести учащихся к выводу о необходимости экономии электроэнергии | Отвечают на вопросы. Делают вывод по теме |
7. Домашнее задание (2 мин.) | Объявление и комментирование оценок, домашнего задания | Рефлексия |
Приложение 1
- Какова роль ТЭК?
- Состав ТЭК
- Каково место России по запасам и добыче нефти и газа?
- Каковы факторы размещения НПЗ?
- Какова роль угольной промышленности?
- Каково место России по запасам угля?
- Назвать и показать на карте основные нефтяные, газовые , угольные бассейны страны
Приложение 2
Инструкция по выполнению самостоятельной работы в группе (или в паре)
Пользуясь текстом учебника §20 дать характеристику основных типов электростанций ( ТЭС, ГЭС, АЭС) России по плану:
- Доля от общего объема электроэнергии, производимой в стране
- Недостатки ЭС
- Достоинства
- Факторы размещения
- Крупнейшие электростанции (показать на карте)
Полученные данные внесите в таблицу
Устно ответьте на вопросы:
- Какова роль электроэнергетики?
- Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии?
- Сравните основные типы электростанций по объему производства, по себестоимости продукции, по экологической безопасности
- Почему человечество ищет нетрадиционные источники энергии?
- Почему необходимо бережное и экономное расходование электроэнергии?
Дополнительный материал к уроку
Прили́вная электроста́нция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов, а фактически кинетическую энергию вращения Земли. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды. Колебания уровня воды у берега могут достигать 13 метров.
Существует мнение, что работа приливных электростанций тормозит вращение Земли, что может привести к негативным экологическим последствиям. Однако ввиду колоссальной массы Земли влияние приливных электростанций пренебрежимо мало. Кинетическая энергия вращения Земли (~1029 Дж) настолько велика, что работа приливных станций суммарной мощностью 1000 ГВт будет увеличивать длительность суток лишь на ~10−14 секунды в год, что на 9 порядков меньше естественного приливного торможения (~2×10−5 с в год).
Для получения энергии залив или устье реки перекрывают плотиной, в которой установлены гидроагрегаты, которые могут работать как в режиме генератора, так и в режиме насоса (для перекачки воды в водохранилище для последующей работы в отсутствие приливов и отливов). В последнем случае они называются гидроаккумулирующая электростанция.
В России c 1968 года действует экспериментальная ПЭС в Кислой губе на побережье Баренцева моря. На 2009 год её мощность составляет 1,7 МВт. На этапе проектирования находится Северная ПЭС мощностью 12 МВт. В советское время были разработаны проекты строительства ПЭС в Мезенской губе (мощность 11 000 МВт) на Белом море, Пенжинской губе и Тугурском заливе (мощностью 8000 МВт) на Охотском море, в настоящее время статус этих проектов неизвестен, за исключением Мезенской ПЭС, включённой в инвестпроект РАО «ЕЭС». Пенжинская ПЭС могла бы стать самой мощной электростанцией в мире — проектная мощность 87 ГВт.
Существуют ПЭС и за рубежом — во Франции. Великобритании, Канаде, Китае, Индии, США и других странах. ПЭС «Ля Ранс» построенная в эстуарии р. Ранс (Северная Бретань) имеет самую большую в мире плотину, ее длина составляет 800 м. Плотина также служит мостом, по которому проходит высокоскоростная трасса, соединяющая города Св. Мало и Динард. Мощность станции составляет 240 МВт.
Другие известные станции: Канадская — ПЭС Аннаполис и Норвежская — Хаммерфест
Преимуществами ПЭС является экологичность и низкая себестоимость производства энергии. Недостатками — высокая стоимость строительства и изменяющаяся в течение суток мощность, из-за чего ПЭС может работать только в составе энергосистемы, располагающей достаточной мощностью электростанций других типов
краткое описание
Высота приливов в Пенжинской губе составляет 9 м, а в случае сизигийных приливов достигает 12,9 м, что является наивысшим для всего Тихого океана показателем. При площади бассейна 20 530.0 км² это соответствует ежесуточному проходу 360—530 км³ воды, что в 20—30 раз превышает расход воды в устье крупнейшей реки Земли Амазонки. Для реализации гидропотенциала бухты разрабатывались два проекта приливных электростанций, каждый из них с различной установленной мощностью и годовой выработкой:
Вариант | Море, макс. | Мощность, | Среднегодовая | Разрабатывался |
Южный створ | 11,0 | 87,1 | 190-205,0 | 1972—1996 |
Северный створ | 13,4 | 21,4 | 50,00 | 1983—1996 |
В связи с недостатком местных потребителей и энергосистем, существуют предложения дискретной работы электростанции на энергоёмкий потребитель — регулятор, например, производство водорода, который затем транспортируется к возможным потребителям. Рассматриваются также варианты экспорта электроэнергии в страны южной Азии.
Кислогубская ПЭС — экспериментальная приливная электростанция расположенная в губе Кислая Баренцева моря вблизи поселка Ура-Губа Мурманской области. Первая и единственная приливная электростанция России. Состоит на государственном учёте как памятник науки и техники.
Общие сведения
Мощность станции — 1,7 МВт (первоначально 0,4 МВт).
Станция установлена в узкой части губы Кислая, высота приливов в которой достигает 5 метров. Конструктивно станция состоит из двух частей — старой, постройки 1968 года, и новой, постройки 2006 года. Новая часть присоединена к одному из двух водоводов старой части. В здании ПЭС размещено два ортогональных гидроагрегата — один мощностью 0,2 МВт (диаметр рабочего колеса 2,5 м, находится в старом здании) и один ОГА-5,0 м мощностью 1,5 МВт (диаметр рабочего колеса 5 м, находится в новом здании). Гидротурбины изготовлены ФГУП «ПО Севмаш» генераторы — ООО «Русэлпром
Кислогубская ПЭС принадлежит ОАО «РусГидро» в лице его 100 % дочернего общества — ОАО «Малая Мезенская ПЭС».
История создания и эксплуатации
Кислогубская ПЭС была сооружена в 1968 году по проекту института «Гидропроект». Главный инженер проекта и строительства Л. Б. Бернштейн. Строительство ПЭС было произведено передовым для того времени наплавным способом — железобетонное здание ПЭС было сооружено в доке вблизи Мурманска, а затем отбуксировано к месту установки по морю В одном из водоводов ПЭС был смонтирован французский капсульный гидроагрегат мощностью 0,4 МВт с диаметром рабочего колеса 3,3 м, второй водовод, предназначавшийся для гидроагрегата отечественной разработки, был оставлен пустым.
После пуска ПЭС была передана на баланс «Колэнерго» и использовалась НИИЭС в качестве экспериментальной базы. В 1994 году, в связи со сложной экономической ситуацией, ПЭС была законсервирована; за время эксплуатации было выработано 8,018 млн кВт·ч электроэнергии[.
В начале 2000-х годов руководством РАО «ЕЭС России» было принято решение о восстановлении Кислогубской ПЭС в качестве экспериментальной базы для отработки новых гидроагрегатов для приливных электростанций, а также технологий сооружения ПЭС. В конце 2004 года на станции был установлен новый ортогональный гидроагрегат мощностью 0,2 МВт с диаметром рабочего колеса 2,5 м, изготовленный ФГУП «ПО Севмаш» (старый гидроагрегат при этом был демонтирован), станция была введена в эксплуатацию. В конце 2006 года к станции была подведена линия электропередачи напряжением 35 кВ. В ходе реформы электроэнергетики, Кислогубская ПЭС перешла в собственность ОАО «ТГК-1», однако летом 2006 года была выкуплена ОАО «ГидроОГК» (ныне ОАО «РусГидро») и поставлена на баланс его дочернего общества ОАО «Малая Мезенская ПЭС».
5 мая 2006 годана Севмаше состоялась закладка нового экспериментального блока для Кислогубской ПЭС. В ноябре 2006 года блок был спущен на воду и в начале 2007 года отбуксирован по морю на Кислогубскую ПЭС, где и был установлен напротив второго водовода станции. Испытания новой ортогональной турбины мощностью 1,5 МВт прошли успешно и подтвердили проектные параметры.
На Кислогубской приливной электростанции (ПЭС) начался эксперимент по использованию энергии ветра для производства электроэнергии. С лета 2009 года в течение года измерительные мачты будут собирать информацию о силе и направлении ветров. Осенью установят ветроэнергоустановки.
Геотермальная энергетика — направление энергетики основанное на производстве электрическойи тепловой энергии за счёт тепловой энергии, содержащейся в недрах земли, на геотермальных станциях Обычно относится к альтернативным источникам энергии, использующим возобновляемые энергетические ресурсы
В вулканических районах циркулирующая вода перегревается выше температур кипения на относительно небольших глубинах и по трещинам поднимается к поверхности иногда проявляя себя в виде гейзеров. Доступ к подземным тёплым водам возможен при помощи глубинного бурения скважин Более чем такие паротермы распространены сухие высокотемпературные породы, энергия которых доступна при помощи закачки и последующего отбора из них перегретой воды. Высокие горизонты пород с температурой менее 100 °C распространены и на множестве геологически малоактивных территорий, потому наиболее перспективным считается использование геотерм в качестве источника тепла.
Хозяйственное применение геотермальных источников распространено в Исландии и Новой Зеландии, Италии и Франции, Литве, Мексике, Никарагуа, Коста-Рике, Филиппинах, Индонезии, Китае, Японии, Кении.
Все российские геотермальные электростанции расположены на Камчатке и Курилах, суммарный электропотенциал пароводных терм одной Камчатки оценивается в 1 ГВт рабочей электрической мощности. Российский потенциал реализован только в размере не многим более 80 МВт установленной мощности (2009) и около 450 млн. кВт·ч годовой выработки (2009):
- Мутновское месторождение:
- Верхне-Мутновская ГеоЭС установленной мощностью 12 МВт·э (2007) и выработкой 52,9 млн кВт·ч/год (2007) (81,4 в 2004),
- Мутновская ГеоЭС установленной мощностью 50 МВт·э (2007) и выработкой 360,7 млн кВт·ч/год (2007) (на 2006 год ведётся строительство, увеличивающее мощность до 80 МВт·э и выработку до 577 млн кВт·ч)
- Паужетское месторождение возле вулканов Кошелева и Камбального — Паужетская ГеоТЭС мощностью 14,5 МВт·э (2004) и выработкой 59,5 млн кВт·ч (на 2006 год проводится реконструкция с увеличением мощности до 18 МВт·э).
- Месторождение на острове Итуруп (Курилы): Океанская ГеоТЭС установленой мощностью 2,5 МВт·э (2009). Существует проект мощностью 34,5 МВт и годовой выработкой 107 млн кВт·ч.
- Кунаширское месторождение (Курилы): Менделеевская ГеоТЭС мощностью 3,6 МВт·э (2009).
В Ставропольском крае на Каясулинском месторождении начато и приостановлено строительство дорогостоящей опытной Ставропольской ГеоТЭС мощностью 3 МВт.
Приложение 3 Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование: Металлургический комплекс, 9 класс
Карточки - тесты для текущего контроля знаний по теме "Металлургический комплекс" для 9 класса....
Итоговый контроль по теме "Межотраслевые комплексы" 9 класс"
Данный материал позволяет выявить уровень усвоения темы и состоит из трех частей: тестовый контроль, проверка знания терминологии и основных понятий. Составлен по УМК Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я. Р...
Агропромышленный комплекс 9 класс
Закрепление материала по теме АПК 9 класс учебник Алексеева...
Машиностроительный комплекс 9 класс
1. Хозяйственное значение комплекса2. Состав и структура комплекса3. Основные проблемы развития4. Факторы размещения5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей компле...
Презентация по географии. Топливно - энергетический комплекс. 9 класс.
Презентацию можно использовать для объяснения новой темы. Работу учащихся можно организовать в группах....
Сценарий урока по теме "Тихий океан как природный комплекс" 7 класс
Урок-ролевая игра. Очень рекомендую начинающим учителям географии....
Разработка урока "Металлургический комплекс" 9 класс
Тема: Металлургический комплекс.Цели:Образовательные: изучение роли комплекса в экономике страны, выявление особенностей черной металлургии.Развивающая: развитие познавательного интерес к ...