КАЛЕЙДОСКОП ХОРОШИХ ДЕЛ
статья по географии по теме
Предварительный просмотр:
Шейкина Светлана Станиславовна,
учитель географии МОУ СОШ
с углублённым изучением отдельных предметов №1
города Волжского Волгоградской области.
КАЛЕЙДОСКОП ХОРОШИХ ДЕЛ
(опыт работы тьютора с учащимися 6-7 классов).
Беспокоясь о том,
кем ребенок будет завтра,
мы забываем, что
он является кем-то уже сегодня.
Сташа Таушер
Современное образование становится более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на расширение возможности выбора для удовлетворения образовательных потребностей нынешнего поколения учеников. Поэтому учитель – тьютор (учитель с тьюторской позицией) как нельзя лучше способствует созданию образовательной среды, которая позволит ребёнку самостоятельно приобретать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в рамках урока и вне его. Роль учителя - тьютора очень многогранна и разнопланова.
В своей работе с детьми я стараюсь учитывать:
- их возрастные особенности;
- индивидуальные различия (от особенностей темперамента и типов мышления, до
преобладающего способа переработки информации);
- интересы каждого из ребят;
- их возможности в проявлении своего «Я» в рамках деятельности.
На первом этапе провожу диагностику по выявлению интересов обучающихся к предметам естественно - научного цикла. При переходе из класса в класс часто интересы детей меняются, поэтому диагностику провожу 2 раза в год (в начале и в конце учебного года). Уверена, что основной задачей учителя - тьютора является научить ученика учиться, самостоятельно добывать информацию, черпая её из различных источников, способствовать раскрытию творческих способностей, интересов и потребностей обучающихся. Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время дает возможности реализовать потребности учащихся через проектную деятельность, уроки- практикумы, семинары, технологию проведения «круглого стола», «мозгового штурма» и пр. Дискуссия и дебаты – это эффективные инструменты развития критического мышления школьников, умения формулировать и отстаивать свои убеждения, приводить нужные факты и аргументы.
Работая в школе не только учителем – предметником, но и выполняя функции классного руководителя, невольно становишься человеком, значимым для коллектива детей. Растворяясь в жизни детского коллектива, не только воспитываешь обучающихся, но становишься для детей человеком, которому в процессе общения они доверяют, делятся сокровенным, высказывают свои суждения, пытаются найти в тебе поддержку своим начинаниям.
Учитель с тьюторской позицией появлялся в школе во все времена, только в большей степени он мог проявиться в воспитательном процессе. Теперь же « тьютор» - это человек направляющий, координирующий деятельность учащихся, лоцман в мире из образовательных интересов детей. Он как наставник работает с образовательной инициативой ребят, создает условия для формирования индивидуальной образовательной программы, обеспечивает условия для результативной работы.
Наступает момент, когда учитель выпускает свой класс во взрослую жизнь. Он принимает новых ребят, непосредственных, интересных в своих проявлениях и представлениях, устремлениях и способностях. Знакомясь с детьми 5 класса, всегда задумываешься над тем, какими бы хотел их видеть. В новой концепции школьного образования ученик должен обладать набором определенных компетенций, следовательно, учителю - тьютору необходимо оказывать всяческую поддержку детям в их формировании. С этой целью я решила предложить комплекс мероприятий для параллелей 6 – 7 классов, в которых обучающиеся могли бы проявить себя.
- Так появилась программа, которую я назвала «Калейдоскоп хороших дел».
Девиз: « Кто же если не МЫ, когда же если не СЕЙЧАС!»
В данной программе выбраны 4 направления:
- патриотическое воспитание
- краеведческая работа
- формирование здорового образа жизни
- развитие экологической культуры.
Цель: формирование универсальных компетенций обучающихся для развития свободной, талантливой, социально - мобильной личности, готовой к созидательной творческой деятельности, нравственному поведению, ориентированному на самопознание и самовоспитание.
задачи | деятельность |
1.Патриотическое воспитание. - развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными; - воспитание чувства долга, ответственности, любви к малой Родине. | 1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (с участниками боевых действий в Афганистане и в Чечне) 2. Встречи с интересными людьми (выбор детей). 3. Ведение Книги Пожеланий и Напутствий старшего поколения младшему. 4. Выставка рисунков, творческих работ. 5. Разработка различных вариантов поздравлений ко «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», плакаты расклеиваются в подъездах жилых домов. 6. Библиотечные уроки совместно с работниками городской библиотеки №5. 7. Участие в акции «Полотно Победы» |
2.Краеведческая работа. - привитие интереса обучающихся к истории, традициям, природе родного края, города, в котором живешь, - привитие любви к малой Родине; - формирование заинтересо-ванности, обеспокоенности за судьбу людей, живущих рядом; - мотивация к изучению культурного наследия и традиций донского казачества Волгоградской области, разных национальностей и народов, проживающих на территории области. | 1. Выпуск информационного листа «Моя школа» или конкурс мини-сочинений по этой теме. 2. Работа с архивными документами, интернет - ресурсами по изучению донского казачества Волгоградской области, народов, населяющих нашу область, город. 3. Творческая мастерская: «История улицы, на которой я живу». 4. Проект «Лучший экскурсионный маршрут по городу Волжскому» на русском и иностранных языках, создание коллекции презентаций и видеофильмов. 5. Сбор материалов по истории, культуре народов, проживающих на территории Волгоградской области для географического журнала. К оформлению журнала привлекается родительская общественность. Общая цель, интересная совместная деятельность всегда дают положительные результаты. 6. Экскурсии на предприятия города: ТЭЦ-1, «Хлебокомбинат», «ООО Италсовмонт» и др. |
3. Формирование привычки здорового образа жизни. - организация профилактической работы по формированию ЗОЖ, - формирование у обучающихся потребности ЗОЖ через внеурочную деятельность. | 1. Организация и проведение классных часов: «Хочешь быть здоровым, будь им!», «Правильное питание – залог твоего здоровья», «Красиво, вкусно, полезно». 2. Работа волонтерских групп: «Простудные заболевания и их профилактика». 3. Проектная деятельность: «Биологически активные добавки: польза или вред?» 4. Профилактика вредных привычек. Серия классных часов: «Учись доброму, тогда худое и на ум не придет». 5. Организация и проведение состязаний по спортивному ориентированию на местности в парке «Гидростроитель» г. Волжского. 6. Создание проекта по теме: «Спортивное ориентирование и география: кто чей помощник». Конкурс на лучший детский маршрут по определённой местности. |
4. Экологическая культура. - формирование экологической культуры подрастающего поколения; - практический вклад в решение проблем экологического характера. | 1. Организация и проведение субботников. 2. Участие в акциях по уборке и озеленению городского парка. 3. Участие во Всероссийских акциях: «День чистой воды», «День Земли». 4. Практико-исследовательская (эксперимен-тальная) деятельность по выявлению запыленности воздуха на территории школьного двора и снеговых проб на загрязнение. 5. Проектная деятельность. «Влияние городской среды на здоровье человека» 6. Выступление группы обучающихся 7 класса на Научной сессии ВГИ ВолГу в секции: «Природопользование в системе регионального развития» с докладом «Влияние городской среды на здоровье человека» (тематика может меняться). |
Для себя я определила ряд принципов организации данной работы.
- Принцип целостно – смыслового равенства.
Общая цель, интересная совместная деятельность учителя с тьюторской позицией и тьюторантов (воспитанников).
- Принцип «Мы вместе делаем нужное и важное дело». Одинаковые взгляды на проблему и ценностные установки.
- Принцип учета особенностей подросткового возраста, закономерности психофизиологического развития (вспыльчивость, агрессивность, стремление к лидерству, сильнейшее переживание в случае неудачи, ранимость).
- Принцип организации и самоорганизации.
Активность обучающихся, их мотивированность к принятию решений, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативная компетентность.
- Программа делает акцент на развитие гибкости и глубины детского мышления, эмоциональной сферы личности. Различные виды работ формируют мировоззренческую позицию ребёнка, подростка. Важное значение имеет участие детей в различных акциях, природоохранных мероприятиях, проводимых в городе и регионе. Очень важной я считаю роль коллег из ВУЗов, средств массовой информации и печати, организация и проведение совместных конференций, фестивалей и т.п. взаимодействие школы с социальными партнёрами, сообществом, трудно переоценить. Обучающийся должен быть погружен в среду конструктивного диалога с другими людьми - представителями разных профессий, разных поколений, разных взглядов на один и тот же вопрос, но развитие умения слушать, понимать, анализировать, являются бесценными в становлении личности ребенка. Все направления, которые отражены в программе, нацелены на формирование и развитие:
- умения самостоятельного поиска информации;
- навыков эффективного взаимодействия в групповой работе;
- умения принимать ответственные решения в условиях выбора;
- универсальных компетенций;
- экологической грамотности и потребности в ЗОЖ;
- духовно-нравственной основы личности.
Таким образом, внеурочная деятельность создает широкие возможности для развития многих сторон личности, овладения способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями, повышения готовности учеников к самопознанию и самореализации.
Ожидаемый педагогический эффект.
Социально - грамотная личность, умеющая реализовать себя в той сфере деятельности, которая интересна, стать полноценным членом общества и гражданином.
В.А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества».
- Любое мероприятие, которое предусматривает встречу с интересными людьми, а тем более с ветеранами Великой отечественной войны вызывает у обучающихся различные эмоции. Но прежде чем организовать такую встречу необходимо подготовить обучающихся к ней, а значит к диалогу, в котором они не просто задавали бы вопросы, или были пассивными слушателями, а непосредственно окунулись в другое время и прочувствовали боль и радость людей защищавших нашу Родину. Поэтому перед такими встречами с ветеранами Великой отечественной войны, предлагаю обучающимся узнать от своих дедушек и бабушек о том, воевал ли кто из родственников, и что им о них известно.
Дети составляют краткие рассказы или интервью, которые заслушиваются на классном часу. Затем, организую просмотр и обсуждение фильма «Горячий снег».
В произведении Б.Васильева «В списках не значится» есть замечательный эпилог, который никого из детей не оставит равнодушным.
В классе наступает тишина. Зажигаются свечи памяти. Каждый из детей сжимает в руках маленькую свечу в память о погибших. И только после того как ребята прикоснутся к прошлому, эмоционально осознают события той войны, можно считать, что они готовы к диалогу.
Во всех делах дети участвуют добровольно, по желанию, проявляют свою инициативу, выстраивают план дальнейшей работы. И как показывает практика, после каждого такого общения приобретают новый опыт.
Так возникла идея создания книги «Пожеланий и напутствий старшего поколения младшему», где не только фотографии, запечатлевшие ветеранов войны, но и их пожелания, обращения к нам, последующим поколениям.
Координаторы организуют работу, проводят анкетирование среди обучающихся. На основе анкет формируются группы. В конце года подводится итог работы по данному направлению в форме «Круглого стола», где ребята анализируют работу групп. Развивающее воздействие таких мероприятий основано на традициях патриотизма, особого отношения к старшему поколению, участникам войны.
Далее коротко представим классный час для параллели 6 классов по формированию привычки здорового образа жизни из опыта педагогов с тьюторской позицией.
Питание и здоровье. Красиво, вкусно, полезно.
Образовательные цели:
- формирование основных понятий о здоровом питании;
- воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью;
- ознакомление школьников с культурой и традициями русского чаепития.
Развивающие цели:
- развитие осознания полезности того или иного продукта.
Воспитательные цели:
- формирование правильной ориентации в знаниях о правильном питании;
- создание условий для эффективной групповой коммуникации в деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение культуры здорового питания;
- умелое владение начальными понятиями «полезной пищи»;
- выработка нового стереотипа в мышлении «здоровое питание».
Оформление доски.
«Здоровье – это единственная драгоценность».
Монтень
«Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения».
Цицерон
«Ешьте больше витаминов –
Яблок и апельсинов!
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!»
«Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки».
Ф. Гладких
«Чай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».
Поговорки.
«Чай пить – приятно жить!»
«Выпей чайку – позабудешь тоску!»
«Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай».
Что вредит здоровью? (блиц-опрос)
- Неумение радоваться.
- Жестокость – это путь к гибели и болезням.
- Обман.
- Неверие в свои силы.
- Неаккуратность.
- Неправильное питание.
Класс делится на две группы.
Первая группа рассматривает основные пищевые продукты и их значение в питании.
- Мясо и мясопродукты,
- Рыба и рыбопродукты,
- Молоко и молочные продукты,
- Хлеб и хлебобулочные изделия,
- Пищевые жиры,
- Овощи и фрукты,
- Кондитерские изделия.
На доске размещаются таблицы, характеризующие пищевую ценность основных групп питания.
Строя свой рацион, нужно помнить о некоторых серьезных недостатках современного питания.
Правила.
- Ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов; творог 30-50 грамм, сыр 5-10 грамм.
- Ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную.
- Сочетать в рационе сливочное масло с растительным.
- Ограничивать потребление сахара и конфет.
- Широко использовать в питании рыбу и морепродукты.
- Овощи, ягоды и фрукты.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок,
Для защиты и тепла
Жир природа создала,
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
Вторая группа рассматривает традиции и обычаи русского чаепития.
- Кто впервые привез чай в Россию.
- Когда впервые появился чайный куст в Никитском ботаническом саду.
- Родина чая.
- Что такое чай?
- А что подают к чаю?
- Как называют чай у разных народов мира.
- Русская церемония чаепития.
- Пять стихий (правила китайской чайной церемонии).
Дети накрывают столы. Сладкие пироги, выпечку, варенье, мед, сахар, а главным атрибутом является самовар.
Хлебом солью вас встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Эта же группа представляет китайскую церемонию чаепития в национальных костюмах. Чай заваривают по особым китайским традициям.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребята приглашают к столу родителей, учителей, одноклассников.
«Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы новые дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!»
Подводится итог работы второй группы.
Общие выводы:
В рамках целостного воспитательного процесса в его здоровьесберегающем аспекте данное мероприятие является результативным, т.к. способствует формированию у школьников привычек ЗОЖ, повышает культуру здорового питания, дети становятся обладателями опыта активной самоорганизации и вырабатывают навыки поведенческой саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для отцов "Хороший муж - и очень хороший отец?"
Данный тест поможет классным руководителям выяснить, какую роль в воспитании ребёнка играет отец. Можно использовать как материал для проведения родительского собрания для отцов. Тест заставляет отцов...
Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "
Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...
Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"
Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?». Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона....
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Хорошая передача обеспечивает хороший бросок
Научить детей взаимодействовать (владеть в совершенстве ловлей и передачей мяча), играть в командный баскетбол. Если нет культуры паса, то и нет команды и командной игры....
Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
«Ученическое самоуправление» и «самодеятельность» –понятия взаимообусловленные. Отношение взрослых к детской самодеятельности нередко «грешит» кр...
План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»
Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....