Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Полицковая Лилия Петровна

 

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе и рассчитана на 33 часа, так как в расписании попадают праздничные дни.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.6_bkl..docx852.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная записка

         Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для  6 «Б» класса составлена на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  1. Авторская программа для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-9 классов – Е.М. Домогацких. Н.И.Алексеевский. Физическая география -  М., Русское слово, 2008 г.
  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  4. Основной образовательной программы МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2011-2012 год.
  5. Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

  1. УМК:

1.Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И. География. Физическая   география. 6 класс –М.: Русское слово,2008

2.Географический атлас, 6 класс. – М.: Дрофа, 2008

3.Рабочая тетрадь, 6 класс Домогацких Е.М, Домогацких Е.Е. -М.: Русское слово,2008

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе и рассчитана на 33 часа, так как в расписании попадают праздничные дни.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и семи разделов: « Земля как планета», «Способы изображения земной поверхности», « Литосфера», « Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», « Почва и геосфера». Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого.. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса  географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Программа реализует межпредметные связи с курсами природоведения, окружающим миром, экологией.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

           В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая.

Виды деятельности учащихся:


  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Мини – сочинения;
  4. Работа с источниками;
  5. Доклады;
  6. Защита презентаций;
  7. Рефлексия

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Количество практических работ.

Класс

Общее количество практических работ и экскурсий

Количество оценочных работ

Количество
экскурсий

6

9

5

2

Оценочные практические работы

1. Определение географи ческих координат точки по глобусу (решение прямой и обратной задачи). .

2. Определение по кар те высот гор и равнин, глубин морей.

3. Знакомство и работа с климатическими кар тами. Составление краткой характеристики од ного из климатических поясов.

4. Наблюдения за погодой.

5.Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира.

Экскурсии

1.Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

2.Изучение строения почвы на местности.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Учебно-тематический план  

                                   

раздела

Наименование тем

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение.

2

2

Земля как планета

5

1

Админ к.р.

3

Способы изображения земной поверхности

4

1

4

Литосфера

6

1

1

5

Атмосфера

7

1

Админ.к.р.

6

                 Гидросфера

4

1

7

                 Биосфера  

2

экскурсия

8

Почва и геосфера

2

экскурсия

Итоговая контрольная работа

1

ИТОГО

33

5

4

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

   

Содержание программы

Введение (2 часа)География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образова ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территори альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

 

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"                                                                                                                                                                                      

 Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения

Цифровые образовательные ресурсы

Демонстрационные пособия, натуральные объекты

Интерактивная доска «SMART»

Мультимедийные приложения к урокам по географии 6-9 класс

Мультимедийные приложения к урокам по географии 6-9 класс

Компьютер, проектор.

Разработки уроков и электронных приложений к урокам географии (интернет-ресурсы)

Таблицы и схемы по географии  (интернет-ресурсы)

Принтер, ксерокс, сканер (струйный, цветной)

Презентации по географии (интернет-ресурсы)

Разработки уроков и электронных приложений к урокам географии (интернет-ресурсы)

Телевизор, DVD

Видеофильмы

Календарно-тематическое планирование

«Физическая география» 6 класс на 2011-2012 учебный год    

по УМК   Домогацкий Е.Н., Алексеевского Н.И.

Название раздела, темы урока (кол-во часов)

вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Даты

1

Что такое география

Изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

знать/понимать

основные географические понятия и термины

Вводная беседа

§1

05.09

2

Из истории географических открытий

Актуализации знаний и умений

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§2

12.09

3

Планеты Солнечной системы

Изучения нового материала

Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

знать/понимать

основные географические понятия и термины

уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Вводная беседа

Составление и объяснение схем:                         а)«Положение Земли в Солнечной системе»;

Практическая работа №1 (оценочная)  
Определение географических координат

б) «Движение Земли вокруг Солнца

в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний»;

§3

19.09

4

Форма, размеры и движение Земли.

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4

26.09

5

Система географических координат

практикум

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§5

03.10

6

Административная  к.р. «Земля как планета»            

Проверка знаний

Индивидуальный, фронтальный опрос

10.10

7

Времена года Пояса освещенности

практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§6-7

17.10

8

Масштаб карты

практикум

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; Градус ная сеть на плане и карте. Способы картографи ческого изображения. Классификация карт. Чтение и ис пользование карт. Ориентирование на местности. Со ставление плана местности.

знать/понимать

основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталям

Практическая работа Нанесение на кон турную карту элементов географической номенк латуры

§8

24.10

9

Виды условных знаков

практикум

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§9

14.11

10

Стороны горизонта.

Изображение рельефа на карте.

практикум

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§10-11

21.11

11

Строение земного шара.

Актуализации знаний и умений

Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

Разнообразие форм рельефа

Движения земной коры

Главные формы рельефа

Рельеф дна океанов

Человек и земная кора

знать/понимать

основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Индивидуальный, фронтальный опрос

Изучение свойств минералов, горных пород

Практическая работа (учебно-тренировочная)
Определение горных пород

Определение по карте сейсмических райо нов земного шара. 

Практическая работа
№2(оценочная)
Определение по кар те высот гор и равнин, глубин морей.

§12

28.11

12

Виды горных пород.

практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§13

05.12

13

Полезные ископаемые

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§14

12.12

14

Движения земной коры

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§15

19.12

15

Выветривание горных пород

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§16

26.12

16

Рельеф суши и дна океана

практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§17

16.01

17

Контрольная работа                        «Литосфера»

Проверка знаний

карта

23.01

18

Строение атмосферы.

Актуализации знаний и умений

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зави симость от атмосферного давления, воздушные массы, по года и климат. Распределения тепла и влаги на поверхно сти Земли.

знать/понимать

основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

Индивидуальный, фронтальный опрос

Практическая работа (учебно-тренировочная)
Проведение простейших метеонаблюдений.
 

Практическая работа  Наблюдения за погодой

Практическая работа№3 Знакомство и работа с климатическими кар тами. Составление краткой характеристики од ного из климатических поясов.

§18

30.01

19

Температура воздуха

практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§19

06.02

20

Атмосферное давление.

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§20

13.02

21

Движение воздуха.

практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§21

20.02

22

Вода в атмосфере

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§22

27.02

23

Административная к.р.                       « Атмосфера»

Проверка знаний

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.§21

05.03

24

Погода Климат

практикум

 §23-24

12.03

25

Единство гидросферы

Актуализации знаний и умений

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой кругово рот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Зем ли.

знать/понимать

основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Вводная беседа

Практическая работа №4 (оценочная)

Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира

§25

02.04

26

Мировой океан

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§26

09.04

27

Воды суши: реки и озера.

практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§27

16.04

28

Воды суши: подземные воды и природные льды.

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§28

23.04

29

Царства живой природы

Актуализации знаний и умений

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами гео графической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

знать/понимать:

географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Индивидуальный, фронтальный опрос

§29

30.04

30

Биосфера и охрана природы

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

Экскурсия.
Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

§30

07.05

31

Почва

Актуализации знаний и умений

Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение при родных комплексов в результате хозяйственной деятель ности человека

знать/понимать

основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Экскурсия.
Изучение строения почвы на местности.

Определение состава почвы. Практическая работа№5 Составление комплекс ного описания одной из природных зон.

§31-33

14.05

32

Природный комплекс

Природные зоны

Актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

§32

21.05

33

Итоговая контрольная работа

Проверка знаний

28.05

                                   

Контрольно – измерительные материалы.

Практическая работа №1 «Определение географи ческих координат точки по глобусу»

Цель работы: Научиться  определять географические координаты по глобусу.

Последовательность выполнения работы.

Изучите §6.

Выполните задания на странице 29 учебника  к рисунку 17

Выполните задания на странице 30-31 учебника  к рисунку 18

Выполните задания на странице 31-32 учебника  к рисунку 19

Составьте краткую памятку о том, как определять географические координаты объекта.

Практическая работа №2 «Определение по кар те высот гор и равнин, глубин морей».

Цель работы:

1.Научиться определять высоту местности по горизонталям плана.

2. Развивать навыки работы с картами атласа, научиться определять высоту гор и равнин на карте.

Последовательность выполнения работы.

Изучите план местности в атласе, ответьте на вопросы в рабочей тетради на странице 58.

Изучите физическую карту полушарий.

А) В какую сторону наклонена Амазонская низменность?

Б) Какой город расположен выше Рио-де-Жанейро или Мехико?

В) Какое из морей нашей страны самое глубокое?

Г) Какова абсолютная высота наивысшей точки Анд?

Д) Какие склоны Анд более крутые западные или восточные?

Е) Каковы преобладающие глубины Индийского океана? Объясните, как вы это определили?

Практическая работа №3 «Знакомство и работа с климатическими кар тами. Составление краткой характеристики од ного из климатических поясов».

Цель работы:

Научиться читать климатические карты, определять основные климатические показатели.

Последовательность выполнения работы:

         Работа по заданиям рабочей тетради стр 78-79

Заполнить таблицу сравнения климатических показателей Санкт-Петербурга и Рио-де-Жанейро.

Ответить на вопросы по определению самых влажных и засушливых районов мира, низкими и высокими температурами.

Дать характеристику климата острова Калимантан по плану.

Практическая работа №4 «Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира».

Цели работы:

Научиться характеризовать реку по карте.

Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.

Последовательность выполнения работы.

1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану.

План определения географического положения реки.

Ответы на эти вопросы.

Назвать и показать реку.

На каком материке и в какой его части расположена река.

Между какими меридианами и параллелями.

Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки или океана относится.

1 вариант река Волга и Обь.

2.вариант река Амазонка и Лена.

Практическая работа №5 «Составление комплекс ного описания одной из природных зон».

Цель работы: выявить зависимость между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Последовательность выполнения работы:

По картам «Природные регионы России», «Растительность», «Животный мир», «Климат», «Почвы», дать характеристику природной зоны:    

1 вариант – смешанные и широколиственные леса;     2 вариант – степь.

                                                                                                   План характеристики природной зоны.

1.Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация).

2.Климатические условия (Т, количество осадков, климатический пояс, тип климата).

3.Почвы природной зоны и степень их плодородия.

4.Типичные растения и животные.

5.Ресурсы природной зоны и возможности использования ее человеком.

6.Проблемы охраны природной зоны (особо охраняемые компоненты природы).

7.Влияние деятельности человека на природную зону.

Административная контрольная работа   по теме Земля как планета».

I вариант

1. Географическими полюсами Земли являются:

    А) Северный и Восточный     В) Северный и Южный

    Б) Южный и Западный           Г) Западный и Восточный

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:

   А) Северным тропиком           В) нулевым меридианом

   Б) Южным тропиком                Г) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору:

   А) 4400 км                                   В) 400000 км

   Б) 40000 км                                 Г) 40040 км

4. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли называется:

        А) абсолютной высотой      

        Б) относительной высотой  

        В) географической широтой

        Г) географической долготой

5. Географическая долгота бывает:

   А) северной и южной           В) южной и восточной

   Б) северной и западной       Г) западной и восточной

6. От нулевого меридиана отсчитывается:

       А) северная и южная широта  

       Б) западная и восточная широта

       В) западная и восточная долгота

       Г) северная и южная долгота

7. Какие населенные пункты имеют следующие координаты?

48°с.ш.; 2°в.д.

    А) Лондон                                      В) Нью-Йорк

    Б) Париж                                        Г) Дели

34°ю.ш.; 151°в.д.

    А) Сидней                                       В) Сантьяго

    Б) Кейптаун                                    Г) Каир

8. Какую абсолютную высоту имеют точки с координатами?

    А) 30°с.ш.; 40°в.д.                          Б) 5°ю.ш.; 65°з.д.

9. Какую абсолютную глубину имеют точки с координатами?

    А) 10°ю.ш.; 80°в.д.                        Б) 51°с.ш.; 180°д.

II вариант

1. Экватор является:

     А) самой длинной параллелью

     Б) самым длинным меридианом

     В) самой короткой параллелью

     Г) самым коротким меридианом

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Западное и Восточное полушария, называется:

    А) Северным тропиком           В) нулевым меридианом

    Б) Южным тропиком                Г) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору равна:

    А) 3300 км                                 В) 9900 км

    Б) 6400 км                                  Г) 6600 км

4. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на поверхности Земли называется:

       А) абсолютной высотой  

       Б) географической широтой  

       В) географической долготой

       Г) относительной высотой

5. Географическая долгота бывает:

     А) западная и южная            В) западная и восточная

     Б) западная и северная        Г) южная и северная

6. От экватора отсчитывается:

      А) западная и восточная долгота

      Б) северная и южная долгота

      В) западная и восточная широта

      Г) северная и южная широта

7. Какие населенные пункты имеют следующие координаты?

37°с.ш.; 122°з.д.

    А) Мехико                             В) Сан-Франциско

    Б) Вашингтон                       Г) Пекин

16°ю.ш.; 47°з.д.

    А) Рио-де-Жанейро             В) Тегеран

    Б) Токио                                Г) Бразилиа

8. Какую абсолютную высоту имеют точки с координатами?

    А) 35°с.ш.; 85°в.д.                Б) 55°с.ш.; 100°з.д.

9. Какую абсолютную глубину имеют точки с координатами?

     А) 40°ю.ш.; 110°з.д.             Б) 70°с.ш.; 40°в.д.

 

Контрольная работа №2  по теме: «Литосфера».

I вариант

В состав литосферы входят:

а) ядро, мантия, земная кора;

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

г) верхняя мантия, земная кора.

Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:

а) вулканическими;           

б) магматическими;  

   

 в) глубинными;

г) метаморфическими.

Установите соответствие:

Ядро

а) 3,5 тыс. км,   б) 5 - 80 км,

в) 2,9 тыс. км,    г) 6 000°С

д) 2 000°С

Мантия

Земная кора

        

Заполните пропуски в тексте.        

Существует 1)___________ вида осадочных горных пород. 2)_________________ горные породы состоят из обломков разных горных пород, подвергнув шихся 3)________________. В зависимости от размеров частиц разли чают 4)_______________, 5)________________, 6)_______________, гальку, 7) ______________. Эти обло мочные горные породы могут накапливаться и на дне водоёмов, и 8) _____________. В нашем регионе они представлены (как) 9) __________________.

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Топливные полезные ископаемые – это горные породы, которые способны гореть

2

Золото и никель относятся к числу драгоценных металлов

3

Горные породы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми

4

Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей

5

Существует три вида полезных ископаемых: осадочные, магматические и метаморфические

К осадочным горным породам НЕ относится:

а) глина;

б) песок;        

в) мрамор;

г) нефть.        

Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:

1

Золото

6

Мрамор

11

Сахар

2

Соль

7

Гранит

12

Дрова

3

Природный газ

8

Нефть

13

Стекло

4

Каменный уголь

9

Лёд

14

Песок

5

Базальт

10

Глина

15

Мел

Месторождения нефти и природного газа сформировались в тех районах, где в прошлом располагались:

а) леса;            б) моря;             в) горы;         г) города.

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород

2

В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород

3

Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека

4

Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества

5

Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания

Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их проис ходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1)__________________________.  Самые крупные из них – 2)_______________________ и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3)_________________ океана до 4)___________________.

Максимальная сила землетрясений составляет:

а) 5 баллов;

б) 10 баллов;

        

в) 12 баллов;    

г)  20 баллов

Заполните схему до конца.

 В каком океане расположен самый глубоководный жёлоб?

а) в Атлантическом;

б) в Индийском;                                        

в) в Тихом;

г) в Северном Ледовитом.

В каких из обозначенных на карте районов землетрясения невозможны?

II вариант

Чем океаническая земная кора отличается от материковой?

а) температурой;        

б) толщиной;        

г) влажностью;

д) твёрдостью.

Где располагаются очаги вулканов?

а) в нижней мантии;

б) в средней мантии;

в) в верхней мантии;

г) в земной коре.

Укажите, в каком состоянии находится вещество, образующее разные части земного шара:

а) твердое,      б) вязкое.

1) Ядро

2) Мантия верхняя

3) Мантия средняя

4) Мантия нижняя

5) Земная кора

Заполните пропуски в тексте.

Существует 1)___________ вида осадочных горных пород. 2)________________ горные породы образуются при выпаде нии в осадок различных веществ, которые 3)________________ в воде. Примеры таких горных пород: гипс, 4)________________. 5)_________________ горные породы возникают из останков 6)_______________ и частей растений, насе лявших в прошлом сушу или водоёмы. К таким горным породам отно сятся 7)______________, 8)________________,9)______________.

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы

2

Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт

3

Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде

4

Магматические горные породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления

5

Уголь, нефть, известняк, мел – все эти горные породы являются осадочными органическими

К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы?        

а) к топливным;

б) к рудным;

в) к  нерудным;        

г) выделяются в отдельную группу.

Установите соответствие:

1) Осадочные горные породы

а) песок,      б) мрамор,

в) гранит,      г) базальт,

д) мел,         е) каменная соль

2) Магматические горные породы

3) Метаморфические горные породы

Физическое выветривание Не связано с:

а) действием ветра;        

б) движением воды;

в) растворением в воде различных горных пород;

г) температурным расширением и сжатием горных пород.  

Определите, какие из приведённых слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания (проставьте соот ветствующие цифры).

1 - Растворение; 2 - температура; 3 - барханы; 4 - корни; 5 - каменная соль; 6 - галька; 7 - живые организмы; 8 - подземные слои; 9 - прорастает.

А – физическое ____________, Б – химическое ___________, В – Биогенное __________

Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями в  1) __________________. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется 2)__________________, а район, расположен ный на поверхности Земли, в котором подземные колебания особенно сильны и заметны, называется 3)__________________.

Что привело к гибели города Помпеи?

а) землетрясение;        

б) извержение вулкана;

в) наводнение;    

г) война.

Какие формы рельефа можно встретить:

а) горы;      б) низменности;        в) вулканы;       г) равнины;        д) желоба

только на суше

только на дне океана

на суше и дне океана

Самая высокая горная система суши — это:


а) Альпы;

б) Кавказ;        

в) Гималаи;

г) Памир.        

В каких из обозначенных на карте районов возможны сильные землетрясения?

Административная контрольная работа  по теме: «Атмосфера».

I вариант

Для изучения атмосферы используются:

а) метеорологические зонды;        

б) метеорологические сейсмографы;

в) метеорологические скафандры;

г) метеорологические спутники.

Установите соответствие:

Верхние слои атмосферы

а) полярные сияния

б) 80% всего атмосферного воздуха

в) температура с высотой растет

г) толщина от 8 до 18 км

д) заканчивается на высоте 50 км

Стратосфера

Тропосфера

При подъёме в гору температура воздуха с каждым километром:

а) понижается на 1°С;    б) понижается на 6°С;   в) повышается на 1°С;    

г) не изменяется.

Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) t°С максимальную _____ ,   б) время ее наблюдения _______,  

в) амплитуду температур _______.

Заполните пропуски в тексте.

Чем выше мы будем подниматься над Землёй, тем 1)_____________ будет становиться столб воздуха, находящийся над нашей головой. А значит, его вес будет всё 2)______________. Таким образом, чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем 3)___________бу дет атмосферное давление.

Расставьте пункты А, Б, В, Г, Д в порядке возрастания атмосфер ного давления.

1

2

3

4

5

Решите задачу:

В аэропорту города Сочи температура воздуха +26°С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолет, если температура за бортом -12°С. _______________________________________________

Из предложенных вариантов выберите те, в которых направление ветра указано верно. В каком случае сила ветра будет сильнее?

А

730                         738

В

768                              750

Б

770                         750

Г

750                              770

Укажите особенности муссона:

Что означает название ветра?

На границе каких водоемов возникает?

Как часто меняет направление?

Какова степень влияния на климат?

Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воздухе при температуре:

а) -10°С;        б) +15°С;        в) +3°С;        г) +28°С.

Какие из перечисленных осадков выпадают  Не  из облаков?  

а) морось;       б) иней;            в) роса;       г) град.

Заполните схему.

Большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами, называются:

а) атмосферой;      б) тропосферой;      в) воздушными массами;     г) облаками.

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «нет».

1

Важнейшим климатообразующим фактором является широтное положение места.

2

Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам.

3

По-гречески слово «адаптация» означает «приспособление, привыкание»

4

Самый жаркий климат на планете наблюдается в тропическом поясе освещенности, в умеренных широтах – самый холодный.

Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1

Сгущение водяного пара

А) Климат

2

Движение воздуха в горизонтальном направлении

Б) Воздушные массы

3

Состояние приземного слоя воздуха в данный момент

В) Ветер

4

Большие объемы воздуха с определенными свойствами

Г) Погода

5

Многолетний режим погоды

Д) Конденсация

Кто изобрёл ртутный барометр?

а) Галилео Галилей;   б) Эв. Торричелли;   в) Леонардо да Винчи;   г) Исаак Ньютон.


Какими словами можно охарактеризовать климат?  Исключите лишнее.

1

Освежающий

6

Тёплый

11

Жаркий

2

Очень жаркий

7

Мягкий

12

Дневной

3

Холодный

8

Погодный

13

Переменчивый

4

Высокогорный

9

Многолетний

14

Благоприятный

5

Ужасный

10

Твёрдый

15

Резкий

II вариант

Какой газ преобладает в составе атмосферы?

а) кислород;     б) водород;       в) азот;       г) водяной пар.

Дополните схему строения атмосферы, указав высоту распространения слоев:

а) тропосфера: _____км,   б) стратосфера ______,    в) верхние слои ______км.

Амплитуда температур — это разница между:а) максимальной и средней температурой;        

б) максим. и минимальной температурой;      

в) минимальной и средней температурой;        

г) ни одно из вышеперечисленного.

Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) t°С минимальную _____ ,   б) время ее наблюдения _______,  

в) среднюю температуру _______.

Заполните пропуски в тексте.

Вес воздуха зависит от 1)_________________. Тёплый воздух 2)___________, а холодный 3)____________. Чем температура 4)_______________, тем вес воздуха 5)_____________,  следовательно, он оказывает на поверхность Земли 6)________________ давление.

Вы совершили поход: поднимались на холм, спускались вниз, шли день и ночь. И всё время следили за показаниями барометра. На каких участках вашего пути атмосферное давление росло, падало или оставалось неизменным?

АБ

БВ

ВГ

ГД

ДЕ

Решите задачу:

Высота главного здания МГУ на Воробьевых горах в Москве 237м. Каково атмосферное давление на его шпиле, если у основания здания оно составляет 745 мм? ___________________________________________________________________________

Из предложенных вариантов выберите те, в которых направление ветра указано верно. В каком случае сила ветра будет сильнее?

А

760                         765

В

760                             752

Б

765                         770

Г

756                             749

Укажите особенности бриза:

Что означает название ветра?

На границе каких водоемов возникает?

Как часто меняет направление?

Какова степень влияния на климат?

Воздух в наибольшей степени насыщен водяным паром при относительной влажности воздуха:

а) 40%;         б) 81%;         в) 98%;        г) 65%.

Определите, выпадет ли роса, если вечером воздух был насыщен водяным паром, а ночью температура воздуха упала на 8°С?          а) да;       б) нет

Какие из предложенных свойств характеризуют воздушные массы?

1

2

3

4

5

Цвет

Влажность

Вес

Температура

Запах

Состояние тропосферы в данной местности и в данное время называется:

а) климатом;            б) облачностью;     в) погодой;      г) атмосферой.

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет»:

1

Солнечные лучи не нагревают атмосферу.

2

Температура воздуха повышается с подъёмом над поверх ностью

3

Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам.

4

Холоднее всего бывает за час до рассвета, в так называемый «предрассветный час».

5

Разница между максимальной и минимальной температу рой воздуха в течение года называется средней амплитудой температур.

Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются:

1

Температура воздуха

А) Барометр

2

Определение количества осадков

Б) Термометр

3

Атмосферное давление

В) Осадкомер

4

Влажность воздуха

Г) Флюгер

5

Направление ветра

Д) Гигрометр

Способность привыкнуть к данным климатическим условиям называется:

а) корреляцией;   б) адаптацией;   в) акклиматизацией;    г) верификацией.

Какими словами можно охарактеризовать погоду?  Исключите лишнее.

1

Освежающая

6

Тёплая

11

Жаркая

2

Очень жаркая

7

Мягкая

12

Дневная

3

Холодная

8

Климатическая

13

Переменчивая

4

Высокогорная

9

Многолетняя

14

Благоприятная

5

Ужасная

10

Твёрдая

15

Резкая

Итоговая контрольная работа (годовая).

Вариант №1

1. Моделью Земли является:

Глобус

Карта

План

Атлас

2. Географическая широта – это расстояние от:

Экватора

Северного полюса

Начального меридиана

Москвы

3. День 21 марта в северном полушарии называют днём:

Летнего солнцестояния

Весеннего равноденствия

Осеннего равноденствия

Зимнего солнцестояния

4. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

1:2 500

1:25 000

1:250 000

1:25 000 000

5. Внутреннее строение Земли:

Мантия, ядро, земная кора

Ядро, мантия, земная кора

Земная кора, ядро, мантия

Мантия, земная кора, ядро

6. Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:

Метаморфическими

Осадочными

Магматическими

Органическими

7. Горы на карте обозначаются цветом:

Голубым

Жёлтым

Зелёным

Коричневым

8. Смена времён года вызвана:

Вращением Земли вокруг своей оси

Вращением Земли вокруг солнца

Наклоном земной оси

Орбитой годового вращения Земли

9. Облака образуются большей частью в:

Стратосфере                                                                                                                     в)   Ионосфере

Тропосфере                                                                                                                       г)   Верхних слоях атмосферы

10. Если в течении суток самая высокая температура +24°С, а самая низкая +10°С, то суточная амплитуда равна:

34°С

24°С

14°С

4°С

11. На метеорологических станциях давление определяют с помощью:

Гигрометра

Термометра

Флюгера

Барометра

12. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

Жидком состоянии

Твёрдом состоянии

Газообразном состоянии

Во всех перечисленных

13. Река НЕ может брать начало из:

Болота

Озера

Моря

Родника

14. Главная причина широтной зональности:

Изменение тепла  и влажности с высотой

Изменение тепла и влаги от экватора к полюсам

Изменение тепла и влаги по сезонам года

Изменение тепла и влаги из-за рельефа

15. Какой буквой на карте отмечены:

1.Америка

2.Берингов пролив

3.Горы Гималаи

4.Индийский океан

16.  От чего зависит сила ветра?

а) От близости океанов.

б) От разницы давления.

в) От скорости вращения Земли.

г) От времени года.

17.  Причиной неравномерности распределения температуры по земной поверхности является:

а) удаленность от Солнца

б) вращение вокруг Солнца

в) шарообразность Земли

г) внутренним строением Земли

18. какой животный и растительный мир характерен для саванн?

а) брусника, песцы, морошка, северные олени

б) ковыль, пырей, лисицы, сурки

в) баобаб, антилопы, трава, леопарды

г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи

19.  Представители монголоидной расы наиболее распрос

Итоговая контрольная работа (годовая).

Вариант №2

1. Угол наклона земной оси составляет:

33,5°

66,5°

90°

2. Географическая долгота – это расстояние от:

Гринвича

Нулевого меридиана

Начального меридиана

Верны все варианты ответов

3. День 22 июня в северном полушарии называют днём:

Летнего солнцестояния

Весеннего равноденствия

Осеннего равноденствия

Зимнего солнцестояния

4. На плане местности указан масштаб «в одном сантиметре – 6 м.». Ему соответствует численный масштаб:


1:6

1:60

1:600

1:6000

5. Толщина материковой коры составляет:

30-40 км.

50-80 км.

10-20 км.

3-7 км.

6.  Горные породы образованные в результате остывания мантийного вещества называются:

Метаморфическими

Осадочными

Магматическими

Органическими

7. Равнины на карте обозначаются цветом:

Голубым

Жёлтым

Зелёным

Коричневым 8. Смена дня и ночи вызвана:

Вращением Земли вокруг своей оси

Вращением Земли вокруг солнца

Наклоном земной оси

Орбитой годового вращения Земли

9. Серебристые облака образуются в:

Стратосфере                                                                                                                      в)   Ионосфере

Тропосфере                                                                                                                        г)   Верхних слоях атмосферы

10. Если в течении суток замеры температуры составили утром+9°С, днём+24°С, вечером+12°С, то средняя температура суток равна:

20°С

15°С

10°С

5°С

11. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:Берегу моря

Низменности

Холме

Вершине горы12. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

арение

Выпадение осадков

Шторм на море

Таяние снега и льда

13. Сточные озёра отличаются от бессточных:

Размерами

Цветом воды

Глубиной

Вкусом воды

14. Закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъёмом – это:

Широтная зональность

Высотная поясность

Природная зона

Природный комплекс

15. Какой буквой на карте отмечены:

1.Северный Ледовитый океан

2.Пролив Дрейка

3.Горы Анды

4.Австралия

16.  Давление зависит от:

а) Силы ветра

б) направления ветра  

в) разницы температуры воздуха  

г) влажности

17.  высота над уровнем моря называется:а) горизонтальная

б) относительная

в) вертикальная

 г) абсолютная

18. Какой растительный и животный мир характерен для зоны тундр?

а) брусника, песцы, морошка, северные олени

б) ковыль, пырей, лисицы, сурки

в) баобаб, шимпанзе, лианы, леопарды

г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи

19.  Представители негроидной расы наиболее распространены в:

а) Азии                    б) Америке                       в) Африке                       г) Европе

20.  Наука изучающая нижний слой атмосферы (тропосфера):

а) геология                  б) метеорология                  в) география                      г) океанология

21.  Почему бессточные озёра солёные? Ответ должен содержать не менее двух причин.

ключ ответов к итоговому тесту(6 класс)                                                    № варианта…1

             №  

              вопроса

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

a

х

х

х

1

х

б

х

х

х

х

х

2

х

в

х

х

х

4

х

х

г

х

х

х

3

х

21

изменяется температура и влажность по поверхности Земли.

№ варианта…2

             №  

              вопроса

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

a

х

х

х

4

х

б

х

х

х

х

3

х

в

х

х

х

х

1

х

х

г

х

х

х

2

х

21

высокая температура и непроточная вода (нет стока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...