Статья "Современные УМК по географии как элемент единой информационной среды."
статья (география, 7 класс) по теме

Система географического образования реализуется на второй и третьей ступени общего образования. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль выполнения этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_e.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Современные УМК  по географии как элемент единой информационной среды.

Система географического образования реализуется на второй и третьей ступени общего образования. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль выполнения этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной школе с 6 по 9 класс, а также в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы. Необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение», который позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии остаются весьма актуальными. В соответствии с ФГОС основного общего образования начальный курс географии будет изучаться в 5 – 6 классах, что, несомненно, решит проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине.

В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс  -35 ч., 7 класс - 70 ч., 8 класс  - 70 ч., 9 класс - 70 часов. Считаем необходимым, подчеркнуть, что, несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов в 6 классе, на изучение начального курса географии рекомендуется отводить 70 часов. В базисном учебном плане 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо подчеркиваю, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ предполагают изучение учащимися курса географии VI класса в полном объеме.

На уроках краеведения для можно использовать учебно – методическое пособие, которое содержит краеведческий материал о рельефе, полезных ископаемых, водоемах, растениях и животных Астраханской области. [1]

На ступени среднего (полного) общего образования география входит в состав вариантной части областного базисного учебного плана, являясь предметом по выбору на базовом уровне или профильном уровне. Учебное время, отведенное на изучение предмета на базовом уровне, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов за два года.

Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах.

Особо следует отметить, что школьная география обладает определенным заделом для перехода старшей школы к профильному обучению. Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускников школы. Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориальном-пространственном измерениях.

Методические рекомендации по использованию учебников географии в 2011-12 учебном году

В системе основного общего образования предмет география охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. География у школьников формирует систему комплексных социально-ориентируемых знаний и особенную траекторию развития индивидуальной компетентности ученика, формирует умение безопасного экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Результатом обучения в школе по географии будет всесторонне образованная, инициативная и успешная личность, обладающая системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

Для выполнения современного заказа по формированию такого выпускника в учительской практике получают распространение идеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. И если до сих пор обучение приемам познавательной работы шло чаще всего трудно, все зависело от мастерства учителя, то в настоящее время речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций в предмете географии, для формирования универсальных учебных действий и индивидуальный вектор образования ученика.

В настоящее время учитель-практик стоит перед выбором учебно-методического комплекта по географии, который бы соответствовал всем требованиям нового стандарта, помог бы достичь целей, поставленных современным обществом перед школой.

Для учителя каждый новый учебник служит основой для обновления планирования своей деятельности и деятельности учащихся, выступает ориентиром в поиске, отборе и обработке необходимого для урока материала, служит методическим руководством для профессионального роста.

Современный период модернизации образования характеризуется наличием множества учебников по каждому курсу географии. Наряду с традиционными, по которым до сих пор работают многие школы России, издаются новые, образующие особые линии учебников.

Учителя географии поставлены в сложные условия выбора линии учебников, которые должны отражать современные требования к результатам обучения, сформулированные в стандарте, соответствовать педагогическому мастерству учителя, уровню подготовки учащихся, условиям работы конкретной школы.

Новая линия учебников географии разработана единым авторским коллективом – преподавателями кафедры методики обучения географии МПГУ (издательства «Вентана-Граф»). Все авторы в прошлом работали учителями географии в общеобразовательных школах.

В рассматриваемой линии учебников реализуется важнейшая идея новой концепции школьной географии – комплексный подход, то есть переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии и интегрированному курсу. Содержание нацелено на реализацию практической направленности школьной географии, на формирование ключевых компетенций школьников.

Большинство из перечисленных предметных линий ориентировано на выпуск учебников нового поколения. Практически все указанные линии представлены не отдельными учебниками, а учебно-методическими комплектами.

Особенность учебно-методического комплекта по географии издательства «Дрофа»  комплексный характер подхода к его разработке. Кроме учебников и методических пособий, издательством выпущены настенные таблицы, карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательная литература. Рассматривая к настоящему времени три завершенных линий (6-9 классы) издательства «Дрофа», обращаем особое внимание на то, что нельзя использовать одновременно учебники разных линий.

Результаты ЕГЭ по географии показывают, что следует выбирать УМК более всего соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности карт. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения; рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

  1. Никифорова Н.А., Протасевич Г.Н.  Природа нашего края., издание третье, Астрахань, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Проектирование построения единой информационной среды образовательного учреждения

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из свои...

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Создание единой информационной среды образовательного учреждения

Собственно информационные ресурсы школьной компьютерной сети, на наш взгляд, должны в основном храниться на общедоступном (в пределах школы) сетевом сервере (исключение могут составлять лишь бухгалтер...

Видеоканал образовательной организации, как элемент единого информационного пространства учреждения

Информационное пространство образовательной организации (особенно, если это крупный образовательный комплекс, включающий в себя дошкольное, школьное и профессиональное образование) – это место, ...