урок на тему "литосфера. Основные формы земли"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

урок разработан на примере экскурсии, в ходе которой учащиеся узнают о горах, равнинах, плоскогорьях и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gory_i_ravniny.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

      МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района

                            Республики Татарстан»

 

            Урок по географии в 6 классе на тему:

Цель: Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.

Задачи: Повторить и закрепить знания о крупных формах рельефа;

                Уметь находить их и показывать на карте;

                Определять координаты точек.

                Воспитывать любовь  к природе, к окружающему миру        

               Через поэтические образы.

Оборудование: Физ. Карта мира, атласы, к/карты,

                               ТСО. Презентация урока, путевые листы

Урок подготовила учитель географии Тихонова А.Л.

  1. Орг. Момент, проверка рабочего места.

Вступительное слово учителя:

Наша тема литосфера

Завершилась, как не жаль.

И теперь зовёт нас вдаль.

Литосфера – оболочка.

Только рано ставить точку.

Знания о земной коре

Пригодятся детворе.

-Что такое литосфера? Рельеф суши?

Целью нашего урока будет закрепление и обобщение знаний по теме «Рельеф суши».

Мы должны: Повторить знания и умения о крупных формах рельефа;

Уметь находить их на карте;

Определять широту и долготу точек Земли.

И в итоге мы должны определить влияние рельефа на жизнь людей.

Урок проведём в форме экскурсии. Класс разделим на 3 группы. Каждая группа выберет себе экспедитора.

 Наш путь пройдёт по крупным формам рельефа, а именно (По горам, по равнинам) Общее пожелание «Идти вперёд и только вперёд, ни шагу назад!» «Вместе, общей связкой!»

Видео «Горы, равнины»

Итак, путь через  трудности, преодоления. Целью нашего путешествия будет ваш успех, выраженный в оценках.

Группа получает в руки путевой листок с этапами маршрута.

 1 этап: Угадать форму рельефа:

1 группа- Сильно расчленённые части земной поверхности, которые высоко подняты над  прилегающими районами равнин. (Горы)

2 группа – Относительно ровные участки земной поверхности с незначительными колебаниями высот и небольшими уклонами. (Равнины)

3 группа- Промежуточная форма рельефа между горами и равнинами. (Плоскогорья)

2 этап:   Равнины.

Тихие равнины,

Ель, ветла, берёза.

Северные картины,

Облачная даль.

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивши луга и леса,

Без конца протянулась равнина.

И краями ушла в небеса.

Показать равнины:

- Восточно-Европейская;

-Западно-сибирская;

-Великая Китайская равнина.

Учитель: сейчас многие учёные говорят о глобальном  потепление. Какие последствия этого прогноза? (Повышение уровня океана и затопление низменных прибрежных зон).

Какие виды равнин будут затоплены? Кто сможет показать на карте?

3 этап. Плоскогорья.

Показать плоскогорья:

-Декан,

-среднесибирское.

Бразильское.

4.этап. Горы.

Показать горы и их высочайшие вершины:

-Кордильеры, Кавказ;

-Анды, Урал,

 -Гималаи, Большой Водораздельный хребет.

 5 этап. Координаты точек.  Широта и долгота.

-Что такое широта? Долгота?

определить широту и долготу огнедышащих гор т.е. (вулканов). В честь кого названы такие горы? (Бога Огня Вулкана, Гефеста). Как они обозначены на карте? (знак снежинка)

- Котопахи (1‐⁰ю.ш. и 78⁰з.д.)

-Килиманджаро (5⁰ю.ш. и 37⁰в.д.)

-Везувий (41⁰с.ш. и 16⁰в.д.)

 Учитель: С каждым этапом, от перевала к перевалу идти становится труднее. Забегая вперёд, скажу. Что с понятием в горы падает не только температура, но и атмосферное давление, воздух становится разреженнее. А именно, на каждые 1 км температура падает на 6⁰, атмосферное давление падает на каждые 10,5 м падает на 1мм.рт.ст.

Поэтому давайте отдохнём и послушаем стихи о горах.

Учитель: Лучше гор – только горы!

Релаксация: Стихи про горы.

      А.С. Пушкин.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины,

…Здесь тучи смиренно идут подо мной,

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

           

                  Н.Н Асеев.

Урал похож на каменное коромысло.

От севера к югу.

На одном конце его

Карское море повисло,

Сея седую вьюгу…

А на другом конце его –

Море Аральское –

Небосвод всегда голубой.

Физкультминутка.

Горы - руки вверх

Равнины – руки вперёд,

Плоскогорья – руки в сторону,

Низменности – руки вниз!

6 этап. Географический диктант.

  1. Положительная форма рельефа. (гора)
  2. Виды гор по высоте. (Низкие, средние, высокие)
  3. Уберите лишнее слово: Альпы, Гималаи, Урал, Декан. (декан)
  4. Постройте логическую цепочку:

Лава, Мантия, Магма. (Мантия. Магма. Лава)

  1.  Уберите  лишнее: уголь, мел, глина, гранит. (Гранит)

7 этап.  Патриот.

Написать визитную карточку для гор, используя опорные слова:

- 1 группа Кавказ – Самшитовая роща, Пятигорск, дом Лермонтова. Минеральные воды, нарзан.

-2 группа Урал – Ильменский заповедник, яшма, топаз, мрамор, железная руда. Р. Чусовая, Кама

-3 группа Алтай – Телецкое озеро, гора Белуха, р.Катунь, Чуйский тракт, республика Алтай, марал, маральи тропы.

                     Итог урока:

Учитель: Итак, мы  сейчас должны ответить: достигли ли мы УСПЕХА, НАШЕЙ ЦЕЛИ? ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

-Ответьте на вопросы: Почему как бы человек не любил горы, старался жить на равнине?

- и  каково влияние гор на характер человека?

     Большинство равнин давно освоены и густо заселены. На них сосредоточено большая часть населения мира. Здесь существуют более комфортные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека.

 Жизнь в горах сложнее, чем на равнинах. Здесь медленнее происходит изменения в жизни людей. Дольше сохраняются традиции, образ жизни. Жизнь в горах делает людей сильными, мужественными и сплочёнными.

Награждение: Хозяйка Медной Горы из сказки Павла Бажова благодарит детей за участие и награждает «драгоценными каменьями» (конфетами)

Литература: учебник География 6 класс А.А. Летягин

 Литературная география В.П. Максаковский

Поурочные разработки Н.А. Никитин

Атлас мира: страны мира в картах и цифрах

http:// geo.web.ru.

http://www.google.ru.

             

               Путевой листок

  1. Угадать форму рельефа.
  2. Равнины. Показать по карте.
  3. Плоскогорья. Найти на карте.
  4. Горы. Показать горы и их высочайшие вершины.
  5. Географические координаты.
  6. Тесты.
  7. Визитная карточка гор.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."

Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...

Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы

Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организован...

«Урок – одна из основных форм организации и обеспечения профессионального образования», методические рекомендации начинающим преподавателям

Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привест...

«Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»

laquo;Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»...

Основные формы рельефа Земли

УРОК, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. ...

Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС

В современной школе все чаще возникает вопрос «Каким должен быть урок, что бы он был интересным и продуктивным?    Ведь одной из важнейших задач школы стоит, формирование личных...

РЕФЕРАТ : «Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе

laquo;Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе"...