«Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»
статья по музыке на тему
«Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 17.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»
Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым жизненный опыт. Музыкальное искусство в жизнедеятельности человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остается неизменным при любых условиях ее существования. Само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает ее содержание, понимает авторский замысел, ощущает ее смысловые оттенки. Такой урок состоялся благодаря усилиям самого человека, его внутренней потребности в общении с музыкой, где он сам «извлекает» урок из музыки. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Приобретая определенные знания о музыке, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих универсальных действий способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.
Проблемой становления музыки, как искусства занимались О.А.Апраксина, Л. Школяр и многие другие ученые и педагоги.
Проблемой формирования музыкально вкуса рассмотрены в работах Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевским, и др.
Д.Б. Кабалевский выдвигает определение термина музыкальный вкус как способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.
Не секрет, что интересы и вкусы детей очень разнообразны, охватывая разные жанры, стили и эпохи, начиная от классики до современной музыки. Зачастую многие дети не знают, какая им нравится музыка и не могут объяснить, какая вообще существует музыка. Поэтому, для общеэстетического и музыкального развития, необходимо на уроках музыки знакомить детей и приучать их к великим шедеврам мировой классической музыки, к вечной народной музыке, а также к наилучшим произведениям сегодняшних дней, формируя у детей «образец» или «эталон» хорошей музыки, той самой, что не испортит детский слух, а пробудит всевозможные эмоции, способствующие развитию и обогащению внутреннего мировосприятия ребенка.
Развивая музыкальный вкус ребёнка, вы не начинаете с чистого листа. У малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. И подчас они труднообъяснимы. Есть примеры, когда ребёнок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы узнать эти предпочтения, дайте ребёнку послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях (лучше узнать ребёнка), но и потому, что от любого направления постепенно можно придти к музыке классической, высокохудожественной.
Музыкально вкус, развивается у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего. Наиболее интенсивный период его развития - это годы обучения в школе, где он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства, где активно развиваются его художественно-творческие способности.
Жизнь современного человека окружена со всех сторон самой разнообразной музыкой. Лавины музыки обрушиваются на нас отовсюду. Засорению звукового пространства способствуют радио, телевидение, интернет. Происходит обесценивание музыки, ее уникальности, превращая ее просто в шум, который не вызывает никаких эмоций. Люди отвыкли слушать и слышать музыку, вникая в ее содержание.
Давно замечено, а потом и подтверждено исследованиями ученых разных стран, что музыкальный вкус нe тoлько влияeт нa харaктер чeловека, он его формирует. Урoвень интeллекта тaкже напрямyю завиcит от музыкальных предпочтений.
В последние годы появилось множество новых программ обучения по музыке и все они имеют одну цель – воспитать в ребенке музыкальный и общеэстетический вкус. Достаточно внимания уделяется во всех программах и слушанию музыки. Все они основываются на идеях Д.Кабалевского.
Многие дети имеют возможность прикоснуться к прекрасному, настоящему музыкальному искусству лишь на уроках музыки, поэтому так важно, чтобы преподаватель тщательно подбирал исполнительский репертуар и произведения для слушания с последующим анализом. Очень важно как преподнесет произведение детям педагог, найдет ли те самые верные и нужные слова, оправдает ли ожидания детей и т.д. От этого зависит доверие, внимательность, отзывчивость на уроках и, конечно же, элементарное уважение к педагогу и предмету «Музыка».
Развивать музыкальный вкус необходимо с малых лет, когда дети как губка впитывают в себя все, жаждут новых знаний.
В школьной практике основными путями воспитания вкуса является хоровое пение и слушание музыки. Вместе с тем и другие разделы урока – распевание, музыкальная грамота – могут служить серьезным средством формирования вкуса школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 7 классе:" Развитие музыкального искусства в древнем мире"
Цель: Провести обобщаюший анализ зарождения и развития многих жанров музыкального искусства и искусства в целом в Древнем мире. Задачи:а) В игровой форме выявить отличительные особенности развити...
Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы
Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организован...
Развитие музыкального вкуса
Методическое сообщение на тему "Развитие музыкального вкуса"...
Методическое сообщение "Урок музыки - основная форма развития чувства ритма"
Одна из основных задач преподавателя музыкальной школы - развитие ритмических способностей ребенка. Познакомившись с материалом можно сделать выводы, что исходным пунктом должна быть собственная деяте...
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...
Тема по самообразованию "Развитие музыкального вкуса на уроках музыки"
Тема по самообразованию "Развитие музыкального вкуса на уроках музыки"...
РЕФЕРАТ : «Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе
laquo;Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе"...