Урок "Тропические пустыни Африки"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Тропические пустыни Африки»
Проблемное изложение материала на уроках физической географии материков).
Учебно-воспитательные задачи урока:
- дать знания о тропических пустынях Африки.
- показать изменение природных зон под влиянием деятельности человека. Формировать идею необходимости охраны природной зоны.
- научить учащихся следить за логикой изложения учителя, формировать умение доказывать свою точку зрения.
Средства обучения:
Карты: климатическая, природных зон, почвенная, физическая, комплексная. Таблицы: животный мир материков, пустыни Африки.
Опорные знания и умения:
Особенности тропического климата, пассаты, физическое выветривание, Почвообразовательные процессы в различных климатических поясах, умение работать с картами различного содержания и наглядными пособиями.
Этапы урока:
Вводное слово учителя:
I. Около 20 млн. км кв. поверхности земного шара занимают пустыни, где многие явления природы до сих пор являются загадкой. На облик Африканского материка пустыни накладывают глубокий отпечаток. В Африке находится 3 крупные пустыни: Намиб, Калахари и огромное пространство пустынь и полупустынь, объединенных под общим названием Сахара.
В журнале "За рубежом" была опубликована статья ученого У.Георга под названием: "Пустыня - закономерность или аномалия на лике Земли. На уроке нам предстоит ответить на вопрос заглавия статьи.
II. Учащиеся работают с картами атласа под руководством учителя, определяют географическое положение пустынь.
Учитель: бросается в глаза, что большинство пустынь расположено в субтропических и тропических широтах, образуя как бы 2 пояса к северу и к югу от экватора. Какими причинами объясняется положение
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, отмечают, что в этих широтах находятся самые жаркие и сухие районы земли, и объясняют причины, руководствуясь логикой учебника.
III. Учитель демонстрирует д/ф "Пустыни и полупустыни Северной Африки". Учащиеся по картам, содержанию диафильма, таблицам, картинам составляют характеристику зоны.
IV. Учитель: Главный вопрос заключается в том, сможет ли человек в ближайшем будущем, пользуясь достижениями науки, противостоять наступлению пустынь.
Наступление пустынь угрожает сегодня не только обширным традиционно засушливым районам Северной Африки и Ближнего Востока, но и практически всей Австралии, Китаю и др. странам. Миллионы возделываемых земель в 65 странах могут превратиться в безжизненные пространства. Существует гипотеза, высказанная рядом ученых, которой придерживается и У.Георг, что природный процесс усыхания неизбежно приведет нашу планету к роковому финалу, т. к. процесс образования пустынь носит стихийный характер и неподвластен людям. Другие ученые не поддерживают такую пессимистическую точку зрения. Они считают, что процесс образования новых пустынь связан с неправильной хозяйственной деятельностью человека. Какой точке зрения придерживаетесь Вы? Обоснуйте её. Как Вы думаете, какие факторы, связанные с хозяйственной деятельностью людей, приводят к появлению пустынь?
К На основе поставленного вопроса завязывается дискуссия. В ходе её учащиеся выявляют факторы, которые способствуют появлению новых пустынных площадей: возделывание околопустынных зон; истощение почв в результате выпаса скота, чрезмерное уничтожение деревьев и кустарников, выжигание растительности.
VI. Учитель ставит познавательный вопрос:
- Как вы думаете, какие мероприятия способны остановить дальнейший рост пустынь?
В ходе высказываний определяются следующие направления: посадка деревьев, орошение земель, возделывание с/х культур, устойчивых к жаре, нехватке влаги и засоленности почв.
VII. Учитель знакомит учащихся с научными проектами по борьбе с наступлением пустынь. Например, существует проект создания земной "стены" из 7 млрд. деревьев, которая протянется от границы Алжира с Марокко до Туниса. Её общая длина составит 15 тыс. км, а ширина - от 20 до 30 км. По расчетам специалистов появление лесной полосы
приведет к созданию благоприятного микроклимата в этом районе, здесь можно будет создавать деревни и возделывать землю.
VIII. Учитель обобщает проделанную на уроке работу. Возвращается к
поставленному в начале урока вопросу, подводит итоги ответов на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Тропические пустыни Африки".
Загадочная пустыня Намиб....
презентация "Пустыни Африки"
презентация к уроку географии в 7 классе "Природные зоны Африки"...
Открытый урок "Пустыни Африки"
Цели урока: Образовательные: ввести общее понятие тропической пустыни; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв, животного и растительного мира.Развивающие: фо...
Урок географии в 7 классе Пустыни Африки.
Одна из самых интересных природных зон Африки....
Конспект урока по географии 7 класс Тропические пустыни Африки
Урок" Тропические пустыни Африки"познакомится с природными условиями пустыни, глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов...
Пустыни Африки
Игра по аналогу телеигры "Кто хочет стать миллионером"...
Пресс-конференция " Тропические пустыни Африки"
Данная разработка поможет при изучении тем по материку Африка....