Урок географии по теме: "Техногенез", 11класс.
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
Урок географии в 11классе по теме "Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления". Урок разработан с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Тип урока-комбинированный. Форма проведения-работа в группах. Время проведения урока-40минут. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_11klass..doc | 33 КБ |
prezentaciya_k_uroku_tehnogenez..ppt | 461.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии, 11класс.
Тема: «Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления».
Учитель географии Пархоменко Е. А. МАОУ «СОШ №5» г. Усть-Илимск.
Цели: образовательные: сформировать представление учащихся о техногенезе; рассмотреть этапы техногенеза и его параметры; определить следствия техногенеза.
Воспитательные: способствовать формированию мировоззренческих понятий (установление причинно-следственных связей и отношений, познаваемости мира и любви к природе, активной жизненной позиции).
Развивающие: обеспечить в ходе урока у учащихся познавательный интерес к предмету; создать условия для развития творческих способностей, самостоятельности мышления; обеспечить ситуацию эмоциональных переживаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки заданий № 1, 2,3, карта Иркутской области.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Я прошу всех подойти к столу и выбрать роль, которую вам придётся выполнять сегодня на уроке. Займите своё место в соответствии с выбранной ролью.
Приём «Удивляй»: Состояние больного тяжёлое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они сочли бы, что он болен хронически и безнадёжно. Не зная, что ещё можно предпринять, они делали всё возможное чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит его смерть. Но в данном случае болен не человек. Больна земля - наш общий дом.
-А кто мы в этом доме? Соучастники, сторонние наблюдатели, пострадавшие или вершители судеб…?
-Что вызвало болезнь? Определите своё участие в этом процессе и попробуйте назвать причины болезни.
Дополняю группу медиков: Из многих известных сегодня химических веществ на «вредность» изучены совсем немногие. Их возможная токсичность (ядовитость), канцерогенность (способность вызывать рак), мутагенность (способность влиять на наследственность) и тератогенность (способность вызывать рождение уродов) остаются малоисследованными.
Радиационное загрязнение губительно для всего живого на планете. Альфа, бета, гамма частицы попадая в организм вызывают соматические явления, что приводит к генетическим изменениям. Для количественной характеристики воздействия излучения на человека используют единицы: биологический эквивалент рентгена - бэр или зиверт ( 100 бэр). В результате внутреннего и внешнего облучения человек в течение года в среднем получает дозу 0.1 бэр (за жизнь =7 бэр).
Давайте попробуем обобщить всё выше сказанное. Всё-таки, в чём же причины болезни нашей планеты? (Производственная деятельность человека). – Совершенно верно. Молодцы!
Учёные ввели специальный термин « Техногенез», который обозначает следующее ( на экране дано определение) Техногенез – процесс изменения природных компонентов под воздействием производственной деятельности человека.
Итак, тема сегодняшнего урока: ТЕХНОГЕНЕЗ.
- Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока. Молодцы! ( Я согласна с вами, хочу дополнить…) Понятно, то, что мы наблюдаем сегодня, произошло не в одночасье. Это долгий и длительный процесс, в котором можно выделить несколько этапов. У вас на столах есть информация, которую вы можете видеть и на экране. Попробуйте проследить этапы техногенеза на примере нашего региона (Иркутской области), который удалён от основных центров, не является главным, но, тем не менее, испытывает не меньшую техногенную нагрузку на окружающую среду.
- Какой вы можете сделать вывод? (Практически не осталось не изменённых ландшафтов).
Все мы, живущие на планете, находимся в опасности и люди и животные. (Появление пингвина).
- Какие эмоции у вас вызывает это существо?
- Так спасём ли мы этот мир? А это зависит, в том числе и от вас!
- Используя предложенные приёмы и принципы ТРИЗа (теория решения изобретательских задач) предложите пути лечения нашей планеты:
1). Предприниматели-промышленники и экологи – « Принцип заранее подложенной подушки»;
2). Законодатели – «Принцип местного качества»;
3). Медицинские работники – «Бином фантазии»;
4). Население – « обрати вред в пользу».
Свои предложения вы фиксируете на листах, затем выходите к доске, прикрепляете и озвучиваете.
Ваши ответы хочу дополнить словами русского писателя Л. Леонова: « Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем».
Сегодня на уроке прозвучало много предложений, которые не должны быть не услышанными. Вы знаете, что у нас есть организация, основной деятельностью которой является спасение нашего общего дома. – Как она называется? ( Гринпис). Я могу предложить вам адрес, а вы в качестве домашнего задания можете написать письмо со своими предложениями и направить их в Гринпис России 101428, Москва ГСП-4.
Напутствие детям: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евтушенко.
Рефлексия:
- Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока.
1). Красная полоска – я понял, что всё плохо, уже ничего изменить нельзя.
2). Зелёная полоска – я понял, что ничего опасного нет, это естественный процесс, пусть всё идёт так, как идёт.
3). Жёлтая полоска – я понял. Что ситуация очень сложная, но в наших силах изменить её.
Учащиеся прикрепляют полоски.
- Что же мы видим?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Техногенез - процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека.
Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления.
Наименование Характеристика производительных сил Ареал 1. Антропогенез. Охота, собирательство и т. д. 2. Точечный техногенез. Возникновение земледелия, первых поселений человека. «Точечные» участки территории. 3. Локальный техногенез. Возникновение многопольных систем земледелия, использование тягловой силы скота, зарождение городов. Ограниченные участки территории и акватории в ряде мест земного. 4. Микрорегиональный техногенез. Промышленная революция XVII — XVIII вв., использование силы пара, развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Формирование промышленных центров, связанных между собой зарождающимися транспортными системами. 5. Мезорегиональный техногенез. Дальнейшее развитие добывающих отраслей, машиностроения и металлообработки, формирование большой химии, гидроэнергетики, завершение освоения земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, интенсивное развитие железнодорожного и воздушного транспорта. Образование обширных районов с полностью преобразованной при- родной средой, наблюдаются последствия воздействия на акваторию и аэроторию. 6. Макрорегиональный техногенез. Дальнейшее промышленное развитие, формирование ядерной энергетики, интенсивное развитие реактивного воздушного транспорта. Смыкание районов с преобразованной при- родной средой, образование единой техногенной среды, начало влияния на климатические процессы. 7. Глобальный техногенез. Количественное и качественное расширение процессов хозяйственной деятельности, охватывающее всю планету. Геоториальное смыкание географической среды и географической оболочки, влияние на климат. Этапы техногенеза
Удастся ли спасти планету?
Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем. Л. Леонов.
Гринпис России 101428, Москва ГСП - 4
Берегите эти земли, эти воды, Убивайте лишь зверей внутри себя! Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы,
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике "Объёмы тел" 11класс
Урок обобщения и систематизаций знаний.Подготовка к ЕГЭ. Презентация. Работа с интерактивной доской....
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 10-11классе.
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 10-11 классе. Учебник - Максаковский...
Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)
Данный урок проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...
Рабочая программа учебного предмета География. Базовый уровень 10-11классы
Программа будет полезна учителям географии работающим в 10-11 классе....
Рабочая программа учебного предмета География. Углубленный уровень 10-11классы
Программа будет полезна учителям географии работающим в 10-11 классе....
Рабочая программа учебного предмета География. Базовый уровень 10-11классы
Рабочая программа на 2024-2025 учебный год с датами проведения уроков и перечнем цифровых образовательных ресурсов к уроку, а так же перечнем методического обеспечения.Программа составлена на основе о...
Рабочая программа учебного предмета География. Углубленный уровень 10-11классы
Рабочая программа на 2024-2025 учебный год с датами проведения уроков ви перечнем цифровых образовательных ресурсов к уроку в 10 классе, а так же перечнем методического обеспечения.Программа составлен...