Статья "Описание форм фиксации учебной деятельности"
статья по географии по теме

Гудкова Анастасия Николаевна
Оценка труда - основной стимул активной деятельности учащихся на уроке. Существует несколько систем оценивания достижений учащихся, но самой востребованной остается пяти бальная система. В статье приведены характеристики оценивания учебной деятельности учащихся предмета географии по пяти бальной системе. Это оценка знаний учащихся, оценка практических умений, оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве. Описаны виды и формы контроля,учебной деятельности при использовании в учебном процессе инновационных технологий. Это тестовая, реферативная, зачетная, проектная формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Описание форм фиксации результатов учебной деятельности.

      Оценка труда – основной стимул активной деятельности учащихся на уроке.

   При оценивании результатов учебной деятельности необходимо учитывать:

-возрастные особенности учащихся;

-правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления гео графической терминологии;

-самостоятельность ответа;

-логичность, доказательность в изложении  материала;

-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных ,специфических умений.

Оценка знаний учащихся.

         Отметка «5» — ответ полный, правильный, отражающий основ ной материал курса; правильно раскрыто содержание понятии, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источни ков знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобре тенные знания и дополнительные сведения о важнейших географи ческих событиях современности.

Отметка «4» — ответ удовлетворяет ранее названным требова ниям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основ ного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» — ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; за трудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непосле довательно излагает материал, допускает ошибки в использован!'!! карт при ответе.

Отметка «2» — ответ неправильный; не раскрыто основное со держание учебного материала, не даются ответы на вспомога тельные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Отметка «1» — ответ отсутствует.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» — правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательно сти; соблюдение логики в описании или характеристике географи ческих территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; акку ратное оформление результатов работы.

Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источни ков знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» — правильное использование основных источников

знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; не аккуратное оформление результатов.

Отметка «2»- неумение отбирать и использовать основные источники

знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформление результатов.

Отметка «1»- полное неумение использовать карту и другие источники знаний.

Оценка умений проводить наблюдения

в природе и на производстве

Отметка «5» — правильное, по плану проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка вы водов; аккуратное оформление наблюдений.

Отметка «4» — правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формули ровка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «3» — допускаются неточности в проведении наблюде ний по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются суще ственные недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «2» — неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Отметка «1» — не владеет умением  проводить  наблюдения.

           Основными формами фиксации результатов учебной деятельности являются текущий и итоговый контроль, проверочные работы, экзамен, зачеты, пресс-конференции, деловые игры, рефераты, проекты, творческие работы.

Существует зависимость между задачами контроля на данном этапе обучения и системой используемых измерителей.

Цели контроля

Общие требования к системе                       измерителей

Проверка степени овладения теоретическими знаниями (представления, понятия)

Система заданий на проверку знаний и определений, содержащихся в программе научных географических понятий, терминов.

Проверка уровня овладения приемами и навыками применения теоретических знаний в решении практических задач.

Система практических заданий и упражнений, проверяющих умение учащихся работать с различными типами географических карт, статистическими показателями, приборами и инструментами.

Проверка умений самостоятельно получать необходимую для решения практических задач географическую информацию

Несколько ключевых заданий, для выполнения которых учащиеся должны самостоятельно получать необходимую информацию, новые знания.

Проверка овладения определенным уровнем коммуникативной компетенции, необходимой для решения практических задач, поставленных перед отдельной группой, коллективом.

Итоговый проект, который дается группе учащихся и выполнение которого не требует только использования новых географических знаний, но и организации работы в группе: разделение обязанностей, совместная работа по подготовке итогового реферата, проекта, научного доклада.

 

Виды контроля.

Виды контроля

По времени и объему содержания

Текущий

проверка знаний и умений на разных этапах урока

Тематический

 контроль знаний и умений после изучения темы

Итоговый

контроль  за  результатами обучения после изучения крупной темы, раздела, курса  в целом

Формы контроля:

По характеру заданий

По занятости школьников

Тестовый контроль

Индивидуальный   (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте)

Устный

Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением одного задания самостоятельно или руководством учителя).

Письменная работа

Работа в парах (решение какой-либо задачи совместно)

Практическая  работа

Групповая (работа нескольких групп в классе над различными заданиями во главе с контролером)

Географические игры

«Уплотненный опрос» ( сочетание фронтального контроля с индивидуальным)

Зачет.

       

Текущий контроль.

   Вопросы и задания для текущего контроля группируются в три различных уровня.

 Вопросы 1-го уровня направлены на воспроизведение учебной информации.

 Вопросы 2-го уровня предполагают применение знаний и умений в знакомой учебной ситуации.

 Задания 3-го уровня связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных ситуациях.

Тестовая форма.

      Вопросы и задания, построенные в форме тестов сводятся к четырем  основным формам:

 Первая форма называется закрытой. Учащемуся необходимо выбрать ответ из нескольких предложенных. Инструкция звучит так: «.Выберите наиболее правильный ответ». Правильным ответом является только один. Другие при внешнем правдоподобии могут быть либо неверными, либо неполными.

Второй формой является открытая. Ученик должен вписать краткий ответ в специально отведенное  место. Например, ДОПОЛНИТЕ:

При помощи данной формы удобно проверять знание определений, понятий.

В третью форму входят задания на установление соответствий.. Ответ должен выглядеть так: 1-Б; 2-В; 3-А.

При четвертой форме тестовых заданий учащимся необходимо расположить объекты в определенной последовательности.           

Тестовые задания целесообразно использовать на повторно- обобщающих уроках, в конце изучения темы.

Отметка «5» - ставиться, если выполнено 35-50% теста;

Отметка «4»- ставиться, если выполнено 50-70% теста;

Отметка «3» - ставиться, если выполнено 70% и более  теста.

Отметка «2» - ставиться, если выполнено менее 1/3 части теста.

Реферативная форма.

 Более широко рефераты используются в 9-10-11-х классах, как во время уроков – на лекциях, конференциях, семинарах, так и при проведении внеклассных мероприятий. Из существующих форм учебной аттестации многие выпускники предпочитают защиту реферата.

Для выступления с защитой реферата рекомендуется следующая схема:

1.Представление реферата:

а) почему выбрана данная тема?

б) чем эта тема интересна,  в чем ее актуальность?;

в)каково ее значение для познания курса географии? ( познания мира?)

2.Сообщение об использованных технологиях:

а) характеристика источников:

- какая изучена, прочтена литература?

- что взято из дополнительной литературы?

-анализ других примененных методов.

Примеры: - работа в научном центре;

                  -встречи со специалистами;

                  - итог путешествий….

3. Краткое изложение основных идей.

4. Заключение.

5. Учитель зачитывает рецензию на реферат. И, в согласовании с комиссией, выставляет оценку.

Памятка для рецензента.

1.Выскажи вначале общее впечатление о работе, об ответе.

2.Оцени знания материала и осмысленность его изложения.

3.Оцени логику изложения, взаимосвязь частей.

4.Умение сравнивать, выделять главное.

5.Умение доказывать свою мысль словом и наглядным образом.

6.Эмоциональность, грамотность речи.

7. Вывод о работе, об ответе.

Отметка «5»- ставиться, если ученик высказывает свои мысли, наблюдения, выводы, приводит доказательства главных положений, сообщает личные открытия, составляет прогноз.

Отметка «4»- ставиться, если ученик высказывает  мысли, выводы на основе первоисточников, включенных в текст реферата, использует практический и фактический материал, делает описание процесса, явления, страны и т.д.

Отметка «3»- ставиться, если ученик делает выводы, положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст реферата, использует фактический материал. Делает описание страны, явления и т.д.

  Написание реферата – это сложная, трудоемкая, кропотливая, активная познавательная деятельность, которая, с одной стороны, способствует развитию и формированию мировоззрения учащихся, а с другой стороны, является демонстрацией уровня знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении географии.

Зачетная форма.

Уроки – зачеты требуют большой подготовки как от учителя, так и от учащихся. Им нужно быть готовыми к работе по 4 пунктам:

1.Знать материал по зачетной теме.

2.Уметь работать с дополнительными источниками знаний.

3.Уметь работать с географическими и контурными картами.

4. Уметь выполнять графические работы, анализировать приведенные статистические данные.

К зачету для каждого ученика готовятся зачетные карточки:

ФИО ученика:…………………

1.

2.

3.

4.

Номер задания

Отметка

Итоговая отметка

Зачеты позволяют проверить основные теоретические знания по предмету, умение работать с литературой, картами и выполнять практические задания.

Проектная форма.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса,  предполагает развитие самостоятельного мышления, умения  добывать информацию, прогнозировать, применять нестандартные решения.

Цель использования метода проектов- самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.

 Учащиеся строят свою работ у над проектами согласно разработанному плану:

1.Ознакомление с темой.

2.Распределение обязанностей и составление плана.

3.Работа над проектом.

4.Оформление.

5.Предзащита.

6.Защита.

Экспертная оценка проекта.

Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов – стандартизированного, форматизированного характера, связанных с глубиной раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информативностью в соответствующей области, умениями решения поставленных задач, а так же вопросов, раскрывающих субъективную позицию, выполняющих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.

   Эксперты из числа школьников и учителей проводят экспертизу по пяти- или десятибалльной шкале. Экспертная оценка может осуществляться  по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.

     Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов;

    Ценностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей, окружающей среды.

    Познавательный аспект отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблем;

    Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам;

    Организационный аспект  проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.

      Проектная  форма включает промежуточную и итоговую оценки проекта и осуществляется либо учителем, либо  независимыми экспертами из числа          

учащихся. Оценка результатов работы  должна  быть такой,  чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется  совместное обсуждение проекта  учителем и учащимися.

    Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

 В конце года учащиеся могут сдавать экзамен по географии. Экзамен является  формой итогового контроля и завершает всю систему проверочных заданий и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике

Развить интерес учащихся к процессу  изучения математики в 7-9 классах...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ,

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновл...

Формы организации учебной деятельности на уроках математики

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас ос...

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Доклад на тему "Формы организации учебной деятельности на уроке"

В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной  деятельности на уроке....

Метод проектов как форма активизации учебной деятельности.

Моя курсовая работа на курсах повышения квалификации. В документе представлен теоретический материал и практическое подтверждение....

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...