Статья "Описание форм фиксации учебной деятельности"
статья по географии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_form_fiksacii_rezultatov_uchebnoy_deyatelnosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Описание форм фиксации результатов учебной деятельности.
Оценка труда – основной стимул активной деятельности учащихся на уроке.
При оценивании результатов учебной деятельности необходимо учитывать:
-возрастные особенности учащихся;
-правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления гео графической терминологии;
-самостоятельность ответа;
-логичность, доказательность в изложении материала;
-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных ,специфических умений.
Оценка знаний учащихся.
Отметка «5» — ответ полный, правильный, отражающий основ ной материал курса; правильно раскрыто содержание понятии, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источни ков знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобре тенные знания и дополнительные сведения о важнейших географи ческих событиях современности.
Отметка «4» — ответ удовлетворяет ранее названным требова ниям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основ ного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3» — ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; за трудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непосле довательно излагает материал, допускает ошибки в использован!'!! карт при ответе.
Отметка «2» — ответ неправильный; не раскрыто основное со держание учебного материала, не даются ответы на вспомога тельные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» — ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся.
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» — правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательно сти; соблюдение логики в описании или характеристике географи ческих территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; акку ратное оформление результатов работы.
Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источни ков знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» — правильное использование основных источников
знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; не аккуратное оформление результатов.
Отметка «2»- неумение отбирать и использовать основные источники
знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформление результатов.
Отметка «1»- полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Оценка умений проводить наблюдения
в природе и на производстве
Отметка «5» — правильное, по плану проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка вы водов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» — правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формули ровка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» — допускаются неточности в проведении наблюде ний по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются суще ственные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» — неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Отметка «1» — не владеет умением проводить наблюдения.
Основными формами фиксации результатов учебной деятельности являются текущий и итоговый контроль, проверочные работы, экзамен, зачеты, пресс-конференции, деловые игры, рефераты, проекты, творческие работы.
Существует зависимость между задачами контроля на данном этапе обучения и системой используемых измерителей.
Цели контроля | Общие требования к системе измерителей |
Проверка степени овладения теоретическими знаниями (представления, понятия) | Система заданий на проверку знаний и определений, содержащихся в программе научных географических понятий, терминов. |
Проверка уровня овладения приемами и навыками применения теоретических знаний в решении практических задач. | Система практических заданий и упражнений, проверяющих умение учащихся работать с различными типами географических карт, статистическими показателями, приборами и инструментами. |
Проверка умений самостоятельно получать необходимую для решения практических задач географическую информацию | Несколько ключевых заданий, для выполнения которых учащиеся должны самостоятельно получать необходимую информацию, новые знания. |
Проверка овладения определенным уровнем коммуникативной компетенции, необходимой для решения практических задач, поставленных перед отдельной группой, коллективом. | Итоговый проект, который дается группе учащихся и выполнение которого не требует только использования новых географических знаний, но и организации работы в группе: разделение обязанностей, совместная работа по подготовке итогового реферата, проекта, научного доклада. |
Виды контроля.
Виды контроля | По времени и объему содержания |
Текущий | проверка знаний и умений на разных этапах урока |
Тематический | контроль знаний и умений после изучения темы |
Итоговый | контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела, курса в целом |
Формы контроля:
По характеру заданий | По занятости школьников |
Тестовый контроль | Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте) |
Устный | Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением одного задания самостоятельно или руководством учителя). |
Письменная работа | Работа в парах (решение какой-либо задачи совместно) |
Практическая работа | Групповая (работа нескольких групп в классе над различными заданиями во главе с контролером) |
Географические игры | «Уплотненный опрос» ( сочетание фронтального контроля с индивидуальным) |
Зачет. |
Текущий контроль.
Вопросы и задания для текущего контроля группируются в три различных уровня.
Вопросы 1-го уровня направлены на воспроизведение учебной информации.
Вопросы 2-го уровня предполагают применение знаний и умений в знакомой учебной ситуации.
Задания 3-го уровня связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных ситуациях.
Тестовая форма.
Вопросы и задания, построенные в форме тестов сводятся к четырем основным формам:
Первая форма называется закрытой. Учащемуся необходимо выбрать ответ из нескольких предложенных. Инструкция звучит так: «.Выберите наиболее правильный ответ». Правильным ответом является только один. Другие при внешнем правдоподобии могут быть либо неверными, либо неполными.
Второй формой является открытая. Ученик должен вписать краткий ответ в специально отведенное место. Например, ДОПОЛНИТЕ:
При помощи данной формы удобно проверять знание определений, понятий.
В третью форму входят задания на установление соответствий.. Ответ должен выглядеть так: 1-Б; 2-В; 3-А.
При четвертой форме тестовых заданий учащимся необходимо расположить объекты в определенной последовательности.
Тестовые задания целесообразно использовать на повторно- обобщающих уроках, в конце изучения темы.
Отметка «5» - ставиться, если выполнено 35-50% теста;
Отметка «4»- ставиться, если выполнено 50-70% теста;
Отметка «3» - ставиться, если выполнено 70% и более теста.
Отметка «2» - ставиться, если выполнено менее 1/3 части теста.
Реферативная форма.
Более широко рефераты используются в 9-10-11-х классах, как во время уроков – на лекциях, конференциях, семинарах, так и при проведении внеклассных мероприятий. Из существующих форм учебной аттестации многие выпускники предпочитают защиту реферата.
Для выступления с защитой реферата рекомендуется следующая схема:
1.Представление реферата:
а) почему выбрана данная тема?
б) чем эта тема интересна, в чем ее актуальность?;
в)каково ее значение для познания курса географии? ( познания мира?)
2.Сообщение об использованных технологиях:
а) характеристика источников:
- какая изучена, прочтена литература?
- что взято из дополнительной литературы?
-анализ других примененных методов.
Примеры: - работа в научном центре;
-встречи со специалистами;
- итог путешествий….
3. Краткое изложение основных идей.
4. Заключение.
5. Учитель зачитывает рецензию на реферат. И, в согласовании с комиссией, выставляет оценку.
Памятка для рецензента.
1.Выскажи вначале общее впечатление о работе, об ответе.
2.Оцени знания материала и осмысленность его изложения.
3.Оцени логику изложения, взаимосвязь частей.
4.Умение сравнивать, выделять главное.
5.Умение доказывать свою мысль словом и наглядным образом.
6.Эмоциональность, грамотность речи.
7. Вывод о работе, об ответе.
Отметка «5»- ставиться, если ученик высказывает свои мысли, наблюдения, выводы, приводит доказательства главных положений, сообщает личные открытия, составляет прогноз.
Отметка «4»- ставиться, если ученик высказывает мысли, выводы на основе первоисточников, включенных в текст реферата, использует практический и фактический материал, делает описание процесса, явления, страны и т.д.
Отметка «3»- ставиться, если ученик делает выводы, положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст реферата, использует фактический материал. Делает описание страны, явления и т.д.
Написание реферата – это сложная, трудоемкая, кропотливая, активная познавательная деятельность, которая, с одной стороны, способствует развитию и формированию мировоззрения учащихся, а с другой стороны, является демонстрацией уровня знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении географии.
Зачетная форма.
Уроки – зачеты требуют большой подготовки как от учителя, так и от учащихся. Им нужно быть готовыми к работе по 4 пунктам:
1.Знать материал по зачетной теме.
2.Уметь работать с дополнительными источниками знаний.
3.Уметь работать с географическими и контурными картами.
4. Уметь выполнять графические работы, анализировать приведенные статистические данные.
К зачету для каждого ученика готовятся зачетные карточки:
ФИО ученика:…………………
1. | 2. | 3. | 4. | |
Номер задания | ||||
Отметка | ||||
Итоговая отметка |
Зачеты позволяют проверить основные теоретические знания по предмету, умение работать с литературой, картами и выполнять практические задания.
Проектная форма.
Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, применять нестандартные решения.
Цель использования метода проектов- самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.
Учащиеся строят свою работ у над проектами согласно разработанному плану:
1.Ознакомление с темой.
2.Распределение обязанностей и составление плана.
3.Работа над проектом.
4.Оформление.
5.Предзащита.
6.Защита.
Экспертная оценка проекта.
Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов – стандартизированного, форматизированного характера, связанных с глубиной раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информативностью в соответствующей области, умениями решения поставленных задач, а так же вопросов, раскрывающих субъективную позицию, выполняющих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.
Эксперты из числа школьников и учителей проводят экспертизу по пяти- или десятибалльной шкале. Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.
Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов;
Ценностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей, окружающей среды.
Познавательный аспект отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблем;
Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам;
Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.
Проектная форма включает промежуточную и итоговую оценки проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа
учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.
Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
В конце года учащиеся могут сдавать экзамен по географии. Экзамен является формой итогового контроля и завершает всю систему проверочных заданий и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике
Развить интерес учащихся к процессу изучения математики в 7-9 классах...
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ,
У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновл...
Формы организации учебной деятельности на уроках математики
У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас ос...
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке
Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...
Доклад на тему "Формы организации учебной деятельности на уроке"
В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной деятельности на уроке....
Метод проектов как форма активизации учебной деятельности.
Моя курсовая работа на курсах повышения квалификации. В документе представлен теоретический материал и практическое подтверждение....
Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным...