Методическая разработка учебного занятия
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
Методическая разработка включает следующие разделы:
-введение;
-план открытого интегрированного урока;
-самоанализ урока.
В методической разработке изложен полный план – конспект бинарного урока по теме:«Китай-страна контрастов и великих традиций».
Данная методическая разработка предназначена: для преподавателей географии, а также может быть использована преподавателями специальных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплины: География и организация производства ПОП
Название работы: Методическая разработка для проведения бинарного занятия» по теме: «Китай-страна контрастов и великих традиций
Авторы работы
Эрдынеева Туяна Владимировна
Уварова Оксана Владимировна
Место выполнения
ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства» Республика Бурятия г.Улан-Удэ
ОТКРЫТЫЙ БИНАРНЫЙ УРОК
на тему: «Китай - страна контрастов и великих традиций»
Введение
Данный урок разработан преподавателем географии и преподавателем специальных дисциплин.
Объект интеграции: «География» и «Организация производства ПОП».
Содержание и компонент интеграции: раздел «Зарубежная Азия» - тема «Китай.Пути социально-экономического преобразования» и фарфоровая и стеклянная посуда - раздел «Столовая посуда».
Главная дидактическая цель - формирование предметных, профессиональных и общих компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
Научно-методическое содержание учебного занятия: Страна-гигант Азии. Китай - наш сосед. Контрасты рельефа, разнообразие полезных ископаемых. Роль рек Хуанхэ и Янцзы в жизни китайцев. Древнее китайское государство. Ханьцзы – основной народ Китая. Малые народы Китая. Религии и языки. Промышленность и сельское хозяйство. Культура Китая. История создания фарфора. Чайный путь. Столовая посуда для проведения чайной церемонии.
При интеграции предметов обучающиеся узнают взаимодействие общеобразовательного предмета «Географии» с профессиональным предметом «Организация производства ПОП».
Интегрированный урок развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления и коммуникативных способностей.
По структуре занятие построено в виде последовательного изучения нового материала с применением технических средств обучения, рабочих тетрадей по теме «Китай» и учебного комплекса, включающего учебник География» - автор В.П. Максаковский, атласа за 10 класс, учебное пособие «Организация производства и обслуживание на предприятиях общественного питания»- автор В.В. Усов.
Использование ИКТ и практико - ориетированная деятельность обучающихся ускоряет процесс усвоения материала. При таком насыщении форм и методов обучающиеся являются не пассивными слушателями, а активными участники процесса обучения, осуществляющими самостоятельный поиск информации в соответствии с заданиями, включенными в рабочую тетрадь.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей географии, а также может быть использована преподавателями специальных дисциплин.
ПЛАН
ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА
Дисциплины: «География» и «Организация производства ПОП»
Разделы: «Зарубежная Азия» и «Столовая посуда»
Тема: «Китай - страна контрастов и великих традиций»
Цели:
Образовательные:
-сформировать представления об особенностях географии, экономики Ктиая; -рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;
-рассмотреть важнейшие демографические проблемы Китая;
-закрепить знания по разделу «Столовая посуда» на примере чайной церемонии).
Развивающие:
-развитие логического, творческого и критического мышления;
-умение делать выводы, аргументировать и работать с различными источниками информации и с картой;
-умение правильно подобрать посуду для проведения китайской чайной церемонии.
Воспитывающие:
-привитие интереса к культуре Китая,
-привитие устойчивого интереса к профессии «Повар»,
-формирование навыков работы в команде.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесно-наглядные, практический и частично-поисковый, исследовательский.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Междисциплинарные связи: «История», «Товароведение продовольственных товаров», «Кулинария».
Дидактические средства обучениия и оборудование:
-учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2009),
-атласы, географические карты,рабочие тетради,
-презентация урока (Microsoft Power Point),
- чайный сервиз, чайные ложки, скатерти.
Ход урока
I.Организационный момент (3 минуты)
Приветствие. Рапорт дежурного по отметке отсутствующих на уроке
II.Изучение новой темы (67мин.)
Настройка и нацеливание обучающихся (мотивация учебного занятия)
На доске закреплены слова порох, фарфор, фейерверк, бумага, чай (на бумажном носителе)
Вопрос преподавателя: Что общего между данными словами?
Преподаватель: Сегодня на уроке мы будем работать по командам:
1. Пекин,2Шанхай и 3. Тяньцзинь
Методические рекомендации для преподавателя: преподаватель ознакамливает обучающихся с планом урока.
План (на слайде)
1.Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП (5 минут)
2.Состав территорий, форма административно-территориального деления и правления (5-минут)
3.Населения Китая (12 минут)
4.Экономика Китая (15 минут)
5.Внешне торговые связи (5 минут)
6.Китай – страна древней культуры. «Чайная церемония» (20 минут)
Преподаватель раскрывает тему урока:
1.Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.
Выполнение заданий в рабочей тетради (5 минут)
2.Состав территории, форма административно-территориального деления и правления (5 минут)
Слайд 2, 3 - Форма правления и административно-территориальное устройство Китайской Народной Республики
Знакомство с текстом учебника стр235
3.Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность;
самостоятельная практическая работа «Характеристика населения Китая» по тексту учебника, выполнять в рабочих тетрадях (15минут)
Преподаватель: Для сравнения численности населения китайских провинций и европейских стран приведу пример: “Провинции Хенань, Шадунь и Сычуань по численности жителей (соответственно 92, 87 и 84 млн. человек) превосходят самую большую по числу жителей страну Европы – Германию. А в провинциях Хебей, Цзянсу, Аньхой, Хубей, Хунань, Гуадун численность населения больше, чем во Франции, Великобритании или Италии).
Прочтём пример (18) в тексте учебника на стр. 261, также отражающий особенности численности населения китайских провинций.
Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.
Слайд 4, 5 - Особенности языка и письменности населения Китая
- Самоназвание – “хань”
- 2/5 – молодёжь
- В языке 7 основных диалектов
- Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)
- Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
- Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)
- По этническому составу большинство населения – китайцы .
- Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
- Неграмотных в стране - 250 млн.
- Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
- Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков
Преподаватель: Ваша задача охарактеризовать население Китая по указанным пунктам плана и источникам информации (слайд 6)
4.Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство (15 минут)
Преподаватель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Перечислите их в рабочей тетради, используя учебника «География» В.П. Максаковский стр.262 п.(19)
Пример оформления для проверки данной работы.
1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали, выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых. Слайд 7
2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.
Преподаватель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая
Слайд 8 Характеристика тяжёлой промышленности по предложенной схеме
Преподаватель: (рассказ по слайду 8 и карте добывающей промышленности и энергетики Китая). Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.
На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.
Слайд 9 (примерные ответы)
-Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)
-Текстильная промышленность - главная отрасль лёгкой промышленности Китая
Преподаватель: Выполните задание, указанное на слайде, чтобы охарактеризовать территориальную структуру хозяйства Китая
Экономические зоны Китая
По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.
Преподаватель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.
Главные земледельческие районы:
“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
Преподаватель: прочтите примеры, приведённые в учебнике на стр. 239
Характеристика карты сельскохозяйственных районов Китая рис.
5.Внешне торговые связи (работа схемой 5 минут)
Слайд 12 – Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.
6.Китай - страна древней культуры. «Чайная церемония»
(практическая работа №2 20 минут)
Преподаватель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и, прежде всего страна древней культуры.
Слайд 13 – достижения культуры Китай
Преподаватель: посмотрите на фотографию (слайд 14) на мой взгляд автор фотографии хотел показать, что Китай страна крайне разносторонняя, сочетающая и мощную промышленность и богатое культурное наследие.
7.Энергизаторы (5 минут) Упражнение на расслабления
Преподаватель спец. дисциплин: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:
Чай можно пить в такое время:
- когда ты празден;
- когда слушаешь скучные стихи;
- когда мысли спутаны;
- когда отбиваешь такт, слушая песню;
- когда музыка умолкает;
- когда живешь в уединении;
- когда живешь жизнью ученого мужа;
- когда беседуешь поздно ночью;
- когда занимаешься учеными изысканиями днем;
- в брачных покоях;
- принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
- когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
- в хорошую погоду;
- в сумерки дня;
- когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
- среди раскидистых деревьев и бамбуков;
- когда распускаются цветы;
- в жаркий день, у зарослей лотоса;
- возжигая благовония во дворе;
- когда младшие покинули комнату;
- когда посещаешь уединенный храм;
- когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину
8.Выполнение практической работы №2
Преподаватель спец. дисциплин: О чайной церемонии
Элегантно пить чай весь мир научила Поднебесная, то есть Китай. Именно в этой стране зародился обычай проведения чайных церемоний. Здесь к чаю особенное отношение — это не просто национальный напиток, а «огонек жизни» и «мудрейшее из растений». Китайская церемония чаепития — это больше, чем обычай, это иная грань бытия, осознав которую, можно сделать свою жизнь полнее и интереснее.
Нам, жителям XXI века, которые привыкли пить чай в пакетиках, искусство чайного действа, требующее не только специальной чайной утвари, но и знаний основ медитации, может показаться непонятным и сложным. Традиционная китайская церемония чаепития называется Гунфу-Ча. Последний слог в этом выражении переводится как «чай», а первые два — «высшее мастерство» или «высшее искусство». Иными словами, это искусство не массовое, а тонкое и изысканное. Хоть сегодня китайцы уже привыкают к кофе, минеральной воде, коле и другим «чужеземным» напиткам, тех, кто отдаёт предпочтение чаю, по-прежнему большинство.
Основная цель китайской церемонии чаепития — раскрыть аромат и вкус чая, поэтому спешка тут нежелательна. Да и нежные, как шелк, успокаивающие звуки бамбуковой флейты, маленькая посуда, разнообразные предметы чайной утвари не побуждают к размахиванию руками. Спокойствие и мир — обязательные условия чайного действа.
Преподаватель спец. дисциплин: Знакомство с инструкцией «Китайская церемония чаепития шаг за шагом»:
1. Готовят чайную утварь. Украшается чабань (чайный столик) присутствием чайного божества.
2. Кипятится вода. Предпочтительней мягкая, в идеале — родниковая. Снять воду с огня следует, когда на поверхности возникают и лопаются большие пузырьки.
3. Прогревают посуду.
4. Предназначенный для заварки чай насыпают в чахэ (чайную коробочку). Затем чай вдыхают, наслаждаясь ароматом...
5. Наполняют чайник сухим чаем с помощью воронки.
6. Пробуждение чая. Закрывают чайник крышкой, укутывают полотенцем, взбалтывают, раскачивая чайник из стороны в сторону.
7. Заливают в чайник воду. Первую настойку чая не пьют, а используют для омовения чайного листа.
8. Вторую заварку разливают в высокие чашечки (вэнсябэй) на 3/4 объема и накрывают низкими питьевыми чашечками (чабэй). Плотно прижимают одну к другой и переворачивают. Можно сделать подношение готового чая чайному божеству, омывая его чаем.
9. Вэнсянбэй раскручивают по часовой стрелке и наслаждаются ароматом. Затем можно сделать первый глоток.
10. Когда вы выпьете чай, процесс повторяют снова. Чай заваривают в среднем от трёх до семи раз, пока он не утратит вкус и аромат. Китайцы говорят: отпил — долей, долил — отпей.
К чаю подают яблоки в карамели, орехи грецкие жареные.
Проведение бракеража (определение качества приготовленного чая)
Название команды | Название чая | Соблюдение инструкции | Вкусовые качества | Цвет |
Пекин | Жасминовый | |||
Шанхай | Цветочный | |||
Тянь Цзинь | Красный |
Подведение итогов практической работы. Выставление оценок в оценочных листах.
Закрепление материала, задание “Расшифруй карту” Преподаватель: что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
Слайд 15 – задание расшифруй карту.
III. Заключительный этап: (10 минут)
-выводы студентов по изученному материалу;
- подведение учебного занятия;
-комментарии оценок.
Преподаватель географии Т.В. Эрдынеева
Преподаватель спец. дисциплин О.В. Уварова
Приложение 1
Практическая работа №1
«Характеристика населения Китая»
Пункт плана
| Источник данных Форзац, текст стр.235
|
Практическая работа №2
Инструкция по приготовлению чая
1. Готовят чайную утварь. Украшается чабань (чайный столик) присутствием чайного божества.
2. Кипятится вода. Предпочтительней мягкая, в идеале — родниковая. Снять воду с огня следует, когда на поверхности возникают и лопаются большие пузырьки.
3. Прогревают посуду.
4. Предназначенный для заварки чай насыпают в чахэ (чайную коробочку). Затем чай вдыхают, наслаждаясь ароматом...
5. Наполняют чайник сухим чаем с помощью воронки.
6. Пробуждение чая. Закрывают чайник крышкой, укутывают полотенцем, взбалтывают, раскачивая чайник из стороны в сторону.
7. Заливают в чайник воду. Первую настойку чая не пьют, а используют для омовения чайного листа.
8. Вторую заварку разливают в высокие чашечки (вэнсябэй) на 3/4 объема и накрывают низкими питьевыми чашечками (чабэй). Плотно прижимают одну к другой и переворачивают. Можно сделать подношение готового чая чайному божеству, омывая его чаем.
9. Вэнсянбэй раскручивают по часовой стрелке и наслаждаются ароматом. Затем можно сделать первый глоток.
10. Когда вы выпьете чай, процесс повторяют снова. Чай заваривают в среднем от трёх до семи раз, пока он не утратит вкус и аромат. Китайцы говорят: отпил — долей, долил — отпей.
Самоанализ бинарного урока
Тема: Китай - страна контрастов и великих традиций.
Объект интеграции: География и Организация производства ПОП.
Урок проведен в 123 группе 2 курса по профессии «Повар, кондитер преподавателем географии и преподавателем специальных дисциплин. Содержание и компонент интеграции: Социально-экономическая география по разделу «Зарубежная Азия» и по разделу «Столовая посуда».
Главная дидактическая цель - формирование предметных и профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
При интеграции предметов обучающиеся узнали взаимодействие общеобразовательного предмета «Географии» с профессиональным предметом «Организация производства ПОП».
Интегрированный урок развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности. К осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления и коммуникативных способностей. Главным показателем хорошего урока было достижение образовательных целей предмета географии и организации производства ПОП по теме «Китай - страна контрастов и великих традиций» воспитательных и развивающихся целей. В соответствии требований и ее содержания. На каждом этапе соблюдается комплексность в обеспечении целевой установки на создание специальных учебно-познавательных мотивов.
По структуре занятие построено в виде последовательного изучения нового материала с помощью технических средств, рабочих тетрадей по теме «Китай» и учебного комплекса: учебник География» автор В.П. Максаковский и атласа за 10 класс, а также использования различных приемов и форм организации деятельности обучающихся.
При закреплении изученного материала обучающиеся выполняли практическую работу и заполняли «Экономическую карту» с помощью которой закрепляли новые знания и устанавливали логические связи.
На практической работе по предмету «Организация производства ПОП» обучающиеся закрепляли знания по теме «Столовая посуда» и познакомились с традицией проведения «Чайной церемонии» по рецептам китайской кухни.
Рефлексия, проведенного на заключительном этапе урока показала достаточно прочные знания по теме.
Использования ИКТ и практико - ориетированной деятельности обучающихся ускоряет процесс усвоения материала. При таком насыщении форм и методов обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники процесса.
Преподаватель географии Т.В. Эрдынеева
Преподаватель специальных дисциплин О.В.Уварова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык
Методическая разработка урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов I курса СПО (УМК Кузовлев В.П.) направлена на комплексное применение знаний и способов...