Методическая разработка учебного занятия
методическая разработка (география, 10 класс) по теме
Методическая разработка включает следующие разделя:
-введение;
-план открытого интегрированного урока;
-самоанализ урока.
В методической разработке изложен полный план – конспект бинарного урока по теме:«Китай-страна контрастов и великих традиций».
Данная методическая разработка предназначена: для преподавателей географии, а также может быть использована преподавателями специальных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплины: География и организация производства ПОП
Название работы: Методическая разработка для проведения бинарного занятия» по теме: «Китай-страна контрастов и великих традиций
Авторы работы
Эрдынеева Туяна Владимировна
Уварова Оксана Владимировна
Место выполнения
ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства» Республика Бурятия г.Улан-Удэ
ОТКРЫТЫЙ БИНАРНЫЙ УРОК
на тему: «Китай - страна контрастов и великих традиций»
Введение
Данный урок разработан преподавателем географии и преподавателем специальных дисциплин.
Объект интеграции: «География» и «Организация производства ПОП».
Содержание и компонент интеграции: раздел «Зарубежная Азия» - тема «Китай.Пути социально-экономического преобразования» и фарфоровая и стеклянная посуда - раздел «Столовая посуда».
Главная дидактическая цель - формирование предметных, профессиональных и общих компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
Научно-методическое содержание учебного занятия: Страна-гигант Азии. Китай - наш сосед. Контрасты рельефа, разнообразие полезных ископаемых. Роль рек Хуанхэ и Янцзы в жизни китайцев. Древнее китайское государство. Ханьцзы – основной народ Китая. Малые народы Китая. Религии и языки. Промышленность и сельское хозяйство. Культура Китая. История создания фарфора. Чайный путь. Столовая посуда для проведения чайной церемонии.
При интеграции предметов обучающиеся узнают взаимодействие общеобразовательного предмета «Географии» с профессиональным предметом «Организация производства ПОП».
Интегрированный урок развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления и коммуникативных способностей.
По структуре занятие построено в виде последовательного изучения нового материала с применением технических средств обучения, рабочих тетрадей по теме «Китай» и учебного комплекса, включающего учебник География» - автор В.П. Максаковский, атласа за 10 класс, учебное пособие «Организация производства и обслуживание на предприятиях общественного питания»- автор В.В. Усов.
Использование ИКТ и практико - ориетированная деятельность обучающихся ускоряет процесс усвоения материала. При таком насыщении форм и методов обучающиеся являются не пассивными слушателями, а активными участники процесса обучения, осуществляющими самостоятельный поиск информации в соответствии с заданиями, включенными в рабочую тетрадь.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей географии, а также может быть использована преподавателями специальных дисциплин.
ПЛАН
ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА
Дисциплины: «География» и «Организация производства ПОП»
Разделы: «Зарубежная Азия» и «Столовая посуда»
Тема: «Китай - страна контрастов и великих традиций»
Цели:
Образовательные:
-сформировать представления об особенностях географии, экономики Ктиая; -рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;
-рассмотреть важнейшие демографические проблемы Китая;
-закрепить знания по разделу «Столовая посуда» на примере чайной церемонии).
Развивающие:
-развитие логического, творческого и критического мышления;
-умение делать выводы, аргументировать и работать с различными источниками информации и с картой;
-умение правильно подобрать посуду для проведения китайской чайной церемонии.
Воспитывающие:
-привитие интереса к культуре Китая,
-привитие устойчивого интереса к профессии «Повар»,
-формирование навыков работы в команде.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесно-наглядные, практический и частично-поисковый, исследовательский.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Междисциплинарные связи: «История», «Товароведение продовольственных товаров», «Кулинария».
Дидактические средства обучениия и оборудование:
-учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2009),
-атласы, географические карты,рабочие тетради,
-презентация урока (Microsoft Power Point),
- чайный сервиз, чайные ложки, скатерти.
Ход урока
I.Организационный момент (3 минуты)
Приветствие. Рапорт дежурного по отметке отсутствующих на уроке
II.Изучение новой темы (67мин.)
Настройка и нацеливание обучающихся (мотивация учебного занятия)
На доске закреплены слова порох, фарфор, фейерверк, бумага, чай (на бумажном носителе)
Вопрос преподавателя: Что общего между данными словами?
Преподаватель: Сегодня на уроке мы будем работать по командам:
1. Пекин,2Шанхай и 3. Тяньцзинь
Методические рекомендации для преподавателя: преподаватель ознакамливает обучающихся с планом урока.
План (на слайде)
1.Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП (5 минут)
2.Состав территорий, форма административно-территориального деления и правления (5-минут)
3.Населения Китая (12 минут)
4.Экономика Китая (15 минут)
5.Внешне торговые связи (5 минут)
6.Китай – страна древней культуры. «Чайная церемония» (20 минут)
Преподаватель раскрывает тему урока:
1.Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.
Выполнение заданий в рабочей тетради (5 минут)
2.Состав территории, форма административно-территориального деления и правления (5 минут)
Слайд 2, 3 - Форма правления и административно-территориальное устройство Китайской Народной Республики
Знакомство с текстом учебника стр235
3.Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность;
самостоятельная практическая работа «Характеристика населения Китая» по тексту учебника, выполнять в рабочих тетрадях (15минут)
Преподаватель: Для сравнения численности населения китайских провинций и европейских стран приведу пример: “Провинции Хенань, Шадунь и Сычуань по численности жителей (соответственно 92, 87 и 84 млн. человек) превосходят самую большую по числу жителей страну Европы – Германию. А в провинциях Хебей, Цзянсу, Аньхой, Хубей, Хунань, Гуадун численность населения больше, чем во Франции, Великобритании или Италии).
Прочтём пример (18) в тексте учебника на стр. 261, также отражающий особенности численности населения китайских провинций.
Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.
Слайд 4, 5 - Особенности языка и письменности населения Китая
- Самоназвание – “хань”
- 2/5 – молодёжь
- В языке 7 основных диалектов
- Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)
- Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
- Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)
- По этническому составу большинство населения – китайцы .
- Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
- Неграмотных в стране - 250 млн.
- Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
- Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков
Преподаватель: Ваша задача охарактеризовать население Китая по указанным пунктам плана и источникам информации (слайд 6)
4.Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство (15 минут)
Преподаватель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Перечислите их в рабочей тетради, используя учебника «География» В.П. Максаковский стр.262 п.(19)
Пример оформления для проверки данной работы.
1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали, выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых. Слайд 7
2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.
Преподаватель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая
Слайд 8 Характеристика тяжёлой промышленности по предложенной схеме
Преподаватель: (рассказ по слайду 8 и карте добывающей промышленности и энергетики Китая). Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.
На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.
Слайд 9 (примерные ответы)
-Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)
-Текстильная промышленность - главная отрасль лёгкой промышленности Китая
Преподаватель: Выполните задание, указанное на слайде, чтобы охарактеризовать территориальную структуру хозяйства Китая
Экономические зоны Китая
По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.
Преподаватель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.
Главные земледельческие районы:
“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
Преподаватель: прочтите примеры, приведённые в учебнике на стр. 239
Характеристика карты сельскохозяйственных районов Китая рис.
5.Внешне торговые связи (работа схемой 5 минут)
Слайд 12 – Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.
6.Китай - страна древней культуры. «Чайная церемония»
(практическая работа №2 20 минут)
Преподаватель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и, прежде всего страна древней культуры.
Слайд 13 – достижения культуры Китай
Преподаватель: посмотрите на фотографию (слайд 14) на мой взгляд автор фотографии хотел показать, что Китай страна крайне разносторонняя, сочетающая и мощную промышленность и богатое культурное наследие.
7.Энергизаторы (5 минут) Упражнение на расслабления
Преподаватель спец. дисциплин: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:
Чай можно пить в такое время:
- когда ты празден;
- когда слушаешь скучные стихи;
- когда мысли спутаны;
- когда отбиваешь такт, слушая песню;
- когда музыка умолкает;
- когда живешь в уединении;
- когда живешь жизнью ученого мужа;
- когда беседуешь поздно ночью;
- когда занимаешься учеными изысканиями днем;
- в брачных покоях;
- принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
- когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
- в хорошую погоду;
- в сумерки дня;
- когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
- среди раскидистых деревьев и бамбуков;
- когда распускаются цветы;
- в жаркий день, у зарослей лотоса;
- возжигая благовония во дворе;
- когда младшие покинули комнату;
- когда посещаешь уединенный храм;
- когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину
8.Выполнение практической работы №2
Преподаватель спец. дисциплин: О чайной церемонии
Элегантно пить чай весь мир научила Поднебесная, то есть Китай. Именно в этой стране зародился обычай проведения чайных церемоний. Здесь к чаю особенное отношение — это не просто национальный напиток, а «огонек жизни» и «мудрейшее из растений». Китайская церемония чаепития — это больше, чем обычай, это иная грань бытия, осознав которую, можно сделать свою жизнь полнее и интереснее.
Нам, жителям XXI века, которые привыкли пить чай в пакетиках, искусство чайного действа, требующее не только специальной чайной утвари, но и знаний основ медитации, может показаться непонятным и сложным. Традиционная китайская церемония чаепития называется Гунфу-Ча. Последний слог в этом выражении переводится как «чай», а первые два — «высшее мастерство» или «высшее искусство». Иными словами, это искусство не массовое, а тонкое и изысканное. Хоть сегодня китайцы уже привыкают к кофе, минеральной воде, коле и другим «чужеземным» напиткам, тех, кто отдаёт предпочтение чаю, по-прежнему большинство.
Основная цель китайской церемонии чаепития — раскрыть аромат и вкус чая, поэтому спешка тут нежелательна. Да и нежные, как шелк, успокаивающие звуки бамбуковой флейты, маленькая посуда, разнообразные предметы чайной утвари не побуждают к размахиванию руками. Спокойствие и мир — обязательные условия чайного действа.
Преподаватель спец. дисциплин: Знакомство с инструкцией «Китайская церемония чаепития шаг за шагом»:
1. Готовят чайную утварь. Украшается чабань (чайный столик) присутствием чайного божества.
2. Кипятится вода. Предпочтительней мягкая, в идеале — родниковая. Снять воду с огня следует, когда на поверхности возникают и лопаются большие пузырьки.
3. Прогревают посуду.
4. Предназначенный для заварки чай насыпают в чахэ (чайную коробочку). Затем чай вдыхают, наслаждаясь ароматом...
5. Наполняют чайник сухим чаем с помощью воронки.
6. Пробуждение чая. Закрывают чайник крышкой, укутывают полотенцем, взбалтывают, раскачивая чайник из стороны в сторону.
7. Заливают в чайник воду. Первую настойку чая не пьют, а используют для омовения чайного листа.
8. Вторую заварку разливают в высокие чашечки (вэнсябэй) на 3/4 объема и накрывают низкими питьевыми чашечками (чабэй). Плотно прижимают одну к другой и переворачивают. Можно сделать подношение готового чая чайному божеству, омывая его чаем.
9. Вэнсянбэй раскручивают по часовой стрелке и наслаждаются ароматом. Затем можно сделать первый глоток.
10. Когда вы выпьете чай, процесс повторяют снова. Чай заваривают в среднем от трёх до семи раз, пока он не утратит вкус и аромат. Китайцы говорят: отпил — долей, долил — отпей.
К чаю подают яблоки в карамели, орехи грецкие жареные.
Проведение бракеража (определение качества приготовленного чая)
Название команды | Название чая | Соблюдение инструкции | Вкусовые качества | Цвет |
Пекин | Жасминовый | |||
Шанхай | Цветочный | |||
Тянь Цзинь | Красный |
Подведение итогов практической работы. Выставление оценок в оценочных листах.
Закрепление материала, задание “Расшифруй карту” Преподаватель: что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
Слайд 15 – задание расшифруй карту.
III. Заключительный этап: (10 минут)
-выводы студентов по изученному материалу;
- подведение учебного занятия;
-комментарии оценок.
Преподаватель географии Т.В. Эрдынеева
Преподаватель спец. дисциплин О.В. Уварова
Приложение 1
Практическая работа №1
«Характеристика населения Китая»
Пункт плана
| Источник данных Форзац, текст стр.235
|
Практическая работа №2
Инструкция по приготовлению чая
1. Готовят чайную утварь. Украшается чабань (чайный столик) присутствием чайного божества.
2. Кипятится вода. Предпочтительней мягкая, в идеале — родниковая. Снять воду с огня следует, когда на поверхности возникают и лопаются большие пузырьки.
3. Прогревают посуду.
4. Предназначенный для заварки чай насыпают в чахэ (чайную коробочку). Затем чай вдыхают, наслаждаясь ароматом...
5. Наполняют чайник сухим чаем с помощью воронки.
6. Пробуждение чая. Закрывают чайник крышкой, укутывают полотенцем, взбалтывают, раскачивая чайник из стороны в сторону.
7. Заливают в чайник воду. Первую настойку чая не пьют, а используют для омовения чайного листа.
8. Вторую заварку разливают в высокие чашечки (вэнсябэй) на 3/4 объема и накрывают низкими питьевыми чашечками (чабэй). Плотно прижимают одну к другой и переворачивают. Можно сделать подношение готового чая чайному божеству, омывая его чаем.
9. Вэнсянбэй раскручивают по часовой стрелке и наслаждаются ароматом. Затем можно сделать первый глоток.
10. Когда вы выпьете чай, процесс повторяют снова. Чай заваривают в среднем от трёх до семи раз, пока он не утратит вкус и аромат. Китайцы говорят: отпил — долей, долил — отпей.
Самоанализ бинарного урока
Тема: Китай - страна контрастов и великих традиций.
Объект интеграции: География и Организация производства ПОП.
Урок проведен в 123 группе 2 курса по профессии «Повар, кондитер преподавателем географии и преподавателем специальных дисциплин. Содержание и компонент интеграции: Социально-экономическая география по разделу «Зарубежная Азия» и по разделу «Столовая посуда».
Главная дидактическая цель - формирование предметных и профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
При интеграции предметов обучающиеся узнали взаимодействие общеобразовательного предмета «Географии» с профессиональным предметом «Организация производства ПОП».
Интегрированный урок развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности. К осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления и коммуникативных способностей. Главным показателем хорошего урока было достижение образовательных целей предмета географии и организации производства ПОП по теме «Китай - страна контрастов и великих традиций» воспитательных и развивающихся целей. В соответствии требований и ее содержания. На каждом этапе соблюдается комплексность в обеспечении целевой установки на создание специальных учебно-познавательных мотивов.
По структуре занятие построено в виде последовательного изучения нового материала с помощью технических средств, рабочих тетрадей по теме «Китай» и учебного комплекса: учебник География» автор В.П. Максаковский и атласа за 10 класс, а также использования различных приемов и форм организации деятельности обучающихся.
При закреплении изученного материала обучающиеся выполняли практическую работу и заполняли «Экономическую карту» с помощью которой закрепляли новые знания и устанавливали логические связи.
На практической работе по предмету «Организация производства ПОП» обучающиеся закрепляли знания по теме «Столовая посуда» и познакомились с традицией проведения «Чайной церемонии» по рецептам китайской кухни.
Рефлексия, проведенного на заключительном этапе урока показала достаточно прочные знания по теме.
Использования ИКТ и практико - ориетированной деятельности обучающихся ускоряет процесс усвоения материала. При таком насыщении форм и методов обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники процесса.
Преподаватель географии Т.В. Эрдынеева
Преподаватель специальных дисциплин О.В.Уварова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-248042-1366829810.jpg)
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-159458-1357161751.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-301982-1415089410.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык
Методическая разработка урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов I курса СПО (УМК Кузовлев В.П.) направлена на комплексное применение знаний и способов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Изобретения и изобретатели" учебной дисциплины Английский язык
Методическая разработка урока «Изобретения и изобретатели» по английскому языку для студентов II курса СПО (УМК Куз...