Отрасли международной специализации
методическая разработка по географии (11 класс) на тему
« Отрасли международной специализации России».
Урок изучения и закрепления нового материала.
Тема «Отрасли международной специализации России» является одной из главных в разделе «Россия в современном мире» и вытекает из темы «Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда», а в дальнейшем является основой для изучения темы «Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений», а также «География и структура международной торговли».
Темы все довольно сложные, даже для восприятия 11-классника. Изучение материала еще осложняется и тем, что данный раздел, на который по учебному плану отводится 10 часов, в учебно-методическом комплекте – отсутствует. Ни строчки ни в учебниках, ни в методичках. Следовательно, на таких уроках не обойтись без использования новых педагогических технологий и среди них особую роль занимает использование на уроках географии, особенно в старших классах, слайд-лекций.
В данном случае они эффективно заменяют отсутствующие комплекты учебно-методических материалов да и успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Слайд-лекции позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем с использованием наглядных эффектных образцов в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, карт и т.д.
Во время такой лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом. Такое сочетание получаемой информации создает на уроке благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Весь урок ориентирован на достижение одной единственной цели: выявить международно-специализированные отрасли страны. Анализируя вопросы предыдущего урока, учащиеся сами определяют тему и выделяют цель данного урока. Формулируют и обосновывают вопросы, при помощи которых задачи урока становятся возможными для их решения, т.е. чтобы доказать, что нефть, газ и Эл.энергетика являются приоритетными направлениями нашей страны, ребята сформулировали и озвучили 4 вопроса (или 4 проблемы, как угодно), которые необходимо решить в данном случае: это
- где добывают ресурс
- сколько добывают
- кто экспортирует
- куда экспортируем?
Это говорит о том, что с предыдущих уроков они вынесли логическое завершение темы «Россия в мировом хозяйстве».
Во время проведения вот такой слайд-лекции учитель не устраняет ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог между мною и учащимися, который велся на протяжении всего урока, дал возможность использовать фронтальную работу на уроке, что позволило работать сразу со всем классом, применяя разные формы изложения материала.
Главная трудность при использовании фронтальной работы состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся и обеспечить их устойчивое внимание. Так вот как раз возможности слайд-лекции помогает концентрировать внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Смена слайдов, изображение иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, наконец яркость цветов, присутствующих в данной презентации по уроку, сделали его, на мой взгляд, интересным для ребят, наглядным и убедительным, опять – таки за счет использования современных мультимедийных технологий. И поэтому в течение всего урока интерес ребят к теме, к материалу не ослабел, в течение всего урока они были активны и позитивны. На мой взгляд, на лицо был познавательный интерес ребят, положительное восприятие и понимание материала. Некоторые из ребят принимали участие в подготовке данной лекции, получив опережающее задание. На уроке они имели возможность выступить со своим материалом.
По ходу лекции в течение всего урока ребята анализировали таблицы, схемы, диаграммы, осуществляли первичное обобщение и заполняли таблицу, которая отражает ход и вопросы урока и дает возможность не только структурировать, систематизировать, но и обобщить весь материал, изложенный на уроке. В конце таблицы по каждой отрасли учащиеся сделали обобщающий вывод. В дальнейшем таблица является основой для выполнения домашнего задания в виде практической работы. Учитывая, что предмет ведется 1 час в неделю, практическая будет выполняться к концу следующей недели и для ребят она станет хорошим помощником для восполнения информации.
Данная форма проведения урока дает возможности использования не только обучающего или развивающего характера, но и воспитательные возможности для формирования мировоззрения ученика. Мною на уроке было предложено два практических задания. По квитанциям на оплату газа и Эл.энергии ребята должны были рассчитать потребление газа и Эл.энергии из расчета на одного человека т.е. на себя и сколько они за это платят. А потом сделать вывод, умеют ли они экономить и ресурс и свои деньги? Кроме межпредметных связей с экономикой, математикой такие задания практической направленности обеспечивают связь обучения на уроке с жизнью и актуализируют личный опыт и знания учащихся. Связующим звеном воспитательного момента является изучение материала по республике Коми. Это ребятам ближе, роднее. Они живут здесь и как следствие с удовольствием работают над вопросами по Коми республике. На уроке таким примером послужило выступление ученика (для общего развития) с информацией Северо-Западного таможенного управления об экспорте товаров за 9 месяцев 2010 года из республики Коми. Свежая информация, она ребят заинтересовала, особенно то, что товары из Коми экспортируются в 89 государств мира, а ввозятся из 48.
Все этапы урока имели логический переход и логическое завершение. На заключительном этапе урока было установлено, что материал учащиеся усвоили: связь между фактами, содержанием понятий, первичным обобщением и систематизацией новых знаний привели к логическому обобщению всего изученного на уроке материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 51.5 КБ |
prezentaciya.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Отрасли международной специализации»
1) Какой раздел мы сейчас с вами изучаем?
- Россия в современном мире.
2) О чем шла речь на предыдущих уроках?
- О современном геополитическом положении.
- Россия в мировом хозяйстве.
- Россия в МГРТ (международном географическом разделении труда).
3) Кто первым в России ввел это понятие и дал четкое определение МГРТ?
- Николай Николаевич Баранский.
4) Сначала дайте определение ГРТ.
- ……………………………………
5) Теперь, пожалуйста, определение МГРТ.
- ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………..
6) Какие слова здесь являются ключевыми?
- Специализация и обмен!
7) Что такое специализация, т.е. когда отрасль считается специализированной?
-…………………..
-………………….
-…………………..
8) Как вы думаете, у нас в России есть такие отрасли, которые считаются специализированными и производится обмен?
- Конечно есть.
9) Раз есть, следовательно, как может звучать тема нашего сегодняшнего урока?
(Слайд 1)
– Отрасли международной специализации России.
10) И что мы можем сегодня выяснить на уроке?
- Какие это отрасли.
(Слайд 2).
Совершенно верно. Мы должны с вами:
Цель: Выявить международно-специализированные отрасли страны.
10) Так вот для того, чтобы выявить эти отрасли, надо решить следующие задачи.
(Слайд 3).
- Вспомнить и дать определение отраслям специализации, определяющим «лицо» страны в МГРТ.
- Попытаться доказать, что ……………………2
- …………………………………………3
- Проанализировать экспорт Эл.энергии в разрезе стран 4
- Ну и конечно познакомиться со статьями экспорта из РК.
Запишите план урока себе в тетрадь.
1) Мы с вами говорили, что МГРТ во времени меняется, но неизменным его результатом является что?
- Отрасль международной специализации.
(Слайд 4).
– Вспоминаем определение: читают по слайду.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: - Экспорт продукции.
По диаграмме анализируем структуру российского экспорта:
а) какие товары больше всего мы экспортируем, сырьевые или несырьевые?
- сырьевые – 93% , из них
б) львиная доля приходится на ?
- нефть и газ – 65%
в) нефть и газ составляют основу какого межотраслевого комплекса?
- ТЭК. Добывающая промышленность, плюс
г) Эл.энергетика входит в ТЭК?
- ДА, конечно.
д) СЛЕДОВАТЕЛЬНО
(Слайд 5). Место России в МГРТ определяют три кита российской экономики:
- ТЭК
- Металлургия
- ВПК
Мы сегодня подробно останавливаемся на ТЭК, т.е. отраслях ? добывающей или ? обрабатывающей промышленности, а металлургия и ВПК - отрасли обрабатывающей промышленности.
…………………………………………………………………………………………………………….
2Вопрос.
Но чтобы доказать, что нефть, газ, Эл. энергетика – являются приоритетными направлениями нашей страны, на какие вопросы мы должны ответить? (добывающая промышленность),значит
- где добывают
- сколько добывают
- кто экспортирует
- куда экспортирует ( сказать про раздаточный материал в виде таблицы для заполнения по ходу урока)
а теперь смотрим, где добывают и сколько, кто и куда экспортирует.
(Слайд 6)
Вспоминаем, крупнейшие месторождения нефти в России находятся
- в Западной Сибири
- и в Урало-Поволжье , (обратить внимание на Сахалин -5 и Курмангазы – совместное с Казахстаном)
(Слайд 7). (Вывод делают ученики)
А теперь посмотрите на таблицу, в цифрах. Анализируем и делаем вывод:
По предполагаемым запасам крупнейшее - Самотлорское, по остаточным - Приобское.
Интенсивно идет добыча нефти?
- Конечно.
Посмотрите на цифры Сахалин – 5 и Курмангазы – это проектные месторождения. Их предполагаемые запасы составляют 1500 млн. 1100 млн. т. нефти. По 2008 году мы видим, что добыча пока не производится.
У России большие надежды связаны с этими проектными месторождениями.
(Слайд 8) ( По слайду работает ученик)
Добыли топливный ресурс, давайте посмотрим как он распределяется в РФ.
(переработка и экспорт, анализ схемы и вывод)
(Слайд 9)
Кто-же это все экспортирует? Крупнейшие экспортирующие нефтяные компании.
Анализ. Вывод:
(Слайд 10)
Анализируем структуру российского экспорта нефтепродуктов в страны СНГ и дальнего зарубежья.
( Анализ и вывод)
(Слайд 11)
Судя по диаграмме, объем экспорта нефтепродуктов из России - ? растёт, а объём выручки от экспорта в последние годы – падает. С чем это связано?
- с мировым финансовым кризисом и снижением цен на нефть на мировом рынке.
А кто контролирует цены на нефть, ? (какая) международная организация?
- ОПЕК.
Из всего выше сказанного, на ваш взгляд, действительно ли нефтяная промышленность является одним из главных направлений в экономике страны?
- ДА!
(Слайд 12)
И добываем много и экспортируем еще больше, причем и в сыром виде и в переработанном, а как мы выглядим на фоне других стран по запасам нефти?
Конечно впереди планеты всей – это Страны Ближнего Востока и латиноамериканская страна – Венесуэла.
Нам нашей нефти по нынешним запасам и добыче хватит всего лишь на ??? 20 лет.
И для того чтобы пополнить запасы нефти в стране и идет разработка таких проектных месторождений как САХАЛИН – 5 и КУРМАНГАЗЫ (совместное с Казахстаном).
ТАМ ГДЕ НЕФТЬ, ТАМ И ГАЗ,
3). Вопрос
(Слайд 13)
Газовая промышленность. (Прочитать слайд.)
Обратить внимание: один из главных источников инвалютных поступлений.
(Слайд 14).
раз нефть сопровождается газом и наоборот, то районы месторождений нефти и газа- ? совпадают. Особенно в этом плане отличается ? Западная Сибирь.
- Перечисляем месторождения ( по крупнейшим месторождениям краткая характеристика в виде сообщений 2-3 учеников)
(Слайд 15). (Анализируем слайд)
Главным экспортером среди газовых компаний , конечно, является ? ГАЗПРОМ.
(Сравниваем : нефть – РОСНЕФТЬ -1 место
ГАЗПРОМнефть – 5 место
по газу с точность донаоборот:
газ – ГАЗПРОМ – 1 место
РОСНЕФТЬ – 5 место.
(Слайд 16)
Ребята, не трудно догадаться, что именно ГАЗПРОМ является одним из…………………..
Анализируем динамику экспортных поставок ГАЗПРОМа. (Выводы по слайду делает ученик).
Вывод: В страны СНГ и Балтии Россия экспортирует газа меньше, чем в страны Дальнего Зарубежья, потому что они являются, наверное, более корректными и более ответственными партнерами, выполняющими свои обязательства. Стран СНГ – 11, дальнее зарубежье - более 50, и следовательно объемы потребления тоже разные. (Примерный вывод, сделанный учеником)
(Слайд 17)
Это такие страны как………………………………………….
Основным импортером является ?
-ГЕРМАНИЯ,
высокоразвитое европейское государство, имеющее Крупнейший каменноугольный ? Рурский бассейн, но вот природный газ там практически отсутствует.
(Слайд 18)
Что касается стран Балтии и СНГ, то здесь основным импортером является ? УКРАИНА.
При изучении геополитического положения России, О чем шла речь ?
- О ГАЗОМОМ конфликте между Россией и Украиной. Никак не могли договориться о стоимости газа за 1000 кубометров.
(Анализ таблицы стоимости газа) Требования специализации ? выполняются?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Исходя из стоимости за 1000 кубометров и количества членов семьи, рассчитать, сколько приходится м3 на одного члена семьи и какую сумму он платит за это?
(ребята считают и делают выводы самостоятельно)
НЕФТЬ, ГАЗ – это сырье для получения электроэнергии.
ПЕЧОРСКАЯ ГРЭС: тепловая, газ – основное, запасное – мазут.
4 вопрос:
(Слайд 19). ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА, не сырьевой ресурс, но относится к базовым отраслям промышленности и является одной из главных в статье экспорта ТЭК России.
(читаем слайд)
(Слайд 20). Анализируем диаграмму.
Значительное увеличение экспорта электроэнергии наблюдалось
- 2003,
- 2005 годах. 2005-2006 более или менее стабильный экспорт, а вот с 2007 года - снижение экспортных поставок, которое наблюдается и сейчас.
ДАЛЕЕ ЧИТАЕМ СЛАЙД.
С чем связано, ? с мировым финансовым кризисом. Научились считать деньги, научились экономить Эл.энергию. А мы научились с вами считать и экономить?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вы все получаете квитанции на оплату Эл.энергии. Проанализируйте, сколько стоит 1 кВтч, какое количество энергии потребляет ваша семья в целом, какую сумму вы за это платите и посмотрите из расчета на 1 человека., т.е. вас. (считают, анализируют, делают выводы)
Нам в Печоре продает Эл.энергию ОАО «Коми энергосбытовая компания».
(Слайд 21 – 22)
С крупнейшими компаниями-экспортерами эл.энергии и странами – импортерами нас
познакомит (сообщение ученика)
(Слайд 23).
Ребята, а что же экспортирует наша с вами родная РЕСП. КОМИ? Как вы думаете?
Естественно, имея на территории такие месторождения нефти и газа как
- Возейское
- Вуктыльское
-Усинское и др.. мы экспортируем ………………..
Печорский к-угол. бассейн дает возможность продавать -----------
Сыктывкарский ЛПК …………………………
В республике, как и в России, то наблюдается спад экспортной продукции, то подъем.
Из таблицы видно, что доход от экспорта продукции за 9 месяцев 2008 года почти в два раза меньше за тот же период 2007 года. Однако с 2009 наблюдается подъем экспортной продукции из РК.
А самые свежие данные по экспорту нам озвучит (сообщение ученика)
(Слайд 24)
Все вопросы мы исчерпали, возвращаемся к началу урока и подводим итоги:
1. Мы дали определение отраслям специализации, которые являются «лицом» страны в МГРТ?
- отрасли, ориентированные на экспорт.
2. Доказали, что добыча и экспорт нефти являются…………………………,
3. А в газовой промышленности Россия – абсолютный монополист (запасы, добыча, экспорт)
4. Проанализировали экспорт Эл. энергии в разрезе стран?
5. Познакомились с экспортом продукции из РК?
А в итоге, мы выявили ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.
Назовите мне их:
-НЕФТЬ
-ГАЗ
-ЭЛ.ЭНЕРГИЯ
Вопросы есть, тогда, пож-та, обобщающие выводы:
(Слайд25)
1 ряд –
2 ряд –
3 ряд – а)
б) (обобщение и выводы делают ученики по рядам)
(Слайд 26) Домашнее задание.
Выучить конспект. Применить таблицу для пр.раб (таблица заполнялась по ходу урока всеми учащимися)
Все ребята, которые готовили опережающее задание, получают 5. Остальные получат оценки по практической работе.
(Слайд 27) Всем спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)", "Коммерция (по отраслям)"
Программа рассчитана на 1 год обучения....
Рыбная промышленность - основа хозяйства Камчатки и отрасль специализации.
Рыбная промышленность - основа хозяйства Камчатки и отрасль специализации. Урок в рамках введения регионального компонента по предмету география Камчатки в 9 классе. Документ содержит в себе план урок...
Хозяйство и отрасли специализации РТ.
Открытый урок по теме: " Хозяйство и отрасли специализации РТ"....
Отрасли специализации Европейского Севера. 9 класс.
Тип урока: комбинированный урокТема урока: Отрасли специализации Европейского Севера.Цель урока: образовательные: учить учащихся выделять основные отрасли специализации Европейского Севера,...