Как изменяется рельеф России
план-конспект урока географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока географии в 8 классе
на тему «Как и почему изменяется рельеф России».
Подготовила Янгляева Альфия Нясрулловна
учитель географии
первой квалификационной категории,
стаж работы 17лет.
2011 год.
Урок 19. ( С применением ИКТ.)
Тема урока: Как и почему изменяется рельеф России.
(Влияние внутренних и внешних факторов на рельеф, движения земной коры.)
Эпиграф урока: Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
Цели и задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа;
- показать непрерывность развития рельефа.
Развивающие:
- создать условия для систематизации знаний о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа;
- развивать умение работать с картой.
Воспитывающие:
- закрепить знания рельефа родного края, воспитывая в школьниках любовь к малой Родине.
Оборудование: физическая карта России, презентация, атлас, учебник.
Методы и формы обучения:
- объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного изложения;
- систематизация знаний о внешних факторах развития рельефа.
Тип урока: комбинированный.
Термины и понятия: оледенение, морена, зандровые равнины, эрозионный рельеф, эоловый рельеф, дюны ,барханы, «бараньи лбы», карстовые пещеры, воронки.
План урока
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) |
I | Организационный момент | Приветствие , определение отсутствующих. Нацелить учащихся на урок, проверить их готовность к уроку. | 2 |
II | Повторение | Проверить усвоение учащимися пройденного материала путем выполнения тестовых заданий | 15 |
III | Изучение нового материала | Изучить влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа путем рассмотрения различных форм рельефа | 17 |
IV | Закрепление | Заполнение таблицы | 10 |
V | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 1 |
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Повторение.
Выполнение тестовых заданий.
1.Поверхность России понижается:
а) к югу в) к северу
б) к западу г) к востоку
2.Устойчивые участки земной коры называются:
а) платформы
б) складчатые области
в) нагорья
3.Равнины расположены:
а) на границах литосферных плит
б) на платформах
в) в складчатых областях
4.Горы расположены:
а) на платформах
б) в складчатых областях
в) на кристаллических щитах
5.К возрожденным горам относятся:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказ
6.Установите соответствие между горами и их высшими точками:
1) Кавказ а) Победа
2) Алтай б) Белуха
3) Восточные Саяны в) Эльбрус
4) Хребет Черского г) Мунку-Сардык
5) Урал д) Народная
7.Выберите верные утверждения:
а) крупные равнины расположены на платформах;
б) полуостров Камчатка и Курильские острова-сейсмически активные зоны России;
в) основная часть России занята горами;
г) Урал расположен между двумя крупнейшими равнинами: Русской и Западно-Сибирской.
Проверка тестовых заданий.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в | а | в | б | б | 1-в,2-б,3-г,4-а,5-д | а,б,г |
Географическая разминка у карты (1 человек). Показывает горы и равнины на карте (по выбору учителя).
Ш. Изучение нового материала
В тетрадях записываем число и тему урока.
Объяснение учителя.
Еще раз возвращаемся к вопросу: что такое рельеф? Слайд №1,2.
Рельеф — это совокупность форм земной поверхности (неровности), различных по очертанию, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
- Прокомментируйте данное определение. (Высказывания ребят.) Слайд №3,4.
Современные формы рельефа (те, которые обозначены на наших физических картах) образованы в результате длительного воздействия на земную кору внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов.
Современные с точки зрения геологии эндогенные процессы называются неотектоническими, или новейшими. Они проявляются как на равнинах, так и в горах. Слайд №5.
- Проанализируем различные виды движений земной коры ( по карте рис.20, с.63 учебника).
-Определите районы сильных поднятий, слабых поднятий, районы с интенсивными колебаниями земной коры. Слайд №6.
Где расположена наша республика и к какому району относительно движения земной коры относится?
Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.
Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов. Слайд №7,8.
При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато. Слайды №9-11.
-В тетрадях делаем следующие записи:
Эндогенные процессы
В складчатых областях | На платформах |
Возрождение гор, | Медленные колебания земной коры: |
возрождение гор-вулканов, | образование поднятия и опускания |
деятельность межгорных котловин. |
Экзогенные процессы – это процессы, происходящие под влиянием внешних сил природы (ледников, ветра, текучих вод ). Они формируют главным образом средние и мелкие формы рельефа. Слайд №12.
Деятельность ледников. В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных оледенений . В некоторых районах – центрах оледенения – на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Под действием собственного веса ледник сползал на юг. Слайд №13.
Текучие воды (реки ,ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность. Слайды №14,15.
При наступлении морей осадочные породы откладываются горизонтальными слоями. Деятельность ветра. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески. Слайд №16.
Рельеф формируется не только внутренними и внешними силами природы, но и человеком. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. Слайд №17.
IV.Закрепление.
Совместное с учителем заполнение таблицы.
Внешние силы | Формы рельефа | Районы распространения |
1. Ледник | - «бараньи лбы» -моренные холмы -зандровые равнины -озерные котловины | Скандинавия, Север Европейской части России, Полярный Урал, г. Бырранга Валдайская, Смоленско - Московская возвышенности, Северные Увалы Окско-Донская, Мещерская Карелия, Северо-Запад России |
2. Текучие воды а) реки б) временные потоки в ) подземные воды | Эрозионные формы рельефа: -речные долины -поймы -террасы -овраги, балки -карстовые пещеры, воронки | Повсеместно Юг Русской равнины В районах, где растворимые горные породы (мел, известняк) |
3. Деятельность ветра | -эоловый рельеф -дюны -барханы | Куршская коса, Прикаспийская низменность |
4. Деятельность моря | Различные типы берегов: -фьордовые -лагунные -шхерные | Баренцево море Каспийское море Ладожское и Онежское озера |
5. Деятельность человека | Антропогенный рельеф: карьеры, терриконы, тоннели, дороги | В районах активной хозяйственной деятельности человека |
- Какие формы рельефа характерны для Республики Мордовия?
(Ответы детей: поверхность состоит из обширных повышений и понижений; Приволжская возвышенность, Окско-Донская низменность. )
- Кому что непонятно? Есть ли вопросы?
- Подводим итог урока.
V. Домашнее задание. Параграф 14,вопросы 2,4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"
Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока: изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока: закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "РЕЛЬЕФ РОССИИ"
РАБОТА СОДЕРЖИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИРЕЛЬЕФА РОССИИ. УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДЧЕРКНУТЬ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО....
Тест: Рельеф России
Карточки-тесты для текущего контроля по теме: "Особенности рельефа России"....
проверка знаний по теме: Рельеф России
Проверка знаний в виде тестирования в 8 классе по теме "Рельеф России"....
географический диктант по теме "Рельеф России"
при изучении темы "Рельеф России" можно предложить учащимся работая с картой атласа и выполнить задания....
Урок в 8 классе по теме "Как и почему изменяется рельеф России".
Урок объяснения нового материала...
Самостоятельная работа по теме "Рельеф России. Минеральные ресурсы России"
Карточка для самостоятельной работы...