конспекты уроков
план-конспект урока географии (6 класс) по теме
1. Конспект урока по географии в 6 классе: "Рельеф суши. Горы."
2. Конспект урока по географии в 6 классе: "Рельеф суши. Равнины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_no23.docx | 29.98 КБ |
konspekt_uroka_no24.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Благодарного Благодарненского района
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ
Тема урока № 23: «Формы рельефа земной коры. Рельеф суши. Горы».
ОПР № 4: « Определение по карте ГП и высоты гор».
Автор:
Клочков Алексей Александрович, учитель географии
г. Благодарный 2011 - 2012 учебный год
Тема урока № 23: «Формы рельефа земной коры. Рельеф суши. Горы».
ОПР № 4: « Определение по карте ГП и высоты гор».
Назначение: 6 класс.
Тип урока: комбинированный – УСОЗУН (урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; проведение практической работы).
Формы организации урока: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Цели урока:
- начать формирование у учащихся представления об основных формах рельефа Земли, тектонических движениях, особенностях образования и разнообразия гор; - дать представление о различии гор по высоте, об изменении гор во времени; - начать формирование умения составлять описание гор; - продолжить формировать умения работы с картой.
Формы проведения урока:
Опрос домашнего задания; анализ схем, макетов, картин, слайдов – по горам, знакомство с новыми понятиями; использование произведений литературы и искусства – для создания образа горных стран; работа с географической картой; практическая работа по описанию гор.
Материальное обеспечение: физические карты полушарий и России, учебные картины; настенная контурная карта, дополнительная литература, атласы, компьютер.
Термины и понятия:
Рельеф, тектонические процессы, внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) процессы, выветривание, горная страна, горная долина, горный хребет, перевал, холм, вершина, подножье, пик, гребень.
Географические объекты:
Гималаи – Джомолунгма, Анды – Аконкагуа, Кордильеры – Мак-Кинли, Альпы – Монблан, Кавказ – Эльбрус, Урал – Народная, Африка – вулканический массив –Килиманджаро, «островные» горы Пятигорья.
Организация урока
1.Проверка домашнего задания, закрепление полученных знаний. Тест на проверку знаний по теме: «Вулканы, гейзеры, горячие источники».
1.Вулкан Фудзияма расположен в: а) Греции б) России в) Италии г) Японии
2.Вулкан – это: а) «огнедышащая гора» б) «огнедышащий дракон» в) Огненная земля» г) огненный пояс
3.Найти соответствие: 1.приподнятый участок суши над земной поверхностью 2.очаг магмы 3.вода в виде фонтанчика, бьющая из-под земли 4.фонтан горячей (холодной) воды, периодически выбрасывающий пар на различную высоту. а) гейзер б) родник в) холм г) вулкан
4. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» посвящена извержению вулкана: а) Эльбрус б) Везувий в) Гекла г) Ключевская Сопка
5.Какой вулкан имеет следующие координаты: 2* ю.ш. и 78* з.д. а) Орисаба б) Камерун в) Фудзияма г) Котопахи
2.Изучение нового материала
Объяснение нового материала начинается с вопроса: «Что такое рельеф?».
Рельеф. Картографы веками ломали головы над тем, как изобразить на плоскости неровности земной поверхности. Современные компьютерные программы позволяют получить «объёмные» изображения ландшафтов. Рельеф нашей страны неоднороден и контрастен: обширные равнины соседствуют с высокими горными сооружениями. Высшая точка России и Европы: гора Эльбрус на Кавказе, а побережье Каспийского моря-озера лежит на 28 метров ниже уровня Мирового океана.
Рельеф (с франц., латин. – поднимаю) – совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
Формы рельефа – неровности земной поверхности, совокупность которых образует рельеф. Подразделяется на положительные формы рельефа - холм, гора, горный хребет; и отрицательные формы рельефа – речная долина, овраг, западина. Формы рельефа формируются в типы рельефа – холмистый, горный, холмисто-увалистый.
Провести анализ процессов влияющих на формирование рельефа: воздействие внутренних (эндогенных) процессов и внешних (экзогенных) сил Земли с выводом о взаимодействии этих процессов. Показать на физической карте мира примеры планетарных и крупных, положительных и отрицательных форм рельефа Земли.
Тектонические движения – вертикальные и горизонтальные движения земной коры, образование разломов, вулканическая деятельность, землетрясения, оказывают главную роль при формировании планетарных (материки, ложе океанов) и крупных форм рельефа (океанические впадины и хребты, глубоководные желоба, равнины, горы, низменности, плоскогорья и т.д.).
При изучении темы: «Вулканы», вы познакомились с таким понятием как, эндогенные процессы – глубинные, внутренние процессы – геологические процессы, вызванные внутренними силами Земли: распад радиоактивных веществ, различные химические реакции и превращения, внезапные разрядки возникающих напряжений. Эндогенные процессы проявляются в виде подъёма магмы, вулканических явлений, метаморфизма горных пород, поднятий и опусканий земной коры, смятия горных пород в складки, образования разрывов, образования месторождения полезных ископаемых, крупных элементов рельефа и т.д.
Экзогенные процессы (внешние процессы) происходят в верхней части земной коры: выветривание физическое и химическое, денудация (процессы сноса и переноса продуктов разрушения горных пород), эрозия, аккумуляция (накопление рыхлого материала и органических остатков на поверхности суши и дна водоёмов), склоновые процессы.
Выветривание – изменение горных пород (их разрушение). Выветривание происходит под воздействием: воды (перенос, или размыв горных пород, в результате образуются овраги, балки, дельты рек, оползни); ветра (перенос ветром рыхлых отложений, в результате происходит образование барханов, дюн); солнечных лучей (изменения температуры) и живых организмов.
Знакомство с двумя основными формами рельефа: горами и равнинами.
Различают: 1.МЕГАрельеф (самый крупный) – части материков и дна океанов; 2.МАКРОрельеф – горные страны, равнины, хребты; 3.МЕЗОрельеф – холмы, долины, котловины, балки; 4.МИКРорельеф – промоины, дюны, степные блюдца; 5.НАНОрельеф (карликовый) – сурчины, термитники и т.п.
Изучение Мегарельефа – материков и их частей (макрорельефа). Их изучение друг без друга невозможно, т.к. на более крупных частях света – материках. Лежат более мелкие их части – макрорельеф: равнины и суши. Рельеф Земли состоит из макрорельефа: гор и равнин. Они различаются по высоте.
На доске:
Рельеф Земли | ||||||||
Горы | Равнины | |||||||
Низкие До 1000м | Средние 800-2000м | Высокие Выше 2000м |
Равнины. Изучать мы будем их на следующем уроке. Несколько слов: Равнины занимают 60% суши земного шара, и изображаются на картах зелёным или светло-желтым цветом
Почти 75% площади России занимают равнины различной высоты. Крупные равнины нашей необъятной Родины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Равнины – обширные участки суши с незначительными (до 200 м) колебаниями высот и малыми уклонами. По абсолютной высоте или по отношению к уровню моря различают: низменности (от 0 до 200м); возвышенные равнины (200 – 500м) и нагорные равнины, или плато – возвышенные равнины с ровной или волнистой поверхностью, ограниченной от соседних пониженных мест, отчётливыми склонами или уступами (выше 500м).
Горы. Занимают 40% поверхности Земли. Гора – резко выраженное изолированное возвышение с относительной высотой более 200 м, со склонами и подошвой. Горы – обширные, высоко приподнятые над окружающей местностью участки земной коры, которые сильно и глубоко расчленены, с большими превышениями горных хребтов, над окружающими равнинами, межгорными котловинами, долинами рек. Формирование у уч-ся понятия о частях гор (форма вершин и гребней, седловины, крутизна склонов), горных хребтах, горных долинах, горных системах; о влиянии взаимодействия внешних и внутренних процессов при горообразовании. Используя физические карты, фотографии и картины, указать значение гор для хозяйственной деятельности человека – горные пастбища для выпаса овечьих отар; добыча полезных ископаемых, горные курорты с лыжными спусками; строительство ГЭС на горных реках. Горные хребты – горы, расположенные одна за другой в ряд (крупные положительные, линейно вытянутые формы рельефа, с хорошо выраженными склонами). Горные долины линейно вытянутая отрицательная форма рельефа, с постоянным или временным водотоком. Эти долины имеют V-образный поперечный профиль, глубоко врезаны, крутые каменистые склоны. Горная система – большая группа горных хребтов, горных долин и нагорий.
В Гималаях, самой высокой горной системе на Земле, расположены 96 из 109 самых высоких вершин, высотой более 7300 м. И именно здесь расположена высочайшей точка планеты – Джомолунгма (Эверест)- 8848 м (Китай, Непал), и 11 вершин восьмитысячняков, в т.ч.: Чогори (Каракорум) – 8611 м, Канченджанга (Гималаи) – 8598м, Макалу -8463 м, Дхаулагири – 8167 м.
Нагорье – обширный участок земной поверхности, для которого характерно сочетание горных хребтов и массивов, плоскогорий и котловин, плато и долин, лежащих на высоко приподнятом общем цоколе (Армянское, Тибетское, Иранское, Восточный Памир, Становое нагорье). Плоскогорья – обширная возвышенность с волнисто-равнинными формами рельефа, высоко приподнятая (до 1000 м и более) – Среднесибирское, плоскогорье Индостан, поэтому мы их рассматриваем в разделе – горы. Отличаются от плато (относятся к равнинам) большими абсолютными высотами над у.м. Подошва (подножие) горы – основание горы, холма, или др. возвышенности, условная линия, отделяющая горное сооружение от окружающей её равнины. В плане – образует правильный контур, определяемый формой подошвы.
3.Закрепление полученных знаний.
Учащиеся дают описание ГП гор, используя алгоритм описания в учебнике. Наносят на контурную карту в рабочей тетради все обозначенные в тексте учебника горные системы и вершины гор с указанием абсолютных высот (Анды, Уральские горы, Гималаи, гора Джомолунгма, Кавказские горы, г.Эльбрус, Памир, Скандинавские горы, Альпы, Кордильеры, Карпаты. Разбить класс на семь бригад (групп) и дать задания по материкам по предложенному плану. ОПР № 4: « Определение по карте ГП и высоты гор».
Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Оказывается, для них картографы придумали много разных способов и приёмов картографического изображения. К основным способам следует отнести качественный фон, ареалы, значки, линейные знаки. Изолинии, знаки движения, картограммы, картодиаграммы. Чтобы показать на физической карте различия по высоте на суше, картографы применяют способ качественного фона. Абсолютная высота указывается на всех физических картах, нужно, научиться её определять. На всех картах имеется шкала высот. По ней можно определить высоту любого места, но не точно, а приблизительно. Откройте в атласах карту России, найдите шкалу высот. Зелёным цветом окрашены низкие участки суши. Прикаспийская низменность (-28 м)- окрашена тёмно-зелёной окраской, Вост. Евр. Равнина (холм. равнина)- окраска светлее и имеется светло-коричневые тона (холмы), Запад.- Сибирская низменность (плоская) равнина - зелёный цвет. Шкала высот показывает приблизительную высоту, точная высота отдельных точек обозначается на карте цифрами.
Изучение Мегарельефа – материков и их частей (макрорельефа).
Их изучение друг без друга невозможно, т.к. на более крупных частях света – материках, лежат более мелкие их части – макрорельеф: равнины и суши. Начнём изучение с крупнейшей частью планеты – материка Евразия, состоящей из двух частей света: Азии («азу») и Европы («эреб»). Азия – самая большая по площади часть света – 45 036 492 км2 , простирается от Северного Ледовитого океана, морозных тундр через тайгу, пустыни и высочайшие в мире горные хребты до дождевых тропических лесов и мангровых болот Калимантана. В рельефе преобладают горные хребты и плоскогорья, более 60% территории, выше 500 м, и все высочайшие пики планеты сосредоточены в Гималаях. Горная страна - Гималаи («жилище снегов»), с высочайшей точкой планеты, горой Джомолунгма («мать богов»), она же (Эверест) - 8848 м (Китай, Непал). Впервые покорена 29 мая 1953 г. – участ. анг. экспедиции: Н. Тенсингом и Э. Хиллари. Женщина, япон. альпинистка – Ю. Табей (1976 г). В Гималаях, самой высокой горной системе на Земле, расположены 96 из 109 самых высоких вершин, высотой более 7300 м. Здесь сосредоточены: 11 вершин восьмитысячняков, в т.ч.: г. Чогори, она же К2 (горная страна Каракорум) – 8611 м (Индия, Пакистан); г. Канченджанга (Гималаи) – 8586м (Индия, Непал), г. Макалу (Гималаи) - 8463 м (Китай, Непал) и др. Но, нельзя забывать и о высочайшей горе (часть которой находится под водой) находится на о. Гавайи - Мауна- Кеа – 10 206 м. А, пик Чимборасо в Эквадоре, высотой всего 6310 м, на 2150 м дальше от центра Земли Эвереста, т.к. радиус планеты на экваторе больше. Европа – площадь 9 908 599 км2 . Европа по своим размерам опережает одну лишь Австралию и занимает всего лишь 7% суши. При этом она весьма разнообразна. Несмотря на многовековую цивилизацию и высокую плотность населения, здесь до сих пор сохранились девственные леса, горы, озёра, засушливые плато и обширные болота. От бескрайних лесных массивов, некогда покрывавших почти всю Европу, осталось немного, главным образом в центральной части и на севере Скандинавии, Финляндии, в Балтии. Более половины Европы занимают обширные равнины, особенно на севере и востоке. Юг – это почти сплошная полоса горных массивов, протянувшаяся от Пиренеев до Балкан. Здесь находится горная страна - Альпы - заснеженные пики, глубокие ущелья, быстрые реки и цветущие горные луга Альп – результат тысячелетий ледниковой эрозии. В нижней части доминируют листопадные деревья (буки и берёзы). Выше 1600 м расположен пояс хвойных лесов, над ними, до 2400м, - альпийские луга и пустоши с яркими цветами и низкими полукустарниками. Наконец, растительность сменяется голыми скалами и вечными снегами. Альпы - «высокая гора», длина горной цепи 1050 км, г Монблан - 4807 м. (на границе Франции и Италии). Кавказ – горная страна, общей протяжённостью св. 1500 км, территория между Чёрным, Азовским и Каспийским морями – с запада на восток, на севере – Кумо-Маныческая впадина, на юге ограничивается границей с Турцией и Ираном. Площадь 440 тыс. км2 . Кавказ – имеет двоякое объяснение: от скифского - «белоснежный», от иранского – «льдистоблистающий». Эльбрус (кабард. Ошхомахо, балкар. Минги-тау) – высочайшая гора России и Европы, конус потухшего вулкана, на границе КБ и КЧ. Изолированная двуглавая гора в Боковом хр. (выс.зап.вершины – 5642 м, вост.- 5621 м). Свыше 50 ледников, S = 134, 5 км2 - Большой и Малый Азау, Терскол. Центр альпинизма и горно-лыжного спорта в России.
«Кругом, налево и направо, как бы остатки пирамид, подъемлясь к небу величаво, гора из-за горы глядит; и далее царь их пятиглавый, туманный, сизо-голубой, пугает чудной вышиной». М.Ю. Лермонтов
Минераловодская наклонная равнина отличается от смежных равнин наличием обособленных друг от друга «островных» гор. В этом районе называемым Пятигорьем, возвышаются семнадцать останцовых магматических гор. Они имеют причудливые очертания, напоминающие животных, купола, пирамиды, обелиски, что отражается в их названиях: Верблюд, Бык, Кинжал, Кокуртлы, Змейка, Развалка, Железная, Бештау, Медовая, Тупая (Кабанка), Острая, Шелудивая, Машук, Лысая, Юца, Джуца, Золотой Курган. Самая высокая и живописная гора Бештау (1401 м) имеет пять вершин, круто обрывающихся к пологому основанию. Эти горы – результат неогенового магматизма и последующих эрозионных процессов.
Африка – второй по площади континент после Азии = 30 343 578 км2. Она занимает пятую часть суши Земли и делится экватором пополам. Территория, прилегающая к экватору, - это зона дождевых тропических лесов. В Африке преобладают злаковые саванны и пустыни, включая величайшую в мире пустыню Сахару, охватывающую
четверть континента, что составляет 8 600 000 км2. Вся внутренняя часть Африки – это холмистые плоскогорья. Круто обрывающиеся к узким прибрежным равнинам. Растения и животные африканских саванн, гор и лесов более 2 млн. лет существуют человеком и его ближайшими предками. До последнего времени это соседство почти не вредило природе. Складчатые горы на С-З: Атлас (вершина г. Тубкаль – 4165 м); Наивысшая точка вулканический массив - вулкан Килиманджаро, (Танзания) – 5895 м;
Северная Америка. Североамериканский континент занимает около 13% суши, что = 24 680 331 км2 . Ландшафт и растительность С. Америки удивительно разнообразен: от заснеженных пиков Аляски и влажного тихоокеанского побережья Канады, до жарких юго-западных пустынь и дождевых тропических лесов Центральной Америки, что объясняется неоднородностью её климата и рельефа. Для этого материка характерны также экстремальные погодные явления, такие, как блиццарды, ураганы и торнадо. Северную часть Северной Америки занимает Аляска – это вечные снега и льды. Здесь находится высочайшая гора С. Америки – (Денали),Мак-Кинли (6194 м над у.м.), США.
Южная Америка. Площадь = 17 815 420 км2. Большая часть этого континента находится в тропиках. Болота, дождевые тропические и туманные горные леса Ю.Америки – главные источники уникального биоразнообразия этого материка. Её экосистемы относятся к самым продуктивным в мире, их отличает высокая концентрация на единице площади всевозможных растений, насекомых, рыб, рептилий, птиц и млекопитающих. Более трети внутренней части материка занимает бассейн самой многоводной реки в мире Амазонки. Амазонка длиной более 6400 км, пересекающая почти весь континент, регулярно разливается в сезон дождей. Её бассейн занимает около 40% площади континента и охватывает более половины сохранившихся в мире дождевых лесов. Вдоль тихоокеанского побережья, примерно на 8 800 км, протянулась горная система Анд, с вершиной г. Аконкагуа – 6960 м (Аргентина).
Антарктида массив Винсона – гора Элсуорт - 5140 м;
Австралия и Океания – самый маленький континент планеты, площадью 8 820 962 км2 , на границе Индийского и Тихого океанов. Сердце этого региона – Австралия, самый маленький, плоский и засушливый из всех континентов. К северу и востоку от него по необозримым тихоокеанским просторам раскиданы тысячи вулканических и коралловых островов. В большинстве своём они крошечные: на Папуа - Новую Гвинею и вулканическую Новую Зеландию приходится почти 90% всей островной территории этого региона. Острова Океании - последние освоенные людьми участки мировой суши. Заселение их продолжалось до первого тысячелетия нашей эры. Горная система: Большой Водораздельный хребет - г. Косцюшко – 2228 м (Австралия); - и Океания: г. Вильгельм -4509 м (Папуа – Новая Гвинея).
Описание географического положения гор.
1.Название горы(горной системы) | |
2.Географическое положение: А) на каком материке находятся; Б) в какой его части (С,Ю,В,З); В) Какие географические объекты находятся на границе с горной системой, т.е. относительно соседних равнин, морей, рек и других гор Г) между какими меридианами и параллелями Д) Направление хребтов, в каком направлении протянулись и на сколько – протяжённость (км) Е) Характер склонов (крутой, пологий). Ж) расчленённость гор реками | |
Преобладающие высоты | |
Наибольшая высота, её координаты | |
Другие особенности |
4. Домашнее задание.
§ 20. Выполнить практическую работу № 4.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Благодарного Благодарненского района
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ
Тема урока № 24: «Равнины суши: рельеф равнин».
Автор:
Клочков Алексей Александрович, учитель географии и ОБЖ
г. Благодарный 2011 - 2012 учебный год
Тема урока № 24: «Равнины суши: рельеф равнин».
Назначение: 6 класс.
Тип урока: комбинированный – УСОЗУН (урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; проведение практической работы).
Формы организации урока: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Цели урока:
- продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа Земли, особенностях и разнообразии равнин; - познакомить их с новыми понятиями и определениями; - дать представления о равнинах, их различиях по характеру рельефа, о причинах вызывающих их изменения; - начать формировать умения составлять описание географических объектов на примере равнин; - продолжить формировать умения работать с географической картой, атласом, таблицами.
Формы проведения урока:
Опрос домашнего задания; анализ схем, макетов, картин, слайдов – по равнинам, знакомство с новыми понятиями; использование произведений литературы и искусства – для создания образа равнин; работа с географической картой; практическая работа по описанию равнин.
Материальное обеспечение: плакаты, физические карты полушарий и России, настольные контурные карты, атласы, компьютер.
Термины и понятия:
Равнина (плоская, холмистая), низменность, возвышенность, плоскогорье, овраг, дюна, бархан. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность, Предкавказская равнина, Ставропольская возвышенность, Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Ла-Платская низменность, плоскогорье Тибет, Бразильское плоскогорье, плоскогорье Декан, Индо-Гангская низменность. Шкала высот.
План урока
- Организационная часть – 1 мин.
- Основная часть:
Опрос домашнего задания – 10 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Физминутка – 1 мин.
Выполнение практического задания – 10 мин.
Релаксация – 5 мин.
Заключительная часть – 3 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, перекличка, настрой на работу. План урока на доске.
Основная часть
Проверка домашнего задания, закрепление полученных знаний.
1.Усный опрос с заполнением таблицы на доске: «Описание горной системы». Задание выполняет группа уч-ся, чередуя заполнение таблицы и рассказ о горной стране, подготовленный дома.
Материк | Назван. горной страны | Местополож. | Название наивысшей точки | Абсол. высота данной точки | Географ. координ. вершины | Преобладающие высоты гор (от – до) |
Азия | Гималаи | Между Тибетским нагорьем на С и Индо-Гангской равниной на Ю | Джомолунгма Эверест, Сагарматха | 8848м | 30* с.ш. 90* в.д. | 1000 - 6000 м |
Африка | Атлас | С-З Африки | Тубкаль Вулкан. массив в вост. части Африки - Килиманджаро | 4165м 5895м | 31*с.ш. 8* з.д. 3* ю.ш. 37* в.д. | 500-4000м |
Север. Америка | Кордильеры | Вытянутая по З. окраине материка С.А. горная страна | Мак-Кинли | 6193м | 63*с.ш. 151*з.д. | 500-5000м |
Южная Америка | Анды Андийские Кордильеры 9000км | с С-Ю всё западное побережье Ю.Америки; на З – А.О., на В.: Оринокская низм., Амазонская низм., Бразильское плоскогорье, Ла-Платская низм. | Аконкагуа | 6960м | 32* ю.ш. 70* з.д. | 500-5000м |
Антарктида | Массив Винсон | Западная Антарктида | Элсуорт | 5140м | 78*ю.ш. 84*з.д. | |
Европа | Альпы. наиб. высок. Горы Зап. Ев. | Выпуклая дуга к С-З от Сред. Моря до Среднедунай. равн. Длина 1200км, шир.260км | Монблан | 4807м | 45*с.ш. 7*в.д. | 500-2000м |
Австрал. Океания. Гос-во Папуа-новая Гвинея | Австр. Альпы, Больш. Водораз. Хребта Маоке | Восточная часть Австралии Вдоль всего гос-ва с З на В | Косцюшко Джая Вильгельм | 2228м 5029м 4509м | 37* ю.ш. 150* в.д. 6* ю.ш. 145*в.д. | 500-1500м 1000-4000 м |
1.2. Ответьте на вопросы:
Что такое рельеф? Рельеф (с франц., латин. – поднимаю) – совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
Назовите «+» и « - « формы рельефа.
Формы рельефа – неровности земной поверхности, совокупность которых образует рельеф. Подразделяется на положительные формы рельефа - холм, гора, горный хребет; и отрицательные формы рельефа – речная долина, овраг, западина. Формы рельефа формируются в типы рельефа – холмистый, горный, холмисто-увалистый. Как вы понимаете термин «тектонические формы рельефа»? Тектонические движения – вертикальные и горизонтальные движения земной коры, образование разломов, вулканическая деятельность, землетрясения, оказывают главную роль при формировании планетарных (материки, ложе океанов) и крупных форм рельефа (океанические впадины и хребты, глубоководные желоба, равнины, горы, низменности, плоскогорья и т.д.).
В чём различие терминов «эндогенные» и «экзогенные» формы рельефа? При изучении темы: «Вулканы», вы познакомились с таким понятием как, эндогенные процессы – глубинные, внутренние процессы – геологические процессы, вызванные внутренними силами Земли: распад радиоактивных веществ, различные химические реакции и превращения, внезапные разрядки возникающих напряжений. Эндогенные процессы проявляются в виде подъёма магмы, вулканических явлений, метаморфизма горных пород, поднятий и опусканий земной коры, смятия горных пород в складки, образования разрывов, образования месторождения полезных ископаемых, крупных элементов рельефа и т.д. Экзогенные процессы (внешние процессы) происходят в верхней части земной коры: выветривание физическое и химическое, денудация (процессы сноса и переноса продуктов разрушения горных пород), эрозия, аккумуляция (накопление рыхлого материала и органических остатков на поверхности суши и дна водоёмов), склоновые процессы.
2. Изучение нового материала.
Беседа с уч-ся с использованием схемы прошлого урока. Макрорельеф – горные страны, равнины, хребты.
На доске:
Рельеф Земли | ||||||||
Горы | Равнины | |||||||
Низкие До 1000м | Средние 800-2000м | Высокие Выше 2000м |
Начать беседу с вопроса о том, о каких формах рельефа шла речь на прошлом уроке, какую форму рельефа мы не рассмотрели? - Равнины. Продолжение работы со схемой: «Рельеф суши», с разделом «равнины». Провести анализ процессов, влияющих на формирование равнин. Изучение типов равнин по характеру поверхности. Откройте тетради зарисуйте схему:
Равнины | |||
По происхождению | По общей форме поверхности | По форме рельефа | По высоте над у.м. |
первичные | горизонтальные | плоские | Низменности 0-200м |
аккумулятивные | наклонные | холмистые | Возвышенности 200-500м |
остаточные | вогнутые | ступенчатые | Плоскогорья выше 500м |
выпуклые | увалистые | Впадины ниже у.м. |
Равнины. Равнины занимают 60% суши земного шара. Почти 75% площади России занимают равнины различной высоты. Крупные равнины нашей необъятной Родины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Что же такое понятие «равнина»? Равнины – обширные участки суши с незначительными (до 200 м) колебаниями высот и малыми уклонами. По абсолютной высоте или по отношению к уровню моря различают: - низменности (от 0 до 200м), Западно-Сибирская (64-150м-175); - возвышенные равнины (200 – 500м), Восточно-Европейская(170); - и нагорные равнины, или плато(выше 500м), Средне-сибирское плоскогорье(400-600м) – возвышенные равнины с ровной или волнистой поверхностью, ограниченной от соседних пониженных мест, отчётливыми склонами или уступами. Различия равнин по высоте мы рассмотрим на следующем уроке.
На материках большинство (64%) равнин сформировались на платформах и сложены пластами осадочного чехла (пластовые равнины). А. По происхождению равнины подразделяются на: - первичные (поднятые участки бывшего моря); - аккумулятивные наиболее распространённые равнины, сложенные речными наносами (аллювиальные), а также ледниковые и водные (морские и озёрные); - остаточные или денудационные, возникающие путём разрушения возвышенностей и гор. Б. По общей форме поверхности равнины бывают горизонтальные, наклонные, вогнутые, выпуклые.
В. По форме рельефа – плоские, холмистые, ступенчатые, увалистые и др.
По происхождению равнины: -первичные (поднятые участки бывшего моря); аккумулятивные наиболее распространённые равнины, сложенные речными наносами (аллювиальные), а также ледниковые и водные (морские и озёрные); остаточные или денудационные, возникающие путём разрушения возвышенностей и гор. Пенеплен – «почти равнина» - слабо всхолмленная, местами почти ровная поверхность, предельная равнина, образовавшаяся на месте разрушенных в результате денудации (процессы сноса и переноса горных пород) древних гор, т.е. на складчатом основании.
Рассмотрим, где находятся крупнейшие равнины мира, и дадим им краткую характеристику.
Южная Америка: Площадь = 17 815 420 км2. На востоке преобладает платформенный равнинно-плоскогорный рельеф, на западе и севере – складчатые геосинклинальные сооружения, выраженные в рельефе горной системой Анд (гора Аконкагуа, 6960 м). Большая часть этого континента находится в тропиках. Болота, дождевые тропические и туманные горные леса Ю.Америки – главные источники уникального биоразнообразия этого материка. Её экосистемы относятся к самым продуктивным в мире, их отличает высокая концентрация на единице площади всевозможных растений, насекомых, рыб, рептилий, птиц и млекопитающих. Более трети внутренней части материка занимает бассейн самой многоводной реки в мире Амазонки. Амазонка длиной более 6400 км, пересекающая почти весь континент, регулярно разливается в сезон дождей. Её бассейн занимает около 40% площади континента и охватывает более половины сохранившихся в мире дождевых лесов. Амазонская низменность – самая большая низменность на земном шаре, S = свыше 5 млн. км2 , занимает большую часть бассейна р. Амазонка, главным образом в Бразилии, а также в Колумбии, Эквадоре, Перу. Простирается с запада на восток на 3200 км, от Анд до А.О., между Гвианским плоскогорьем на севере и Бразильским на юге. Лежит в области тектонического прогиба (Амазонская синеклиза), заполненной палеозойскими морскими и мезокайнозойскими континентальными отложениями. Преобладает плоский рельеф пластовых равнин со слабоврезанными широкими долинами многочисленных полноводных рек. Влажные экваториальные леса (сельвас), в последние десятилетия сильно вырублены.
Европа: площадь 10, 2 млн. км2. Равнина – Восточно-Европейская, или Русская равнина площадью около 4 млн. км2 , т.е. 40% территории Европы, вторая по величине, после Амазонской низменности. Протяжённость равнины с С. на Ю. более 2500 тыс. км., с З. на В. около 1000 км. Просторы Русской равнины – это карельская, и печорская тайга, и среднерусские дубравы, и необозримые тундровые пастбища, лесостепи и степи. Рельеф равнины – пологоволнистый, равнинность рельефа обусловлена устойчивым платформенным фундаментом в её основании, залеганием мощных осадочных напластований и длительным воздействием процессов размыва и переотложения грунтов, т.е. внешних процессов выветривания. Русская равнина – это не только богатая ресурсами земля, это земля на которой происходили основные события более чем тысячелетней истории прежней Руси и сегодняшней России. На Русской равнине веками развивалась культура и хозяйство многих народов. Именно из европейской части России отправлялись в далёкие края на восток и на север русские землепроходцы. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России – Псков, Великий Новгород, Москва, Казань, Владимир, Ярославль, Рязань. На Русской равнине происходили исторические битвы с татаро-монголами, полчищами тевтонских рыцарей, армией Наполеона, ордами гитлеровцев. Природно-историческими святынями стали места русской боевой славы – Чудское озеро, Куликово, Бородинское и Прохоровское поля. Природа Русской равнины служила не одному поколению русских естествоиспытателей и географов природной лабораторией. Здесь успешно работали М.В. Ломоносов, трехсотый юбилей которого был отмечен в конце ноября, В.В. Докучаев – основоположник почвоведения, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский – обосновавший учение о ноосфере, Л.С. Берг и многие другие.
Региональный компонент.
Предкавказская равнина – представляет собой южную часть обширной русской равнины, К ней относится почти 85% площади края. Рельеф её неоднороден. На С-З он представлен Азово-Кубанской низменностью, имеющей полого-волнистый рельеф, со средней высотой 100-150 м, рассечена множеством речных долин и балок. На С – Кумо - Маныческой впадиной, самой низкой частью края, со средними отметками 12 м над у.м. у оз. Маныч, а реки Кумы – 5 м над у.м. На В – Терско-Кумской низменностью, имеющей плоскую с незначительно расчленённой поверхностью понижающейся к Каспийскому морю. На Ю-В Прикумской возвышенностью - плоская, слегка приподнятая возвышенность, вытянутая вдоль реки Кумы на 100 км, с абс. высотой - 320 м на юге. В центральной части – Ставропольская возвышенность, наиболее поднята южная и центральная часть возвышенности. Глубокими речными долинами и котловинами они расчленены на платообразные останцовые массивы и гряды, которые местные жители называют высотами или горами. Для ставропольцев, как сказал поэт Олим Кишоков: «Одна гора известнее другой, у всех вершин свой облик дорогой!». Для нас конечно же интересна Ставропольская возвышенность, именно её восточная часть оказывается на территории нашего Благодарненского района, с 3-го этажа каб. 30, посмотрите из окна, которые выходят на Ю – то, увидите - отроги Ставропольской возвышенности постепенно переходящие в низменности. Самая высокая часть этой равнины расположена на Ю и включает горы – Стрижамент, Недреманную и Бабу. Гора Стрижамент (831 м над у.м.) – высшая точка не только Ставропольской возвышенности, но и всей Русской равнины.
Азия (самая большая часть света – 45, 036 млн.км2), средняя высота 830 м над у.м., в рельефе преобладают горные хребты и плоскогорья, более 60% территории, выше 500 м, и все высочайшие пики планеты сосредоточены в Гималаях. Равнины: 40% поверхности Азии приходится на равнины: Западно-Сибирская низменность, Великая Китайская равнина (на востоке Китая) протянулась на 1000 км вдоль Жёлтого и Восточно-Китайского морей, площадь = 325 тыс. км2, поверхность плоская до 100 м над у.м., Индо-Гангская низменность, Туранская низменность, Месопотамская низменность.
Крупнейшая - Западно-Сибирская низменность, расположена в России, одна из самых больших аккумулятивных равнин земного шара. S равнины более 3 млн. км2 . Плоская равнина – Западно-Сибирская равнина, одна из величайших равнин мира, расположена я в России. Откройте атласы на стр. 15. Найдите эту равнину в север. части Восточного полушария. Откройте атлас на следующей, стр.16. «Физическая карта России» и найдите эту же равнину. Занимает большую часть Западной Сибири, от Карского моря на севере до Казахского мелкосопочника и предгорий Алтая на юге; между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Поверхность слаборасчленённая с небольшими амплитудами высот (от 50 – 300 м). Преобладают широкие плоские междуречья, осложнённые моренными холмами и грядами – на севере, или невысокими гривами на юге. Западно-Сибирская равнина сформировалась в пределах З.- С. плиты молодой эпигерцинской платформы, фундамент которой сложен дислоцированными палеозойскими отложениями. Она покрыта мощным чехлом рыхлых морских и континентальных пород, с которым связаны месторождения нефти и газа. Выделяются: Васюганская равнина, Барабинская, Ишимская, Кулундинская степи. Индо-Гангская низменность расположена между Гималаями на С и Деканским плоскогорьем на Ю, в Индии, Пакистане, Бангладеш. Протягивается от Аравийского моря к Бенгальскому заливу почти на 3000 км. Ширина 250 -360 км. Расположена на месте альпийского предгорного прогиба, сложена главным образом аллювием. Снижается от водораздела рек Инд и Ганг (270 м), к их дельтам. Поверхность преимущественно плоская, местами осложнена оврагами и речными террасами. Значительные территории распаханы.
Африка – второй по площади континент после Азии = 30 343 578 км2. Она занимает пятую часть суши Земли и делится экватором пополам. Территория, прилегающая к экватору, - это зона дождевых тропических лесов. В Африке преобладают злаковые саванны и пустыни, включая величайшую в мире пустыню Сахару, охватывающую четверть континента, что составляет 8 600 000 км2. Вся внутренняя часть Африки – это холмистые плоскогорья, круто обрывающиеся к узким прибрежным равнинам. Растения и животные африканских саванн, гор и лесов более 2 млн. лет существуют человеком и его ближайшими предками. До последнего времени это соседство почти не вредило природе. Складчатые горы на С-З: Атлас (вершина г. Тубкаль – 4165 м). Наивысшая точка вулканический массив - вулкан Килиманджаро, (Танзания) – 5895 м. Сахара – пустыня, площадью более 8, 6 млн. кв. км, протянулась с З на В на 5700 км, шириной до 2000 км. 80% поверхности пустыни – равнины высотой 200 – 500м. Возвышенные равнинные ландшафты Сахары разнообразны: каменистые и щебнистые (хамады), галечниковые (реги), глинистые (сериры), песчаные (в т.ч. эрги), горные пустыни. Под Сахарой залегают крупные бассейны подземных вод, в т.ч. артезианских, их использование обеспечивает жизнь в редких оазисах, где имеются источники. Растительный покров крайне разрежен, часто отсутствует. Его основу составляют засухоустойчивые злаки и кустарники с длинной корневой системой (дрок, эфедра и др.).
Северная Америка: Североамериканский континент занимает около 13% суши, что = 24 680 331 км2 . Ландшафт и растительность С. Америки удивительно разнообразен: от заснеженных пиков Аляски и влажного тихоокеанского побережья Канады, до жарких юго-западных пустынь и дождевых тропических лесов Центральной Америки, что объясняется неоднородностью её климата и рельефа. Для этого материка характерны также экстремальные погодные явления, такие, как блиццарды, ураганы и торнадо. Северную часть Северной Америки занимает Аляска – это вечные снега и льды. Здесь находится высочайшая гора С. Америки – (Денали) Мак-Кинли (6194 м над у.м.), США.
Великие равнины – предгорное плато, окаймляющее с В. Кордильеры С. Америки; территория США и Канады. Протягивается с С-З на Ю и Ю-В на 3600 км, от 62*- 29* с.ш. Ширина 500 -800 км. Сформированы на докембрийском кристаллическом фундаменте Сев.- Америк. платформы, перекрытом толщей известняков, песчаников, лёссовидными суглинками. Высота от 500 – 1700м на З. Великие равнины местами сильно расчленены сетью оврагов. Естественная растительность преимущественно степная, на С – лесостепи, на Ю – участки саванн.
Австралия: Австралия и Океания – самый маленький континент планеты, площадью 8 820 962 км2 , на границе Индийского и Тихого океанов. Сердце этого региона – Австралия, самый маленький, плоский и засушливый из всех континентов. В рельефе поверхности преобладают равнины, около 95% поверхности, не превышающие 600 м. По средней высоте над у.м. – 215 м, это самый низкий материк. Срединная часть материка – низменность с впадиной, занятой оз. Эйр. Большая Песчаная пустыня – на С-З Австралии, площадь 360 тыс.км2 . Преобладающие высоты 400-500м Большая часть занята грядовыми песками (сред высотой 15м, длиной 40-50 км), вытянутые преимущественно широтно в направлении господствующих ветров и разделённых солончаковыми равнинами с временными озёрами. Одно из самых жарких мест А. Часты засухи, иногда несколько лет подряд. Большая пустыня Виктория – песчаная пустыня на юге А. Площадь – 300 тыс. км2 . Протягивается с В на З примерно на 1200 км. Наибольшая ширина в В части 550 км, преобладающие высоты 150-300 м. Распространены грядовые пески (высотой 10-30м), вытянутые по направлению госп. ветров; пески часто закреплены злаковыми – спенифексом. Осадков 125-250 мм/год. Пустыня практически безводна и труднодоступна. Западная часть – плоскогорье 400-500м, с хребтами и многочисленными столовыми горами. Океания: К северу и востоку от А. по необозримым тихоокеанским просторам раскиданы тысячи вулканических и коралловых островов. В большинстве своём они крошечные: на Папуа - Новую Гвинею и вулканическую Новую Зеландию приходится почти 90% всей островной территории этого региона. Острова Океании - последние освоенные людьми участки мировой суши. Заселение их продолжалось до первого тысячелетия нашей эры. Горная система Австралии: Большой Водораздельный хребет - г. Косцюшко – 2228 м (Австралия). Горная система Океании - г. Вильгельм - 4509 м (Папуа – Новая Гвинея). Антарктида: а почему мы не рассматриваем равнины Антарктиды? Да, потому что средняя высота ледникового покрова Антарктиды 2040 м над у.м., а это высокие горы.
Беседа о поверхности нашей местности. 1.Какова поверхность местности, где расположена наша школа? (холмистая равнина). 2.Кто из вас видел настоящие горы? 3. Картины с изображением гор и равнин. План рассказа о равнинах. 1.Где расположена равнина. 2. Какова её поверхность. 3.Куда наклонена равнина? Как можно определить высоту какой-либо точки на карте? Абсолютная высота указывается на всех физических картах, нужно, научиться её определять. На всех картах имеется шкала высот. По ней можно определить высоту любого места, но не точно, а приблизительно. Откройте в атласах карту России, найдите шкалу высот. Зелёным цветом окрашены низкие участки суши. Прикаспийская низменность (-28 м)- окрашена тёмно-зелёной окраской, Вост. Евр. Равнина (холм. равнина)- окраска светлее и имеется светло-коричневые тона (холмы), Запад.- Сибирская низменность (плоская) равнина - зелёный цвет. Шкала высот показывает приблизительную высоту, точная высота отдельных точек обозначается на карте цифрами.
Домашнее задание: § 21, стр. 57 -58. Дать характеристику равнин по предложенному плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....