Рабочие программы по географии
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа по географии 6 класс по учебнику География Е.М. Домогацких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_6_dom.doc | 369 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны
Рассмотрено на заседании МО учителей географии Руководитель МО _________________________ Протокол № ___ от «____»____________2010 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Жинкина Н.И. _________________________ _____________________2010г. | Утверждено Директор школы _______ /Ченцова В.В./ Приказ № _____________ от «___»____________2010 г. |
Рабочая программа по
географии
в 6 классах
на 2010 – 2011 учебный год
(базовый уровень)
учителя географии
Высшей квалификационной категории
Гераськиной Галины Степановны
Пояснительная записка
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Перечень нормативных правовых документов.
Данная рабочая программа составлена на основании:
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»;
- санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
- приказа директора № 33 от 01.09.2010 по МОУ СОШ с.Тербуны «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с.Тербуны»;
Сведения о программе:
Рабочая программа курса «География» 6 класс разработана на основе
- авторской программы по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений. Е.М. Домогацких. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- примерной программы курса «Географическое краеведение» 2007 г. сборник программно – методических материалов по краеведению. Липецк , редакционно – издательский центр Г(О)ОУ ДПО института развития образования, 2007 г.
Обоснование выбора данной программы:
рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и логическую последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Её структура и содержание помогает учителю в реализации поставленных целей.
Информация о внесённых изменениях:
проанализировав программу курса, материал параграфов учебника, а также оценив межпредметные возможности курса Математики 6 класса, я сделала небольшие изменения в последовательности изучения отдельных разделов и тем курса. Так, материал второго раздела «Способы изображения земной поверхности», а также параграф № 5 (Географически координаты) первого раздела содержат много математического материала, который еще не пройден учащимися в курсе Математики, и будет рассмотрен только в середине учебного года. Поэтому я перенесла его изучение на конец учебного года, как завершающий раздел курса. Это еще удобно и с той позиции, что при изучении данного материала предусмотрено проведение многих практических работ на местности, которые в наших климатических условиях легче проводить не в осеннюю дождливую погоду, а в солнечную весеннюю. Кроме того, на этот момент учитель лучше сможет познакомиться со своими учениками, а ученики приобретут определенный запас географических знаний. Изучение раздела «Литосфера» после знакомства с планетами солнечной системы тоже более логично, поскольку первой темой в данном разделе является тема о внутреннем строении Земли именно как планеты солнечной системы. Кроме того, я сделала небольшую перестановку тем «Атмосфера» и «Гидросфера», поменяв их местами. Это сделано с тех позиций, что:
- во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки;
- во-вторых, начатая в сентябре работа по заполнению дневника наблюдения еще далека от завершения, поскольку нет показателей погоды за несколько месяцев, что необходимо для формирования навыков сравнения объектов и явлений, для организации работы по вариантам;
в-третьих, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли.
Определение места и роли учебного курса
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Количество учебных часов.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ с. Тербуны рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, в неделю 2 часа.
Практических работ – 21, из них оценочных – 12.
Формы организации образовательного процесса.
Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированный урок; урок – объяснение; практическая работа; экскурсия; деловая игра; творческий урок и др.
Рабочая программа предусматривает использование в учебном процессе проблемных технологий, использование ресурсов Интернета и др.
Механизмом формирования ключевых компетенций обучающихся являются использование различных источников информации, поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Виды и формы контроля определяются локальными актами образовательного учреждения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. 6 класс – М.: «Русское слово», 2009.
- Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. Рабочая тетрадь по географии. К учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. «География. Физическая география». 6 класс – М.: «Русское слово», 2009.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
- Т.Д. Стрельникова. География Липецкой области. Липецк, редакционно – издательский центр Г(О)ОУ ДПО института развития образования, 2007 г.
Содержание программы
Тема 1. Введение (3 часа)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Что изучает география своей местности. История исследований и изучения своей «малой родины».
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
В результате изучения темы ученик должен:
знать / понимать:
понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Тема 2. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать: положение Липецкой области на градусной сетке; положение области на карте России и мира.
Понимать понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Называть и показывать: форму и размеры Земли; полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, тепловые пояса.
Определять: географические координаты
Приводить примеры: влияния космоса на Землю и жизнь людей.
Тема 3. Способы изображения земной поверхности (9 часов).
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Липецкая область на географической карте. Положение области на физической, административной картах Росси; физической и политической картах мира: материке, Восточно – Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области. Определение положения области на градусной сетке:
а) определение координат своего местожительства;
б) нахождение своего местожительства по координатам на глобусе и карте России;
в) измерение расстояний по глобусу и карте от своего местожительства до Северного полюса, экватора, Балтийского и Черного морей, Москвы.
Путешествие по картам Липецкой области. Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний по плану своей местности, административной и топографической картам области. Условные знаки: контурные, линейные, внемасштабные. Изолинии: изобаты, изотермы. Способы изображения явлений на тематических картах: способ ареалов, знаки движения, качественный фон, количественный фон. Тематические и топографические карты области.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте от города Липецка до своего населенного пункта. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. 4. изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах Липецкой области.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать: различия географических карт Липецкой области по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
Уметь: объяснять черты сходства и различия плана своей местности и топографической, гипсометрической картами области; применять приборы и инструменты для определения высоты территории своей местности.
Называть и показывать: масштаб карт; условные знаки карт; примеры использования в деятельности человека планов, карт населенных пунктов Липецкой области; области, граничащие с Липецкой; свой населенный пункт на карте области.
Приводить примеры: различных видов карт.
Определять: стороны горизонта на местности (ориентироваться); относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте; расстояния и направления по плану и карте; по плану своей местности, топографической карты области координаты, азимуты, направления и расстояния.
Составлять: краткую характеристику географического положения области по плану; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема 4. Литосфера (12 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Строение поверхности территории Липецкой области. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Горные породы и минеральные богатства Липецкой области. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Основные формы рельефа Липецкой области. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). 4.Описание горных пород Липецкого края.
В результате изучения темы ученик должен:
Называть и показывать: части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла,
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Кракатау, Котопахи.
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Приводить примеры: горных пород и минералов своей местности.
Определять: осадочные и магматические горные породы; абсолютную высоту форм рельефа родного края.
Знать / понимать: типы движения земной коры; основные формы рельефа Липецкой области и своей местности, среднюю высоту территории области; своеобразие горных пород своей местности и особенности их залегания.
понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Уметь:
описывать и объяснять равнинность территории своей местности; составлять: характеристику форм рельефа на основе анализа физической карты атласа Липецкой области и фотографий;
применять: приборы и инструменты для определения высоты территории своей местности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за изменением во времени форм рельефа своей местности; проведения самостоятельного поиска информации о рельефе и минеральных богатствах Липецкой области на местности, из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.
Тема 5. Атмосфера (14 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. Распределение климатических показателей по территории области. Времена года и типы погод на территории Липецкой области. Климат своей местности. Климат и человек.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды своей местности за день, месяц, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. Составление картосхемы климатических показателей своей местности. 3. Атмосферные явления в жизни человека в нашей местности.
В результате изучения темы ученик должен:
Называть и показывать: причины изменения погоды; типы климатов; виды ветров, причины их образования;
Приводить примеры: влияния климата на жизнь человека; типов погоды;
Определять: направление ветра при помощи приборов; высоту Солнца над горизонтом на широте школы; температуру воздуха, атмосферное давление, влажность, облачность; вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год, амплитуду температур по данным календаря погоды;
знать / понимать:
понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат
Ученик должен уметь:
вычерчивать графики хода температур, строить розу ветров по данным наблюдений; давать характеристику погоды за сутки, месяц, описывать характерные признаки погоды различных сезонов года в своей местности; объяснять основные причины, влияющие на климат Липецкой области;
Тема 6. Гидросфера (10 часов)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Состав вод суши на территории Липецкой области. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Поверхностные и подземные воды и их виды на территории Липецкой области. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Река – главная часть состава вод суши и её значение в водообеспечении Липецкой области. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Влияние рельефа и климата на воды суши родного края. Режим и питание поверхностных вод. Роль воды в жизни человека.
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать:
понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Виды питания рек; меры по охране водных ресурсов. Общественное движение «Малым рекам – большую жизнь».
Ученик должен уметь:
Работать со статистическим материалом (длина рек).
Называть и показывать:
Части Мирового океана; виды вод суши; виды движения воды в океане.
Реки: Дон, Воронеж, Сосна, Становая Ряса, Воргол, Красивая Меча, Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера, Андреевское, Богородицкое, Спасское, Длинное, Лебяжье, Остабное.
Водохранилище – Матырское.
Минеральные источники – Липецкий, ручьи и ключи территории своей местности.
Тема 7. Биосфера (7 часов)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Растительный и животный мир родного края. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа: 1. определение по картам атласа лесистости в Липецкой области и заполнение таблицы: «Флора и фауна Липецкой области».
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать:
понятия: биосфера, Красная книга;
характерных представителей растительного и животного мира; своеобразие природных комплексов своей местности, использование человеком, меры по их охране;
причины изменения растительности своей местности по временам года; взаимосвязь между природой и деятельностью человека в Липецкой области.
Ученик должен уметь:
Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу; проводить практические работы на местности.
Тема 8. Почва и геосфера (5часов)
Почва как особое природное образова ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов. Почвы Липецкой области. Понятие о географической оболочке.
Территори альные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Природные комплексы родного края. Меры по охране природы.
Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, природные компоненты, фация;
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Экскурсия на местности по описанию природных комплексов своей местности и их изменение в результате деятельности человека.
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать:
понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, природные компоненты, фация;
главные типы почв в Липецкой области;
зависимость формирования почв от рельефа и климата в разных частях области;
Ученик должен уметь:
Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу;
Проводить практические работы на местности;
Читать почвенную карту области.
Тема 8. Население Липецкой области (4 часа).
Население, его численность. Принадлежность населения области к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, славянской группе. Национальный состав. Толерантность. Влияние истории заселения населения на его плотность. Особенности быта. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области.
Основные типы населенных пунктов области. Размещение населения на территории области. Типы населенных пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня. Топонимы Липецкой области. Связь топонимов с природными компонентами ландшафтов области. Замечательные люди Липецкой области.
Основные понятия: плотность населения, город, поселок городского типа, село, деревня.
Практические работы: 1. обозначить на контурной карте города Липецкой области, свой административный район, населенный пункт.
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать:
понятия: плотность населения, город, поселок городского типа, село, деревня.
Ученик должен уметь:
определять плотность населения по карте;
показывать на карте города Липецкой области, свой населенный пункт, административный район;
работать со статистическим материалом.
Итоговое занятие . Зачет (1 час)
Календарно – тематическое планирование | |||||||||
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | Примечание | ||||
I Введение | 3 | ||||||||
1 | География как наука. Источники географических знаний. | 1 | Вводная беседа | ||||||
2 | Выдающиеся географические открытия и путешествия | 1 | Текущий | ||||||
3 | Что изучает география своей местности. История исследований и изучения своей «малой родины». | 1 | Индивидуальный | ||||||
II Земля как планета Солнечной системы. | 6 | ||||||||
1(4) | Планеты солнечной системы. | 1 | Фронтальный опрос | ||||||
2(5) | Форма, размеры и движение Земли | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
3(6) | . | Градусная сеть | 1 | Географический диктант. | |||||
4(7) | Географические координаты. №1 «Определение географических координат». | 1 | Практическая работа | ||||||
5(8) | . | Годовое вращение Земли. Дни равноденствия и солнцестояния | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||
6(9) | . | Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла. Тепловые пояса | 1 | Промежуточный | |||||
III Способы изображения земной поверхности. | 8 | ||||||||
1 (10) | Масштаб карты | 1 | Промежуточный | ||||||
2(11) | Условные знаки плана и карты | 1 | Индивидуальный | ||||||
3(12) | Положение Липецкой области на физической, административной картах России; физической и политической картах мира; материке, Восточно –Европейской равнине. | 1 | Географический диктант. | ||||||
4(13) | Стороны горизонта. Азимут. №2-«Определение направлений и расстояний на карте Липецкой области. Изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах Липецкой области.» | 1 | Практическая работа | ||||||
5(14) | №3 «Ориентирование на местности.» | 1 | Практическая работа | ||||||
6(15) | № 4 «Нахождение с. Тербуны по координатам на глобусе и карте России; измерение расстояний по глобусу и карте от своего местожительства до Северного полюса, экватора, Балтийского и Черного морей, Москвы.» | 1 | Практическая работа | ||||||
7(16) | Изображение на карте высот и глубин. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
8(17) | Обобщающий урок | 1 | Предварительный | ||||||
IV Литосфера | 12 | ||||||||
1(18) | Внутреннее строение Земли. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
2(19) | Положение территории Липейкой области на Среднерусской равнине и Окско – Донской равнины ( на плите Русской платформы) | 1 | Творческая работа | ||||||
3(20) | Виды горных пород. | 1 | Работа с картами атласа и таблицей: «Виды горных пород» | ||||||
4(21) | Особенности залегания горных пород на территории Липецкой области.. | 1 | Работа с картами атласа | ||||||
5(22) | Полезные ископаемые. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
6(23) | Виды минеральных ресурсов: пески, глины, известняк, фосфориты, основные месторождения | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
7(24) | №5 «Описание горных пород Липецкого края». | 1 | Практическая работа | ||||||
8(25) | Движение земной коры | 1 | Географический диктант. | ||||||
9(26) | . | Внешние силы, изменяющие поверхность Земли. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||
10(27) | Рельеф суши и дна океанов. № 6 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.» | 1 | Практическая работа | ||||||
11(28) | Основные формы рельефа Липецкой области (долины рек, овраги, балки, западины), их происхождение. №7 «Различия гор и равнин по высоте». | 1 | Практическая работа | ||||||
12(29) | Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственной деятельности людей, на особенности природы. | 1 | Творческая работа | ||||||
V | Атмосфера | 14 | |||||||
1(30) | Состав и строение атмосферы. | 1 | Вводная беседа | ||||||
2(31) | Температура воздуха. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
3(32) | Изменение температур воздуха по сезонам года на территории Липецкой области. .№6 «Суточный и годовой ход температуры». | 1 | Практическая работа с дневниками наблюдений | ||||||
4(33) | Атмосферное давление. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
5(34) | Движение воздуха. Виды ветра. | 1 | Творческая работа | ||||||
6(35) | Вода в атмосфере. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
7(36) | Осадки. Роза ветров своей местности. | 1 | Работа с дневником наблюдения. Построение розы ветров. | ||||||
8(37) | Погода . | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
9(38) | Климат. | 1 | Географический диктант. | ||||||
10(39) | Типы погод и сезоны года в Липецкой области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало. | 1 | Работа с дневником наблюдения. Описание погоды своей местности | ||||||
11(40) | № 7 «Описание погоды своей местности». | 1 | Практическая работа | ||||||
12(41) | № 8 «Составление картосхемы климатических показателей своей местности.» | 1 | Практическая работа | ||||||
13(42) | №9 «Климат и человек. Атмосферные явления в жизни человека на территории Липецкой области.» | 1 | Практическая работа | ||||||
14(43) | Обобщающий урок – игра. | 1 | Предварительный | ||||||
VI | Гидросфера | 9 | |||||||
1(44) | Состав и единство гидросферы. №10 «Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды». | 1 | Вводная беседа Практическая работа | ||||||
2(45) | Мировой океан и его части. №11 «Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей». | 1 | Работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
3(46) | Воды суши: реки и озера. №12 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы». | 1 | Практическая работа Работа с картами атласа; | ||||||
4(47) | Состав вод суши Липецкой области. | 1 | Работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
5(48) | Реки – главная часть состава вод суши Липецкой области. №13 «Описание географического положения реки». | 1 | Практическая работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
6(49) | Воды суши: подземные воды и ледники. | 1 | Беседа | ||||||
7(50) | Подземные воды Липецкой области и их виды. | 1 | Работа с картами атласа; Географический диктант. | ||||||
8(51) | №14 «На к/к обозначить реки Липецкой области, минеральные источники, ручьи и ключи территории своего проживания.» | 1 | Практическая работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
9(52) | Роль воды в жизни людей Липецкой области. | 1 | Творческая работа | ||||||
VII Биосфера | 6 | ||||||||
1 (53) | Царства живой природы. | 1 | Вводная беседа. Творческая работа | ||||||
2(54) | Видовой состав растений и животных Липецкой области. №15 «Заполнение таблицы: «Флора и фауна Липецкой области». | 1 | Практическая работа Творческая работа | ||||||
3(55) | Приспособленность растений и животных к условиям обитания на территории Липецкой области. | 1 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
4(56) | Хозяйственное использование растений и животных. | 1 | Творческая работа | ||||||
5(57) | Биосфера. Охрана природы. | 1 | Географический диктант. | ||||||
6(58) | Красная книга растений и животных Липецкой области. | 1 | Творческая работа | ||||||
VIII Почва и геосфера | 5 | ||||||||
1(59) | Почва и её плодородие. | Вводная беседа | |||||||
2(60) | Понятие природный комплекс. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
3(61) | Природные зоны Земли. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
4(62) | Главные типы почв Липецкой области | Работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
5(63) | №16 «Взаимосвязи компонентов природы. Природный комплекс. Описание ПК Липецкой области». | Практическая работа | |||||||
IX Население Липецкой области | 4 | ||||||||
1(64) | Население Липецкой области, его численность и плотность | 1 | Творческая работа | ||||||
2(65) | Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области. | 1 | Творческая работа | ||||||
3(66) | Размещение населения на территории Липецкой области | 1 | Работа с картами атласа; индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||
4(67) | Типы населенных пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня №17 «Обозначить на контурной карте города Липецкой области, свой административный район, населенный пункт». | 1 | Практическая работа | ||||||
68 | Итоговое занятие. Зачет. | 1 | Тестирование |
Учебно – тематический план.
№ п/п | Название раздела, | Темы уроков. | Практические работы | Количество часов |
I | Введение | 3 | ||
1 | . | География как наука. Источники географических знаний. | 1 | |
2 | Выдающиеся географические открытия и путешествия | 1 | ||
3 | Что изучает география своей местности. История исследований и изучения своей «малой родины». | 1 | ||
II | Земля как планета Солнечной системы. | 6 | ||
4 | Планеты солнечной системы | 1 | ||
5 | Форма, размеры и движение Земли | 1 | ||
6 | Градусная сеть | 1 | ||
7 | . | Географические координаты | №1 «Определение географических координат». | 1 |
8 | Годовое вращение Земли. Дни равноденствия и солнцестояния | 1 | ||
9 |
| Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла. Тепловые пояса | 1 | |
III | Способы изображения земной поверхности | 8 | ||
10 | Масштаб карты | 1 | ||
11 | Условные знаки плана и карты | 1 | ||
12 | . | Положение Липецкой области на физической, административной картах России; физической и политической картах мира; материке, Восточно –Европейской равнине | №2. Определение направлений и расстояний по карте от города Липецка до своего населенного пункта. | 1 |
13 | . | Стороны горизонта. Азимут | №3 Определение направлений и расстояний на карте Липецкой области. Изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах Липецкой области. | 1 |
14 | №4 . Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. | 1 | ||
15 | № 5 Нахождение с. Тербуны по координатам на глобусе и карте России; измерение расстояний по глобусу и карте от своего местожительства до Северного полюса, экватора, Балтийского и Черного морей, Москвы. | 1 | ||
16 | Изображение на карте высот и глубин. | №6 Изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах Липецкой области. | 1 | |
17 |
| Обобщающий урок- игра | 1 | |
IV | Литосфера | 12 | ||
18 | Внутреннее строение Земли | 1 | ||
19 | Положение территории Липейкой области на Среднерусской равнине и Окско – Донской равнины ( на плите Русской платформы) | 1 | ||
20 | . | Виды горных пород | 1 | |
21 | Особенности залегания горных пород на территории Липецкой области.. | 1 | ||
22 | Полезные ископаемые. | 1 | ||
23 | Виды минеральных ресурсов: пески, глины, известняк, фосфориты, основные месторождения | 1 | ||
24 | №7 «Описание горных пород Липецкого края». | 1 | ||
25 | Движение земной коры | 1 | ||
26 | Внешние силы, изменяющие поверхность Земли | 1 | ||
27 | Рельеф суши и дна океанов | . № 8 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.» | 1 | |
28 | Основные формы рельефа Липецкой области (долины рек, овраги, балки, западины), их происхождение | №9 «Различия гор и равнин по высоте». | 1 | |
29 |
| Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственной деятельности людей, на особенности природы. | №10 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). | 1 |
V | Атмосфера | 14 | ||
30 | Состав и строение атмосферы. | 1 | ||
31 | Температура воздуха | 1 | ||
32 | Изменение температур воздуха по сезонам года на территории Липецкой области. | №11 Суточный и годовой ход температуры. | 1 | |
33 | . | Атмосферное давление | 1 | |
34 | Движение воздуха. Виды ветра. | №12 Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды своей местности за день, месяц, обработка результатов. | 1 | |
35 | Вода в атмосфере. | 1 | ||
36 | Осадки. Роза ветров своей местности. | №13 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. | 1 | |
37 | Погода . | 1 | ||
38 |
| Климат. | 1 | |
39 | Типы погод и сезоны года в Липецкой области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало. | 1 | ||
40 | № 14 Описание погоды своей местности. | 1 | ||
41 | № 15 Составление картосхемы климатических показателей своей местности. | 1 | ||
42 | №16 Климат и человек. Атмосферные явления в жизни человека на территории Липецкой области. | 1 | ||
43 | Обобщающий урок – игра. | 1 | ||
VI | Гидросфера | 9 | ||
44 | Состав и единство гидросферы. | №17 Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. | ||
45 | Мировой океан и его части. | №18 Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. | 1 | |
46 |
| Воды суши: реки и озера. | №19 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. | 1 |
47 | Состав вод суши Липецкой области | 1 | ||
48 | Реки – главная часть состава вод суши Липецкой области. | №20 Описание географического положения реки. | 1 | |
49 |
| Воды суши: подземные воды и ледники | 1 | |
50 | Подземные воды Липецкой области и их виды. | 1 | ||
51 | №21 На к/к обозначить реки Липецкой области, минеральные источники, ручьи и ключи территории своего проживания. | 1 | ||
52 | Роль воды в жизни людей Липецкой области. | 1 | ||
VII | Биосфера | 6 | ||
53 | . | Царства живой природы | 1 | |
54 | Видовой состав растений и животных Липецкой области. | №22 Заполнение таблицы: «Флора и фауна Липецкой области». | 1 | |
55 | Приспособленность растений и животных к условиям обитания на территории Липецкой области | 1 | ||
56 |
| Хозяйственное использование растений и животных. | №22 Определение по картам атласа лесистости в Липецкой области | 1 |
57 | Биосфера. Охрана природы. | 1 | ||
58 |
| Красная книга растений и животных Липецкой области. | 1 | |
VIII | Почва и геосфера | 5 | ||
59 | Почва и её плодородие | 1 | ||
60 | Понятие природный комплекс. | 1 | ||
61 | Природные зоны Земли. | 1 | ||
62 | Главные типы почв Липецкой области | 1 | ||
63 | №23 Взаимосвязи компонентов природы. Природный комплекс. Описание ПК Липецкой области». | 1 | ||
IX | Население Липецкой области | 4 | ||
64 | Население Липецкой области, его численность и плотность | 1 | ||
65 | Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области. | 1 | ||
66 | Размещение населения на территории Липецкой области | 1 | ||
67 | Типы населенных пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня. | №24 Обозначить на контурной карте города Липецкой области, свой административный район, населенный пункт. | 1 | |
68 | Итоговое занятие. Зачет. | 1 |
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 час.
Плановых практических работ -24, оценочных- 14
Плановых зачетов __1_
Литература и средства обучения.
- Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география. 6 класс. // М., Русское слово, 2007.
- Рабочая тетрадь по географии Домогацких Е.Е., Домогацких Е.М. к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. // М., Русское слово, 2009.
- Т.Д. Стрельникова. География Липецкой области. Липецк, редакционно – издательский центр Г(О)ОУ ДПО института развития образования, 2007 г.
- Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии. // М., Просвещение, 1980.
5. Сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии.
6. Теллурий, глобус, коллекция полезных ископаемых, макеты различных форм рельефа, термометр, осадкомер, барометр, гигрометр.флюгер и др.
7. Физические, политические карты полушарий, мира, России, карта природных зон, народы и плотность населения, климатическая карта и др.
8. Таблицы, картины.
9. Атласы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...