Рабочая программа по географии.8кл.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Сибагатуллина Хамида  Сабитовна

Программа составлена  к учебнику под редакцией Дронова В.П.,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geo8kl_2011.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного курса географии для 8 класса составлена на основе:

  1. Сборник  нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-3-е изд., стереотип. - М,: Дрофа, 2009
  2.  Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова.-3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования МО РФ «Дрофа», М.,2009.

       Программа рассчитана на 68 часов, в неделю – 2 часа.

       Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует  Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.

     Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией.

     Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

     Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник ( Дронов В.П. География  России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух книгах. М.: Дрофа, 2011) и методическое пособие для учителя  (  Программа по географии для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.-  М.:  Дрофа,  2010).

       Цели и задачи программы обучения:

  1. усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  2. овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; позитивного отношения к окружающей среде, экологической культуры;
  5. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Оценочные практические работы

1. Характеристика ГП России. Сравнение  ГП России с  ГП других стран.

2. Определение  поясного времени для разных пунктов России.

3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

4.  Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса,  годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны  для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт (по выбору).

8. Определение по картам и статистическим крупных народов и особенности их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

9. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Основное содержание учебного курса

      Введение. Роль географии.

      Часть 1. Россия на карте мира. Географическое положение (ГП) России, особенности; границы; административно-территориальное устройство; различия во времени, часовые пояса.

      Часть 2. Природа России. Геологическая история; особенности рельефа; климат и климатические ресурсы, типы климатов России. Внутренние воды и водные ресурсы.    Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Природное районирование.

       Часть 3. Население России. Численность, состав, размещение, миграции.

       Часть 4. Хозяйство России. Первичный сектор экономики; природно-ресурсный потенциал России; перспективы развития России.

Учебно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе

№п/п

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование

1.1

Введение. География России. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете географии.

1.2

Часть 1. Россия на карте мира. Географическое положение как зеркало России.

ЭГП, ФГП

Атласы

1.3

Особенности физико-географического положения России.

Атласы

1.4

Экономико- и транспортно-географическое положение России.

ЭГП

Атласы

1.5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Геополитика

Атласы

1.6

Практическая работа. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Атласы

1.7

Государственная территория России.

Атласы

1.8

Обширные российские пространства: проблемы и вопросы.

Зона Севера

1.9

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

Граница

1.10

Сухопутные и морские границы России.

1.11

Россия на карте часовых поясов.

Часовые пояса, декретное время

1.12

Практическая работа. Определение поясного времени для разных пунктов России.

1.13

Этапы и методы географического изучения территории.

1.14

Особенности административно-территориального устройства России

1.15

 Обобщающее повторение  по теме «Россия на карте мира».

2.16

Часть 2. Природа России.

 Геологическая история и геологическое строение территории России.

Платформа

2.17

Рельеф России.

Рельеф

Карты атласа

2.18

Как и почему изменяется рельеф России.

2.19

Стихийные природные явления в литосфере.

2.20

Человек и литосфера.

Полезные ископаемые

2.21

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

2.22

Обобщающее повторение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

2.23

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России.

Карты атласа

2.24

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Коэффициент увлажнения, испаряемость

2.25

Сезонность климата.

2.26

Типы климатов России.

2.27

Практическая работа. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

2.28

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Комфортность

2.29

Климат и человек.

Практическая работа. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

2.30

Обобщающее повторение по теме «Климат».

2.31

Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Исток, устье, уклон, падение, режим, питание рек

Карты атласа

2.32

Практическая работа.

Составление характеристики одной из  рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

2.33

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

2.34

Водные ресурсы и человек.

Водные ресурсы

2.35

Почвы и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие.

Почвы, плодородие

Карты атласа

2.36

Закономерности распространения почв.

2.37

Почвенные ресурсы России.

Почвенные ресурсы

Карты атласа

2.38

Растительный и животный мир России.

Флора, фауна

2.39

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Биологические ресурсы

Карты атласа

2.40

Природное районирование. Разнообразие природных комплексов.

ПК

Карты атласа

2.41

Природно-хозяйственные зоны России.

Зональность, природопользование

Карты атласа

2.42

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Карты атласа

2.43

Леса.

Карты атласа

2.44

Лесостепи, степи и полупустыни.

Карты атласа

2.45

Высотная поясность.

Высотная поясность

2.46

Особо охраняемые природные территории.

Заповедник, заказник, нац.парк, памятник природы

Карты атласа

2.47

Практическая работа. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

2.48

Обобщающее повторение по теме «Природа России».

2.49

Контрольная работа  по теме «Природа России».

3.50

Часть 3. Население России. Численность населения России.

ЕП

Карты атласа

3.51

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Продолжительность жизни

3.52

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

Этнос, языковая семья

Карты атласа

3.53

Городское и сельское население.

Урбанизация

3.54

Размещение населения России. Практическая работа. Крупные народы.

Плотность населения

3.55

Миграции населения в России.

Миграция

3.56

Люди и труд. Практическая работа. Изменение доли занятости…

Трудовые ресурсы

Практическая работа. Определение по картам и статистическим материалам крупных городов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ

4.57

Часть 4. Хозяйство России. Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство.

Производительность труда, ВВП, предприятие

4.58

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. Состав первичного сектора экономики.

Карты атласа

4.59

Природно-ресурсный потенциал России.

4.60

Богата ли Россия ресурсами?

Ресурсные базы

4.61

Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство.

Карты атласа

Практическая работа. Определение по картам  основных районов выращивания зерновых  и технических культур, главных районов животноводства.

4.62

Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство.

4.63

Географический фактор в развитии общества.

Карты атласа

4.64

Обобщение знаний по теме «Хозяйство России».

65

География Благоварского района

Атлас РБ

66

Экскурсия по теме «ПК».

67-68

Резерв (2ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; географические особенности природы, населения и хозяйства страны;
  2. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей;

Уметь

-    выделять, описывать и объяснять влияние географического положения на   особенности природы, населения и хозяйства;

  1. изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения; образование и размещение форм рельефа;
  2. образование атмосферных фронтов, их влияние на состояние погоды;
  3.  влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность;

Применять знания, умения и навыки на практике:

  1. ориентироваться на местности;
  2. составлять характеристику разных территорий;
  3. определять разницу в поясном времени территорий;
  4. погоду по синоптической карте; климатообразующие факторы

Учебно-методические средства обучения

Учебник

География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Дронова.-6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.-271с.

УМК

Баринова И.И. География России.8-9 кл.: Методическое пособие /И.И.Баринова, В.П.Дронов.- М.: Дрофа, 2003.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...