Урок природоведения в 5 классе "Вулканы"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

КОЧЕТОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Урок природоведения с элементами исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._vulkany_otkr._ur..doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Серпухов Московской области


Природоведение, 5 класс.

Учитель: Кочетова Наталья Петровна

Тема  урока: Вулканы.

Цели  урока:  дать представление о вулканах, их строении, видах и особенностях;

выявить причины возникновения вулканов;

познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами

рассмотреть практическое  значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.

 

Оборудование: картины и книги о вулканах и гейзерах, пластилин, заготовки для модели, подносы, масло, мёд, «смесь для извержения вулкана», уксус, кусочки пемзы, вулканический пепел, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

Слайд № 1

Учитель:  

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:

«Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».

 - О каком природном явлении говорится? (о вулканах)

Ребята, сегодня на уроке вам предстоит совершить немало открытий связанных с одним из грозных природных явлений.

3. Изучение нового материала

Слайд № 2, 3.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)

В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу…

А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.

Слайд № 4, 5, 6, 7,8.

Давайте соберём модель вулкана

ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ  ВУЛКАН?  

По  рисунку  учитель знакомит уч-ся со строением вулкана.

Очаг магмы – расположен в глубине земли.

Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Лава – излившаяся на поверхность магма.

Продукты извержения: вулканические бомбы, различные газы, пары воды, вулканическая пыль и тучи пепла. При мощных пеплопадах вулканы выбрасывают такое количество пепла, что под его тяжестью проваливаются крыши домов.

Что служит причиной извержения вулкана?

Слайд № 9.

Есть различные типы лавы, которые текут с разной скоростью.

Слайд № 10.

Давайте проведём опыт:

Я  налью вам на подносы два вида жидкости: растительное масло и мёд.

Давайте понаблюдаем, какая из них быстрее спустится по склону.

Какой вывод можно сделать?

 Слайд № 11, 12, 13.

Если вулкан извергает жидкую лаву, то она разливается раскалёнными реками во все стороны, застывает в виде обширных щитов, которые наслаиваются один на другой. Такие вулканы называются щитовыми.

Если лава вязкая, то она медленно выдавливается  на поверхность, образуя куполообразные вулканы.
Слайд № 14.

Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в «ранней молодости», но, быстро исчерпав запас сил, потухают.

-Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.

Вулканы

Действующие

Потухшие

Уснувшие

вулканы,

извергавшиеся

на памяти

человечества

не извергавшиеся

на памяти

человечества

те, которые

потухли,

вдруг начинают

действовать

вулкан Кракатау

вулкан Этна

Безымянный

Слайд № 15

вулкан Килиманджаро

гора Эльбрус

Слайд № 16

Везувий

Слайд № 17

В мире интересного

Слайд № 18.

Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла.   Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

  1. Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла,и,когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.

  От извержений вулкана Везувий  пострадал и город Стабия.

      Извержение вулкана продолжалось  2-е суток. Когда же оно  прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике».

Слайд 19, 20, 21,22

Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова

«Последний день Помпеи», а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах

                            «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом-                        пламя

                            Широко развивалось, как боевое знамя.

                            Земля волнуется – с шатнувшихся колон

                           Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

                           Под каменным дождём, под воспаленным прахом

                           Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

                                                                   

Слайд № 23

Сделай модель вулкана.

Возьмите заготовку и облепите её пластилином так, чтобы получилась вулканическая гора.

Поставьте вулкан в коробку. На дно коробки «посадите» деревья (веточки елей), домики.

В пузырек налито несколько капель средства для мытья посуды, несколько капель воды,  сода. Раствор подкрашен пищевым красителем.

Для демонстрации извержения в вулкан налейте уксус.

Слайд № 24

А теперь посмотрим, как это происходит в действительности.

Демонстрация фрагмента извержения вулкана.

4. Обобщение   и закрепление знаний

Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке?

5. Домашнее задание      Слайд № 15

  1. Стр. 62 – 67
  2. Найдите в книгах, журналах материал:

1. Извержения вулканов в 2009 году.

2. Значение вулканов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»

Урок природоведения в 3 классе«О подземных богатствах»...

Урок природоведения по теме " Звезды на небе"

На данном уроке выполняется лабораторная работа....

План урока природоведения по теме "Ветер и почва"

дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;               ...

Урок природоведения в 5 классе"Развитие жизни на Земле"

Презентация для уроков природоведения в 5 классе....

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....