Урок "Центрально-Черноземный район"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Урок формирует системные знания о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
centralno-chernozemnyy_rayon.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока "Центрально-Черноземный экономический район"
Цели урока:
1. Сформировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.
2. Продолжить формирование ОУ компетенций: самостоятельная работа с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы.
3. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематической картой, технологической картой.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: самостоятельная деятельность учащихся.
План:
- Организационный момент.
- Промежуточный контроль.
- Рекомендации по работе с технологической картой.
- Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.
- Обобщение.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль. 1 и 2 вариант тест I уровня сложности. 3 вариант – II уровня сложности. На выполнение работы 5 минут.
3. Актуализация знаний. Почему изучаемый район имеет такое необычное название? Занесите в тетрадь тему урока. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Рекомендации по работе с технологической картой.
4. Самостоятельная работа с технологической картой. В ходе работы учащихся учитель отвечает на все вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность ученика.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Центрально-Черноземный экономический район.
ЭГП, природные условия и ресурсы, население.
УЭ 0 Цели урока для учащихся:
1. Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.
2. Выявить особенности населения данного экономического района.
Рекомендации по работе с технологической картой:
Внимательно читайте задания.
В тетради записывайте номер вопроса, ответ на поставленный вопрос в форме оговоренной в задании, количество баллов за выполненное задание (на полях).
УЭ 1 может выполняться одним из двух вариантов: а) задание 6 не выполняется; б) выполняется только задания 1 и 6.
№ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по выполнению и оформлению задания | Баллы |
Промежуточный контроль по теме «Центральный экономический район» 1 вариант 1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Ленинградская; 2) Мурманская; 3) Ярославская; 4) Нижегородская. 2. Ведущим фактором развития ЦЭР является: 1) минеральные ресурсы; 2) географическое положение; 3) агроклиматические ресурсы; 4) природные условия. 3. В структуре промышленности ЦЭР ведущей отраслью является: 1) добыча топлива; 2) металлургия; 3) деревообработка; 4) машиностроение. 4. Центром производства химического волокна является: 1) Суздаль; 2) Щекино; 3) Иваново; 4) Орехово-Зуево. 5. В какой области развито льноводство: 1) Костромской; 2) Ярославской; 3) Ивановской; 4) Тульской. 2 вариант 1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Псковская; 2) Тюменская; 3) Брянская; 4) Воронежская. 2. Тракторы производят в (во): 1) Твери; 2) Владимире; 3) Рязани; 4) Орле. 3. В структуре промышленности ЦЭР отраслью специализации является: 1) электроэнергетика; 2) мукомольная; 3) стекольная промышленность; 4) цветная металлургия. 4. Крупнейшей ГРЭС Центрального района является: 1) Щекинская; 2) Рязанская; 3) Костромская; 4) Конаковская. 5. В какой области развито производство синтетических смол и пластмасс: 1) Брянская; 2) Тульская; 3) Владимирская; 4) Орловская. 3 вариант 1. Среди областей второго порядка входящих в состав ЦЭР найдите ошибку: 1) Костромская; 2) Тверская; 3) Ивановская: 4) Брянская. 2. Что является основной специализацией АПК ЦЭР? 1) мясомолочное животноводство; 2) озимая пшеница; 3) пригородное хозяйство; 4) овцеводство. 3. В Подмосковье добывают: 1) бурый уголь, фосфориты; 2) горючие сланцы и известняк; 3) слюду, облицовочный камень; 4) апатиты, нефелины. 4. Производство резинотехнических изделий и шин в Ярославле объясняется: 1) обеспеченностью дешевой электроэнергией; 2) наличием водных ресурсов; 3) использованием нефтегазового сырья; 4) обеспеченностью научными разработками. 5. Какой город ЦЭР имеет статус единственного в России города-музея: 1) Ярославль; 2) Суздаль; 3) Иваново; 4) Тула. | |||
УЭ 1. ЭГП Центрально-Черноземного района Цель: оценить местоположение района в экономико-географическом аспекте. | |||
1. | Занесите данные визитной карточки района в тетрадь. | Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Площадь: 167, 7 тыс. кв.км. или 1,1% территории страны. |
1 б |
2. | Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопрос. С какими экономическими районами граничит Центрально-Черноземный экономический район? |
| 1 б |
3. | Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная промышленность» ответьте на вопрос. Как район расположен по отношению к топливным базам? |
| 1 б |
4. | Имеет ли район выход в Мировой океан? |
| 1 б |
5* | Соседство с Украиной это + или – с точки зрения Экономико-географического положения района? |
| 3 б |
6* | Составьте схему «Особенности экономико-географического положения». В схеме отразите положительные и отрицательные черты ЭГП района. | 6 б | |
УЭ 2. Природные условия и ресурсы Цель: отвечая на вопросы 7-11 заполнить схему «Природно-ресурсный потенциал» | |||
7. | Почему район имеет такое необычное название? | 2 б | |
8. | Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия. | 2 б | |
9. | По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые? * На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?* На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?
| 1 б 2 б | |
10. | По карте определите, есть ли на территории района топливная база? | 1 б | |
11. | Назовите крупные реки и озера, если таковые имеются, на территории района. * Сделайте вывод об их достатке. | 1 б 2 б | |
| УЭ 3. Население Центрально-Черноземного района Цель: используя статистические материалы сделать выводы об особенностях населения района. |
| |
12. | Занесите статистические данные в тетрадь. Рн – средняя плотность населения. Еп – естественный прирост. ДГН – доля гражданского населения. | 1 б | |
13. | * Проанализируйте |
| 2 б |
УЭ 4. Отраслевая структура промышленности ЦЧР
Цель: используя учебник, карты атласа определить отраслевую специализацию района.
Отрасли промышленности | Отрасли сельского хозяйства | |
2 б |
УЭ 5. Самооценка: 18-21 «5»; 14-17 «4»; 10-13 «3»; 9 и менее «2».
6. Рефлексия.
1) Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП Центрально-Черноземного района.
2) Назовите положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.
3) Каковы особенности населения изучаемого экономического района?
7. Домашнее задание: записи в тетради, на к/к нанести состав района и областные центры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районный семинар по английскому языку Волжского района г.Саратова.
Открытый урок на районном семинаре учителей Волжского района г.Саратова.9 класс....
Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все р...
Разработка проекта "Моё село на карте района", посвященного 75-летию Саратовского района
Проект разработан совместно с учениками 6 класса и позволяет целенаправленно вести работу по ● формированию положительного имиджа родного села; ● развитию интереса учащихся МОУ «СОШ с.Михайлов...
Практическая работа для учащихся 9 класса №6 "Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"
Для самостоятельной работы...
08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.
На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...
Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс
Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...
2021г. Почетная грамота Администрации районного муниципального образования "Усть-Удинский район", Мэр района С.Н.Чемезов
2021г. Почетная грамота Администрации районного муниципального образования "Усть-Удинский район", Мэр района С.Н.Чемезов, за многолетний добросовестный творческий труд, высокик качественные ...