Поэзия и проза в изучении географии и биологии
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Увлекательно и интересно дополняет материал учебника, соприкасаясь с другими науками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Poeziya_i_proza.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на школьном методическом объединении
учителей географии, биологии учителя
географии, биологии высшей квалификационной
категории МОУ «СОШ №17»
Инны Георгиевны Габриелян по теме
«Поэзия и проза в процессе обучения географии,
биологии, природоведения в школе»
(Межпредметная методическая разработка, 2006 год)
Чтобы ярче представить различные географические понятия и закономерности, повысить интерес к уроку и усилить его эмоциональное восприятие, оживить деловой язык школьного учебника, во всех курсах географии и биологии обращаю к художественной литературе. Данный метод помогает воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии, к своему Отечеству, обогащает речь школьников. Каждый отрывок или стихотворение обсуждаются рядом вопросов и в процессе беседы выявляются знания учащихся. Дети различного уровня подготовленности с большим интересом анализируют литературные произведения с точки зрения естественно-географической направленности.
При объяснении круговорота воды в природе по теме “Что такое гидросфера” в 6 классе в рамках закрепления нового материала зачитываю стихотворение Ц. Дамдиаурэн
Туман лежит на кручах,
Недвижен и глубок.
Где оседлает туча,
Рождается поток...
Как змеи голубые
Ползут извивы рек.
И в синем океане
Оканчивают бег.
Как белые драконы
Крылами шевеля,
Летят оттуда тучи
Дождем кропить поля.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Какое явление природы описывается в стихотворении?
2. Что поэт подразумевает под выражениями “змеи голубые”, “белые драконы”?
З. Назовите основную причину круговорота воды.
4. Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота, пресная?
* * *
Перед изучением темы “Водяной пар и облака” в 6 классе ученикам на дом даю задание найти стихотворение, где говорится про водяной пар, осадки. Таким стихотворением часто называют “Утро” Никитина.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака,
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш! Тишь — безлюдье вокруг
Чуть приметна тропинка росистая
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Какой момент утра описывает поэт?
2. О каких видах водяных паров в атмосфере говорится в данном стихотворении?
З. Как образуются водяные пары и каковы их свойства?
* * *
При характеристике времен года по теме “Климат” в 6 классе ученики, как правило, зачитывают отрывки из стихотворений русских поэтов:
“Весна” А.К.Толстого
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
“Лето” А.Майкова
Пахнет сеном над лугами,
В песне душу веселя,
Бабы с граблями, рядами
Ходят, сено шевеля.
“Осень” А.С.Пушкина
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
“Зима” А.Н.Некрасова
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз—воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Какое время года вам больше нравится и почему?
2. Какая погода характерна для нашей местности в разные периоды годы?
З. Что называется погодой? климатом?
* * *
После объяснения темы “Циклоны и антициклоны” предлагаю ученикам следующие отрывки, где описываются эти явления природы:
“Зимний вечер” А.С.Пушкин
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
“Зимнее утро” А.С.Пушкин
Мороз и солнце, день чудесный!
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Что общего у циклонов и антициклонов?
2. Какое из стихотворений описывает циклон, а какое — антициклон?
З. Расскажите о характере погоды при циклонах и антициклонах?
* * *
При изучении Физико—географического положения России на уроке в 8 классе зачитываю стихотворение К.Симонова:
Касаясь трех великих океанов
Она лежит раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Какими океанами омывается Россия?
2. Каковы крайние точки России?
З. Как вы понимаете слова “непобедима, широка, горда”?
4. С какими государствами граничит Россия?
* * *
Рассказывая о годичных кольцах на уроках ботаники в 6 классе привожу стихотворение А.С.Пушкина:
Гляжу ль на дуб уединенный,
И мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Как по пню можно узнать возраст дерева?
2. Какие виды древесных пород—долгожителей вам известны?
* * *
Заканчивая изучение ботаники в 7 классе темой «
привожу стихотворение Л. Татьяничевой:
Никто не видит,
Как сгорают корни.
И дереву
До срока невдомек,
Что пошатнулся
Кряж его огромный -
Копитель силы,
Крепости исток.
Оно стоит
Ни в чем не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья Стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаем о гибели
Корней...
Казним себя,
По сердцу бьем наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили дереву
На помощь
И красоту от смерти
Не спасли!
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Какие факторы неживой природы влияют на распределение растительного покрова планеты?
2. Какое положительное и отрицательное влияние на растения оказывает человек?
З. Какие растения Ставропольского края занесены в Красную книгу?
* * *
Как опережающее задание и хорошее вступление к изучению Кавказа (7 класс, география) одному из учеников предлагаю прочитать наизусть отрывок из стихотворёния М.Ю.Лермонтова:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой...
Прекрасен ты суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над головой огромных привидений
Колеблемые перья — и луна
Под синим сводом странствует одна.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Почему Лермонтов называет Кавказ седым?
2. Чем вы объясните тот факт, что вершины Кавказа покрыты снегами и ледниками?
(Чтобы точнее ответить на этот вопрос, обращаю внимание учеников на тектоническую карту).
При изучении темы “Экологические проблемы” в разных курсах географии, характеризуя гидросферу, читаю стихотворение Н.Черкасовой:
Было море чистое, лучистое,
Но построили завод,—
И не стало чистых вод—
Набросали банки, склянки,
Даже бросили бревно
И от этого завода
Стало все грязным грязно.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Что такое экологические проблемы?
2. Какие последствия ожидают человечество в случае запоздалого решения проблемы загрязнения гидросферы?
Учащиеся знают, что миф — это древнее народное сказание о легендарных героях, богах или о происхождении явлений природы. С некоторыми из них, например мифами древней Греции, они знакомятся на уроках истории Древнего мира в 6 классе. Есть свои мифы и у народов Я использую данную историческую литературу при изучении Австралии в курсе “Географии материков и океанов” в 7 классе:
БУМЕРАНГ И ЛУНА.
Это случилось очень давно. Однако и тогда мир, землю, деревья, реки люди видели такими же, какими мы видим их теперь. Но небо было другим- темным, без Луны.
Однажды вечером Байоме, великий создатель, услышал, как спорят между собой кенгуру, вомбат, коала и эму. В те давние времена животные жили свободно, пищи было достаточно, а врагов у них не было. Постепенно многие из них возомнили, что равны всемогущему Байоме.
В тот вечер вомбат, эму, кенгуру и коала хотели выяснить, кто из них самый сильный, самый ловкий, самый великий, т.е. такой же как и Байоме,— Всевышний в образе человека. В пылу спора они затеяли было драку, но Байоме предложил всем принять участие в состязании: каждый должен был сделать что—нибудь такое, что доказало бы его превосходство над Другими, в том числе и над самим Байоме.
Первым вомбат с необычайной быстротой вырыл нору, и его тучное тело тут же исчезло под землей. Затем он вылез, отряхнулся и отошел, довольный собой. Вторым был эму. Он ринулся вперед и побежал так быстро, что только самые остроглазые смогли уследить за ним взглядом.
Потом кенгуру стал совершать прыжки через самые высокие деревья. Прыгал долго, пока не устал. Настала очередь коалы — он забрался на вершину самого высокого эвкалипта. Ветер раскачивал тонкие ветви, а коала цепко держался за одну из них и объедал листочки. Он сидел так, пока не наелся досыта, потом спустился вниз и с победоносным видом посмотрел на своих противников.
Спор разгорелся с новой силой. Каждый считал себя победителем, и тогда спорщики обратились к Байоме с просьбой рассудить их. Байоме с укором посмотрел на них, подошел к костру, выбрал самый большой бумеранг, встал в позу для метания. Какое-то мгновение Байоме был неподвижен, а затем с силой метнул бумеранг в уже почерневшее вечернее небо. Все выше и выше поднимался бумеранг, пока не достиг неба и не остановился. С удивлением и страхом глядели птицы и звери на бумеранг, который светился каким-то дивным светом, отчего вокруг стало светлее.
Байоме сказал, что самый великий из всех живых существ на Земле – человек. Так великий Байоме доказал свое превосходство и подарил миру Луну. Она и поныне сияет на небе, а в иные дни очень похожа на бумеранг.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Как описана в мифе природа Австралии?
2. Появление каких природных явлений пытается объяснить миф?
З. Как понимали аборигены взаимоотношения человека и диких животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка
В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....
Зачётная работа №11 по теме "Литература 50-90-х годов: поэзия и проза", 12 класс вечерней школы
Зачётная работа №11 "Литература 50-90-х годов: поэзия и проза" составлена для обучающихся 12 класса вечерней школы на основе учебника пол редакцией В.П.Журавлева. Позволяет быстро проверить знания обу...
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
Урок-погружение в мир поэзии и прозы на основе обзора произведений о войне (в рамках межкустового семинара по обмену опытом)
Цель: проанализировать произведения поэзии и прозы о войне для отработки одного из этапов к написанию «зимнего» сочинения .( блок «Вопросы, задаваемые человечеству войной».)Задачи: ·...
Поэзия и проза урока.
Мои размышления на подготовку к уроку в свете ФГОС второго поколения. О пользе технологической карты урока....
Новейшая русская проза и поэзия. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия 1980-1990-х годов
Маршрутный лист дистанционного урока...