Поэзия и проза в изучении географии и биологии
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Увлекательно и интересно дополняет материал учебника, соприкасаясь с другими науками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Poeziya_i_proza.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Выступление на школьном методическом  объединении

                                                         учителей географии, биологии учителя

                                                         географии, биологии высшей квалификационной

                                                         категории МОУ «СОШ №17»  

                                                         Инны  Георгиевны Габриелян  по теме          

                                                         «Поэзия и проза в процессе обучения географии,

                                                       биологии, природоведения в школе»

                                                         (Межпредметная методическая разработка, 2006 год)

                                                                       

   

Чтобы ярче представить различные географические понятия и закономерности, повысить интерес к уроку и усилить его эмоциональное восприятие, оживить деловой язык школьного учебника, во всех курсах географии и биологии обращаю к художественной литературе. Данный метод помогает воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии, к своему Отечеству, обогащает речь школьников. Каждый отрывок или стихотворение обсуждаются рядом вопросов и в процессе беседы выявляются знания учащихся. Дети различного уровня подготовленности с большим интересом анализируют литературные произведения с точки зрения естественно-географической направленности.

При объяснении круговорота воды в природе по теме “Что такое гидросфера” в 6 классе в рамках закрепления нового материала зачитываю стихотворение Ц. Дамдиаурэн

Туман лежит на кручах,

Недвижен и глубок.

Где оседлает туча,

Рождается поток...

Как змеи голубые

Ползут извивы рек.

И в синем океане

Оканчивают бег.

Как белые драконы

Крылами шевеля,

Летят оттуда тучи

Дождем кропить поля.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какое явление природы описывается в стихотворении?

2. Что поэт подразумевает под выражениями “змеи голубые”, “белые драконы”?

З. Назовите основную причину круговорота воды.

4. Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота, пресная?

* * *

Перед изучением темы “Водяной пар и облака” в 6 классе ученикам на дом даю задание найти стихотворение, где говорится про водяной пар, осадки. Таким стихотворением часто называют “Утро” Никитина.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака,

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш! Тишь — безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какой момент утра описывает поэт?

2. О каких видах водяных паров в атмосфере говорится в данном стихотворении?

З. Как образуются водяные пары и каковы их свойства?

* * *

При характеристике времен года по теме “Климат” в 6 классе ученики, как правило, зачитывают отрывки из стихотворений русских поэтов:

“Весна” А.К.Толстого

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

“Лето” А.Майкова

Пахнет сеном над лугами,

В песне душу веселя,

Бабы с граблями, рядами

Ходят, сено шевеля.

“Осень” А.С.Пушкина

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

“Зима” А.Н.Некрасова

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи

Мороз—воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какое время года вам больше нравится и почему?

2. Какая погода характерна для нашей местности в разные периоды годы?

З. Что называется погодой? климатом?

* * *

После объяснения темы “Циклоны и антициклоны” предлагаю ученикам следующие отрывки, где описываются эти явления природы:

“Зимний вечер” А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит

То как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

“Зимнее утро” А.С.Пушкин

Мороз и солнце, день чудесный!

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Что общего у циклонов и антициклонов?

2. Какое из стихотворений описывает циклон, а какое — антициклон?

З. Расскажите о характере погоды при циклонах и антициклонах?

* * *

При изучении Физико—географического положения России на уроке в 8 классе зачитываю стихотворение К.Симонова:

Касаясь трех великих океанов

Она лежит раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какими океанами омывается Россия?

2. Каковы крайние точки России?

З. Как вы понимаете слова “непобедима, широка, горда”?

4. С какими государствами граничит Россия?

* * *

Рассказывая о годичных кольцах на уроках ботаники в 6 классе привожу стихотворение А.С.Пушкина:

Гляжу ль на дуб уединенный,

И мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как по пню можно узнать возраст дерева?

2. Какие виды древесных пород—долгожителей вам известны?

* * *

Заканчивая изучение ботаники в 7 классе темой «

привожу стихотворение Л. Татьяничевой:

Никто не видит,

Как сгорают корни.

И дереву

До срока невдомек,

Что пошатнулся

Кряж его огромный -

Копитель силы,

Крепости исток.

Оно стоит

Ни в чем не уступая

Другим деревьям

В золотом бору.

И та же стать,

И та ж листва густая,

И тот же шелест

Веток на ветру.

Но вдруг заметим

Мы однажды летом,

Что листья Стали

Мельче и бледней.

Не по прямым,

По косвенным приметам

Мы узнаем о гибели

Корней...

Казним себя,

По сердцу бьем наотмашь,

Что, находясь вблизи,

А не вдали,

Не поспешили дереву

На помощь

И красоту от смерти

Не спасли!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какие факторы неживой природы влияют на распределение растительного покрова планеты?

2. Какое положительное и отрицательное влияние на растения оказывает человек?

З. Какие растения Ставропольского края занесены в Красную книгу?

* * *

Как опережающее задание и хорошее вступление к изучению Кавказа (7 класс, география) одному из учеников предлагаю прочитать наизусть отрывок из стихотворёния М.Ю.Лермонтова:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой...

Прекрасен ты суровый край свободы

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над головой огромных привидений

Колеблемые перья — и луна

Под синим сводом странствует одна.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Почему Лермонтов называет Кавказ седым?

2. Чем вы объясните тот факт, что вершины Кавказа покрыты снегами и ледниками?

(Чтобы точнее ответить на этот вопрос, обращаю внимание учеников на тектоническую карту).

При изучении темы “Экологические проблемы” в разных курсах географии, характеризуя гидросферу, читаю стихотворение Н.Черкасовой:

Было море чистое, лучистое,

Но построили завод,—

И не стало чистых вод—

Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно

И от этого завода

Стало все грязным грязно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Что такое экологические проблемы?

2. Какие последствия ожидают человечество в случае запоздалого решения проблемы загрязнения гидросферы?

Учащиеся знают, что миф — это древнее народное сказание о легендарных героях, богах или о происхождении явлений природы. С некоторыми из них, например мифами древней Греции, они знакомятся на уроках истории Древнего мира в 6 классе. Есть свои мифы и у народов Я использую данную историческую литературу при изучении Австралии в курсе “Географии материков и океанов” в 7 классе:

БУМЕРАНГ И ЛУНА.

Это случилось очень давно. Однако и тогда мир, землю, деревья, реки люди видели такими же, какими мы видим их теперь. Но небо было другим- темным, без Луны.

Однажды вечером Байоме, великий создатель, услышал, как спорят между собой кенгуру, вомбат, коала и эму. В те давние времена животные жили свободно, пищи было достаточно, а врагов у них не было. Постепенно многие из них возомнили, что равны всемогущему Байоме.

В тот вечер вомбат, эму, кенгуру и коала хотели выяснить, кто из них самый сильный, самый ловкий, самый великий, т.е. такой же как и Байоме,— Всевышний в образе человека. В пылу спора они затеяли было драку, но Байоме предложил всем принять участие в состязании: каждый должен был сделать что—нибудь такое, что доказало бы его превосходство над Другими, в том числе и над самим Байоме.

Первым вомбат с необычайной быстротой вырыл нору, и его тучное тело тут же исчезло под землей. Затем он вылез, отряхнулся и отошел, довольный собой. Вторым был эму. Он ринулся вперед и побежал так быстро, что только самые остроглазые смогли уследить за ним взглядом.

Потом кенгуру стал совершать прыжки через самые высокие деревья. Прыгал долго, пока не устал. Настала очередь коалы — он забрался на вершину самого высокого эвкалипта. Ветер раскачивал тонкие ветви, а коала цепко держался за одну из них и объедал листочки. Он сидел так, пока не наелся досыта, потом спустился вниз и с победоносным видом посмотрел на своих противников.

Спор разгорелся с новой силой. Каждый считал себя победителем, и тогда спорщики обратились к Байоме с просьбой рассудить их. Байоме с укором посмотрел на них, подошел к костру, выбрал самый большой бумеранг, встал в позу для метания. Какое-то мгновение Байоме был неподвижен, а затем с силой метнул бумеранг в уже почерневшее вечернее небо. Все выше и выше поднимался бумеранг, пока не достиг неба и не остановился. С удивлением и страхом глядели птицы и звери на бумеранг, который светился каким-то дивным светом, отчего вокруг стало светлее.

Байоме сказал, что самый великий из всех живых существ на Земле – человек. Так великий Байоме доказал свое превосходство и подарил миру Луну. Она и поныне сияет на небе, а в иные дни очень похожа на бумеранг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как описана в мифе природа Австралии?

2. Появление каких природных явлений пытается объяснить миф?

З. Как понимали аборигены взаимоотношения человека и диких животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка

В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....

Зачётная работа №11 по теме "Литература 50-90-х годов: поэзия и проза", 12 класс вечерней школы

Зачётная работа №11 "Литература 50-90-х годов: поэзия и проза" составлена для обучающихся 12 класса вечерней школы на основе учебника пол редакцией В.П.Журавлева. Позволяет быстро проверить знания обу...

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

Урок-погружение в мир поэзии и прозы на основе обзора произведений о войне (в рамках межкустового семинара по обмену опытом)

Цель: проанализировать произведения поэзии и прозы о войне для  отработки одного из этапов к написанию «зимнего» сочинения .( блок «Вопросы, задаваемые человечеству войной».)Задачи: ·...

Поэзия и проза урока.

Мои размышления на подготовку к уроку в свете ФГОС второго поколения. О пользе технологической карты урока....