«Формирование интереса к урокам Адаптивной физической культуры»
методическая разработка по физкультуре
Воспитание интереса к урокам адаптивной физкультуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes_k_afk.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
Выступление на МО учителей - предметников
«Формирование интереса к урокам
Адаптивной физической культуры»
Подготовила:
учитель физической культуры
Пуршева Оксана Сергеевна
Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, которая, с одной стороны, адаптирована для людей с ОВЗ (с двигательными, ментальными расстройствами и пр.), а, с другой стороны, она увеличивает возможность адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.
Цели и задачи адаптивной физической культуры
-Улучшение здоровья и профилактика заболеваний.
-Развитие координации движений, гибкости, силы и выносливости.
-Улучшение психологического состояния и качества жизни детей с ОВЗ.
-Повышение самооценки и уровня социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Приучить к таким упражнениям, которые будут им по силам, и научить управлять своим телом и эмоциями.
Дети, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки им легче дается освоение окружающего пространства, улучшаются речь, память, концентрация внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.
Физическая активность для детей с ОВЗ особенно важна, так как дает возможность общаться, позволяет на время забыть о проблемах, поверить в свои силы и способности, а также проявить лидерские качества. Регулярные физические упражнения у детей с ограниченными возможностями способствуют тренировке сердца, нормализации артериального давления, увеличению силы и выносливости, гибкости и координации движений.
Занятия АФК оказывают положительное влияние на детей с ОВЗ сразу по нескольким направлениям:
- физическое развитие - открываются резервные возможности организма, укрепляются мышцы, улучшается гибкость, координация, моторика, общая физическая форма;
- психологическое благополучие - вырабатываются позитивные эмоции, повышается самооценка, ведь даже маленькие победы приносят уверенность в себе;
- социализация - устанавливаются социальные связи, появляется возможность общаться с другими детьми;
- укрепление здоровья - улучшается состояние здоровья в целом и повышается выносливость;
- повседневная жизнь - дети с ОВЗ легче справляются с будничными задачами, учатся обслуживать себя самостоятельно.
При выполнении упражнений дети также развивают речь и интеллектуальные способности, так как физическая активность стимулирует нервную систему и мозг.
Форма построения занятия чрезвычайно важна, ведь занимающиеся – дети, и чтобы добиться ощутимого эффекта, нужно сделать так, чтобы им нравилось выполнять упражнения, было весело и интересно. Поэтому самыми результативными являются занятия в игровой форме. Именно в игре легче реанимировать или освоить двигательные функции, научиться общаться и дружить, да еще и приобрести хорошее настроение.
Важно чередовать умственные и практические задания, чтобы избежать переутомления у юных физкультурников, не забывая поощрять их за малейшие успехи.
Проявляет или не проявляет учащийся интерес к занятиям адаптивной физической культурой - это зависит от многих переменных в его мотивации. К таким переменным относятся: смысл занятий физическими упражнениями и выполнения гигиенических требований для конкретного ученика; мотивы занятий; его умение ставить и реализовывать цели; эмоциональность упражнений. Интерес определяют также условия занятий физической культурой, характер взаимоотношений учащегося с учителем, с товарищами по классу в процессе этих занятий; отношение к занятиям физической культурой у родителей, учителей других предметов, классных руководителей.
Дело в том, что мотивация по отношению к школьнику есть внутренняя и внешняя. Как же определить, каким является тот или иной мотив: внешним или внутренним? Оказывается, очень просто. Если школьнику предоставляется свобода действий, и он бросает занятие, то это значит, что оно мотивировалось внешним мотивом. При воспитании процессуальных мотивов, безусловно, необходимо создавать максимально удовлетворяющие школьников условия занятий адаптивной физической культурой (разнообразный инвентарь, оборудование, температурные, эстетические, гигиенические условия и т.д.). И в то же время воспитанников нужно готовить к жизни, к реальным условиям и возможностям, имеющимся в нашем обществе для занятий адаптивной физической культурой. А эти условия у нас крайне неблагоприятные (мизерное количество бассейнов, спортзалов, крытых сооружений и т.д.). Поэтому школьников необходимо приучать заниматься на открытом воздухе.
Мотивация занятий АФК должна иметь многоуровневый характер: от далёких перспектив в физическом совершенствовании - до ближайших целей, задач, мотивов, доступных для реализации в данный момент и период. Ведь именно удовлетворение процессом занятий и вдохновение успехом вызывают внутренние мотивы (интерес к занятиям). Если таковых не будет, внешние мотивы не будут школьником выбраны, то есть при первой возможности будут им отвергнуты.
Подводя итог сказанному, можно сделать такое заключение: воспитание внешней мотивацией, исходящей от учителя, только тогда достигает цели формирования крупиц интереса, когда требования его соответствуют индивидуальным возможностям ученика, то есть являются для него оптимальными (не очень трудными и не очень лёгкими). Только в этом случае включается механизм внутренней мотивации, определяющий интерес к занятиям физической культурой.
Воспитание внутренних учебно-познавательных мотивов. Воспитание таких мотивов - процесс длительный и сложный. Важно, чтобы средства и методы решения этой задачи соответствовали возрастным возможностям и особенностям школьников. У младших школьников есть естественная, врожденная потребность в новых впечатлениях, в новой информации. Нужно ее всячески удовлетворять, формируя при этом учебно-познавательную мотивацию. Здесь необходимы конкретные, наглядные примеры, яркие, впечатляющие аргументы, убеждающие ребенка в эффективности технически правильного выполнения упражнений, необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, питания и т.д. Ведь это все относится к личной физической культуре школьника. Такие знания даются непосредственно в процессе уроков и, в частности, при выполнении упражнений. В средних, а тем более в старших классах подобные сведения целесообразно сообщать на специальных теоретических уроках, которые лучше проводить в помещении класса. Ведь физическая культура - это понятие, прежде всего духовное. Нельзя превращать ее только в тренинг, а тем более в дрессировку, когда дети вообще не знают и не понимают, зачем они бегают, прыгают, передвигаются на лыжах и т.д. Очень важно, чтобы учащиеся убеждались в эффективности соблюдения всех рекомендаций учителя на собственном опыте, на своих результатах, показателях, самочувствии и т.д. В этом случае наиболее успешно формируется внутренняя мотивация, определяющая интерес к физической культуре.
К специальным средствам воспитания учебно-познавательных мотивов следует отнести наглядные пособия, учебные стенды и учебные карточки. К сожалению, эти самые эффективные средства в школах на уроках физической культуры практически не применяются. А ведь стоит только к ним обратиться, и эффект будет очевиден: школьники, да и сами учителя буквально преображаются, интерес учащихся к занятиям возникает моментально. В каждой школе следует иметь "Учебный стенд", на котором вывешиваются схемы, рисунки изучаемых двигательных действий. Лучше делать их цветными. Под рисунками пишутся или печатаются теоретические сведения.. Многие учителя думают, (Что достаточно только собственного) показа упражнения и нет никакой необходимости в другой наглядности. Это глубокое заблуждение; 95 % информации школьник получает при фиксированных глазах. Поэтому нужна статика, неподвижность при изучении техники. Кроме того, нельзя научить ребенка сразу всему двигательному действию в целом.
Нужно учить правильным рабочим позам, а переход от одной позы к другой - это и есть движение. Соединяя движения, школьники выполняют целостные двигательные действия, определенные программой по физическому воспитанию. А разве можно обучить рабочим позам без схем, рисунков? Ведь учитель не может повиснуть в воздухе, остановиться в полете и т.д. Вот и получается, что ребята не умеют выполнять правильные, красивые движения. Учебные карточки прошли проверку школьной практикой.. Большое значение в формировании учебно-познавательных мотивов имеет применение видеороликов, безусловно, яркие, убедительные разъяснения учителем всех затрагиваемых в процессе физического воспитания психофизиологических и биомеханических закономерностей. Нужно постоянно воздействовать на ум и в целом на интеллект школьника. Этому обязывает, само название нашего предмета - АФК. Название по оригинальности - единственное в школе, но правильное. Нельзя заставить человека работать над собой, совершенствовать себя физически, а за тем поддерживать физические кондиции, сохранять свое здоровье, если он не будет физически культурным человеком. Можно после окончания школы не заниматься физикой, математикой, любым другим предметом, но нельзя бросать занятия физической культурой. Интерес к физической культуре является не только общественно необходимым, но и жизненно важным для каждого человека.
Технические средства воспитания. Музыкальное сопровождение позволяют успешно формировать мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями, повышать эффективность уроков физической культуры, секционных занятий и внеклассных мероприятий. Однако внедрение технических средств обучения в процессе физического воспитания происходит крайне медленно. Виной тому недооценка таких средств и слабая подготовленность учителей к этому важному для формирования интереса к физической культуре делу.
Традиции урока. Важное значение, в воспитании мотивации учащихся имеют соответствующие желаниям и потребностям школьников традиции уроков адаптивной физической культуры. Следует особо подчеркнуть - именно сформировавшиеся традиции, а не эпизодические и не последовательные попытки их внедрения, которые, как правило, дают низкий воспитательный эффект. Только традиции, то есть длительное воздействие на процессуальные мотивы, способны сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Желания и потребности школьников связываются обычно с определенным порядком, дисциплиной на уроках, с красивым внешним видом учителя и учащихся, с красотой и эстетичностью обстановки, с доброжелательными отношениями между учащимися, между учителем и учащимися. Эти желания и потребности школьников могут быть удовлетворены следующими традициями.
Например, должно быть установлено неукоснительное правило как для учителя, так и для учащихся - готовиться к уроку физкультуры до начала урока. Школьники всех возрастов одинаково отрицательно относятся к очередям (ожиданиям) при входе в раздевалки, при получении инвентаря, к простоям ввиду неподготовленности мест, оборудования, разметок и т.д. И, наоборот, у них вызывает глубокие положительные эмоции чёткое начало и проведение всего урока, постоянная занятость делом, опрятность и чистота в раздевалках, в местах занятий. Следует всегда помнить, что долг педагога - уважать, помогать, сочувствовать школьнику, и это, как правило, дает желаемый конечный эффект в воспитании у учащихся процессуальной мотивации занятий физической культурой. Важно проявлять глубокое уважение к личности школьника при оценке результатов учебной деятельности: прежде всего, видеть и отмечать достоинства, а потом недостатки. Безусловно, это не означает отсутствия требовательности к учащимся, недопустимости возмущений учителя ("Учитель должен уметь возмущаться!", - говорил А.С. Макаренко). Но все это не должно переходить в чувство неприязни к воспитаннику. Как можно больше уважения к школьнику и как можно больше справедливых; и понятных для него требований - это правило всегда на вооружении у талантливых педагогов. А теперь еще об одной традиции. Когда речь заходит о соблюдении гигиены учебного труда, гигиены спортивного костюма, одежды и учебного помещения (о чистоте в зале, влажной уборке зала, исправности оборудования, инвентаря, чистоте гимнастических матов, о достаточности освещения в зале, оптимальной температуре и т.д.), то в сознании педагогов актуализируются обычно только проблемы профилактики заболеваний, травм, сохранения здоровья школьников. И как-то очень редко осознается тот факт, что несоблюдение этих условий, отсутствие таких традиций в работе по физическому воспитанию наносит значительно больший, ущерб формированию процессуальных мотивов, процессуального интереса к занятиям физической культурой.
Интерес к занятиям физическими упражнениями на уроках адаптивной физической культуры успешнее формируется при высокой занятости школьников, при творческой коллективной деятельности всех учащихся. В современной школе, где в классах достичь этого невозможно без установления традиции активной работы групповодов - помощников учителя, взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся. Но для установления такой традиции нужна, соответствующая психолого-педагогическая ориентация, всего учебно-тренировочного процесса на уроке. Нельзя заставить школьника: помогать товарищу, если он не знает, в чём нужно помочь, как помочь, если он не испытывает мотивации к этому. Тем более нельзя "насильно" заставить учащихся взаимно контролировать друг друга. Неотъемлемым условием взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся, творческой коллективной учебно-тренировочной деятельности на уроке является включение процесса обучения и развития двигательных качеств в соревновательную деятельность, когда класс выступает как единый коллектив в первенстве школы по каждому разделу школьной программы. При этом каждому учащемуся определяется индивидуальный, доступный результат.
Эффективным средством формирования у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, спортом могут быть спортивные соревнования. Но это возможно лишь при рациональной их организации и проведении..
Самыми массовыми соревнованиями, в которых участвуют все школьники, должна быть спартакиада школы. Причем для успешного формирования у школьников интереса к физическим упражнениям эти соревнования должны включать те виды физических упражнений, техника которых изучается и совершенствуется на уроках физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы мотивации в формировании интереса к занятиям физической культурой
Интерес к физической культуре-одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к обучающимся мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна ...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
Одной из актуальнейших проблем современного общества является физическое здоровье нации. Этой проблеме уделяется внимание на государственном уровне, разрабатываются и реализуются национальные про...
Из опыта работы "Формирование интереса к урокам физической культуры через проведение внеклассных мероприятий"
Выступление из опыта работы....
формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом
формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось в перио...