программа до
рабочая программа по физкультуре

Программа ДО по гандболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gandbol24.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Интеллект» городского округа Спасск-Дальний

Рассмотрена и рекомендована

на заседании методического совета

____________________________

Протокол № 1 от г

Утверждена приказом директора МБОУ ЦО «Интеллект»

________________________

Приказ №165 от г.

«ГАНДБОЛ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 11-18 лет

Срок реализации: 1год

Баранов Сергей Викторович

Педагог дополнительного образования

г. Спасск-Дальний

2024 г.

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

#1055;ояснительная записка

Актуальность программы

Программа для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в объединении способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.

Программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться гандболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «гандбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Гандбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков, четкости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Занятия гандболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.

Игровая обстановка в гандболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности гандбола создают благоприятные условия для воспитания у ребят умения управлять эмоциями, контролировать свои действия, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, гандбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Направленность программы - физкультурно-спортивная

Уровень освоения - стартовый

Адресат программы - учащиеся 11-18 лет МБОУ ОЦ «Интеллект», не имеющие медицинские противопоказания для занятий гандболом.

Особенности организации образовательного процесса:

- условия набора и формирования групп производится на добровольной основе, не имеющие противопоказаний для занятий гандболом, Наполняемость групп от 12 до 20 человек.

- режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу,

- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;

- продолжительность образовательного процесса - 72 часа в год.

#1062;ель и задачи программы

Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей посредством приобщения к регулярным занятиям гандболом.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; дисциплинированность;
  • научить способам снятию стрессов и раздражительности;
  • развить способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.

Развивающие:

  • развить координацию движений и основные физические качества;
  • развивать двигательные способности,
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

Обучающие:

  • обучить детей техническим приемам игры;
  • дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
  • дать необходимые дополнительные знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (гандбол);
  • обучить грамотно регулировать свою физическую нагрузку.

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Общие основы гандбола ПП и ТБ. Правила игры.

3

3

-

Опрос

2

Общефизическая подготовка

12

1

11

Зачёт

3

Специальная подготовка

22

1

21

Фронтальный

4

Техническая подготовка

22

1

21

Учебная игра

Тесты

5

Тактическая подготовка

11

1

10

Учебная игра

Тесты

6

Контрольные и календарные игры

2

-

2

Зачет

Итого

72

7

65

  1. Содержание учебного плана.

1. Общие основы гандбола ПП и ТБ. Правила игры.

Теория

Физическая культура и спорт в России. Развитие гандбола в России и за рубежом. Врачебный контроль. Правила игры, организация и проведение соревнований по гандболу. Техника безопасности на занятиях гандболом.

2. Общефизическая подготовка

Теория

Всестороннее развитие двигательной деятельности игрока

Практика

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Маховые движения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Круговые движения туловищем, повороты и наклоны, упражнения на координацию. Маховые движения рук и ног. Пружинистые приседания. Приседания на одной ноге. Прыжки. Упражнения на снарядах (канат, бревно, гимнастическая скамейка, шведская стенка). Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (1—3 кг). Броски мяча друг другу разными способами одной и двумя руками. Жонглирование набивным мячом/Упражнения для ног и мышц брюшного пресса (стоя, сидя, лежа).

Легкоатлетические упражнения. Бег медленный, до 5—7 мин. Бег по пересеченной местности, в лесу. Бег на 30—60 м на скорости. Повторный бег 5X40 м, 6x30 м, 3X100 м. Бег на время 300, 500, 800 м. Прыжки в длину и высоту с разбега. Тройной прыжок с разбега. Многоскоки. Метание мячей, толкание набивного мяча. Эстафеты.

Акробатические упражнения. Кувырок вперед с разбега, с прыжка. Кувырок назад. Стойка на голове. Кувырок вперед из стойки на голове. Падение вперед из стойки на коленях, без опоры рук. Стойка на руках с переворотом в сторону. Падение с разбега, с имитацией броска. Лыжи. Прогулка на 8—12 км. Повторное прохождение отрезков 4— 5ХЮО м, 3—4X200— 250 м, 2—3X300 м. Горнолыжная техника: преодоление спусков, подъемов, слалом, прыжки со снежных трамплинов. Подвижные игры. С бегом на скорость, единоборствами, прыжками, метаниями, ловлей и передачей мячей, бросками на дальность и точность. Спортивные игры: баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, лапта.

#1057;пециальная подготовка

Теория

Всестороннее развитие двигательной деятельности игрока

Практика

Упражнения для развития быстроты: бег на 10—30 м из различных стартовых положений, челночный бег, бег с хода на 10—20, 30 м, ведение мяча с максимальной скоростью на 20—30 м с обводкой препятствий, бег прыжками на одной и двух ногах, бег с изменением направлений, с прыжками на 90 и 180°, различные эстафеты.

Упражнения для развития ловкости: акробатические упражнения в сочетании с перемещениями гандболиста, ловлей и передачей мяча, бросками в ворота, блокированием, прыжками с поворотами, падениями (на пол, на маты), преодоление препятствий в эстафетах: барьеры —под планкой, между ног гимнастического коня, через

стол, стул, в прыжках с падениями и кувырками —выполнение элементов игры — передача и ловля мяча, ведение, бросок.

Упражнения для развития прыгучести: Много скоки на одной и двух ногах, прыжки с места и в длину — тройные, многократные, прыжки в глубину и через препятствия, бег по «кочкам», песку, воде, снегу, упражнения со скакалкой, броски в прыжке, прыжки в высоту с доставанием предмета (многократно), эстафеты с прыжками. Упражнения в бросках и ловле мяча для развития мышечной силы и быстроты: упражнения с отягощениями (блины от штанги, гантели, гири, набивные мячи и т. п., предметы) выполнять только в быстром темпе сериями по 8—10 повторений; броски набивного мяча, броски гандбольного мяча на дальность; броски мяча в стенку (сетку) и ловля — на быстроту, метание мяча на дальность.

Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.

4. Техническая подготовка

Теория

Организационно-методические указания по теме. Техника нападения.

Практика

Совершенствование ранее изученных действий с акцентом на скоростные действия. Передача мяча в прыжке с поворотом, в одно касание в движении. Ловля и передача мяча с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. Броски в опорном положении с места, в движении. Броски с отклонением корпуса. Комбинированные броски. Бросок в прыжке. Броски с линии 6 м с сопротивлением одного и двух защитников. Финты без мяча и с мячом. Передача и ловля мяча в атаке с отрывом. Бросок с хода. Эстафеты с перемещениями, ловлей, передачей, бросками мяча в ворота. Техника защиты. Повторное выполнение выходов с блокированием, групповое блокирование бросков, блокирование* нападающего, опека линейного нападающего, опека крайнего, техника выходящего защитника, спекание бьющей правой и левой руки, освобождение от заслона. Эстафеты. Техника игры вратаря. Боковая стойка вратаря, выходы вратаря на фланге, обманные действия вратаря, «шпагаты», падения за мячами, отражение мячей в броске, организация «стенки», организация контратаки, отражение бросков в разные углы ворот.

  1. Тактическая подготовка

Теория

Характеристика игровых действий в нападении и защите. Роль техники в развитии игры. Установка и разбор игры. Тактическая разведка противника. Тактический план на игру. Тактика нападения.

Практика

Совершенствование изученных действий. Индивидуальные тактические действия: ложные действия с мячом и без мяча, финты, действия на различных игровых местах — на краю, в линии, в центре, игра в отрыв, замены. Групповые тактические действия: взаимодействия при позиционном и комбинированном нападении, с крестные и параллельные перемещения с поворотом мяча на другой фланг, тактические комбинации вдвоем и втроем, групповой отрыв. Командные тактические действия: позиционное нападение, поточные нападения, игра при численном большинстве и меньшинстве, общекомандные тактические комбинации, тактика окончания игры, эшелонированное стремительное нападение.

Тактика защиты. Совершенствование изученных действий, крайние защитники, полусредние защитники, центральные защитники, передние защитники. Индивидуальные тактические действия: «персональная опека» нападающего, выходы, блокирование бросков на выходах, взаимодействия с вратарем при блокировании, перехват мяча. Организация контратаки. Групповые тактические действия: опека при контратаке противника, опека после потери мяча, действия в большинстве, стандартные связки, смена подопечных при заслоне, подстраховка. Командные тактические действия: персональная защита на своей половине поля, зонная защита 4—2, 3—3, комбинированная защита 4 + 2. Защита в стандартных положениях. Защита против различных систем нападения. Защита при численном неравенстве. Учебные и контрольные игры, односторонние и двухсторонние. Соревнования по гандболу. Участие в плановых товарищеских и календарных играх на первенство школы, города, района.

6. Контрольные и календарные игры

Практика: Контрольные и календарные игры. Зачет.

Планируемые результаты

Личностные:

  • у обучающегося будет чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; дисциплинированность;
  • обучающийся будет уметь снять стресс и раздражительность;
  • обучающийся будет уметь работ в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.

Мета предметные:

  • обучающийся будет знать, как развить координацию движений и основные физические качества;
  • обучающийся приобретёт двигательные способности,
  • обучающийся приобретёт навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

Предметные:

  • обучающийся будет владеть техническим приемам игры гандбол;
  • у обучающегося сформируется представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
  • обучающийся будет знать области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (гандбол);
  • обучающийся будет уметь грамотно, регулировать свою физическую нагрузку.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с гандбольной разметкой площадки, гандбольными воротами.

спортивный инвентарь:

  • гандбольные мячи на каждого обучающегося;
  • набивные мячи - на каждого обучающегося;
  • перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
  • гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося
  • гандбольные ворота;
  • резиновые эластичные бинты на каждого обучающегося;
  • гимнастических матов;
  • гантелей;
  • футбольных, баскетбольных и теннисных мячей.

спортивные снаряды:

  • гимнастические скамейки – 5-7 штук
  • гимнастическая стенка – 15 пролетов

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. Дидактические материалы:
  • Картотека упражнений по гандболу.
  • Схемы и плакаты освоения технических приемов в гандбол.
  • Правила игры в гандбол.
  • Правила судейства в гандболе.
  • Положение о соревнованиях по гандболу.
  1. Методические рекомендации:
  • Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
  • Рекомендации по организации подвижных игр с гандбольным мячом.
  • Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по гандболу.
  • Инструкции по охране труда.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

С первых занятий обучающиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.

Оценочные материалы и формы аттестации

Этапы контроля:

  1. входной контроль, (предварительный) - беседа-опрос; пробный показ;
  2. текущий (проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения);
  3. промежуточный – соревнования в середине учебного года;
  4. итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме - открытого занятия, сдачи тестов.

Контрольные нормативы

1 уровень подготовки, 1-3 года обучения

Двигательные

Двигательные задания

п/п

способности

мальчики

девочки

1

Силовые

Подтягивание на низкой

Подтягивание на низкой

перекладине (кол-во раз)

перекладине (кол-во раз)

2

Скоростные

Бег 30 м (с)

Бег 30 м (с)

3

Координационные

Челночный бег 50 м (с)

Челночный бег 50 м (с)

4

К общей

Передвижение (ходьба + бег)

Передвижение (ходьба +

выносливости

1200 м (с)

бег) 1200 м (с)

5

К гибкости

Наклон вперед, стоя (см)

Наклон вперед, стоя (см)

6

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в длину с места

Скоростно-

(см)

силовые

Бросок н/мяча (1кг) двумя из-

Бросок н/мяча (1кг) двумя

за головы, сидя (см)

из-за головы, сидя (см)

Двигательное задание

Пол

Уровни подготовки 16 -18

1

2

3

Подтягивание на низкой перекладине

м

13

18

20

ж

7

10

12

Бег 30 м (сумма двух попыток)

м

12,5

12,0

11,5

ж

13,0

12,5

12,0

Бег 1200 м

м

-

450

415

ж

-

480

450

Челночный бег 50 м

м

16,0

15,5

15,0

ж

16,5

16,0

15,5

Наклон вперед, стоя

м

5

6

7

ж

7

8

8

Прыжок в длину с места

м

130

140

150

ж

125

135

145

Бросок н/мяча 1 кг двумя из-за головы

м

200

250

300

ж

170

200

250

Возможные формы фиксации результатов:

  • диагностическая карта «Выявление первоначального уровня, знаний, умений, возможности детей и их природных данных».
  • информационная карта диагностики освоения учащимися общеобразовательной программы за год.
  • «Карта учета спортивных достижений учащихся», в журнале
  • Видеозаписи и фотографии.

Методические материалы

При обучении используются основные методы такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Данная программа предполагает следующие формы занятий:

  • Практикум

Большинство занятий выглядит как самостоятельное выполнение учащимися заданий с последующим индивидуальным обсуждением решения с педагогом или обсуждением сучащимися. В конце каждого занятия педагог проводит полный разбор выданных заданий (включая анализ встречавшихся ошибок).

  • Лекционно-практические занятия.

Занятие, посвященное освоению новой теории, может начинаться как с мини- лекции педагога с введением новых понятий, так и с индивидуального апробирования детьми заданий тематической серии. После индивидуального выполнения заданий детьми и индивидуального обсуждения решения с педагогом следует рассказ преподавателя о возможных, о возможных подходах к обсуждаемой теме и взаимосвязях с ранее изученными темами. Задания могут быть как теоретическими, так и экспериментальными. Возможна комбинация этих подходов.

  • Лекция.

Часть занятий проводится в форме лекции педагога, читающего теоретический материал. Обсуждается новая волейбольная теория и обучающимся предлагается ее проверить практически в игре. Возможны разнообразные комбинации предложенных методов.

  • Соревнование.

Регулярно проводятся различные личные и командные соревнования. Данная форма работы в объединениях позволяет проводить оперативный мониторинг текущей успеваемости детей, вносит разнообразие в учебный процесс.

  • Игра.

Для развития навыков работы в группах проводятся игры, соревнования.

Работа с родителями: организация родительских собраний с целью совместного решения проблем воспитания учащихся, развития творческих способностей ребенка привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Такая работа способствует формированию общности интересов детей, родителей и педагога, служит эмоциональной и духовной близости.

Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

2 полугодие

Возраст детей, лет

11-18

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

72

Календарный план воспитательной работы

Наименование мероприятия

дата

1.

Беседа по ТБ во время занятий в спортивном зале

Сентябрь

2.

Международный день учителя.

Октябрь

3.

Беседа посвященная дню народного единства

Ноябрь

4.

День добровольца (волонтера) в России

Декабрь

5.

Международный день памяти жертв Холокоста.

Январь

6.

День защитника отечества

Февраль

7.

Международный женский день

Март

8.

Беседа посвященная Дню космонавтики

Апрель

9.

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти, проект «Окна Победы»

Май

Список литературы:

1. Игнатьева, Валентина Теория и методика гандбола / Валентина Игнатьева. - М.: Спорт, 2020

2. Шестаков, М.П. Гандбол. Тактическая подготовка / М.П. Шестаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2018

3. Щепанова, Анна Техника и тактика игры вратаря в гандболе / Анна Щепанова. - М.: Флинта, 2021

4. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей. М., «Просвящение», 2019

5. Гарбаляускас Ч.Л., Играем в ручной мяч: Кн. Для учащихся сред. И ст. классов. – М.: Просвещение, 2019

6. Кудрицкий В. Н., Цапенко В. А. Техника игры в гандбол и методика обучения / В. Н. Кудрицкий, В. А. Цапенко. Методические рекомендации. – Брест БрГТУ, 2022

Ссылки на электронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...