программа до
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Интеллект» городского округа Спасск – Дальний
Рассмотрена и рекомендована на заседании методического совета ____________________________ Протокол № 1 от #1075;. | Утверждена приказом директора МБОУ ЦО «Интеллект» __________________________ Приказ №165от #1075;. |
ФУТБОЛ В ШКОЛУ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы – 1 год
Баранов Сергей Викторович,
Педагог дополнительного образования
г. Спасск-Дальний
2024 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность.Социально-экономические потребности современного общества в здоровом, воспитанном и активном подрастающем поколении.
Общеразвивающая программа «Футбол в школу» создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.Командный характер игры «футбол» воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый обучающийся может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять умственное и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий футболом. Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению.
Общеразвивающая программа «Футбол в школу» имеетфизкультурно-спортивнуюнаправленность, соответствует базовомууровнюобучения.
Отличительные особенности программы – в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения, а также позволяет выделить лучших игроков для формирования сборных команд школы разных возрастов для участия в соревнованиях «Кожаный мяч» и «Мини футбол в школу». Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
В условиях современной общеобразовательной школы у школьников в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Футбол в школу», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Адресат программыПрограмма предназначена для мальчиков и девочек с 10 до 16 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий футболом, учащихся МБОУ «Гимназия». Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение игре футбол на базовом уровне. Наполняемость в группе от 10 до 20 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятий: основная форма учебно-тренировочное занятие, предусмотрено планом открытые занятия, турниры, соревнования, коуч- класс.
По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Количество занятий – 2 раза в неделю по 1 часу, 70 часов в год. Продолжительность занятий 1 час.
Срок реализации программы - 1 год.
Цель и задачи программы
Цель программы:Обучение игры футбол на базовом уровне.
Задачи программы:
Воспитательные:
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- сформировать привычку здорового образа жизни.
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания во время игры в футбол;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Обучающие:
- овладеть различными приемами владения мячом;
- обучитьосновным техническим и тактическими элементам футбола и применение их в игре в групповыхи командных действиях в нападении
и защите; - изучить правила футбола, организацию и судейство соревнований.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
| Количество | Формы аттестации / контроля | ||
Название раздела, темы | Всего | Теоретические сведен. | Практические занят. | ||
1 | Знания о футболе | 4 | 1 | 3 | |
Правила игры. Жесты судьи. | 1 | 1 | 0 | Опрос | |
Судейство учебной игры. | 3 | 0 | 3 | Зачет | |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 0 | 20 | |
Общая физическая подготовка | 10 | 0 | 10 | Тестирование | |
Специальная физическая подготовка | 10 | 0 | 10 | Тестирование | |
3 | Техника и тактика игры | 44 | 3 | 41 | |
Техническая подготовка | 36 | 0 | 36 | Соревнования | |
Тактическая подготовка | 10 | 3 | 7 | Соревнования | |
4 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | Тестирование Тестирование | |
Итого: | 70 | 8 | 62 |
Содержание учебного плана.
РАЗДЕЛ 1. Знание о футболе.
- Тема:Правила игры. Жесты судьи.
Теория. Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол.Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом
в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение соревнований по футболу для обучающихся младшего возраста во время активного отдыха и каникул.
Тема:Судейство учебной игры.
Практика.Подготовка места соревнований (игры). Составление графика игр, судейство игры (судейство осуществляется тремя обучающимися).
РАЗДЕЛ #1054;бщая и специальная физическая подготовка.
Тема: Общая физическая подготовка.
Практика.Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Тема: Специальная физическая подготовка
Практика.Техника передвижения: бег обычный, спиной вперед, скрестным
и приставным шагом, по прямой, дугами, с изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.
Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на одной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении. Остановка во время бега выпадом и прыжком.
РАЗДЕЛ 3: Техника и тактика игры
Тема: Техническая подготовка
Практика.Удары по мячу ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъёма, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа и слева) мячу; по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма; внешней частью подъёма; после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое среднее расстояние.Остановка мяча, ведение мяча, обманные движения (финты), отбор мяча, вбрасывание мяча.
Тема: Тактическая подготовка.
Теория. Изучение тактики игры в футбол:
- индивидуальные тактические действия (в защите, в нападении);
- групповые тактические действия (в защите, в нападении);
- командные тактические действия (в защите, в нападении).
Просмотр видео роликов игры футбол (определить тактику игры).
Практика.Тактические действия в нападении:
-индивидуальные действия без мяча.Выбор месторасположения
на футбольном поле;
-индивидуальные действия с мячом. Способы остановки в зависимости
от направления, траектории и скорости мяча;
-групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков;
Тактические действия в защите:
-индивидуальные действия. Выбор позиции по отношению «опекаемого» игрока и противодействие получению им мяча.Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча;
-групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
Тактика вратаря.Выбор правильной позиции в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара». Розыгрыш мяча от своих ворот; вести мяч
в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию
при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Планируемый результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и самообразованию; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания во время игры в футбол;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в разных игровых ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций во время игры в футбол; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в игровой деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программы, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления с использованием игры в футбол;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с правилами и условиями игры в футбол; определять наиболее эффективные способы достижения игрового результата;
- владение двигательными действиями и физическими упражнениями футбола и активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- овладение способностью использовать знаки, символы, схемы в игровой и соревновательной деятельности по футболу.
Предметные результаты: характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умении творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий футболом.
- формирование первоначальных представлений о развитии футбола, олимпийского движения, истории возникновения и развития игры в России и мире;
- владение различными приемами владения мячом;
- применение тактических и стратегических приемов организации игры
в футбол в быстро меняющейся игровой обстановке; - применение различных приемов владения мячом и специальными упражнениями футбола, активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий по программе требуется:
№ | Наименование спортивного оборудования и инвентаря | Количество |
Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола (комплект) | Д | |
Ворота для футбола | Д | |
Табло игровое (электронное) | Д | |
Насос для накачивания мячей с иглой | Д | |
Жилетки игровые | К | |
Сетка для хранения мячей | Д | |
Конус игровой | П | |
Свисток | Д | |
Секундомер | Д | |
Мячи футбольные № 4, 5 | К | |
Карточки для судейств | К | |
Доска мини с разметкой поля | Д |
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Теоретические материалы - разработки:
- Инструкции по охране труда и техники безопасности на занятиях футболом.
- Положение о проведении школьного турнира по футболу и мини футболу.
- Тесты физической подготовленности по ОФП (ГТО).
- Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по футболу (карточки).
- Картотека стрейченговых упражнений для разминки.
- Картотека круговых тренировок по общей и специальной физической подготовки.
- Картотека поточных тренировок по общей и специальной физической подготовки.
- Видеозаписи соревнований.
- «Правила игры в футбол и мини футбол».
- Видеозаписи выступлений учащихся.
- «Правила судейства в футбол и мини футбол».
- Регламент проведения турниров по футболу и мини футболу различных уровней.
- Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр.
- Рекомендации по организации соревнований по футболу и мини футболу.
Оценочные материалы и формы аттестации
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в городских соревнованиях по футболу и мини футболу.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей физической подготовке, специальной физической подготовке и технико-тактической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Показатели
контрольно-тестовых диагностических (промежуточной аттестации) и аттестационных (итоговой аттестации) упражнений по ОФП, СФП.
Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | ||||||
Мальчики | Девочки | |||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||
Общая физическая подготовленность | ||||||||
Скоростные | Бег 30 м, с | 11 12 13 14 15 | 6,3 6,0 5,9 5,8 5,5 И более | 6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 | 5,0 4,9 4,8 4,7 4,5 и менее | 6,4 6,3 6,2 6,1 6,0 иболее | 6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 | 5,1 5,0 5,0 4,9 4,9 и менее |
Координационные | Челночный бег 3 × 10 м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 9,3 9,3 9,0 8,6 и более | 9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 | 8,5 8,3 8,3 8,0 7,7 и менее | 10,1 10,0 10,0 9,9 9,7 и более | 9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 | 8,9 8,8 8,7 8,6 8,5 и менее |
Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, м | 11 12 13 14 15 | 140 145 150 160 175 и менее | 160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 | 195 200 205 210 220 и более | 130 135 140 145 155 и менее | 150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 | 185 190 200 200 205 и более |
Выносливость | Шестиминутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 950 1000 1050 1100 именее | 1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 | 1300 1350 1400 1450 1500 и более | 700 750 800 850 900 и менее | 850—1000 900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 | 1100 1150 1200 1250 1300 и более |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 2 2 3 4 и менее | 6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 | 10 10 9 11 12 и более | 4 5 6 7 7 и менее | 8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 | 15 16 18 20 20 и более |
Силовые | Сгибание и разгибание рук:навысокойперекладинеизвиса (мальчики), количество раз; на низкойперекладинеизвиса лежа (девочки), количествораз | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 | 6 7 8 9 10 и более | 4 4 5 5 5 и менее | 10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 | 19 20 19 17 16 и более |
Специальная физическая и техническая подготовленность | ||||||||
Бег 30 м с ведением мяча | 11 12 13 14 15 | 7,6 7,4 7,2 7,0 6,8 | 7,4 7,2 7,0 5,6 6,4 | 7,2 7,0 6,8 6,4 5,2 | ||||
Бег 5 × 30 м, с ведением мяча, с | 11 12 13 14 15 | 40,0 38,0 36,0 34,0 33,0 | 38,0 36,0 34,0 32,0 31,0 | 36,0 34,0 32,0 30,0 29,0 | ||||
Жонглирование мячом ногами Количество раз | 11 12 13 14 15 | 3 5 7 13 15 | 5 7 9 15 19 | 7 9 11 18 23 |
2.3 Методические материалы
Раздел или тема про-граммы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подве-дения итогов |
Знания о игре футбол | Беседа, презентация, игровая. | Беседа, объяснение, показ видеоматериалов | Литература, инструкции по ТБ, правила судейства в футболе, видеоматериалы | Компьютер, проектор. | Опрос, зачет |
Общая и специальная физическая подготовка | Беседа. Показ, Демонстрация. Групповая. Индивидуальная, игровая. Соревнования. | Беседа, объяснение, показ видеоматериалов. Наглядный, игровой, поточный, повторного выполнения, круговой тренировки, соревновательный. | Картотека общеразвивающих упражнений для разминки. Тесты физической подготовленности по ОФП. | Набивные мячи, перекладины для подтягивания в висе, скакалки, секундомер, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гимнастическая стенка, мячи волейбольные, мячи футбольные, мячи баскетбольные | Тестирование |
Техника и тактика игры | Беседа. Показ, Демонстрация. Групповая. Индивидуальная, игровая. Соревнования. | Беседа, объяснение, показ видеоматериалов. Наглядный, игровой, поточный, повторного выполнения, круговой тренировки, соревновательный. | Картотека упражнений по футболу(карточки). Схемы и плакаты освоения технических приемов в футболе. Видеозаписи выступлений учащихся. Видеозаписи тренировок ведущих спортсменов. Видеозаписи соревнований. Регламент проведения соревнований по футболу различных уровней. | Футбольные мячи, стойки конусы, фишки. | Соревнования |
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 35 | |
Количество учебных дней | 70 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие |
|
2 полугодие |
| |
Возраст детей, лет | 8-14 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 140 |
Календарный план воспитательной работы
№ | Наименование мероприятия | Дата | Форма проведения |
1 |
| Сентябрь | Тест Тренеровка Беседа |
2 |
| Октябрь | Тренировка Соревнования Беседа |
3 |
| Ноябрь | Мониторинг Соревнования Беседа |
4 |
| Декабрь | Соревнования Беседа Соревнования |
5 |
| Январь | Беседа Соревнования |
6 |
| Февраль | Соревнования Тренировка Беседа |
7 |
| Март | Тренировка Соревнования |
8 |
| Апрель | Соревнования Тренировка |
9 |
| Май | Соревнования Тесты |
Список использованной литературы
1. Сто одно упражнение для юных футболистов. Малькольм Кук, А.С.Т. Астрель. Москва 2020 г.
2. Харви Д., Даргвонт Р. Футбол Уроки лучшей игры. - М.: Шико, 2022 г.
3. Новая школа футбольной тренеровки «Олимпия Пресс», 2019г. Б.И. Плоп
4. Подготовка футболистов. Теория и Практика. Г.В. Манаков «Советский спорт» - 2019г.
5. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. Учебник для вузов. Ю.Д. Железняк, -2021г.
Ссылки на электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...