программа до
рабочая программа по физкультуре

Программа ДО по волейболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_voley_24.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Интеллект» городского округа Спасск – Дальний

Рассмотрена и рекомендована на заседании методического совета

_____________________________

Протокол № 1 от #1075;.

Утверждена приказом директора МБОУ ЦО «Интеллект»

_____________________________

Приказ №165 от #1075;.

ВОЛЕЙБОЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 1год

Автор-составитель: Баранов Сергей Викторович,

Педагог дополнительного образования

г. Спасск-Дальний

2024 г

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 -р;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от г Министерства образования и науки РФ;

Актуальность данной образовательной программы выражается в том, что в

настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области физической культуры и спорта, поскольку дети занимающиеся спортом с раннего возраста, развиваются быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Современный социальный заказ на образовательные услуги обусловлен и задачами физического развития детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность физического воспитания, использование его оздоровительных, развивающих и воспитательных возможностей, формирующих у учащихся творческие способности, ценностное отношение к здоровью.

Общеразвивающая программа «ВОЛЕЙБОЛ» имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню обучения.

Отличительная особенность программы – в том, что она учитывая специфику дополнительного образования, позволяет охватить большее число желающих заниматься волейболом. А с учетом отсутствия требований к уровню физической и технической подготовленности обучающегося и посильных требований в процессе обучения, данная программа позволяет в одной группе заниматься детям разного возраста и пола.

Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у обучающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств; формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами.

В стремлении превзойти соперника в быстроте принятия решений, в скорости и изобретательности , точности подач, чёткости и точности передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает обучающихся мобилизовать свои возможности, поддерживать партнеров по команде, действовать спокойно и уверенно в условиях максимального нервного и физического напряжением, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки на площадке, удача или неуспех вызывают у игроков разнообразные чувства и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

В условиях современной общеобразовательной школы у школьников в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Адресат программы. Программа предназначена для мальчиков и девочек с 11 до 17 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий волейболом, учащихся МБОУ ЦО «Интеллект». Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение игре волейбол на базовом уровне. Наполняемость в группе от 10 до 15 человек.

Организации образовательного процесса.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятий: основная форма учебно-тренировочное занятие, предусмотрено планом открытые занятия, турниры, соревнования, коуч- класс.

Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Количество занятий – 2 раза в неделю по 1 часу, 70 часов в год. Продолжительность занятий 1 час.

Срок реализации: -1 год.

Цель и задачи.

Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом.

Задачи:

Обучающие:

  • изучить основные приемы техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;
  • научить самоконтролю, самоанализу и правильной регуляции физической нагрузки;
  • освоить судейство и жестикуляцию игры волейбол.

Развивающие:

  • развить основные двигательные качества (силу, ловкость, скоростную выносливость, прыгучесть);
  • развивать двигательные способности посредством игры в волейбол;
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

Воспитательные:

  • воспитать у ребят ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности;
  • формировать устойчивого интереса и привычку к систематическим занятиям волейболом;
  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность.

Содержание программы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

№ п/п

Количество

Формы аттестации / контроля

Название раздела,

темы

Всего

Теоретические сведен.

Практические занят.

Введение в программу

1

Судейство и жестикуляция.

4

1

3

Жесты волейбольного судьи.

1

1

0

Опрос

Судейство учебной игры, показ жестов во время судейства.

3

0

3

Зачет

2

Общая и специальная физическая подготовка

20

0

20

Общая физическая подготовка

10

0

10

Тестирование

Специальная физическая подготовка

10

0

10

Тестирование

3

Техника и тактика игры

44

3

41

Техническая подготовка

34

0

34

Соревнования

Тактическая подготовка

10

3

7

Соревнования

4

Итоговая аттестация

2

2

Итого:

70

8

62

Тестирова

ние

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Судейство и жестикуляция.

Тема: Жесты баскетбольного судьи.

Теория. Сведения о возникновении жестов судьи в баскетболе, развитие и эволюция жестов. Изучение жестов судьи.

Тема: Судейство учебной игры, показ жестов во время судейства.

Практика. Осуществления судейства тремя учащимися двухсторонней учебной игры, показ жестов и проговаривание что он обозначают.

Раздел 2. Общая и специальная физическая подготовка

Тема: Общая физическая подготовка

Практика. Общеразвивающие упражнения, бег на разные дистанции, метания разных мячей, прыжки и прыжковые упражнения, подвижные игры.

Тема: Специальная физическая подготовка

Практика. Упражнения для развития прыгучести, ловкости, упражнения для развития силы, упражнения для развития скоростной выносливости, упражнения для развития гибкости, упражнения для развития внимания и быстроты реакции.

3. Раздел: Техника и тактика игры

Тема: Техническая подготовка

Практика. Верхний и нижний прием мяча – в парах, тройках, со сменой мест. Остановки и перемещения – прыжком, шаг с приставлением, приставным шагом, с крёстным, спиной вперед. Нижняя прямая подача, верхняя прямая подача. Нападающий удар – с места, с шага, в прыжке.

Тема: Тактическая подготовка

Теория. Изучение тактики игры в волейбол:

- индивидуальные тактические действия (в защите, в нападении);

- групповые тактические действия (в защите, в нападении);

- командные тактические действия (в защите, в нападении).

Просмотр видео роликов игры волейбол (определить тактику игры).

Практика. Выбор приема мяча. Подачи мяча по зонам. Выбор способа перемещения под мяч. Нападение с первой и второй линии атаки. Игра в защите углом вперед, углом назад.

Планируемый результаты

Предметные результаты:

По окончании обучения ученик будит уметь:

  • выполнять основные технические элементы игры волейбол, такие как приемы и передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар, овладеют командными тактическими действиями в защите и нападении;
  • приобретут умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
  • выполнять судейство игры волейбол, вести протокол игры, составлять расписание игр.

Личностные результаты:

При регулярных занятиях волейболом у обучающегося выработается устойчивый интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом. А также ученик укрепит свой иммунитет и будит более ответственно относится к своему здоровью. Дети станут понимать собственное тело и будут управлять им, что поможет избежать травм в различных ситуациях на переменах, улице и при всех видах физической активности.

  • воспитание у ребят ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности;
  • воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям

волейболом;

  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность.

Метапредметные результаты:

Характеризуют уровень форсированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
  • умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, а также наличие волейбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, баскетбольных мячей.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. Теоретические материалы - разработки:
  • Инструкции по охране труда и техники безопасности на занятиях волейболом.
  • Положение о проведении школьного турнира по волейболу.
  • Тесты физической подготовленности по ОФП (ГТО).

  1. Дидактические материалы:
  • Картотека упражнений по волейболу (карточки).
  • Картотека стрейченговых упражнений для разминки.
  • Картотека круговых тренировок по общей и специальной физической подготовки.
  • Картотека поточных тренировок по общей и специальной физической подготовки.
  • Видеозаписи соревнований.
  • «Правила игры в волейбол».
  • Видеозаписи выступлений учащихся.
  • «Правила судейства волейбола».
  • Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.

  1. Методические рекомендации:
  • Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
  • Рекомендации по организации подвижных игр.
  • Рекомендации по организации соревнований по волейболу.

Оценочные материалы и формы аттестации

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в городских соревнованиях по волейболу.

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей физической подготовке, специальной физической подготовке и технико-тактической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Этапы контроля:

  1. входной контроль, (предварительный) - беседа-опрос; пробный показ;
  2. текущий (проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения);
  3. промежуточный – соревнования в середине учебного года;
  4. итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме - открытого занятия, сдачи тестов.

Показатели

контрольно-тестовых диагностических (промежуточной аттестации) и аттестационных (итоговой аттестации) упражнений по ОФП, СФП.

возраст

уровень

ОФП

Бег 30 м. (сек)

Юн.: подтягивание на перекладине;

Дев: сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Прыжок

в длину с места (см)

юн

дев

юн

дев

юн

дев

10

Высокий

Средний

Низкий

8

7

6

7

6

5

164

160

156

145

138

132

11

Высокий

Средний

Низкий

9

8

7

8

7

6

170

166

162

156

148

143

12

Высокий

Средний

Низкий

10

9

8

9

8

7

176

172

168

164

158

152

13

Высокий

Средний

Низкий

11

10

9

10

9

8

180

175

170

172

168

164

14

Высокий

Средний

Низкий

12

11

10

11

10

9

186

180

175

180

176

172

15

Высокий

Средний

Низкий

12

11

10

12

11

10

195

190

186

185

180

176

16

Высокий

Средний

Низкий

13

12

11

13

12

11

210

202

196

192

186

182

17

Высокий

Средний

Низкий

14

13

12

14

13

12

220

208

202

202

196

192

возраст

уровень

СФП

Передачи мяча в парах способом верхний прием

Передачи мяча в парах способом нижний прием.

Подачи мяча по зонам

Кол-во подач\ попадания

юн

дев

юн

дев

юн

дев

10

Высокий

Средний

Низкий

10

8

6

10

8

6

10

8

6

10

8

6

10\5

10\3

10\2

10\5

10\3

10\2

11

Высокий

Средний

Низкий

10

8

6

10

8

6

10

8

6

10

8

6

10\5

10\3

10\2

10\5

10\3

10\2

12

Высокий

Средний

Низкий

16

14

10

16

14

10

16

14

10

16

14

10

10\5

10\3

10\2

10\5

10\3

10\2

13

Высокий

Средний

Низкий

16

14

10

16

14

10

16

14

10

16

14

10

10\5

10\3

10\2

10\5

10\3

10\2

14

Высокий

Средний

Низкий

20

18

14

20

18

14

20

18

14

20

18

14

10\8

10\6

10\5

10\6

10\5

10\4

15

Высокий

Средний

Низкий

20

18

14

20

18

14

20

18

14

20

18

14

10\8

10\6

10\5

10\6

10\5

10\4

16

Высокий

Средний

Низкий

30

20+

18

20+

20

18

30

20+

18

20+

20

18

5\5

5\4

5\3

5\5

5\4

5\3

17

Высокий

Средний

Низкий

30

20+

18

20+

20

18

30

20+

18

20+

20

18

5\5

5\4

5\3

5\5

5\4

5\3

Методические материалы

Раздел или тема про-граммы

Формы занятий

Приёмы и ме-тодыорганиза-цииобразова-тельной деятель-ности (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подве-дения итогов

Знания о игре баскетбол

Беседа, презентация, игровая.

Беседа, объяснение, показ видеоматериалов

Литература, инструкции по ТБ, правила судейства в волейболе, видеоматериалы

Компьютер, проектор.

Опрос, зачет

Общая и специальная физическая подготовка

Беседа.

Показ, Демонстрация.

Групповая.

Индивидуальная, игровая.

Соревнования.

Беседа, объяснение, показ видеоматериалов.Наглядный, игровой, поточный, повторного выполнения, круговой тренировки, соревновательный.

Картотека общеразвивающих упражнений для разминки. Тесты физической подготовленности по ОФП.

Набивные мячи, перекладины для подтягивания в висе, скакалки, секундомер, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гимнастическая стенка, мячи волейбольные, мячи футбольные, мячи баскетбольные

Тестирование

Техника и тактика игры

Беседа.

Показ, Демонстрация.

Групповая.

Индивидуальная, игровая.

Соревнования.

Беседа, объяснение, показ видеоматериалов. Наглядный, игровой, поточный, повторного выполнения, круговой тренировки, соревновательный.

Картотека упражнений по волейболу(карточки).

Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе. Видеозаписи выступлений учащихся. Видеозаписи тренировок ведущих спортсменов. Видеозаписи соревнований. Регламент проведения соревнований по волейболу различных уровней.

Волейбольные мячи, стойки конусы, фишки.

Соревнования

Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

35

Количество учебных дней

70

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

2 полугодие

Возраст детей, лет

8-14

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

140

Календарный план воспитательной работы

Сентябрь

  • Мониторинг развития воспитанников по дополнительному образованию спортивно направленности
  • Непосредственно учебно-воспитательная деятельность по дополнительному образованию «волейбол»
  • Индивидуальная работа с воспитанниками с особыми образовательными потребностями
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)

Октябрь

  • Непосредственно учебно-воспитательная деятельность по дополнительному образованию спортивной направленности.
  • Участие в соревнованиях по волейболу
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)

Ноябрь

  • Разработка карточек круговых и поточных тренировок по ОФП и СФП объединения
  • Участие в соревнованиях по волейболу
  • Индивидуальная работа с воспитанниками, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)

Декабрь

  • Участие в товарищеских играх по баскетболу с ШСК других школ
  • Мониторинг по удовлетворенности качеством услуги
  • Мероприятие «Новогодний турнир по волейболу»

Январь

  • Индивидуальная работа с «трудными» подростками
  • Участие в «Рождественском турнире по волейболу среди ШСК города»
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)

Февраль

  • Участие в соревнованиях по волейболу посвящённым «Дню защитника отечества»
  • Непосредственно учебно-воспитательная деятельность по дополнительному спортивной направленности
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)

Март

  • Поздравление мам и бабушек с Международным женским днем (показательная тренировка)
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)
  • Участие в соревнованиях по волейболу посвящённым «международному женскому дню»

Апрель

  • Участие в соревнованиях волейбол в школу.
  • Непосредственно учебно-воспитательная деятельность по дополнительному образованию спортивной направленности
  • Индивидуальные консультации по запросам (для воспитанников и их родителей)

Май

  • Мониторинг по итогам учебно-воспитательной работы

Список использованной литературы

Список литературы для педагога:

  1. Волейбол под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000.
  2. Железняк Ю.Д, «120 уроков по волейболу». -М., 2013.
  3. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. -М., 2009.
  4. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 2008.
  5. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М., 2005. - 112 с.
  6. Современный волейбол. Тренировка. Управление. Тенденции./Проект: тренерская комиссия ВФВ представляет: выпуск № 1, - М., 2008. - 32 с.
  7. Банников , Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
  8. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...