программа до
рабочая программа по физкультуре

Программа дополнительного образования по баскетболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_basketbol_24.docx53.64 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образование администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Интеллект» городского округа Спасск-Дальний

Рассмотрена и рекомендована на заседании методического совета Протокол № 1 от #1075;.

Утверждена приказом директора МБОУ ЦО «Интеллект»

Приказ № 165 от #1075;.

БАСКЕТБОЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 8-14 лет

Срок реализации: 1 год

Баранов Сергей Викторович,

педагог дополнительного образования

г. Спасск-Дальний

2024г.

Раздел № 1. Основные характеристики программы

Пояснительная записка

Актуальность программы

Дополнительная общеразвивающая программа базового уровня по виду спорта «Баскетбол» составлена в соответствии с приказом от 27 июля 2022 года N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Министерства просвещения Российской Федерации, с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от года № 09-3242 «Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)».

Баскетбол – это лучшая игра с мячом, имеющая большую популярность среди детей разного возраста. Открытием уличных баскетбольных площадок в городе, баскетбол получил широкую распространенность своей доступностью. В связи с этим большое количество детей захотели научится, а некоторые улучшить свои навыки игры в баскетбол.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять умственное и эмоциональное напряжение. Этого легко можно достичь в спортивном зале, занимаясь понравившемся видом спорта, баскетболом.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки на площадке, удача или неуспех вызывают у игроков разнообразные чувства и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

В условиях современной общеобразовательной школы у школьников в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Баскетбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Программа по баскетболу является общеразвивающей и имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню обучения.

Адресат программы. Программа предназначена для мальчиков и девочек с 8 до 14 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий баскетболом, учащихся МБУ ОЦ «Интеллект».

Особенности организации образовательного процесса

Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение игре баскетбол на базовом уровне. Наполняемость в группе от 15 до 25 человек.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятий: основная форма учебно-тренировочное занятие, предусмотрено планом открытые занятия, турниры, соревнования, коуч- класс.

Типы занятий: могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Количество занятий – 2 раза в неделю по 1 часу, 72 час в год. Продолжительность занятий 1 час.

Объём программы – 72 часа.

Срок реализации: -1 год.

Цель и задачи программы

Цель: отработка технических приемов игры баскетбол на базовом уровне.

Задачи

Воспитательные:

1. Воспитывать у ребят ответственное отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности.

2. Воспитывать устойчивый интерес и привычки к систематическим занятиям баскетболом.

3. Воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность.

Развивающие:

1. Развивать координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, скоростную выносливость, прыгучесть.

2. Развивать двигательные способности посредством игры в баскетбол.

3. Формировать навыки самостоятельных занятий баскетболом во время игрового досуга.

Обучающие:

1. Обучать основным приемам техники и тактики игры баскетбол.

2. Обучать самоконтролю, самоанализу и правильной регуляции физической нагрузки.

3. Учить жестикуляции при судействе игры баскетбол.

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Судейство и жестикуляция

4

1

3

Жесты баскетбольного судьи

1

1

0

Опрос

Судейство учебной игры, показ жестов во время судейства

3

0

3

Зачет

2

Общая и специальная физическая подготовка

20

0

20

Общая физическая подготовка

10

0

10

Тестирование

Специальная физическая подготовка

10

0

10

Тестирование

3

Техника и тактика игры

46

3

43

Техническая подготовка

34

0

34

Соревнования

Тактическая подготовка

10

3

7

Соревнования

Подведение итогов

2

0

2

Тестирование

Итого:

72

8

64

Содержание учебного плана

1. Раздел: Судейство и жестикуляция

Тема: Жесты баскетбольного судьи

Теория. Возникновение жестов судьи в баскетболе, развитие и эволюция жестов. Жесты судьи.

Тема: Судейство учебной игры, показ жестов во время судейства

Практика. Осуществление судейства тремя учащимися двухсторонней учебной игры, показ жестов и проговаривание что он обозначают.

2. Раздел: Общая и специальная физическая подготовка

Тема: Общая физическая подготовка

Практика. Общеразвивающие упражнения, бег на разные дистанции, метания разных мячей, прыжки и прыжковые упражнения, подвижные игры.

Тема: Специальная физическая подготовка

Практика. Упражнения для развития прыгучести, ловкости, упражнения для развития силы, упражнения для развития скоростной выносливости, упражнения для развития гибкости, упражнения для развития внимания и быстроты реакции.

3. Раздел: Техника и тактика игры

Тема: Техническая подготовка

Практика. Броски – с места, после остановки, в движении. Остановки – прыжком, двумя шагами. Передачи мяча в движении – в парах, в тройках (углом назад, углом вперед). Перемещение в защитной стойке – приставным шагом, с крестным шагом, смешанным шагом, спиной вперед. Ведение мяча на месте в движении - с изменением высоты отскока мяча, с изменением направления движения мяча и с изменением частоты удара мяча о пол.

Тема: Тактическая подготовка

Теория. Тактика игры в баскетболе: индивидуальные тактические действия (в защите, в нападении); групповые тактические действия (в защите, в нападении); командные тактические действия (в защите, в нападении). Видео уроки, ролики игры баскетбол (определить тактику игры).

Практика. Отработка финтов на месте, при ведении мяча, выбор передач мяча. Взаимодействие двух игроков в нападении (пикен рол). Зонная защита 2-3, 2-1-2, 3-2.

Тема: Подведение итогов

Практика. Сдаче тестов по ОФП и СФП.

Планируемый результаты

Личностные результаты

При регулярных занятиях баскетболом у обучающегося выработается устойчивый интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом. А также ученик укрепит свой иммунитет и будит более ответственно относится к своему здоровью. Дети станут понимать собственное тело и будут управлять им, что поможет избежать травм в различных ситуациях на переменах, улице и при всех видах физической активности.

1. Выработается у ребят ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности.

2. Воспитается устойчивый интерес и привычка к систематическим занятиям баскетболом.

3. Станет более коммуникабельным в коллективе, воспитается чувство взаимопомощи и взаимовыручки, сохраняя свою индивидуальность.

Метапредметные результаты

Характеризуют уровень форсированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся:

- научится определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- будет находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

- научится объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

- все жесты судьи;

- основные виды тактических действий.

Обучающиеся будут уметь:

- правильно выполнять ведения и передачи мяча;

- бросать мяч в корзину как с места, так и в движении;

- самостоятельно регулировать физическую на грузку;

- анализировать уровень своей подготовки.

Обучающиеся будут владеть:

- первичными навыками судейства игры баскетбол.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для занятий по программе требуется:

спортивный школьный зал, спортивный инвентарь и оборудование:

- баскетбольные мячи (№5, №6, №7);

- б\б щиты, кольца, сетка;

- набивные мячи, координационная лестница, скакалки;

- конусы, стойки, фишки;

- секундомер, свисток;

- скамейки, барьеры, кубы, гимнастические маты, мячи для большого тенниса, футбольный, волейбольный, гандбольный мяч;

- гантели, блины весом , 5 и 10 килограмм.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Теоретические материалы - разработки:

- инструкции по охране труда и техники безопасности на занятиях баскетболом;

- Положение о проведении школьного турнира по баскетболу и баскетболу 3х3;

- тесты физической подготовленности по ОФП (ГТО).

Дидактические материалы:

- картотека упражнений по баскетболу (карточки);

- картотека стрейченговых упражнений для разминки;

- картотека круговых тренировок по общей и специальной физической подготовки;

- картотека поточных тренировок по общей и специальной физической подготовки;

- видеозаписи соревнований;

- Правила игры в баскетбол и баскетбол 3х3;

- видеозаписи выступлений учащихся;

- Правила судейства в баскетбол и баскетбол 3х3;

- регламент проведения турниров по баскетболу и баскетбол 3х3 различных уровней.

Методические рекомендации:

- рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры;

- рекомендации по организации подвижных игр;

- рекомендации по организации соревнований по баскетболу и баскетболу 3х3.

Оценочные материалы и формы аттестации

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится по итогам прохождения разделов программы. Она предусматривает 1 раз в полгода зачётное занятие – по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачётные игры внутри группы. А также участие в городских соревнованиях по баскетболу и баскетболу 3х3, в таких как «Первенство города по баскетболу среди школьных команд», «Первенство по баскетболу среди школьных спортивных клубов ГО Спасск-Дальний», «КЭС-БАСКЕТ», «Президентские спортивные игры», «Президентские состязания», и всевозможные турниры по баскетболу 3х3.

Итоговый контроль проводится в конце года обучения и предполагает зачёт в форме учебного тестирования по общей физической подготовке, специальной физической подготовке и технико-тактической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Показатели

контрольно-тестовых диагностических (промежуточной аттестации) и аттестационных (итоговой аттестации) упражнений по ОФП, СФП

возраст

уровень

ОФП

Бег 30 м. (сек)

Юн.: подтягивание на перекладине;

Дев: сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Прыжок

в длину с места (см)

юн

дев

юн

дев

юн

дев

10

Высокий

Средний

Низкий

8

7

6

7

6

5

164

160

156

145

138

132

11

Высокий

Средний

Низкий

9

8

7

8

7

6

170

166

162

156

148

143

12

Высокий

Средний

Низкий

10

9

8

9

8

7

176

172

168

164

158

152

13

Высокий

Средний

Низкий

11

10

9

10

9

8

180

175

170

172

168

164

14

Высокий

Средний

Низкий

12

11

10

11

10

9

186

180

175

180

176

172

15

Высокий

Средний

Низкий

12

11

10

12

11

10

195

190

186

185

180

176

16

Высокий

Средний

Низкий

13

12

11

13

12

11

210

202

196

192

186

182

17

Высокий

Средний

Низкий

14

13

12

14

13

12

220

208

202

202

196

192

Тесты

Результат СФП

уровень

высокий

средний

низкий

возраст

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно

8-9

10

11

10,5

11,5

11

12

10-11

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

12-14

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

14-15

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

8-9

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

10-11

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

12-14

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

14-15

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

8-9

5

5

4

4

3

3

10-11

5

5

4

4

3

3

12-14

6

6

5

5

4

4

14-15

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

8-9

5

5

4

4

3

3

10-11

6

6

5

5

4

4

12-14

7

7

6

6

5

5

14-15

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

8-9

19

18

18

17

17

16

10-11

20

19

19

18

18

17

12-14

21

20

19

18

18

17

14-15

22

20

20

19

19

19


Методические материалы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Знания о игре баскетбол

Беседа, презентация, игровая.

Беседа, объяснение, показ видеоматериалов

Литература, инструкции по ТБ, правила судейства в баскетболе, видеоматериалы

Компьютер, проектор.

Опрос, зачет

Общая и специальная физическая подготовка

Беседа.

Показ, Демонстрация.

Групповая.

Индивидуальная, игровая.

Соревнования.

Беседа, объяснение, показ видео материалов. Наглядный, игровой, поточный, повторного выполнения, круговой тренировки, соревновательный.

Картотека общеразвивающих упражнений для разминки. Тесты физической подготовленности по ОФП.

Набивные мячи, перекладины для подтягивания в висе, скакалки, секундомер, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гимнастическая стенка, мячи волейбольные, мячи футбольные, мячи баскетбольные

Тестирование

Техника и тактика игры

Беседа.

Показ, Демонстрация.

Групповая.

Индивидуальная, игровая.

Соревнования.

Беседа, объяснение, показ видеоматериалов. Наглядный, игровой, поточный, повторного выполнения, круговой тренировки, соревновательный.

Картотека упражнений по баскетболу (карточки).

Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе. Видеозаписи выступлений учащихся. Видеозаписи тренировок ведущих спортсменов. Видеозаписи соревнований. Регламент проведения соревнований по баскетболу различных уровней.

Баскетбольные мячи, стойки конусы, фишки.

Соревнования

Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

2 полугодие

Возраст детей, лет

8-14

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

72

Список использованной литературы

1. Алачачян А. Не только о баскетболе. М.: Молодая Гвардия, 2020.

2. Безбородов А.А. Физическая культура: практические занятия по баскетболу: учебное пособие для СПО. СПБ.: Лань, 2023

3. Коновалов В.Л. Баскетбол: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. СПб.: Лань, 2024.

4. Михеева Д.Ф. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников (на примере игры баскетбол). // Проблемы педагогики. 2019. N 6 (45). С. 78-81.

5. Петренко Я.С., Мазуренко Е.А., Фомичев В.Д., Масленникова В.А. Баскетбол как спортивная игра. // Наука. Техника. Технологии. 2022. N 4. С. 450-451.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...