Формирование самооценки в подростковом возрасте
материал по физкультуре

Подростковый возраст -  период бурного и неравномерного роста и развития организма. Развитие подростков происходит неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты физического развития. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki_v_podrostkovom_vozraste.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование самооценки в подростковом возрасте»

Подростковый возраст -  период бурного и неравномерного роста и развития организма. Развитие подростков происходит неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты физического развития. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Рано созревающие подростки выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте, становиться лидерами в среде сверстников. Поздно созревающие подростки страдают от чувства неполноценности. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди сверстников, более беспокойны и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, от сдачи нормативов и зачетов. Самооценка у таких детей низкая, они застенчивы и чрезмерно уязвимы. У них может пропадать аппетит, присутствовать состояние подавленности, формироваться для повышения своего статуса вредные привычки.

Без объективного осознания своих физических возможностей и способностей человек не может уважать себя. Большое место в самооценке подростка занимает образ физического «Я», который в юности еще не полностью устоялся. Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушению в поведении и снижению успеваемости в школе.  Отсутствие самоуважения влечет за собой недоброе отношение к окружающим, а за ним и недобрые действия. Но у всех людей разные способности. Поэтому понимание и прочувствование своего оптимального результата – очень важный момент в формировании жизненной позиции и самооценки.[1]

 Актуальность и новизна проблемы

Не секрет, что учебные нормативы на уроках физической культуры рассчитаны на усредненного ученика, без учета его антропометрических данных, его роста и веса. Все это приводит к тому, что большая часть школьников не справляется с предложенными тестами, а отсюда  начинается развиваться комплекс неполноценности.[2]

Поэтому актуальность проблемы состоит в том, чтобы подобрать такие критерии, которые бы действительно отражали уровень физического развития молодого человека, давали подростку представление о его оптимальном результате физического развития. Необходимо научить  школьников определять и ценить свои достижения, гордиться ими, ценя и уважая достижения других, помочь повысить собственную самооценку.[3]

Физическая комфортность в человеке необходима, так как состояние тела, здоровье и работа его мозга тесно взаимосвязаны между собой.

Новизна заключается в апробации индексов прыгучести, быстроты, силы, взяв за основу методику Б.П.Никитина, которая учитывает рост и вес каждого человека.

В чём их суть? Если дети соревнуются по прыжкам в длину с места, то, конечно, высокие прыгнут дальше, чем маленькие, и последним не видать победы. А вот если длину прыжка измерить в собственных ростах прыгунов, то победит самый «прыгучий».

 «Мера длины» становится для всех одинаковой – свой рост. И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшую скорость в своих ростах в секунду.

Но самым главным, самым важным показателем физического  развития Б.П.Никитин  считал «силовой индекс» (СИ).

«Силовой индекс» показывает, сколько собственных весов может оторвать человек от земли или сколько килограммов груза отрывает он на один килограмм своего веса. При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног, корпуса, плечевого пояса, рук), что даёт ощущение напряжённости всего тела.

Данные индексы объективно выражают меру физического совершенства организма независимо от антропометрических данных ребёнка.

Отказываясь от абсолютных результатов (в метрах, секундах, килограммах), индексы позволяют младшим школьникам   на равных со старшими участвовать в спортивных состязаниях и даже одерживать победы.

Индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, скорость бега, прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человеку средством самоконтроля, а тренеру позволит исследовать процессы развития и становления отдельных физических качеств и их возрастные изменения.

Применение стимулирующих индексов в период подросткового самоутверждения создает благоприятные условия для того, чтобы у молодых людей не было низкой самооценки и чувства отверженности. Ведь в этих индексах рост и вес играют определяющую роль, как связь с функциональными возможностями организма. И тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств.  Индексы объективно выражают действительную меру физического совершенства организма учащихся и могут служить каждому человеку средством самоконтроля развития физических качеств.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что абсолютные результаты никто не отменяет, но индексы физического совершенства организма учащихся – как личностно ориентированная методика может применяться в образовательных учреждениях как новый и интересный способ измерить свой уровень физического развития.       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование гармонии в подростковом возрасте"

Статья "Формирование гармонии в подростковом возрасте"...

Формирование самооценки в младшем дошкольном возрасте

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, ...

Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"

Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школ...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.

Для проведения экспериментального исследования, нами были подобраны методики согласно возрастному развитию молодежи - методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, основанная на непосредствен...