Урок физической культуры, как средство формирования универсальных учебных действий
методическая разработка по физкультуре

Большое количество трудностей, возникающих в процессе проведения урока физической культуры, возникает из-за того, что у учащихся недостаточносформированы универсальные учебные действия, такие как неумение выслушать задание, неумение понять цель выполнения, отсутствие умения работать в команде и т. д. В результате выполнение упражнений происходит неточно, без учетов деталей или же не выполняются вовсе. В процессе реализации Федерального государственного образовательного  стандарта важное место отводится формированию универсальных учебных действий. В связи с этим, в качестве главного результата процесса обучения рассматривается не знаниевый, а личностный.   С этой целью, согласно требованиям Федерального стандарта, у учащихся необходимо формировать универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_na_urokah_fk.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физической культуры, как средство формирования универсальных учебных действий

         Федеральный государственный образовательный стандарт требует фор-
мирование универсальных учебных действий на всех предметах, в том числе и
на уроках физической культуры. Однако в силу специфики данной дисципли-
ны, реализация этой задачи часто представляется проблематичной. Специали-
сты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю.А. Копылов и др.)
отмечают, что традиционный урок физической культуры призван решить две
задачи – оздоровительную и тренирующую. При этом общеобразовательный
потенциал предмета физическая культура используется не в полной мере.
        С целью модернизации системы физического воспитания формулируются
различные задачи, которые можно объединить в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий
для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации,
освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных
движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих
способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
          Таким образом, мы видим, что в задачах описан метапредметный уровень
результатов обучения.

           Большое количество трудностей, возникающих в процессе проведения
урока физической культуры, возникает из-за того, что у учащихся недостаточно
сформированы универсальные учебные действия, такие как неумение выслу-
шать задание, неумение понять цель выполнения, отсутствие умения работать в
команде и т. д. В результате выполнение упражнений происходит неточно, без
учетов деталей или же не выполняются вовсе. В процессе реализации Федерального государственного образовательного  стандарта важное место отводится формированию универсальных учебных действий. В связи с этим, в качестве главного результата процесса обучения рассматривается не знаниевый, а личностный.   С этой целью, согласно требованиям Федерального стандарта, у учащихся необходимо формировать уни-
версальные учебные действия.

         Главной функцией универсальных учебных действий является:

  • обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность,
  • формулировать учебные цели, искать и использовать необходимые
    средства и способы их достижения,
  • контролировать результаты деятельности,
  • создание условий для самореализации личности, а также обеспечение успешно-
    го усвоения знаний, умений, навыков и компетенций в определенной предмет-
    ной области.

           Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках
физической культуры
 осуществляется в процессе создания таких условий, в ко-
торых учащиеся оказываются в ситуации сравнения или оценки чего-либо.
Например, уточнение критериев оценивания при выполнении технического
действия, анализ уровня развития технических качеств, выделение причин,
определяющих фактический уровень их развития.

            К группе личностных УУД, формируемых на уроках физической культу-
ры, относятся:

  • формирование представления о национальных видах спорта;
  • формирование понимания необходимости соблюдения правил поведе-
    ния во время занятий физической культурой;
  • оценка собственного поведения, а также поведения одноклассников, с
    точки зрения соблюдения правил;
  • оценка собственного поведения, а также поведения окружающих, в со-
    ответствии с принципом «фэйр плэй»;
  • оценка собственного поведения и поведения одноклассников при прове-
    дении спортивных соревнований;
  • формирование установки на здоровый образ жизни.
          Примером задания с целью развития личностных универсальных учебных
    действий может послужить «выбор командира». У учащихся должно формиро-
    ваться умение оценивать свои мотивы, потребности, стремления и желания.
    Класс строится в шеренгу и делится на 4 отделения. Каждому отделению
    предлагается выбрать командира. Тайным или открытым голосование каждое
    отделение выбирает себе командира из числа желающих. Затем отделения, в
    соревновательной форме, выполняют различные строевые упражнения. В за-
    ключительной части урока проводится опрос полезности выбора командира, а
    также личных ощущениях – «Мог бы ты стать командиром и нести груз ответ-
    ственности?».
           Познавательные универсальные учебные действия формируются на уро-
    ках физической культуры
     в процессе поиска и выделения необходимой инфор-
    мации. Кроме умения работать с информацией, школьники учатся строить осо-
    знанное и произвольное высказывание, проговаривая вслух свои действия.
    Также формированию познавательных универсальных учебных действий спо-
    собствует рефлексия способов, условий и результатов учебной деятельности.
    Познавательные УУД, формируемые на уроках физической культуры:
  • готовность самостоятельно определять для каждого физкультурного за-
    нятия личные задачи, личные результаты и личные ресурсы для их достижения;
  • понимание влияния различных компонентов физической культуры на
    укрепление физического и психического здоровья человека;
  • понимание влияния регулярных занятий физической культурой на раз-
    витие человека и повышение работоспособности;

       Формированию познавательных универсальных учебных действий будут
способствовать задания, связанные с получением, фиксацией и использованием информации. Например, на уроке сообщается информация о правилах проведе-
ния разминки, количестве упражнений, их последовательности. Затем учитель
проводит разминку, обращая внимание на подбор упражнений, в зависимости
от задач урока.  

        Регулятивные универсальные учебные действия формируются с момента
освоения простейших двигательных действий и продолжается до планирования
и организации целостной системы физкультурной деятельности. Такие процес-
сы, как планирование, целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция и
оценка придают физкультурной деятельности личностный смысл.
Регулятивные УУД, формируемые на уроках физической культуры:

  • готовность самостоятельно применять доступные методы контроля лич-
    ного самочувствия и физических нагрузок, а также приемов диагностики физи-
    ческого развития для оценки эффективности личных усилий для достижения
    желаемого результата;
  • готовность самостоятельно выполнять комплексы упражнений оздоро-
    вительной или корригирующей направленности;
  • способность к волевому усилию

Эффективными для развития регулятивных универсальных учебных дей-
ствий могут быть задания, связанные с осознанием критериев оценки выполне-
ния упражнений. Так, учащимся может быть предложено оценить выполнение
физических упражнений, например, отбивание волейбольного мяча. Критерии
оценки правильности выполнения принимаются вместе с учителем. В зависи-
мости от количества отбиваний и количества сделанных ошибок, ставится
оценка. На выполнение дается несколько попыток.
Данное задание позволяет объективно оценить усваиваемый материал, а
также выяснить, согласны ли учащиеся с тем, что отметка является показателем
уровня усвоения.

           Коммуникативные универсальные учебные действия на уроке физической
культуры формируются
 в процессе непосредственного взаимодействия с парт-
нером, при работе в парах, группах, командах.
Коммуникативные УУД, формируемые на уроках физической культуры:

  • умение распределять игровые роли между одноклассниками в команде;
  • стремление поддерживать «командный дух» в различных ситуациях,
    возникающих на уроке и при проведении спортивных соревнований;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета ин-
    тересов сторон.

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий бу-
дут способствовать различные подвижные и спортивные игры, а также сорев-
нования, например, эстафеты с усложненными заданиями. После проведения
состязаний, отмечается лучшая группа с позиции организации, взаимопонима-
ния или сплоченности.


Возможности реализации современных образовательных технологий
формирования УУД на уроках физической культуры


Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение формирует у учащихся потребность в индивиду-
альном физическом развитии, физической и двигательной подготовленности, а
также отражает запросы школьников в физическом самосовершенствовании.
Однако использование данной технологии будет эффективным лишь тогда, ко-
гда у учащихся будет достаточно высокая мотивация к занятиям физической
культурой. В этом случае учитель сможет сформировать потребность в созда-
нии условий для самостоятельного приобретения физкультурно-спортивных
знаний и умений, что, в свою очередь, будет способствовать побуждению к
грамотному выполнению упражнений и укреплению здоровья учащегося.
Методика проблемного обучения включает в себя процесс приобретения
знаний, постановку задач, непосредственно двигательные действия ученика, а
также проверку знаний и умений опытным путем. Применение проблемного
обучения на уроках физической культуры позволит совершенствовать познава-
тельную деятельность – восприятие, память, мышление, а также будет способ-
ствовать развитию креативного мышления.

Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие ме-
тодические приемы:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
    найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например,
    командира, педагога и т. д.);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуа-
    ции, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретиза-
    цию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (напри-
    мер: исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточ-
    ными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с про-
    тиворечивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным
    временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

      Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры мо-
жет быть различным. Например, оно может быть связано с самостоятельным
отбором информации, сравнением, обобщением определенных фактов, а также
самостоятельным освоением с последующей демонстрацией отдельных физи-
ческих упражнений.

      Другим примером использования технологии проблемного обучения мо-
жет быть создание ситуаций, связанных с противоречиями в практической дея-
тельности учащихся, когда учитель сообщает недостаточные исходные данные
для правильного выполнения задания. При этом учащиеся должны выдвинуть
предположения о верном способе деятельности, проверить предположения на
практике и сделать вывод.

       Так, например, при изучении темы «Передача мяча двумя руками от гру-
ди», учитель объясняет только общую схему выполнения: мяч на уровне груди,
ноги согнуты в шаге; энергичным разгибанием рук мяч посылается в сторону.
Далее несколько учащихся пробуют выполнить передачу. После этого, учитель
задает вопрос, какие были допущены ошибки? Учащиеся самостоятельно, или
совместно с учителем, благодаря наводящим вопросам, отвечают, что для
успешного выполнения движения необходима синхронная работа рук и ног,
правильное исходное положение, движения должны быть плавными, дугооб-
разными, не прерываться остановкой или задержкой мяча перед передачей.
      Также примером создания проблемных ситуаций может служить изуче-
ние темы «Бег в переменном темпе». Учащимся дается задание самостоятельно
выбрать тем и вид бега и определить оптимальный, перед выполнением следу-
ющего двигательного действия.

      Также технология проблемного обучения является основой для организа-
ции исследовательской деятельности, в частности метода проектов.
Метод проектов.

Одним из результатов современного образования явля-
ется здоровье школьников. В связи с этим физическая культура рассматривает-
ся как важная часть государственной программы оздоровления населения, осо-
бенно молодого поколения. Для достижения этой цели применяются различные
технологии, одной из которых является метод проектов. Это личностно-
ориентированная технология, способствующая актуализации субъективной по-
зиции ребенка в педагогическом процессе, а также созданию взаимосвязи педа-
гогического процесса с окружающей средой. Федеральный государственный
образовательный стандарт ориентирует учащихся на самостоятельное и осо-
знанное развитие физических качеств. Использование метода проектов
способствует повышению навыков самостоятельной работы, в том числе и
опыта организации самостоятельных занятий физической культурой.
На уроках физической культуры и во внеурочное время возможно реали-
зовывать проекты различных типов:

  • Прикладные проекты – разработка комплекса утренней гимнастики, со-
    ставление режима дня и т.д.
  • Социальные проекты – создание обучающих видеофильмов или роликов
    пропагандирующих здоровый образ жизни.
  • Исследовательские проекты, предполагающие формулировку проблемы и
    выдвижение путей ее решения. Часто такие проекты являются межпредметными. Конечным продуктом может являться презентация или реферат.
  • Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-
    либо объекте или явлении, ее анализ и обобщение и создание на этой основе
    какого-либо вторичного текста. Часто такие проекты интегрируются с исследовательскими. Результатами информационных проектов также являются рефераты, презентации, буклеты, публикации в сети Интернет и т. д.
  • Игровые и ролевые проекты – различные спортивные праздники, организа-
    ция подвижных игр, мини-соревнований, а также оформление стендов и стенгазет.

В рамках одного урока возможна реализация мини-проектов, позволяю-
щих выявить уровень знаний по проблеме и умений самостоятельно применять
имеющиеся знания на практике. Например, при закреплении темы «Совершен-
ствование техники акробатических упражнений» учащиеся делятся на проект-
ные группы, распределяют обязанности и составляют комплекс упражнений,
направленных на развитие гибкости (отдельно для девочек и для мальчиков).
Затем каждая группа презентует свой комплекс, а другая группа его оценивает.
В заключительной части урока происходит подведение результатов.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Использование информационных технологий способствует повышению интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, собственному здоровью и способностям.

Иллюстративный материал, интерактивные и мультимедийные модели обеспе-
чивают лучшее усвоение материала.

Использование интерактивных досок или мультимедийной техники на
уроках физической культуры обеспечивает воссоздание реальной техники дви-
жений, позволяет более детально изучить какой-либо технический прием, раз-
вивает логическое и образное мышление.
В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выде-
лить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и
навыков.
 1 этап – визуальный (5-7-й классы) – предусматривает просмотр
школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание
целостного двигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

 2 этап – технический (8-9-й классы) – предполагает использование
видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов) для съемки двигательного действия, а
затем его изучение и обработку подетально. У школьников развиваются навыки
работы с видеоаппаратурой и компьютером, аналитическое мышление, ребята
получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
 3 этап – аналитический (10-11-й классы) – старшеклассники учатся
принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, активности сопротив-
ления), у них формируется адекватная самооценка.

         Использование ИКТ возможно на уроках различного типа.
При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руко-
водит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него
компьютер. С помощью видеозаписи, звука и текста школьник получает пред-
ставление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последо-
вательность движений, выявляет ошибки и самостоятельно устраняет их, что
делает урок более содержательным и увлекательным.
На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему
традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует
коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
На уроке повторения в компьютерном варианте учащиеся решают раз-
личные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность со-
вершенствования двигательного действия включены все ученики. Степень их
самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
        Также возможно использование ИКТ на этапе домашнего задания. Каж-
дый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег,
прыжки и т. д.), из которых он должен составить целые спортивные компози-
ции на основе пройденного материала.


Количество технических новинок и программных разработок постоянно
растет. Знания и опыт учителя регулярно дополняются. На уроках для решения
своих задач, учитель может использовать различные виды компьютерных про-
грамм, электронные ресурсы учебного назначения:
 информационно-справочный материал: для доступа к необходимой
образовательной информации с помощью Интернета;
 программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и
навыки, а также применяются для самоподготовки учащихся. Эти программы
используются, когда теоретический материал уже усвоен;
 учебные программы: используются в основном для объяснения но-
вого материала;

 демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учеб-
ного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий
(картины, фотографии, видеофрагменты, плакаты). Демонстрационные про-
граммы помогают учителю наглядно показать в статике то или иное исходное
положение. Т. к. зачастую неудобно и показывать на себе и рассказывать одно-
временно.

       Физическая культура охватывает безграничное множество движений,
положений, упражнений, включая такие, которые не совсем характерны для по-
вседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология.
Здесь представлены схемы построения и перестроения учащихся в строю.
Наглядные пособия помогают ученикам лучше ориентироваться;
 контролирующие программы: для контроля уровня знаний и уме-
ний. Эти программы представляют собой разнообразные проверочные задания
в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фикси-
руют детальную картину успехов и ошибок учащихся.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке
физической культуры позволяет решать одну из важных задач обучения – по-
высить уровень знаний учеников. Уроки позволяют разрядить высокую эмоци-
ональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию
обучения.
Методически оправданное использование компьютерных технологий в
сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности поз-
воляет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности,
творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический
климат на уроках, формирует у школьников умение работать с информацией,
развивать коммуникативные способности.

 


Ситуативное обучение.

Метод case-study позволяет оптимально сочетать
теорию и практику. В отличие от технологии проблемного обучения, данный
метод не предлагает учащимся проблему в готовом виде, учащимся необходимо
выделить ее из той информации, которая предоставлена им в кейсе.
Для создания кейса необходимо определить темы или вопрос исследова-
ния, выбрать объект исследования, определить контекст, спланировать кейс-
исследование, найти решение и возможные сценарии развития, описать кейс,
сформулировать вопросы для дальнейшего обсуждения.
Достоинством кейс-технологии является сочетание теории практики. Та-
кое обучение способствует развитию умения анализировать, оценивать различ-
ные альтернативы и выбирать оптимальные варианты.
       Примером использования кейсов на уроке физической культуры может
стать обучение групповому тактическому взаимодействию в баскетболе.

Ситуация 1. Учащимся предлагается произвести атаку корзины при позиционном розыгрыше мяча в зоне соперника. Для этого им необходимо преодолеть пассивное и активное сопротивление одного, затем двух, а затем трех игроков.

Ситуация 2. Защитник противодействует центровому нападающему с мячом. Другому, ближайшему, защитнику или игроку, обороняющемуся с дальней от мяча стороны площадки, необходимо предупредить действия нападающих. Нападающие, в свою очередь, должны стремиться обыграть защитника.

Ситуация 3. Защитнику необходимо противодействовать броску или пе-
редаче при помощи заслона, при этом другой игрок должен отрезать путь к щи-
ту второму нападающему, также используя заслон. Защитник должен выпол-
нить бросок или передачу.

Ситуация 4. Мяч отскочил от своего щита. Защитникам необходимо отре-
зать противникам путь к щиту, образовав для этого в зоне штрафного броска
треугольник отскока. Нападающий стремятся занять выгодные позиции и осу-
ществить бросок.

             В результате анализа данных ситуаций ученики, входящие в состав напа-
дающей группы, должны заранее обсудить тактику нападения, как в ситуации
численного превосходства, так и равенства. Защитники должны понять ло-
гику взаимодействия в парах и в тройках, научиться самостоятельно использо-
вать такие приемы как подстраховка, переключение и образование треугольни-
ка отскока.


Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение позволяет осуществлять физическое воспитание в группах разного уровня подготовленности. Для этого возможно использование как одинаковых, так и
разных средств и методов, при этом, величина физической нагрузки всегда
должна различаться.
Для детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности, с це-
лью повышения интереса к занятиям физической культурой, можно использо-
вать нестандартный и мелкий инвентарь, также будут полезными карточки, с
указанием последовательности и порядка выполнения упражнений.
Дифференциация нагрузки допустима на всех этапах урока. В подготови-
тельной части учащимся дается единое задание, но допускается уменьшение вре-
мени выполнения или количества повторений. В основной части урока особенно-
сти дифференциации будут зависеть от применяемых средств и методов обучения.
При использовании подвижных игр, менее подготовленных учеников рекоменду-
ется равномерно распределять по всем командам, при этом чаще их заменяя. При
проведении эстафет, на первые и завершающие этапы рекомендуется ставить более подготовленных детей. Если организуется работа в парах, то необходимо под-
бирать учеников, с примерно одинаковым уровнем физической подготовленности.
При этом задания для разных пар могут быть различными. В заключительной ча-
сти урока дифференциация заданий используется значительно реже, за исключе-
нием случаев, когда предполагается проведение подвижной игры, в которой будет
сложно участвовать менее подготовленным детям.
            Также технология дифференцированного обучения способствует форми-
рованию знаний и методических умений в области физической культуры. В за-
висимости от уровня подготовленности возможно разделение задач урока, а
также содержания на разные уровни сложности.
              Использование технологии дифференцированного обучения на уроках
физической культуры обеспечивает увеличению моторной плотности урока,
повышению его образовательной направленности, а также формированию
навыков самостоятельных занятий физической культурой.
             

 Технология развития критического мышления.

       Данная технология позволяет научиться работать с постоянно увеличивающимся потоком информации, развивает умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение, работать в команде, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Критическое мышление в процессе обучения – это совокупность ка-
честв и умений, определяющих высокий уровень исследовательской культуры
учащегося, а также оценочное и рефлексивное мышление, основанное на фак-
тах и личном опыте.

        Технология развития критического мышления включает в себя три ста-
дии: вызов, осмысление и рефлексия. Стадия вызова позволяет актуализировать
имеющиеся у учащихся знания, сформировать или повысить интерес к изучае-
мой теме. Стадия осмысления способствует получению учеником новой ин-
формации, и соотнесению ее с ранее полученной. На стадии рефлексии проис-
ходит осмысление и обобщение информации и формированию личного отно-
шения учащегося к изучаемому материалу.

Примером использования технологии критического мышления может
служить урок по теме «Нижняя прямая и нижняя боковая подача».
Стадия вызова. В начале урока учащимся предлагается посмотреть
видеофрагмент и самостоятельно определить тему урока.
Вторая стадия – стадия осмысления. Учащимся предлагается несколько
схем и описание техники выполнения подачи. На схемах они должны найти опи-
сание неправильного выполнения, обосновать свой выбор и проверить его на
практике. Затем обучающиеся должны самостоятельно определить, какие факто-
ры способствуют эффективности выполнения нижней прямой подачи. После этого
может быть проведено соревнование по выполнению подач на результат.
Третья стадия – стадия рефлексии (размышления): учащимся предла-
гается выразить свое мнение по уроку. Ученики отмечают свое эмоциональное
и физическое состояние после урока. Проводится самооценивание. Задается
домашнее задание.


Возможности использования игровой технологии
в процессе формирования универсальных учебных действий


Использование игровых технологий на уроках физической культуры,
особенно с детьми младшего школьного возраста, способствует формированию
универсальных учебных действий всех групп. Игра обеспечивает адаптацию
ребенка к новым условиям и способствует его социализации. Через игру обу-
чающийся не только осваивает способы двигательной деятельности, но и раз-
вивает навыки общения со сверстниками, у него формируется устойчивый ин-
терес к предмету.


В начальной школе каждый из разделов программы содержит подвижные
игры, имеющие различный потенциал для формирования и развития универ-
сальных учебных действий.
В качестве примеров подвижных игр, способствующих формированию
универсальных учебных действий можно привести следующие:

«Не урони палку» - Игроки располагаются в кругу, каждый держит сбоку, правой рукой, гимнастическую палку, стоящую на полу, левая рука за спиной. По сигналу учащи-
еся оставляют палку на месте, делают рывок и стараются не дать упасть палке
впереди стоящего участника. Цель – всей команде сделать полный круг вокруг
палок, при этом палки должны сохранять вертикальное положение и оставаться
на месте. Разрешается менять направление перемещения и расстояние между
участниками, а также положение рук.
После игры участникам задаются вопросы: кто регулировал движение?
Какие сложности возникли?

Данная игра способствует развитию чувства доверия, умению добиваться
успеха общими усилиями, позволяет понять, что скоординированность соб-
ственных действий обеспечивает успех команды.
«Нога в ногу»

На полу разложены обручи, которые являются полосой препятствий. Иг-
роки выстраиваются в шеренгу и связывают свою ногу с ногой другого участ-
ника, на уровне щиколотки. Необходимо пройти участок игрового поля, не
разъединив ноги, наступая при этом только в обручи. Если кто-то наступает на
пол, то все участники начинают движение заново.
Задание можно усложнить, если выполнять движение во встречных шерен-
гах. Игра способствует развитию чувства коллективизма, умению выполнять ра-
боту слаженно, доверять товарищу и добиваться успеха общими усилиями.
«Воздушные шары»

Участники делятся на несколько команд. Каждый игрок держит в руках
по два воздушных шара. По команде участник начинают жонглировать шарами.
Необходимо, что все шарики продержались в воздухе как можно дольше. Если
хоть один шарик коснется пола – время останавливается. Побеждает команда,
которая дольше всех продержит свои шарики в воздухе. Данная игра способствует развитию чувства доверия, умению добиваться
успеха общими усилиями, позволяет понять, что скоординированность соб-
ственных действий обеспечивает успех команды.
       

           Таким образом, описанные технологии могут быть использованы для
формирования всех групп универсальных учебных действий. При выборе тех-
нологии необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Так,
для детей младшего школьного возраста, наиболее эффективными будут игро-
вые технологии, тогда как для учащихся среднего и старшего звена, наиболь-
шее значение в процессе развития универсальных учебных действий приобре-
тают технологии проблемного обучения, метод проектов и технология ситуа-
тивного обучения.

  Источники:

Rassadnikov_vkr.pdf

https://infourok.ru/kursovaya-rabota-formirovanii-uud-u-mladshih-shkolnikov-po-sredstvam-uroka-fizicheskaya-kultura-6428792.html

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/effektivnye-podhody-k-formirovaniyu-uud-.1020442715/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий

Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения  иностранному языкуЗадачи:·         дать определение игры;·...

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий у школьников

В данной статье автор делится личным опытом применения  техноологии в сотрудничестве на уроках английского языка. В статье говорится о необходимости соблюдения определенных условий для успе...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья.  В содержании статьи представлены способы и приемы работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

Квест технология, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные компетенции.Ра...