Слет туристят
методическая разработка по физкультуре

Данная методическая разработка предназначена для проведения заключительного занятия ТКО в конце первого года обучения по программе:

«Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных классов» Методическая разработка многофункциональна и в дальнейшем этот материал может быть использован для обучающихся в различных кружках туристской направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turslet.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слет начинающих туристов: «Вместе весело шагать»

Краткая аннотация.

Данная методическая разработка предназначена для проведения заключительного занятия ТКО в конце первого года обучения по программе:

«Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных классов» Методическая разработка многофункциональна и в дальнейшем этот материал может быть использован для обучающихся в различных кружках туристской направленности. Также данный материал может стать вариантом итогового занятия в конце одного из разделов программы: «Туристско- краеведческая деятельность обучающихся начальных классов», либо примером спортивно-оздоровительного мероприятия в начальной школе, проводимого для детей, либо совместно с родителями.

Методическая разработка содержит описание возможных этапов соревнований по туристской технике, а также заданий по теоретической части программы. Рассматривается технология оборудования этапов в зависимости от условий местности. Практическая часть разделена на два блока: 1 - положение слета;2 - условия проведения.

Описанное в данной разработке мероприятие многофункционально: можно использовать его как целиком, так и отдельно спортивный раздел и теоретические задания.

Работа с использованием данной методической разработки позволяет проверить индивидуальную подготовку каждого ребенка, приобретенные им необходимые знания, умения и навыки, а также способность обучающихся работать в команде.

Объяснительная записка.

Участниками слета могут быть дети в конце первого года обучения по

программе: «Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных классов», а также взрослые, если использовать слет в качестве семейного мероприятия.

Новизна данного мероприятия в том, что пройти заданные препятствия могут маленькие дети, которые еще не допускаются к серьезным соревнованиям.

Актуальность в том, что растет число обучающихся начальных классов, желающих заниматься в ТКО и готовых показать свои навыки на практике.

Цель разработки: Разнообразить проверку знаний в области туризма и краеведения, изучения природы родного края , а также внедрение в

педагогическую практику игровых способов проверки знаний.

Задачи : Обучающие:

-познакомить с различными этапами слета туристов;

-изучить способы работы команды на отдельных этапах;

-проверить знания и навыки, приобретенные за год.

Развивающие (для детей):

-развивать творческие способности у детей;

  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение;
  • развивать навыки взаимопонимания и взаимопомощи;
  • развивать навыки преодоления различных препятствий;
  • развивать способность применения полученных знаний на практике.

Воспитательные (для детей):

-формировать физически развитую личность;

  • воспитать чувство взаимовыручки, а также уважение к иным взглядам и мнению.

Особенности роли педагога.

Педагог может советовать и направлять деятельность, при необходимости помогать. Если работа на этапе коллективная, педагог распределяет работу между участниками в зависимости от их способностей (используя дифференцированный подход) так, чтобы всем было интересно.

Особенности организации деятельности.

В процессе занятия:

  • детям необходимо вспомнить и применить знания по различным разделам программы;
  • отдается приоритет практической деятельности;
  • построена деятельность педагога и детей на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении;

-возможно индивидуальное прохождение этапов, развивающее творческие и интеллектуальные способности детей, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.

Приобретаемые навыки:

  • учатся самостоятельно преодолевать предложенные задания и этапы;
  • учатся подбирать тактику прохождения;
  • учатся выбирать наиболее простой и быстрый способ преодоления различных этапов.

Материалы и оборудование.

  • для туристского маршрута по тропе природы:

Карточки с изображением лекарственных растений, аптечка для оказания первой доврачебной помощи, палатка, поленья для костра, живые растения для распознавания (либо карточки с изображением растений), загадки о деревьях, ягодах, цветах, грибах, карточки со следами животных, вопросы о природе и ее обитателях, компас, топографическая карта, призмы, фломастеры(карандаши), вопросы к викторине о родном городе.

  • для полосы препятствий:

Веревки (7 штук по 5-10 м), бревно, чурочки для кочек (мел), сигнальная лента для отметки границ этапов.

  • для участников:

Маршрутные листы, карандаши (ручки)

  • для судей:

Протоколы на каждый этап, сводный протокол, грамоты, призы.

Методические советы на подготовительный период.

Педагогу необходимо подготовить и распечатать справочный и раздаточный материал в зависимости от количества команд (участников), и разложить его в нужной последовательности. Также провести инструктаж с судьями и участниками слета. Количество судей зависит от числа этапов. В качестве судей могут выступать старшие ученики, либо педагоги или родители. Членами жури должны быть не заинтересованные лиц.

Положение о проведении Слета начинающих туристов:

« Вместе весело шагать»

Цели и задачи:

  • воспитание разумного и доброжелательного отношения к окружающему миру;
  • соблюдение правил и законов туристов;
  • совершенствование движений в естественных природных условиях,
  • обогащение двигательного опыта детей;
  • воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Время и место проведения:

Слет проводится в конце мая. На территории школьного двора.

Руководство слетом:

Общее руководство организацией и проведением слета осуществляет педагог МБУ ДО СЮТур г. Павлово.

Участники:

В слете принимают участие команды ТКО СЮТур г. Павлово, представители кружков «ТКДОНК» и «Юные туристы- многоборцы»

Программа слета:

  1. Туристский маршрут по тропе природы.
  2. Туристская полоса препятствий.
  3. Конкурсная программа.

Подведение итогов слета

Итоги подводятся отдельно по каждому виду соревнований. Победители награждаются грамотами и призами.

Условия проведения слета

  1. Туристский маршрут по тропе природы — путешествие по станциям, расположенным в школьном дворе (лесу, парке) с выполнением заданий. Оцениваться может как правильность ответов, так и быстрота работы.

-На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи.

-На станции «Мы - туристы» требуется правильно поставить палатку, сложить из поленьев определенный тип костра.

-На станции «Друзья природы» нужно определить и назвать растения; отгадать загадки о деревьях, ягодах, цветах, грибах.

-На станции «Следопыт» требуется проявить знание следов животных и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.

-На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется

знать условные знаки на топографических картах, уметь ориентироваться на местности.

-На станции «Краеведение» проводится викторина о городе.

  1. Туристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, параллельные перила, маятник,

подъем, траверс, спуск. Целесообразно использовать бесштрафную систему с возвращением в начало этапа при неправильном выполнении технического приема до тех раз.

Движение по полосе препятствий — одно из самых захватывающих событий слета. Организована полоса может быть по-разному. Но передвигаться по полосе препятствий должно быть достаточно сложно. То есть препятствие действительно должно быть препятствием, которое надо преодолевать. Ведь способность к преодолению — главное качество настоящего туриста.

Препятствие «Кочки»

На определенном участке земли вкапываются небольшие бревнышки в виде кочек на болоте. Другой вариант - кружки, нарисованные мелом на асфальте. Передвигаться от начала до конца этапа разрешается только по кочкам.

Препятствие «Бревно»

Самый простой вариант — когда бревно лежит на земле между двумя деревьями. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну. Более сложный вариант — когда бревно перекинуто через

небольшой овражек. Овражек не должен быть очень глубоким, так чтобы взрослый, стоя на дне, мог подстраховывать ребенка.

Препятствие «Параллельные перила»

Нижняя веревка натягивается над землей на расстоянии 30—50 см. Расстояние между нижней и верхней веревкой — в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается, держась руками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней.

Препятствие «Маятник»

Это веревка, закрепленная на ветке дерева, либо на перекладине. Необходимо преодолеть небольшой участок, держась руками за веревку и не касаясь ногами земли.

Блок этапов «Подъем-траверс-спуск»

Организуется на местности с небольшим возвышением. Одна перильная

веревка служит для подъема, вторая для траверса склона и третья для спуска. Необходимо подняться наверх, держась за веревку спортивным способом,

далее вдоль склона, держась за веревку и вниз - опять спортивным способом.

  1. Конкурсная программа

а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблемы, девиз, исполнить песню).

б) Конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета).

Список используемой литературы.

#1047;акон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. №273- ФЗ от #1075;. № 3266-1( новая редакция принята #1075;., действующая редакция #1075;)

  1. Закон Нижегородской области от N 8-З "О туристской деятельности на территории Нижегородской области" (принят Постановлением ОЗС от N 885-IV)
  2. Приказ МО и науки от #1075;. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
  3. Правила вида спорта «Спортивный туризм»Утверждены приказом Минспорта России от “22” июля 2013 г. № 571
  4. Слепнева С.Г.«Доврачебная помощь в туристском походе». Учебно- методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. – Йошкар-Ола: ГБОУДОД Республики Марий Эл «Детско-юношеский центр

«Роза ветров», 2011 г. – 87 с. Ил.

  1. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. ЦДЮТ РФ.
  2. Остапец-Свешникова А.А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов. Москва,1991 г.
  3. Путешествие в зеленое царство-государство./Конкурс-игра для младших школьников/Методические рекомендации. г. Ногинск.1993 г.
  4. Туризм. В.И.Курилова. Москва, 1988 г.
  5. Э.Н.Кодыш Соревнования туристов. Пешеходный туризм. Москва. Физкультура и спорт. 1990 г.
  6. Цветкова И.В. Туристятам. Книжка-раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий.

По материалам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления

Тема урока:            Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления. Предмет:...

Геометрический слет

Внеклассное мероприятие...

Отчет о работе 4 областного экологического слета Молодежных дружин

24-25 сентября 2011 года состоялся 1У Московский областной слет участников экологических дружин, который проходил в Рузском районе в пансионате «Березка».  Ин...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...

Методическая разработка - слет туристят "Вместе весело шагать"

Данная методическая разработка предназначена для проведения заключительного занятия  ТКО в конце первого года обучения по программе: «Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных кл...

Статья "А мы туристы, мы туристы, мы романтики и оптимисты"

Статья"А мы туристы, мы туристы, Мы романтики и оптимисты"...

Слет туристов

Внеклассное мероприятие для 5-11 классов...