Методы развития физических способностей у лиц с нарушением интеллекта
статья по физкультуре
Нарушения развития интеллектуальных данных (или умственная отсталость) – это отклонения в психофизическом развитии ребенка, характеризующиеся низкими познавательными и интеллектуальными способностями. Умственно отсталые люди испытывают сложности с обучением, общением, могут искаженно воспринимать реальный окружающий мир.
Интеллектуальные нарушения чаще всего возникают из-за особенностей строения мозговых отделов, а также из-за перенесенных заболеваний или травм и выражаются:
- в недоразвитии эмоциональной сферы (ребенок может быть агрессивным или пассивным, часто страдать испытывать смену настроения, не способен к принятию самостоятельных решений и проявлению инициативы);
- в низком абстрактном мышлении (под которым подразумевается невозможность конкретизировать свои мысли и обобщать информацию);
- в когнитивных нарушениях (ученик не может сосредоточиться, плохо запоминает материал и концентрирует внимание, не умеет быстро переключиться с одного дела на другое);
- речевых трудностях и отклонениях.
Все эти особенности обязательно должны учитываться педагогами в работе с такими детьми.
Психологические особенности малышей с недоразвитием интеллекта в том, что они:
- значительно отстают по времени в развитии от детей без нарушений;
- пассивны и инертны во всех жизненных сферах;
- могут плохо или неправильно разговаривать;
- имеют низкие моторные функции;
- отличаются несформированностью когнитивной сферы;
- демонстрируют примитивные интересы, потребности и желания;
- имеют нарушения двигательных и познавательных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_24.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
Методы развития физических способностей у лиц с нарушением интеллекта
Подготовил учитель АФК:
Обриева Е.В.
Нарушения развития интеллектуальных данных (или умственная отсталость) – это отклонения в психофизическом развитии ребенка, характеризующиеся низкими познавательными и интеллектуальными способностями. Умственно отсталые люди испытывают сложности с обучением, общением, могут искаженно воспринимать реальный окружающий мир.
Интеллектуальные нарушения чаще всего возникают из-за особенностей строения мозговых отделов, а также из-за перенесенных заболеваний или травм и выражаются:
- в недоразвитии эмоциональной сферы (ребенок может быть агрессивным или пассивным, часто страдать испытывать смену настроения, не способен к принятию самостоятельных решений и проявлению инициативы);
- в низком абстрактном мышлении (под которым подразумевается невозможность конкретизировать свои мысли и обобщать информацию);
- в когнитивных нарушениях (ученик не может сосредоточиться, плохо запоминает материал и концентрирует внимание, не умеет быстро переключиться с одного дела на другое);
- речевых трудностях и отклонениях.
Все эти особенности обязательно должны учитываться педагогами в работе с такими детьми.
Психологические особенности малышей с недоразвитием интеллекта в том, что они:
- значительно отстают по времени в развитии от детей без нарушений;
- пассивны и инертны во всех жизненных сферах;
- могут плохо или неправильно разговаривать;
- имеют низкие моторные функции;
- отличаются несформированностью когнитивной сферы;
- демонстрируют примитивные интересы, потребности и желания;
- имеют нарушения двигательных и познавательных функций.
Все эти особенности могут проявляться в легкой, средней или тяжелой форме. Степень тяжести интеллектуального дефекта будет непосредственно влиять и на физическое развитие, двигательные навыки и уровень обучаемости. Чем серьезнее нарушение, тем сложнее будет даваться малышу физическое воспитание и разностороннее развитие. Отклонения также влияют на соматические проявления, могут быть причиной плохой осанки, частых простудных заболеваний, несогласованности движений.
Физические данные детей с нарушенным интеллектом из-за поражений мозговых отделов тоже отличны от способностей их здоровых сверстников:
- малыши быстро устают и нуждаются в отдыхе;
- новые упражнения даются им с большим трудом;
- их движения отличаются бедностью, угловатостью, недостаточной плавностью и точностью;
- крохи плохо владеют жестикуляцией и мимикой;
- могут иметь недостаточные рост и вес.
У многих деток с умственной отсталостью специалисты отмечают следующие отклонения в физическом развитии:
- опущенная вниз голова;
- шарканье ногами;
- заметное наклонение корпуса вперед;
- несогласованные движения конечностей;
- неравномерный шаркающий шаг (а при беге – семенящий и/или мелкий).
Некоторые дети с нарушенным интеллектом не способны прыгать, испытывают трудности при ползании, лазании, метании спортивных снарядов, не могут попасть мячом в цель, поэтому так важно внедрять в обучающий процесс физическое воспитание, которое помогает развить физические качества, улучшить моторику и двигательную координацию, что, без сомнения, наилучшим образом отразится на их дальнейшей жизни и подготовит к выполнению трудовых обязанностей.
Физическое воспитание – это неотъемлемая часть учебно-воспитательского процесса коррекционной школы или инклюзивного класса (инклюзия – это совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющими особенности здоровья). Оно улучшает здоровье, воспитывает важные качества личности и помогает подготовить умственно отсталых детей к успешной самостоятельной жизни в обществе.
Задачи, которые решают педагоги по физическому воспитанию при работе с умственно отсталыми детьми, могут быть:
1. ОБЩИМИ. Они применяются во всех детских садах и учреждениях дошкольного образования и звучат так:
- укрепить здоровье;
- развить гармоничное телосложение и правильную осанку;
- закрепить привычку заниматься двигательной активностью;
- предоставить ученикам информацию о физической культуре и спорте;
- развить двигательные качества (силу, скорость, ловкость, выносливость);
- воспитать нравственные и морально-волевые качества (смелость, настойчивость, культурное поведение);
- сформировать/усовершенствовать двигательные умения;
- повысить физическую и умственную работоспособность;
- улучшить сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
- сформировать гигиенические навыки при выполнении упражнений;
- закалить организм;
- содействовать военно-патриотической подготовке.
2. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ, которые направлены на коррекцию и профилактику физических отклонений:
- создать условия для стимуляции физического развития ученика;
- внедрить профилактические меры, помогающие бороться с простудными и инфекционными заболеваниями;
- скорректировать нарушения психомоторики;
- использовать коррекционные мероприятия для развития двигательных навыков и физических качеств.
Коррекционные методы должны присутствовать во всех мероприятиях по физическому воспитанию детей с нарушенным интеллектом.
По направлениям задачи физического воспитания тоже подразделяются на виды и могут быть:
- оздоровительными;
- учебно-развивающими;
- коррекционными;
- терапевтическими;
- спортивными.
На практике все эти задачи зачастую пересекаются и дополняют друг друга, стремясь не только сохранить здоровье детей с ОВЗ в школьный период, но и научить их помогать своему организму с помощью полученных знаний в дальнейшей взрослой жизни.
К средствам физического воспитания умственно отсталых детей относятся:
- занятия спортом и физические упражнения;
- природные явления, положительно влияющие на организм (вода, свежий воздух, солнечный свет и т.д.);
- гигиенические навыки (соблюдение режима, уход за собой, своей одеждой и обувью, спортивным оборудованием);
- спортивный инвентарь.
Все средства должны участвовать в коррекции недостатков физического развития и в воспитании двигательных качеств ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся с нарушением интеллекта"
Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и об...
Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»
Мастер-класс по настольному теннису по теме «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей с нарушением интеллекта средствами фитбола и аэробики
Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для образования, воспитания, успешной психофизической коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции умс...
Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушение интеллекта
методика...
опыт работы на тему "развитие физических способностей через метод круговой тренировки"
обобщение опыта работы по физической культуре на тему: "Развитие физических способностей на уроке физической культуры через метод круговой тренировки"...
Статья: Средства и методы развития силовых способностей учащихся 7-11 классов на уроках физической культуры.
Одним из основных для силовой подготовки спортсменов является метод максимальных усилий, который предусматривает выполнение заданий, связанных с преодолением максимального сопротивления (подниман...
"Сказкотерапия как метод формирования читательской грамотности у детей с нарушениями интеллекта"
Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, форми...