Методы развития физических способностей у лиц с нарушением интеллекта
статья по физкультуре

Обриева Евгения Владимировна

Нарушения развития интеллектуальных данных (или умственная отсталость) – это отклонения в психофизическом развитии ребенка, характеризующиеся низкими познавательными и интеллектуальными способностями. Умственно отсталые люди испытывают сложности с обучением, общением, могут искаженно воспринимать реальный окружающий мир.

Интеллектуальные нарушения чаще всего возникают из-за особенностей строения мозговых отделов, а также из-за перенесенных заболеваний или травм и выражаются:

  • в недоразвитии эмоциональной сферы (ребенок может быть агрессивным или пассивным, часто страдать испытывать смену настроения, не способен к принятию самостоятельных решений и проявлению инициативы);
  • в низком абстрактном мышлении (под которым подразумевается невозможность конкретизировать свои мысли и обобщать информацию);
  • в когнитивных нарушениях (ученик не может сосредоточиться, плохо запоминает материал и концентрирует внимание, не умеет быстро переключиться с одного дела на другое);
  • речевых трудностях и отклонениях.

Все эти особенности обязательно должны учитываться педагогами в работе с такими детьми.

Психологические особенности малышей с недоразвитием интеллекта в том, что они:

  • значительно отстают по времени в развитии от детей без нарушений;
  • пассивны и инертны во всех жизненных сферах;
  • могут плохо или неправильно разговаривать;
  • имеют низкие моторные функции;
  • отличаются несформированностью когнитивной сферы;
  • демонстрируют примитивные интересы, потребности и желания;
  • имеют нарушения двигательных и познавательных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_24.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

Методы развития физических способностей у лиц с нарушением интеллекта

Подготовил учитель АФК:

Обриева Е.В.

Нарушения развития интеллектуальных данных (или умственная отсталость) – это отклонения в психофизическом развитии ребенка, характеризующиеся низкими познавательными и интеллектуальными способностями. Умственно отсталые люди испытывают сложности с обучением, общением, могут искаженно воспринимать реальный окружающий мир.

Интеллектуальные нарушения чаще всего возникают из-за особенностей строения мозговых отделов, а также из-за перенесенных заболеваний или травм и выражаются:

  • в недоразвитии эмоциональной сферы (ребенок может быть агрессивным или пассивным, часто страдать испытывать смену настроения, не способен к принятию самостоятельных решений и проявлению инициативы);
  • в низком абстрактном мышлении (под которым подразумевается невозможность конкретизировать свои мысли и обобщать информацию);
  • в когнитивных нарушениях (ученик не может сосредоточиться, плохо запоминает материал и концентрирует внимание, не умеет быстро переключиться с одного дела на другое);
  • речевых трудностях и отклонениях.

Все эти особенности обязательно должны учитываться педагогами в работе с такими детьми.

Психологические особенности малышей с недоразвитием интеллекта в том, что они:

  • значительно отстают по времени в развитии от детей без нарушений;
  • пассивны и инертны во всех жизненных сферах;
  • могут плохо или неправильно разговаривать;
  • имеют низкие моторные функции;
  • отличаются несформированностью когнитивной сферы;
  • демонстрируют примитивные интересы, потребности и желания;
  • имеют нарушения двигательных и познавательных функций.

Все эти особенности могут проявляться в легкой, средней или тяжелой форме. Степень тяжести интеллектуального дефекта будет непосредственно влиять и на физическое развитие, двигательные навыки и уровень обучаемости. Чем серьезнее нарушение, тем сложнее будет даваться малышу физическое воспитание и разностороннее развитие. Отклонения также влияют на соматические проявления, могут быть причиной плохой осанки, частых простудных заболеваний, несогласованности движений.

Физические данные детей с нарушенным интеллектом из-за поражений мозговых отделов тоже отличны от способностей их здоровых сверстников:

  • малыши быстро устают и нуждаются в отдыхе;
  • новые упражнения даются им с большим трудом;
  • их движения отличаются бедностью, угловатостью, недостаточной плавностью и точностью;
  • крохи плохо владеют жестикуляцией и мимикой;
  • могут иметь недостаточные рост и вес.

У многих деток с умственной отсталостью специалисты отмечают следующие отклонения в физическом развитии:

  • опущенная вниз голова;
  • шарканье ногами;
  • заметное наклонение корпуса вперед;
  • несогласованные движения конечностей;
  • неравномерный шаркающий шаг (а при беге – семенящий и/или мелкий).

Некоторые дети с нарушенным интеллектом не способны прыгать, испытывают трудности при ползании, лазании, метании спортивных снарядов, не могут попасть мячом в цель, поэтому так важно внедрять в обучающий процесс физическое воспитание, которое помогает развить физические качества, улучшить моторику и двигательную координацию, что, без сомнения, наилучшим образом отразится на их дальнейшей жизни и подготовит к выполнению трудовых обязанностей.

Физическое воспитание – это неотъемлемая часть учебно-воспитательского процесса коррекционной школы или инклюзивного класса (инклюзия – это совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющими особенности здоровья). Оно улучшает здоровье, воспитывает важные качества личности и помогает подготовить умственно отсталых детей к успешной самостоятельной жизни в обществе.

Задачи, которые решают педагоги по физическому воспитанию при работе с умственно отсталыми детьми, могут быть:

1. ОБЩИМИ. Они применяются во всех детских садах и учреждениях дошкольного образования и звучат так:

  • укрепить здоровье;
  • развить гармоничное телосложение и правильную осанку;
  • закрепить привычку заниматься двигательной активностью;
  • предоставить ученикам информацию о физической культуре и спорте;
  • развить двигательные качества (силу, скорость, ловкость, выносливость);
  • воспитать нравственные и морально-волевые качества (смелость, настойчивость, культурное поведение);
  • сформировать/усовершенствовать двигательные умения;
  • повысить физическую и умственную работоспособность;
  • улучшить сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
  • сформировать гигиенические навыки при выполнении упражнений;
  • закалить организм;
  • содействовать военно-патриотической подготовке.

2. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ, которые направлены на коррекцию и профилактику физических отклонений:

  • создать условия для стимуляции физического развития ученика;
  • внедрить профилактические меры, помогающие бороться с простудными и инфекционными заболеваниями;
  • скорректировать нарушения психомоторики;
  • использовать коррекционные мероприятия для развития двигательных навыков и физических качеств.

Коррекционные методы должны присутствовать во всех мероприятиях по физическому воспитанию детей с нарушенным интеллектом.

По направлениям задачи физического воспитания тоже подразделяются на виды и могут быть:

  • оздоровительными;
  • учебно-развивающими;
  • коррекционными;
  • терапевтическими;
  • спортивными.

На практике все эти задачи зачастую пересекаются и дополняют друг друга, стремясь не только сохранить здоровье детей с ОВЗ в школьный период, но и научить их помогать своему организму с помощью полученных знаний в дальнейшей взрослой жизни.

К средствам физического воспитания умственно отсталых детей относятся:

  • занятия спортом и физические упражнения;
  • природные явления, положительно влияющие на организм (вода, свежий воздух, солнечный свет и т.д.);
  • гигиенические навыки (соблюдение режима, уход за собой, своей одеждой и обувью, спортивным оборудованием);
  • спортивный инвентарь.

Все средства должны участвовать в коррекции недостатков физического развития и в воспитании двигательных качеств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся с нарушением интеллекта"

Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и об...

Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»

Мастер-класс по настольному теннису по теме  «Подвижные игры, как метод развития  физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей с нарушением интеллекта средствами фитбола и аэробики

Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для образования, воспитания, успешной психофизической коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции умс...

опыт работы на тему "развитие физических способностей через метод круговой тренировки"

обобщение опыта работы по физической культуре на тему: "Развитие физических способностей на уроке физической культуры через метод круговой тренировки"...

Статья: Средства и методы развития силовых способностей учащихся 7-11 классов на уроках физической культуры.

Одним из основных для силовой подготовки спортсменов является метод максимальных усилий, который предусматривает выполнение заданий, связанных с преодолением максимального сопротивления (подниман...

"Сказкотерапия как метод формирования читательской грамотности у детей с нарушениями интеллекта"

Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, форми...