Приемы повышения учебной мотивации в начальной школе.
статья по физкультуре (5 класс)
Младший школьный возраст ребенка с 7 до 10-11 лет. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей. Эти особенности должны учитываться взрослыми в процессе обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы повышения учебной мотивации в начальной школе.
Младший школьный возраст ребенка с 7 до 10-11 лет. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей. Эти особенности должны учитываться взрослыми в процессе обучения.
Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения (процесс торможения становится более устойчивым, чем у дошкольника). Таким образом, мозг ребенка способен к более сложной деятельности, чем у дошкольника. В восприятии и осмысливании семилетнему ребенку доступны выделение главных признаков предметов и явлений, отражение их существенных сторон; усвоение элементарных понятий.
В младшем школьном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы организма. Энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, нежели к выполнению мелких, требующих точности движений. Наблюдается большая подвижность детей, стремление к беганью, прыганью, лазанью. Наоборот, малая подвижность и вялость движений говорят о заболевании или слабом здоровье. Чувствуя изменения, произошедшие в их мускулатуре, прирост мышечной энергии, дети хотят работать вместе с взрослыми. Это положительное стремление важно использовать, не допуская чрезмерного переутомления детей.
Значение двигательных навыков для психического развития детей в этом возрасте трудно переоценить:
во-первых, совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что важно для их психического здоровья;
во-вторых, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников: неуклюжих, с плохой координацией часто не принимают в групповые игры, занятия, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет.
В начальной школе у ребенка формируются основные компоненты учебной деятельности, оказывающей существенное влияние на его развитие. Включая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества со сверстниками, принятие авторитета учителя, учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Мотивация учебной деятельности формируется только в ходе самой активной учебной деятельности, поэтому важно знать, как правильно организовать эту деятельность.
Образовательный процесс следует выстроить в зависимости от особенностей детей:
- материал урока должен быть интересен детям;
- согласовывание расписания с характеристиками возраста;
- согласовывание темпа урока со скоростью работы обучаемых.
Приемы повышения интереса к учебному материалу.
На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме. Для этого использую приём «Привлекательная цель».
Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве. На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определѐнных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
В работе с детьми учителю ни в коем случае нельзя забывать, что мотивация, влияя на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств учащихся, существенным образом зависит от силы их нервной системы (особенно со стороны возбуждения). Практика показывает, например, что обычная учебная мотивация повышает обучаемость и развитие, двигательные качество более значительно у детей со слабой нервной системой, а игровая и соревновательная деятельность – у детей с сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на обучаемость лиц с сильной и слабой нервной системой оказывают и различные методы обучения.
педагогический опыт свидетельствует, что при работе с классом в условиях урока необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на учащихся для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может составить самостоятельно. Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в правах и др. Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять их только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач, например, в разминке («Пятнашки», «У медведя во бору») или упражнения соревновательного характера в парах («Тяни-толкай», « Фламинго»). При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы.
Работая в школе, выделила актуальную проблему - отсутствие мотивации у многих учеников. Задалась вопросом: что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? А все оказалось не так сложно. Положительно влияет на мотивацию ребенка собственная увлеченность учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность 7 пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают сложные задания. Только посильная работа вызывает интерес. Идея моего педагогического опыта: повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, уровня обученности путем применения инновационных образовательных технологий, которые направлены на: *формирование здорового образа жизни; *формирование двигательной деятельности учащихся; *совершенствование индивидуальной и групповой работы с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)
В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...
Проблемы формирования учебной мотивации в начальной школе
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность прежде всего обусловлена обновлением содержания обучения, форм...
Статья «Педагогические приемы повышения учебной мотивации и актуализации знаний»
Начало урока — один из важных его этапов, во многом определяет успех всего урока. В начале урока задаются темп, настрой, рабочая обстановка. Включить учащихся в работу, привлечь их внимание, настроить...
Учебник « Spotlight» как основа формирования учебной мотивации в начальной школе
Зачастую учителям английского языка довольно часто приходится встречаться с тем, что у учащихся пропадает интерес к учебе, снижается мотивация. В статье я попыталась проанализировать УМК Spotlight на ...
Приемы повышения учебной мотивации школьников
Приемы повышения учебной мотивации школьников...
Консультация для педагогов "Приемы повышения учебной мотивации школьников"
Полезная информация для педагогов...
- Мне нравится (1)