Ключевые позиции современного урока физкультуры в рамках реализации ФГОС
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
ГБОУ» Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Ключевые позиции современного урока физкультуры в рамках реализации ФГОС
Подготовил: Жилкин Александр Юрьевич, учитель физкультуры
2024 год
Федеральные государственные образовательные стандарты являются общеорганизующим документом, который задает направление при разработке общешкольных и поурочных планов работы в учебных учреждениях, начиная со школы и заканчивая высшими заведениями.
Текущие стандарты обучения в школах были приняты поэтапно для начального, основного и среднего образования. Принятие новых форм и методик связано с необходимостью перестройки мышления учащихся по отношению к окружающему миру. Передовые разработки направлены на получение более широких универсальных знаний и практических навыков.
Традиционно считалось, что цель физического воспитания состоит в обучении двигательным действиям, в развитии физических качеств учащихся. Однако существует еще и не менее важный внутренний результат — психологический, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано.
С введением ФГОС внутренними психологическими результатами освоения содержания учебного предмета «Физическая культура» становятся личностные и метапредметные результаты.
В своей основе ФГОС психологизирован. Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.
Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.
Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).
Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектного обучения, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные:
- самоопределение
- смыслообразование
Регулятивные:
- соотнесение известного и неизвестного
- планирование
- оценка
- способность к волевому усилию
Познавательные:
- формулирование цели
- выделение необходимой информации
- структурирование
- выбор эффективных способов решения учебной задачи
- рефлексия
- анализ и синтез
- сравнение
- классификации
- действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные:
- строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов
Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю? Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:
- актуализация, постановка проблемы, мотивация
- план, целеполагание
- критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей
- осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должны знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.
- самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.
- коррекция
- реализация
- рефлексия. Перспективный план на реализацию задач
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся также является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания в рамках ФГОС.
Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.
При организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, индивидуальные особенности организма, пол учащихся, тип нервной системы, темперамент и многие другие качества.
С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем.
В условиях реализации ФГОС у учителя физкультуры открываются большие возможности разнообразить и научно обосновывать пользу предмета и его влияние на общее развитие личности, ставя метапредметную связь в основу обучения.
В план урока могут быть включены теоретические моменты, которые помогут детям разобраться в том, как на физкультуре можно практически применить знания, полученные на математике, биологии, химии или физике. Понимание совокупности процессов поможет выполнить поставленную задачу правильно.
Помогая учащимся анализировать и делать выводы на физкультуре, можно добиться неподдельного интереса учащихся к другим предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...
Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС
Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся, инвариантной...
«Современный урок химии в рамках реализации ФГОС»
Принятие нового ФГОС - признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В основе стандарта лежит система деяте...
Статья "Современный урок физкультуры, как инструмент реализации ФГОС"
Физическая культура- это один из тех предметов, где связь обучения с жизнью используется как стимул самообразования, активизируется физический потенциал, прививается интерес к заботе о своем здоровье ...
Доклад ШМО«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»
Не для кого не секрет, что в настоящее время Российское образование терпит кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность...
«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»
В условиях внедрения обновленных ФГОС учитель должен стремиться заменить обучение познавательной деятельностью. Образование должно стать личностно-ориентированным, а учитель организатором ...
Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО
Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО...