Правила безопасности на уроках физической культуры.
материал по физкультуре

Правила безопасного поведения школьников давно прописаны, широко обсуждаются в рамках образовательных учреждений, в семьях, в средствах массовой информации. И, казалось бы, все с ними знакомы. Но, тем не менее, мы часто узнаём о серьёзных травмах, полученных школьниками в различных местах: дома, на улице, в школе и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_bezopasnogo_povedeniya.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Правила безопасного поведения школьников давно прописаны, широко обсуждаются в рамках образовательных учреждений, в семьях, в средствах массовой информации. И, казалось бы, все с ними знакомы. Но, тем не менее, мы часто узнаём о серьёзных травмах, полученных школьниками в различных местах: дома, на улице, в школе и т.д.

Следует отметить, что современные уроки физической культуры не всегда являются безопасными для занимающихся, несмотря на то, что физкультура является «уроком здоровья», где травмы недопустимы. В настоящее время в образовательный стандарт включен третий урок физкультуры. Это, безусловно, хорошо, ведь чем больше дети двигаются, тем лучше себя чувствуют. А учитывая принцип единство и целостность всех проявлений организма данные занятия благоприятно влияют на весь образовательный процесс и внешкольную деятельность учащихся. Но, с его введением, к ряду проблем школьной физкультуры добавились следующие: сложность включения в школьное расписание, нехватка залов, инвентаря, оборудования, квалифицированных кадров и т.д. В совокупности они могут оказывать серьёзное влияние на получение школьниками травм.

            В литературе отмечены следующие причины травматизма:

Основные причины травматизма:

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие преподавателя и тренера.

2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Часто причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.
нами, учителями физ-ры проведено анкетирование обучающихся 5-11 классов, с целью выявления причин травматизма по мнению детей.

Основными причинами возникновения травм являются:

1. Незнание или несоблюдение правил безопасного поведения на уроке физической культуры (невнимательность, на уроке, пропуск урока с инструктажем).

 2. Плохое физическое развитие детей, слабое здоровье, плохое самочувствие во время занятия физической культурой.

3. Плохая подготовка организма занимающихся (недостаточная разминка) к нагрузке в основной части урока (это особенно актуально во время занятий на катке или на лыжах при низкой температуре, возможны растяжения и другие повреждения мышц, связок, сухожилий).

 4. Отсутствие строгой дисциплины на уроке физической культуры (по различным причинам: усталость, конфликты в классе между детьми, в семье, а так же неудачи на других предметах, следует отметить, что мальчики менее дисциплинированны, чем девочки).

5. Плохая организация урока физической культуры в школе - не выполнение разминки, около 25% занимающихся невнимательно относятся к разминке, не выполняют предложенные в ней упражнения, в результате чего не готовы к выполнению упражнений включенных в основную часть урока, - около 15% занимающихся поспешно и небрежно выполняют задания из основной части урока по различным причинам, - не все занимающиеся имеют удобный спортивный костюм и сменную обувь на нескользкой подошве (около 20% занимающихся были не способны выполнять упражнения в связи с тем, что им мешал спортивный костюм, у 15% школьников посещают уроки физической культуры в несоответствующей обуви).

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

На основании данных, полученных в ходе наблюдения можно дать следующие практические рекомендации преподавателям физической культуры, осуществляющим образовательный процесс в нашей школе при выполнении которых количество получаемых на уроках травм должно снизиться:

с учетом места проведения урока (в нашей школе это, стадион, спортивный зал) следует инструктировать детей по технике безопасности.

Так же необходимо объяснить важность соблюдения данных правил (не бойтесь тратить время на профилактику травматизма, т.к. если ребенок получит серьезную травму, его будет потеряно намного больше).

Для наглядности правила по технике безопасности следует вывесить у входа в зал (а в начальной школе – в виде объявлений), чтобы школьники могли с ними самостоятельно ознакомиться,

 не допускать к занятиям школьников не прошедших медицинский осмотр, - до занятий следует поинтересоваться самочувствием занимающихся при этом особое внимание следует уделить детям, входящим в специальную группу,

нельзя допускать детей до урока без спортивного костюма и сменной обуви на нескользкой подошве,

 поддерживать строгую дисциплину на уроке,

 во время урока всегда находиться с занимающимися и контролировать их действия,

при изучении сложных упражнений следует уделять внимание правильной техники их выполнения, для этого следует использовать идеальный показ, а так же разучивать упражнения по частям,

комплектовать группы следует с учетом возраста, пола, способностей, состояния здоровья занимающихся,

 использовать страховку, а так же заграждения на уроках метания, спортивных играх на стадионе,

 проводить разминку в начале каждого урока, - внимательно следить за состоянием мест занятий, инвентаря и оборудования,

 необходимо заинтересовать детей занятиями спортом, чтобы они стремились не только посещать уроки физической культуры, но и заниматься спортом в различных секциях. Детей следует вовлекать в массовые физкультурно – оздоровительные мероприятия,

 если занимающийся получил травму, следует оказать первую помощь и при необходимости направить в лечебное учреждение.

 использовать электронные образовательные ресурсы для профилактики травматизма и формирования здорового образа жизни школьников (что уже активно применяется в нашей школе).
так же я хочу ознакомить вас с состоянием охраны труда в  нашем спортивном зале:

в спортивном зале имеются в наличие:

11.1. Наличие инструкций по охране труда,
(инструкции по охране труда при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в пять лет). 

11.2. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в спортивном зале.

11.3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда.
(Журнал оформляется при занятиях учащихся в спортивных секциях и кружках), 

11.4. Наличие и укомплектованность медицинской аптечки, (Медицинская аптечка должна быть укомплектована в соответствии
с разделом IV Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медицинской аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения), 

11.5. Наличие записей в специальном журнале о результатах испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств.
(Испытание спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств и запись их результатов в специальном журнале производится перед началом нового учебного года). 

11.6. Соблюдены нормы освещенности в спортивном зале. (освещенность:люминесцентных лампах -200лк(13 Вт/м2),

11.7. Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом.

11.8. Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкции по периметру зала панелями на высоту не менее 1,8 м.

11.9. Наличие плана эвакуации из спортивного зала в случае возникновения пожара, двух огнетушителей и оборудование запасного выхода из зала легкооткрывающимся запором.

11.10. Соблюдены санитарно-гигиенических нормы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила техники безопасности на уроках физической культуры

В течение всего года регулярно выполняйте упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма....

Правила безопасности на уроках физической культуры

Правила безопасности на уроках физической культуры...

Правила безопасности на уроках физической культуры.

Правила безопасного поведения школьников давно прописаны, широко обсуждаются в рамках образовательных учреждений, в семьях, в средствах массовой информации. И, казалось бы, все с ними знакомы. Но, тем...

Правила безопасности на уроках физической культуры.

Правила безопасного поведения школьников давно прописаны, широко обсуждаются в рамках образовательных учреждений, в семьях, в средствах массовой информации. И, казалось бы, все с ними знакомы. Но, тем...

Правила безопасности на уроках физической культуры

Презентация содержит общие правила безопсности перед началом, во время проведения и по завершении учебного занятия по общеобразовательному предмету "Физическая культура"...