Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ДОУ.
рабочая программа по физкультуре
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что должен сделать каждый педагог.
В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Данные технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – это сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
На сегодняшний день выделяют следующие направления здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, технологии валеологического просвещения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_zanyatiyah_fizicheskoy_kulture_v_dou.docx | 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное Общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр «Успех»
Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ДОУ.
Разработал: инструктор по ФК
Мисриханова Б.М.
р/п Дрожжино 2021-2022г
Содержание проекта:
- Введение…………………………………………………. 1ст
- Актуальность……………………………………………. 1,2ст
3. Этапы реализации проекта……………………………… 2,3ст
4. План реализации проекта………………………………..7,13ст
5. Критерии эффективности проекта……………………….14ст
6. Предполагаемые риски……………………………………14ст
7. Результаты проекта……………………………………….13ст
8. Перспективы развития……………………………………14ст
9. Литература…………………………………………………14,15ст
Введение
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что должен сделать каждый педагог.
В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Данные технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – это сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
На сегодняшний день выделяют следующие направления здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, технологии валеологического просвещения родителей.
Актуальность
Проанализировав состоянии заболеваемости детей в нашем детском саду, я получил довольно неутешительные результаты. Уровень таких заболеваний как ОРЗ, плоскостопие, нарушение осанки достаточно высок. Кроме того, показатели физического развития в некоторых группах находятся на низком уровне. Все эти обстоятельства вызвали у меня потребность углубленно заняться оздоровлением детей, а так же повышением их физической готовности. Встал вопрос о разработке системы мероприятий и введении новых технологий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и повышения их физической качеств. В данном проекте рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях физической культуры. Раскрыты возможности их применения. Идеей разработки данного проекта является внедрение наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий при ведении физкультурно- оздоровительной деятельности, с целью повышения уровня показателей здоровья детей, а так же улучшения показателей физической готовности воспитанников.
Цель проекта: повышение уровня показателей здоровья детей и показателей физической готовности посредством внедрения в физкультурно-оздоровительную деятельность здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
- обеспечить профилактику заболеваний;
- сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни;
- обучить использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный: (Сентябрь )
- Анализ состоянии заболеваемости детей;
- Изучение научно - методической литературы;
2 этап - основной: (октябрь - апрель)
- Реализация проекта (использование современных физкультурно - оздоровительных технологий).
3 этап - итоговый: (май)
- Повторный анализ уровня заболеваемости детей в ДОУ.
Основная часть
Физкультурно-оздоровительная деятельность – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления.
К задачам данной деятельности относится:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
При планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности мной были отобраны следующие принципы:
∙ принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
∙ принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
∙ принцип педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
∙ принцип профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Для реализации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ я отобрал следующие виды технологий:
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Характеристика | Результат |
Гимнастика утренняя (зарядка) | Ежедневно, утром, перед завтраком. | Комплекс физических упражнений, выполняемых утром, с целью разминки мышц и суставов. | Обеспечивает оптимальную возбудимость нервной системы, улучшает работу сердца, увеличивает кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. | Комплекс гимнастических упражнений, выполняемых под ритмичную музыку. | Развивает слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формирует правильную осанку. |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, или в спортивном зале. | Игры, основанные на выполнении двигательных действий (бега, прыжков, метания и других движений) имеющие ряд определенных правил. | Развивают и обогащают память, внимание, наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, умение преодолевать различные трудности, рационально распределять силы для достижения конечной цели, воспитывают чувство коллективизма, взаимовыручки. |
Корригирующие упражнения | Как часть физкультурного занятия | Специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки. | Способствуют формированию правильной осанки, ее коррекции, а так же улучшают координацию движений ребенка. |
Ортопедическая гимнастика | Как часть физкультурного занятия | Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия | Профилактика плоскостопия, коррекция и формирование правильного свода стопы |
Стретчинг | Как часть физкультурного занятия | Упражнения на растяжку и гибкость. | Улучшение подвижности и гибкости всех суставов и мышц; улучшение работы лимфатической системы. |
Релаксация | Может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия | Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами возбуждения и торможения равновесия и снижение двигательного беспокойства. | Способствует глубокому мышечному расслаблению, сопровождающемуся снятием психического напряжения. |
Гимнастика дыхательная | Может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Желательно проводить на улице или в помещении, которое было хорошо проветрено. | Комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечения различных заболеваний. | Улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, а так же сердечной мышцы. |
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. | Улучшение физического развития детей. |
Самомассаж | Как часть физкультурного занятия ( проводится с использованием массажных мячиков) | Массаж, выполняемый самим ребёнком. | Улучшает кровообращение. |
Беседы о здоровом образе жизни | Могут проводиться как в начале так и в конце занятия по физической культуре. | Мотивируют детей придерживаться здорового образа жизни, а так же разъясняют как занятия физической культурой влияют на организм. | |
Активный отдых | 1 раз в месяц (с привлечением родителей) | Физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, дни здоровья) | Способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей. |
План реализации проекта:
занятие | Тема | Программные задачи |
Октябрь | вторая младшая группа № 28,29,30Тема: Ортопедическая гимнастика средняя группа №33 ,34 Тема: Подвижные и спортивные игры Старшая группа №32,35 Тема: Гимнастика дыхательная Подготовительные к школе группы №37,№40 Тема: Беседы о здоровом образе жизни | Профилактика плоскостопия, коррекция и формирование правильного свода стопы Развивают и обогащают память, внимание, наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, умение преодолевать различные трудности, рационально распределять силы для достижения конечной цели, воспитывают чувство коллективизма, взаимовыручки. Улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, а так же сердечной мышцы Мотивируют детей придерживаться здорового образа жизни, а так же разъясняют как занятия физической культурой влияют на организм. |
Ноябрь | вторая младшая группа №28,29,30Тема: Самомассаж средняя группа 33,34 «Умка» Тема: Гимнастика дыхательная Старшая группа № 32,35Тема: Физкультурное занятие Подготовительные к школе группы №37,40Тема: Стречинг | Улучшает кровообращение. Улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, а так же сердечной мышцы Улучшение физического развития детей. Улучшение подвижности и гибкости всех суставов и мышц; улучшение работы лимфатической системы. |
Декабрь | вторая младшая группа № 428.29.30.Тема: Ритмопластика средняя группа №33,34Тема: Релаксация Старшая группа №32,35 Тема: Ортопедическая гимнастика Подготовительные к школе группы №37,40» Тема: Самомассаж | Развивает слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формирует правильную осанку. Способствует глубокому мышечному расслаблению, сопровождающемуся снятием психического напряжения. Профилактика плоскостопия, коррекция и формирование правильного свода стопы Улучшает кровообращение. |
Январь | вторая младшая группа № 28,29.30. Тема: Подвижные и спортивные игры средняя группа №33.34Тема: Беседы о здоровом образе жизни Старшая группа № 32,35Тема: Корригирующие упражнения Подготовительные к школе группы №37,40Тема: Гимнастика утренняя (зарядка) | Развивают и обогащают память, внимание, наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, умение преодолевать различные трудности, рационально распределять силы для достижения конечной цели, воспитывают чувство коллективизма, взаимовыручки. Мотивируют детей придерживаться здорового образа жизни, а так же разъясняют как занятия физической культурой влияют на организм. Способствуют формированию правильной осанки, ее коррекции, а так же улучшают координацию движений ребенка Обеспечивает оптимальную возбудимость нервной системы, улучшает работу сердца, увеличивает кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. |
Февраль | вторая младшая группа № 28,29,40 Тема: Релаксация средняя группа №3334Тема: Самомассаж Старшая группа № 32,35Тема: Гимнастика утренняя (зарядка) Подготовительные к школе группы №37.40Тема: Физкультурное занятие | Способствует глубокому мышечному расслаблению, сопровождающемуся снятием психического напряжения. Улучшает кровообращение. Обеспечивает оптимальную возбудимость нервной системы, улучшает работу сердца, увеличивает кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. Улучшение физического развития детей. |
Март | вторая младшая группа № 28,29.30Тема: Корригирующие упражнения средняя группа №33,34Тема: Ритмопластика Старшая группа № 32.35Тема: Стречинг Подготовительные к школе группы №37,40Тема: Гимнастика дыхательная | Способствуют формированию правильной осанки, ее коррекции, а так же улучшают координацию движений ребенка Развивает слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формирует правильную осанку. Улучшение подвижности и гибкости всех суставов и мышц; улучшение работы лимфатической системы. Улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, а так же сердечной мышцы |
Апрель | вторая младшая группа №28.29.30 Тема: Гимнастика дыхательная
средняя группа №33.34Тема: Корригирующие упражнения Старшая группа № 32.35Тема: Релаксация
Подготовительные к школе группы №37.40Тема: Подвижные и спортивные игры | Улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, а так же сердечной мышцы Способствуют формированию правильной осанки, ее коррекции, а так же улучшают координацию движений ребенка Способствует глубокому мышечному расслаблению, сопровождающемуся снятием психического напряжения. Развивают и обогащают память, внимание, наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, умение преодолевать различные трудности, рационально распределять силы для достижения конечной цели, воспитывают чувство коллективизма, взаимовыручки. |
май | вторая младшая группа №28.29.30 Тема: Физкультурное занятие средняя группа №33.34Тема: Ортопедическая гимнастика Старшая группа № 32.35Тема: Ритмопластика Подготовительные к школе группы №37,40Тема: Корригирующие упражнения | Улучшение физического развития детей. Профилактика плоскостопия, коррекция и формирование правильного свода стопы Развивает слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формирует правильную осанку. Способствуют формированию правильной осанки, ее коррекции, а так же улучшают координацию движений ребенка. |
Критерии эффективности проекта:
-Диагностика в начале учебного года
-Промежуточная диагностика
-Диагностика в конце учебного года.
-Анкетирование родителей
Предполагаемые риски:
-Индивидуальная работа с детьми
-консультации родителей
-отсутствие ребенка (по болезни либо иных других причин)
Ожидаемый результат:
- улучшение и сохранение показателей здоровья дошкольников;
- улучшение показателей физической готовности детей;
- сформированность навыков здорового образа жизни воспитанников.
Перспективы развития проекта:
В дальнейшей своей работе предполагаю расширить применение наиболее эффективных способов использования современных информационно-коммуникационных технологий, по здоровьесберегающим технологиям на физических занятиях в ДОУ что позволит совершенствовать методы и приёмы работы на занятиях и во внеурочное время.
Дальнейшая реализация проекта позволит уменьшить количество заболевающих в ДОУ, принимающих активное участие в научно-исследовательской деятельности; повысить мотивацию к укреплению и сохранению своего здоровья.
Заключение
Повторные данные по уровню заболеваемости детей будут получены только в мае 2022 года, я надеюсь, что комплексное применение выбранных мною здоровьесберегающих технологий повысит результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепит здоровье детей и сформирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Список литературы:
1. Михеева Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: // http: kp/distant/do/ped/2_2htm.
2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: / С.Чубарова., Г.Козловская., В.Еремеева. // Развитие личности. – № 2
3. Оськина Т. В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в ДОУ / Т. В. Оськина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита:Изд.Молодойученый,2013.
4. Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /Методист. – 2007.
5. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.
6. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.- сост. Т.Г. Карепова.- Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры
Раскрывается значимостьздоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.Раскрыты валеологические принципы в работе со студентами на уркоах физической культуры в СПО...
Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры. Преподавание теоретических знаний на уроках физической культуры.
В данной статье говорится об использовании современных технологий в преподавании физкультуры....
Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах
Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере обр...
Применение современных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоро...
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...
САМООБРАЗОВАНИЕ «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
laquo;Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»...