Программа по спортивным играм
рабочая программа по физкультуре (8 класс)
В программу входят следующие виды : волейбол, баскетбол, настольный теннис.
Программа расчитана на возраст 12-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по спортивным играм | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
имени А.Е. Березанского
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
На спортивной орбите (12-15 лет)»
Возраст учащихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Разработал: Васильева Вероника Андреевна
Педагог дополнительного образования
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность. Образовательная программа «На спортивной орбите (12-15 лет)» имеет физкультурно-спортивную направленность, программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Актуальность. Программа разработана для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей 12-15 лет. Смешанное по полу комплектование группы. К занятиям допускаются учащиеся с отсутствием медицинских противопоказаний для занятий физической культурой и спортом.
Уровень освоения - общекультурный
Объём и срок реализации программы.
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы/направленность | 1 год обучения |
«Спортивные игры» Физкультурно-спортивная направленность | Количество часов по годам обучения |
72 | |
Режим работы по годам обучения | |
1 раз в неделю по 2 часа | |
Количество часов в неделю | |
2ч | |
Количество учебных дней | |
72 | |
Продолжительность учебного часа 45 минут |
Цель и задачи программы:
Цель. Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий спортивными играми, приобщить учащихся к регулярным занятиям спортом.
Задачи:
Обучающие:
- обучить учащихся техническим приёмам;
- дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
- дать необходимые дополнительные знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры;
- обучить учащихся техническим и тактическим приёмам игры;
- научить правильному регулированию своей физической нагрузки;
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества;
- повысить работоспособность учащихся;
- развить интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитывать дисциплинированность;
- способствовать снятию стрессов и раздражительности.
- научить взаимодействовать в команде и коллективе.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные: активное общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, проявление дисциплинированности и упорства в достижении поставленных целей, оказание помощи сверстникам, формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека, развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью, формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими;
-обнаружение ошибок в ходе решения поставленных задач, отбор способов их исправления, обеспечение защиты и сохранности природы во время занятий;
- планирование собственной деятельности, анализ и оценка результатов своего труда.
Предметные: представление о физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека, организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, бережное обращение с инвентарём и оборудованием, объяснение в доступной форме правил проведения игр.
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации дополнительной образовательной программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Особенности реализации ДОП:
Образовательный процесс проходит в форме занятий, включающих в себя теоретическую и практическую части. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа.
Формы проведения занятий – аудиторные, внеаудиторные занятия и дистанционное обучение, тренировочное занятие, соревнования, спортивные праздники, турниры участие в соревнованиях.
Форма обучения - очная, очно-заочная.
Формы организации деятельности учащихся на занятии – фронтальная (работа со всеми учащимися одновременно), групповая (работа в команде, работа в парах), индивидуальная (организуется для работы с одарёнными детьми)
Условия набора в коллектив – принимаются все желающие, с отсутствием медицинских противопоказаний для занятий физической культурой и спортом.
Условия формирования групп – группа формируется как разновозрастная. В коллектив принимаются мальчики и девочки 12-15 лет. Наполняемость группы не менее 15 человек.
Материально-техническое оснащение программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал образовательного учреждения с разметкой площадки, для спортивных игр.
Спортивный инвентарь:
- набор мячей по игровым видам спорта;
- набивные мячи на каждого обучающегося;
- гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося
- гандбольные ворота;
- гимнастические маты;
- гантели;
- теннисные мячи;
- теннисные столы.
Спортивные снаряды:
- гимнастические скамейки – 5-7 штук;
- гимнастическая стенка – 15 пролетов.
Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагог дополнительного образования должен обладать специальными знаниями и умениями в области физической культуры и спорта.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№№ | Наименование темы | Количество часов | Формы | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Правила ТБ. Знакомство с программой. | 3 | 1 | 2 | ||
ОФП | 3 | 0 | 3 | Учебное | |
Волейбол | 29 | 1 | 28 | Учебное | |
Баскетбол | 19 | 1 | 18 | Учебное | |
Настольный теннис | 18 | 1 | 17 | Учебные тестирования | |
ИТОГО | 72 | 4 | 68 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие
Инструктаж по охране труда. Правила ТБ. Знакомство с программой.
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале. Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях спортивными играми. Оборудование места занятий, инвентарь. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
- ОФП (Развитие физических способностей). Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Развитие силы, выносливости, координационных способностей, гибкости.
- Волейбол (Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка игр Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях спортивных игр)
- Баскетбол
( Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка игр Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях спортивных игр)
- Настольный теннис
Знакомство с правилами игры, содержание инвентаря и уход за ним. Обучение техники и тактики настольной игры.
- Контрольные игры Контрольные испытания
Общефизическая подготовка (развитие двигательных качеств)
- ОРУ.
- Бег.
- Прыжки.
- ОФП
- Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития прыгучести.
- Для координации движений.
- Для специальной выносливости.
- Упражнения силовой подготовки
- Подбор упражнений для развития специальной силы.
- Упражнения для развития гибкости.
Техническая подготовка
- Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.
- Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
- Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
- Определения и исправления ошибок.
- Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость).
- Основы совершенствования технической подготовки.
- Методы и средства технической подготовки.
Тактическая подготовка
- Обучение групповым взаимодействиям.
- Обучение индивидуальным действиям.
Игровая подготовка
Основы взаимодействия игроков во время игры. Понятие развития игровой комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила безопасного ведения двусторонней игры.
Контрольные и календарные игры
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам.
- Итоговые контрольные игры.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические материалы
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом, в процессе обучения, все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
В основу программы легли определенные педагогические принципы:
- принцип субъектный познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
- принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности.
- принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.
- принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению, условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.
- принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.
принцип доступности и пассивности заключается в применении основного
- Дидактические материалы
- Картотека упражнений по спортивным играм.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в спортивных играх.
- Правила игры.
- Правила судейства.
- Положения о соревнованиях.
- Методические рекомендации
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по спортивным играм.
- Инструкции по охране труда.
Учебно Методический Комплекс.
№№ | Тема программы | Форма организации | Методы и приёмы организации | Дидактические материалы | Вид и форма | Графа учёта |
1 | Общие основы спортивных игр ПП и ТБ. Правила игры и методика судейства | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства | Вводный, положение о соревнованиях | |
2 | Общефизическая подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки, судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест | |
4 | Техническая подготовка | Индивидуальная, индивидуально–фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | Групповая, подгрупповая и коллективно-групповая | Практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований).
- Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002.
- Железняк Ю.Д., Скупский Л.Н. Волейбол в школе. Москва. «Просвещение».2005.
- Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.– Омск: ОмГТУ, 2009.
- Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2007.
- Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 2003.
- Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 2000.
- Чехов О. Основы волейбола. Москва. «ФиС» 2015.
- Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка. Издательство: М. СпортАкадемПресс, 2001.
- Ю.Р. Пуйлин, Ю.И. Портных «Мини-баскетбол в школе», М., «Просвещение», 2008.
- Ю.Р. Пуйлин. Ю.И, Портных, A.M. Зинин «Детский баскетбол», М.: 2013.
- Ю.Р. Пуйлин, Ю.И. Портных, A.M. Зинин «Первые шаги в баскетболе», М.: 2011.
Б.И. Нортен «Упражнения в баскетболе», М.; «Аст-пресс»,
13. Краткая энциклопедия. Настольный теннис/Э.Я.Фримерман.-М.: Издательство «Олимпия пресс»,2005г
14. Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым.-М.:Виста спорт,2005
15. Г.В. Барчукова, В.М.М. Бокушес, О.В. Матыцин. Теория и методика настольного тенниса – Физическая культура и спорт. Издательство центр «Академия»,2006.
Интернет источники
- http://www.teoriya.ru/ru/taxonomy/term/2
- http://zdd.1september.ru/
- http://spo.1september.ru/
- http://kzg.narod.ru/
- http://teoriya.ru/ru
- http://www.e-osnova.ru/journal/16/archive/
- http://www.infosport.ru/
- http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
- https://spo.1sept.ru/urok/
- http://summercamp.ru/
Оценочные материалы
Формы диагностики прогнозируемых результатов.
Основной показатель работы объединения – выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае) учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает один раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Формы и способы фиксации результатов: Дневник достижений учащихся, портфолио учащихся, соревнования.
Контрольные нормативы.
№ | Физические способности | Контрольные упражнения | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
Н | С | В | Н | С | ||||
1. | Скоростные. | Бег 30 м (сек) | 7,5 и выше | 7,3-6,2 | 5,6 и ниже | 7,6 и выше | 7,5-6,4 | 5,8 и ниже |
2. | Координационные. | Челночный бег 3x10 м (сек) | 11,2 и выше | 10,8-10,3 | 9,9 и ниже | 11,7 и выше | 11,3-10,6 | 10,2 и ниже |
3. | Скоростно-силовые. | Прыжок в длину с места (м) | 1.00 и ниже | 1.15-1.35 | 1,55 и выше | 0.85 и ниже | 1.10-1.30 | 1.50 и выше |
4. | Выносливость. | Бег 6 мин (м) | 700 и менее | 750-900 | 1,100 и выше | 500 и менее | 600-800 | 900 и выше |
5. | Гибкость. | Наклон вперед из положения «сидя» (см) | 1 ниже | 3-5 | 10 и выше | 2 и ниже | 6-9 | 12,5 и выше |
6. | Силовые. | Подтягивание м. – из виса д. – из виса лежа (раз) | 1 | 2-3 | 4 и выше | 2 и ниже | 4-8 | 12 и выше |
Уровень:
В – высокий
С – средний
Н – низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа.. В помощь учителю . Образовательная программа секции "Спортивные игры. Баскетбол".
Секционные занятия обычно являются пререгативой системы дополнительного образования (срортивные школы. Дома детского творчества и т.д.) Моя работа адресована тем педагогам , которые не работают ...
Учебная программа дисциплины "Спортивные игры"
Пояснительная записка Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Спортивные игры» предназначена для реа...
Программа секции спортивной игры: «волейбол»
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения. В соответствии с годами о...
Рабочая программа кружка "Спортивные игры"
На основе этой программы учащиеся занимаются любимыми видами спорта, как баскетбол и волйбол....
Рабочая программа по спортивным играм.
Уважаемые, коллеги!Программа "Спортивные игры" разработана для секционных занятий по баскетболу на 34 учебных часа и по волейболу на 34 учебных часа.Пояснительная записка. Учебно-тематическое пла...
Программа кружка "Спортивные игры"
Дополнительное образование во внеурочной деятельности . Программа кружка с УУД....