Программа по спортивным играм
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

В программу входят следующие виды : волейбол, баскетбол, настольный теннис.

Программа расчитана на возраст  12-15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по спортивным играм162 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 270

Красносельского района Санкт-Петербурга

имени А.Е. Березанского

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 270

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

ГБОУ СОШ № 270

Санкт-Петербурга

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

На спортивной орбите (12-15 лет)»

Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: 1 год

Разработал: Васильева Вероника Андреевна

                     Педагог дополнительного образования

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность. Образовательная программа «На спортивной орбите (12-15 лет)» имеет физкультурно-спортивную направленность, программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Актуальность. Программа разработана для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.

Адресат программы. Программа рассчитана для детей 12-15 лет. Смешанное по полу комплектование группы. К занятиям допускаются учащиеся с отсутствием медицинских противопоказаний для занятий физической культурой и спортом.

Уровень освоения - общекультурный

Объём и срок реализации программы.

Наименование дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей)

программы/направленность

1 год обучения

 «Спортивные игры»

Физкультурно-спортивная направленность

Количество часов по годам обучения

72

Режим работы по годам обучения

1 раз в неделю по 2 часа

Количество часов в неделю

  2ч

Количество учебных дней

 72

Продолжительность учебного часа 45 минут

 

Цель и задачи программы:

Цель. Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий спортивными играми,  приобщить учащихся к регулярным занятиям спортом.

Задачи:

Обучающие:

  1. обучить учащихся техническим приёмам;
  2. дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
  3. дать необходимые дополнительные знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры;
  4. обучить учащихся техническим и тактическим приёмам игры;
  5. научить правильному регулированию своей физической нагрузки;

Развивающие:

  1. развить координацию движений и основные физические качества;
  2. повысить работоспособность учащихся;
  3. развить интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями во время игрового досуга.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
  2. воспитывать дисциплинированность;
  3. способствовать снятию стрессов и раздражительности.
  4. научить взаимодействовать в команде и коллективе.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные: активное общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, проявление дисциплинированности и упорства в достижении поставленных целей, оказание помощи сверстникам, формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека, развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью, формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. 

Метапредметные: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими;

-обнаружение ошибок в ходе решения поставленных задач, отбор способов их исправления, обеспечение защиты и сохранности природы во время занятий;

- планирование собственной деятельности, анализ и оценка результатов своего труда.

Предметные: представление о физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека, организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, бережное обращение с инвентарём и оборудованием, объяснение в доступной форме правил проведения игр.

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации дополнительной образовательной программы   будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Особенности реализации ДОП:

          

Образовательный процесс проходит в форме занятий, включающих в себя теоретическую и практическую части. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа.  

Формы проведения занятий – аудиторные, внеаудиторные занятия и дистанционное обучение, тренировочное занятие, соревнования, спортивные праздники, турниры участие в соревнованиях.

Форма обучения - очная, очно-заочная.

Формы организации деятельности учащихся на занятии – фронтальная (работа со всеми учащимися одновременно), групповая (работа в команде, работа в парах), индивидуальная (организуется для работы с одарёнными детьми)

Условия набора в коллектив – принимаются все желающие, с отсутствием медицинских противопоказаний для занятий физической культурой и спортом.

Условия формирования групп – группа формируется как разновозрастная. В коллектив принимаются мальчики и девочки 12-15 лет. Наполняемость группы не менее 15 человек.

Материально-техническое оснащение программы

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал образовательного учреждения с разметкой площадки, для спортивных игр.

Спортивный инвентарь:

  1. набор мячей по игровым видам спорта;
  2. набивные мячи на каждого обучающегося;
  3. гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося
  4. гандбольные ворота;
  5. гимнастические маты;
  6. гантели;
  7. теннисные мячи;
  8. теннисные столы.

Спортивные снаряды:

  1. гимнастические скамейки – 5-7 штук;
  2. гимнастическая стенка – 15 пролетов.

Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагог дополнительного образования должен обладать специальными знаниями и умениями в области физической культуры и спорта.  

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№№
пп

Наименование темы

Количество часов

Формы
контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Правила ТБ. Знакомство с программой.

3

1

2

ОФП  

3

0

3

Учебное
тестирование

Волейбол

29

1

28

Учебное
тестирование

Баскетбол

19

1

18

Учебное
тестирование

Настольный теннис

18

1

17

Учебные

тестирования

ИТОГО

72

4

      68

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие 

Инструктаж по охране труда. Правила ТБ. Знакомство с программой.

Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале. Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях спортивными играми. Оборудование места занятий, инвентарь. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

  1. ОФП  (Развитие физических способностей). Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Развитие силы, выносливости, координационных способностей, гибкости.
  2. Волейбол (Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка игр Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях спортивных игр)
  3. Баскетбол

( Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка игр Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях спортивных игр)

  1. Настольный теннис

Знакомство с правилами игры, содержание инвентаря и уход за ним.  Обучение техники и тактики настольной игры.

  1. Контрольные игры Контрольные испытания

Общефизическая подготовка (развитие двигательных качеств)

  1. ОРУ.
  2. Бег.
  3. Прыжки.
  4. ОФП
  5. Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.

Специальная физическая подготовка

  1. Упражнения для развития прыгучести.
  2. Для координации движений.
  3. Для специальной выносливости.
  4. Упражнения  силовой подготовки
  5. Подбор упражнений для развития специальной силы.
  6. Упражнения для развития гибкости.

Техническая подготовка

  1. Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.
  2. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
  3. Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
  4. Определения и исправления ошибок.
  5. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость).
  6. Основы совершенствования технической подготовки.
  7. Методы и средства технической подготовки.

Тактическая подготовка

  1. Обучение групповым взаимодействиям.
  2. Обучение индивидуальным действиям.

Игровая подготовка

Основы взаимодействия игроков во время игры. Понятие развития игровой комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила безопасного ведения двусторонней игры.

Контрольные и календарные игры

  1. Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам.
  2. Итоговые контрольные игры.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические материалы

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом, в процессе обучения, все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.

В основу программы легли определенные педагогические принципы:

  • принцип субъектный познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
  • принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности.
  • принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.
  • принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.
  • принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению, условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.
  • принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.

принцип доступности и пассивности заключается в применении основного

  1. Дидактические материалы
  1. Картотека упражнений по спортивным играм.
  2. Схемы и плакаты освоения технических приемов в спортивных играх.
  3. Правила игры.
  4. Правила судейства.
  5. Положения о соревнованиях.
  1. Методические рекомендации
  1. Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
  2. Рекомендации по организации подвижных игр с мячом.
  3. Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по спортивным играм.
  4. Инструкции по охране труда.

Учебно Методический Комплекс.

№№
пп

Тема

программы

Форма организации
и проведения занятия

Методы и приёмы организации
учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы

Вид и форма
контроля, форма
предъявления
результата

Графа

учёта

1

Общие основы спортивных игр ПП и ТБ. Правила игры и методика судейства

Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства

Вводный, положение о соревнованиях

2

Общефизическая подготовка

Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная

 Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование, карточки, судьи, протоколы

3

Специальная подготовка

Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом

Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест

4

Техническая подготовка

Индивидуальная, индивидуально–фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование

5

Игровая подготовка

Групповая, подгрупповая и коллективно-групповая

Практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований).
  2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002.
  3. Железняк Ю.Д., Скупский Л.Н. Волейбол в школе. Москва. «Просвещение».2005.
  4. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.– Омск: ОмГТУ, 2009.
  5. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для  тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2007.
  6. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 2003.
  7. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. –  Волгоград, 2000.
  8. Чехов О. Основы волейбола. Москва. «ФиС» 2015.
  9. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка. Издательство: М. СпортАкадемПресс, 2001.
  10. Ю.Р. Пуйлин, Ю.И. Портных «Мини-баскетбол в школе», М., «Просвещение», 2008.
  11. Ю.Р. Пуйлин. Ю.И, Портных, A.M. Зинин «Детский баскетбол», М.: 2013.
  12. Ю.Р. Пуйлин, Ю.И. Портных, A.M. Зинин «Первые шаги в баскетболе», М.: 2011.

Б.И. Нортен «Упражнения в баскетболе», М.; «Аст-пресс»,

       13. Краткая энциклопедия. Настольный теннис/Э.Я.Фримерман.-М.: Издательство «Олимпия пресс»,2005г

        14. Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым.-М.:Виста спорт,2005

        15. Г.В. Барчукова, В.М.М. Бокушес, О.В. Матыцин. Теория и методика настольного тенниса – Физическая культура и спорт. Издательство центр «Академия»,2006.

Интернет источники

  1. http://www.teoriya.ru/ru/taxonomy/term/2
  2. http://zdd.1september.ru/
  3. http://spo.1september.ru/
  4. http://kzg.narod.ru/
  5. http://teoriya.ru/ru
  6. http://www.e-osnova.ru/journal/16/archive/
  7. http://www.infosport.ru/
  8. http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
  9. https://spo.1sept.ru/urok/
  10. http://summercamp.ru/ 

           Оценочные материалы

Формы диагностики прогнозируемых результатов.

Основной показатель работы объединения – выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае) учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

        Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает один раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Формы и способы фиксации результатов: Дневник достижений учащихся, портфолио учащихся, соревнования.

Контрольные нормативы.

Физические

способности

Контрольные упражнения

Уровень

Мальчики

Девочки

Н

С

В

Н

С

1.

Скоростные.

Бег 30 м (сек)

7,5

и выше

7,3-6,2

5,6

и ниже

7,6 и выше

7,5-6,4

5,8

и ниже

2.

Координационные.

Челночный бег 3x10 м (сек)

11,2

и выше

10,8-10,3

9,9

и ниже

11,7 и выше

11,3-10,6

10,2

и ниже

3.

Скоростно-силовые.

Прыжок в длину с места

(м)

1.00

и ниже

1.15-1.35

1,55

и выше

0.85

и ниже

1.10-1.30

1.50

и выше

4.

Выносливость.

Бег 6 мин (м)

700

и менее

750-900

1,100

и выше

500

и менее

600-800

900

и выше

5.

Гибкость.

Наклон вперед из положения «сидя» (см)

1 ниже

3-5

10

и выше

2

и ниже

6-9

12,5

и выше

6.

Силовые.

Подтягивание

м. – из виса

д. – из виса лежа

(раз)

1

2-3

4

и выше

2

и ниже

4-8

12

и выше

Уровень:

В – высокий

С – средний

Н – низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа.. В помощь учителю . Образовательная программа секции "Спортивные игры. Баскетбол".

Секционные занятия обычно являются пререгативой системы дополнительного образования (срортивные школы. Дома детского творчества и т.д.)  Моя работа адресована тем педагогам , которые не работают ...

Учебная программа дисциплины "Спортивные игры"

Пояснительная записка        Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы  учебной дисциплины «Спортивные игры» предназначена для реа...

Программа секции спортивной игры: «волейбол»

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения.             В соответствии с годами о...

Рабочая программа кружка "Спортивные игры"

На основе этой программы учащиеся занимаются любимыми видами спорта, как баскетбол и волйбол....

Рабочая программа по спортивным играм.

Уважаемые, коллеги!Программа "Спортивные игры" разработана для секционных занятий по баскетболу на 34 учебных часа и по волейболу на 34 учебных часа.Пояснительная записка. Учебно-тематическое пла...

Программа кружка "Спортивные игры"

Дополнительное образование во внеурочной деятельности . Программа кружка с УУД....