"Мир шахмат"
рабочая программа по физкультуре

Загребалов-Тутулов Владимир Алексеевич

Программа внеурочной деятельности по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_shahmat.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

имени Виталия Яковлевича Алексеева г. Сургута

РАССМОТРЕНО

На заседании кафедры _______

___________________________

Протокол № ___ от _________

___________/_______________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по __________

___________/______________

«___» ______________201___

Приложение

к основной образовательной программе

(основного общего образования

(Приказ №          от                 )

                                                                       

                                                             

Программа внеурочной деятельности

по  «Мир шахмат»

на 2019- 2020 учебный год

класс 7 «Е»

учитель:  Загребалов-Тутулов Владимир Алексеевич

Количество часов по учебному плану: 18 часов

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Программа по внеурочной деятельности «Шахматы» является частью учебного плана МБОУ СОШ № 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности, разработана для учащихся 5-8 классов.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 

- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); 

- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции)

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

- развитие любознательности и сообразительности;

- формирование основ шахматной культуры;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметными  результатами изучения данного внеурочного курса являются:

К концу 1 учебного года учащиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу 1 учебного года учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Предметных результатов:  

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Для учета результатов освоения рабочих программ курса «Мир шахмат» используется:

Викторины, кроссворды.

Содержание изучаемого  курса внеурочной деятельности

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.  

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную игру.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, занятия

Количество часов

Примечание

1

Шахматная доска

1

2

Шахматные фигуры

7

3

Начальная расстановка фигур

1

4

Ходы и взятие фигур

5

5

Цель шахматной партии

2

6

Игра всеми фигурами из начального положения

2

Всего:

18


Календарно - тематическое планирование 7 «Е» класса

п/п

Тема

Используемые ресурсы

Характеристика основных учебных действий учащихся (на уроне учебных действий)

Дата занятия

План

Факт

1.

Краткая история шахмат.

Знакомство с шахматной доской.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

07.09

2.

Знакомство с шахматными фигурами.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

21.09

3.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

05.10

4.

Ладья в игре.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

19.10

5.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

09.11

6.

Слон в игре.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

23.11

7.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

07.12

8.

Ферзь в игре.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

21.12

9.

Ферзь против ладьи и слона.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11.01

10.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

25.01

11.

Конь против ферзя, ладьи слона.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор,  учебные пособия.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

08.02

12.

Знакомство с пешкой. Пешка в игре.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

22.02

13.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор,  учебные пособия.

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

07.03

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других фигур.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор,  учебные пособия.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

21.03

15.

Шах. Рокировка.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

04.04

16.

Мат. Рокировка.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

18.04

17.

Ничья, пат. Ставим мат.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

02.05

18.

Шахматная партия.

Шахматные доски, шахматные фигуры,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебные пособия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

16.05

Приложение 1

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

1

Учебно-методическое

Учебные  пособия:

- Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособ. для общеобразоват. организаций / Э.Э.Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – М.: Просвещения, 2017г.

- Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб. пособ. для общеобразоват. организаций / Е.А. Прудникова, Е.И.Волкова. – М.: Просвещения, 2017г.

2

Материально-техническое

- шахматные доски;

- шахматные фигуры;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор.

Приложение 2

Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Название темы

Дата проведения по плану

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ

Визитка авторов сайта...

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

Фильм "IV Первенство класса по шахматам".

                    Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)

Сценарий  проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет   28, 29 января 2012 г.      город Осинники, Кемеровска...

Учебно-методическое пособие "Шахматы - школе"

Данное учебно-методическое пособие можно использовать педагогами дополнительного образования на занятиях шахматами....