Методическая разработка "Характеристика скоростных способностей в плавании"
методическая разработка по физкультуре

Бережная Елена Борисовна

Методическая разработка "Характеристика скоростных способностей в плавании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_skorostnyh_sposobnostey_v_plavanii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Тренер –преподаватель

МБУ ДО г.Абакана

«СШ по плаванию»

Бережная Елена Борисовна

2024г.

Методическая разработка

Характеристика скоростных способностей в плавании

1.1 Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности

Развитие скоростных качеств и способностей пловцов-спринтеров, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности

Скоростные способности пловца характеризуются умением проплывать короткий отрезок дистанции с абсолютно высокой скоростью. Удержать такую скорость квалифицированный взрослый пловец может на отрезке не более 75 м, пловец-подросток - на отрезке не более 50 м.

Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенство темпового варианта техники плавания избранным способом, умение выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду, - важнейшая предпосылка высокого уровня скоростных способностей. (Платонов В.Н., 2005)

Максимальная скорость движений пловца зависит также от специальной силовой подготовленности, от мощности анаэробных алактатных источников энергии: запасов АТФ, креатинфосфата, миоглобина в мышечных клетках, скорости развертывания биохимических анаэробных реакций.

Физиологической основой скоростных способностей является оптимальный уровень возбудимости и функционирования центральной нервной системы, совершенство координационных механизмов двигательного аппарата, подвижность нервных процессов, способность мышц быстрее сокращаться и быстрее переходить от возбуждения к расслаблению. Скоростные способности воспитываются, как правило, в единстве с ловкостью и координированностью.

Воспитанию скоростных способностей пловцов, и, прежде всего на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше; быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные "взрывные" движения (например, выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лежа). Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создает хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.

Со стороны волевых качеств, необходимых для развития скоростных способностей, от пловца требуется умение сосредоточиваться, приводить себя в состояние оптимальной готовности для прохождения короткой дистанции или ее отрезков с максимальной скоростью в условиях соревновательной обстановки. Пловец должен быть также психологически и тактически подготовлен к выполнению спуртов (ускорений) со старта, в середине дистанции (чаще всего перед поворотом и непосредственно после него), на финише.

Воспитание скоростных способностей начинается в процессе овладения рациональной спортивной техникой. Прежде всего, добиваются точности и свободы движений при плавании в различном темпе на средних и коротких дистанциях и их отрезках. Чем совершеннее техника плавания, тем в большем объеме используются в учебно-тренировочных группах эстафеты и игры, связанные со спринтерским плаванием на коротких отрезках. Уделяют внимание формированию темповых вариантов техники для выполнения стартов и финишных ускорений, освоению техники проплывания 10-15-метровых отрезков со старта и поворота.

По мере прочного овладения основами техники ставится задача постепенно увеличивать силу гребковых движений, сохраняя их точность и легкость, Наиболее полно эта задача, как и задача существенного повышения уровня анаэробно-алактатной производительности, решается в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В этих группах упражнения по воспитанию скоростных способностей органически сливаются с упражнениями на повышение специальной силовой подготовленности и специальной выносливости пловца.

Для развития скоростных способностей применяются нагрузки максимальной мощности - плавание на коротких отрезках (15 - 25 м) с максимальной мобилизацией сил. Доля подобных нагрузок не превышает в группе спортивного совершенствования 4-5% от общего объема плавания.

Используя данные нагрузки, руководствуются следующими методическими правилами:

1) спринтерские упражнения выполняются с акцентом на технике плавания, стартов, поворотов; используются так называемые контролируемые скорости плавания, при которых спортсмен способен сохранять точность и свободу движений;

2) продолжительность плавания с предельной скоростью не превышает в одной попытке 15-20 с;

3) между отдельными "порциями" спринтерской работы планируют паузы отдыха, оптимальные для восстановления; при появлении признаков утомления скоростные упражнения заканчивают или переходят на более легкие режимы их выполнения;

4) спринтерские упражнения планируют на основную часть урока; один-два спринтерских отрезка можно проплыть в заключительной части занятия, если оно не было утомительным;

5) чтобы избежать образования косного стереотипа движений, спринтерские упражнения выполняют в различных сочетаниях, формах, условиях;

6) в работе с пловцами добиваются постепенного, но неуклонного повышения из года в год абсолютной скорости плавания на контрольных отрезках.

Основные методы, для воспитания скоростных способностей - это повторный, контрольно-соревновательный, переменно-дистанционный.

При воспитании скоростных способностей рекомендуется использовать следующие приемы:

- плавание поперек бассейна (в виде 12-15 м);

- эстафеты, плавание в спарринге, с гандикапом, с лидированием, плавание с различными вариантами дыхания (вдох через два, три или четыре цикла движений);

- выполнение стартов и поворотов с включением плавания на 10-15-метровых отрезках дистанции на время;

- плавание с ускорением - плавным нарастанием усилий;

- плавание с высокой скоростью с постепенным выключением усилий (пловец, развив высокую скорость на коротком отрезке, старается удержать ее, продолжая движения "расслабленно");

- плавание "по контрасту" (например, на 15-метровых отрезках чередуются: плавание в полную силу с дополнительным сопротивлением и плавание без него;

- плавание в максимальном темпе со средней амплитудой гребковых движений и плавание в оптимальном темпе с предельной амплитудой гребков); плавание с помощью предварительно растянутого резинового амортизатора, закрепленного одним концом за пояс спортсмена.

При плавании с предельной скоростью нередко наблюдается скованность движений. Причиной этого бывают:

1) эмоциональное возбуждение, в частности желание проплыть действительно "во всю силу";

2) координационная сложность задания, возникающая в силу недостаточно освоенной техники плавания;

3) слабая силовая подготовленность, вследствие которой ученик, пытаясь справиться с заданием, напрягает даже те мышечные группы, которые непосредственно в движениях не участвуют. Успешно воспитывать скоростные способности можно лишь на прочной базе разносторонней технической и физической подготовленности, при постоянном контроле за свободой движений. Желательно регулярно напоминать ученикам о важности расслабления мышц: "плыви быстро, но легко и свободно", "расслабь мышцы спины", "расслабь мышцы лица", "улыбнись и закрой глаза" (попытка улыбнуться и закрыть глаза ведет к расслаблению мимических мышц и рефлекторно - к расслаблению мышц шеи и плечевого пояса), "сделай 2-3 глубоких вдоха-выдоха, одновременно расслабляя руки" (это указание дается, например, перед попыткой преодолеть "на рекорд" короткий спринтерский отрезок) и т.д.

В качестве контрольных упражнений для оценки скоростных способностей используются старты в плавании с полной координацией движений и по элементам на отрезках 25, 50 м, 75 м; выполнение стартов и поворотов на время. скоростной плавание упражнение

Повышение уровня специальной силовой подготовленности в работе с пловцами юношеского возраста групп спортивного совершенствования осуществляется не только упражнениями на суше , но и упражнениями в воде. С этой целью применяется плавание с помощью движений одними руками и ногами, а также плавание с полной координацией и преодолением дополнительного сопротивления воды или отягощения (интенсивность плавания субмаксимальная и максимальная). Величина дополнительного сопротивления, преодолеваемого пловцом, не должна превышать 30-40% соревновательной величины. В противном случае рациональная техника плавания искажается, эффективность упражнений падает. В тренировке пловцов высших разрядов подобные упражнения доминируют над другими упражнениями специальной силовой направленности.

При выполнении упражнений рекомендуется:

1) применять плавные ускорения от умеренного до предельного темпа, а позднее плавать с равномерной, возрастающей от повторения к повторению скоростью;

2) продолжительность плавания с околопредельной, а затем и с предельной мобилизацией сил в первых попытках от 6 до 20 с;

3) планировать оптимальные паузы отдыха, которые обеспечивали бы полное восстановление и качество выполняемых движений. (Булгакова, Н. Ж., 2005)

Помимо упражнений с нарастанием усилий применяются упражнения с их уменьшением. Пловец, развив высокую скорость, старается ее удерживать, уменьшая усилия и расслабляя мышцы. Такое плавание "на контрасте" применяется с чередованием движений в различном темпе. Упражнения можно усложнять, применяя дополнительные отягощения.

Упражнения, направленные на повышение скорости движения, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном микроцикле - после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой. В практике спортивного плавания часто случается так, что пловцы показывают высокие результаты на коротких отрезках дистанции в конце тренировочного занятия.

Для того чтобы в дальнейшем, при определении скоростных качеств пловца - быстроты, быстроты реакции, скоростной выносливости,- учитывать специфику плавания как вида, связанного с движением в неестественной для человека среде, - определимся с данными понятиями с учетом требований спортивного плавания к данным качествам.

Как отмечалось выше, под скоростными способностями мы определили возможности человека, которые обеспечивают выполнение максимальное количество двигательных действий в минимальный промежуток времени.

В нашем же случае, т.е. в плавании, мы имеем дело со скоростными качествами:

а) быстротой движения в определенный промежуток времени,

б) скоростно-силовым качеством гребкового движения,

в) чисто специфическими качествами, определяющимися в плавании ( длина шага, чувство воды, величина лобового сопротивления, удельный вес пловца- плавучесть ит.д.).

Все данные качества имеют решающую роль в достижении пловцом высокой линейной скорости, которая в свою очередь, дает возможность достигать высоких результатов на дистанции.

Что мы имеем в виду, учитывая специфику плавания, говоря о линейной скорости пловца? Линейная скорость - это расстояние (в метрах), на которое продвинулся пловец за определенный промежуток времени ( в одну секунду). Достижение роста данного показателя на определенных отрезках дистанции и является основной задачей скоростной тренировки. Остальные скоростные возможности ( быстрота движения, скорость реакции, длина шага, темп, мощность гребка, чувство воды и т.д.) - являются средствами для достижения высокой линейной скорости. Можно попытаться классифицировать данные возможности на две группы:

а) внутренние (естественные): морфологические, физиологические, биохимические и психические возможности;

б) внешние (приобретенные): технические возможности и возможности технического оснащения.

Рассмотрим данные возможности: а) под морфологическими возможностями подразумеваются росто- весовые значения пловца, удельный вес тела, плавучесть, длина конечностей, размер гребущих поверхностей(площадь),качества гибкости в суставах, пассивное лобовое сопротивление.

Физиологические возможности пловца- это в первую очередь индивидуальные функциональные возможности организма - соотношение красных и белых мышечных волокон, индивидуальные возможности МПК, максимальный объем легких, процент утилизации кислорода и т.д.

Под биохимическими возможностями пловца- спринтера для достижения высокой скорости подразумевается качество функционирования энергетического (креатин-фосфатного и углеводного) механизма.

Под психическими возможностями подразумевается возможности нервной системы пловца, позволяющие аккумулировать нервный сигнал на мышечный аппарат с высокой скоростью, и дающий возможность сокращаться данной мышце с максимальной частотой и силой.

Вторая группа возможностей - внешние возможности пловца:

Это в первую очередь, техническая подготовка пловца-спринтера, отличающаяся от техники плавания средневика или стайера и позволяющая развивать максимальную линейную скорость, а также удерживать ее.

Нельзя не учесть аспект технического оснащения - в данном случае использование пловцами последнего поколения - гидрокостюмов, позволяющих развивать максимальную линейную скорость - за счет улучшения плавучести, уменьшения лобового сопротивления и удерживание мышечный аппарат в тонусе до конца дистанции.

1.2 Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте

Каждый тренер, который работает со спортсменами среднего (юниорского) и звена и с взрослыми спортсменами, хотя бы один раз в своей практике должен пройти через этап набора, отбора и начального обучения детей. Всегда считается, что самый качественный набор проводят тренеры уже знакомые с работой со спортсменами среднего и взрослого звена.

По крайней мере, после опыта работы с пловцами юниорского возраста при подготовке к отбору новых, молодых спортсменов, тренер ясно понимает, какими качествами (природными и наработанными) должен будет обладать начинающий заниматься плаванием ребенок и, какую работу нужно будет проделать на протяжении 8-10 лет до достижения спортсменом окончательного биологического развития и высшего спортивного мастерства.

Итак, с чего должен начинать тренер при отборе детей в группы спортивного плавания? Как правило это просмотр детей на уроках физкультуры с определением морфологических( росто - весовых) параметров, определение двигательных возможностей ( гибкости, подвижности суставов) координации движений, быстроты, выносливости, прыгучести. На данном этапе уже можно определить спринтерские возможности детей. Как показала практика, дети имеющие хорошие двигательные навыки - координацию движения -это как правило будущие спринтеры. По всей вероятности, хорошая реактивность нервной системы в раннем возрасте дает преимущество таким детям при приобретении двигательных навыков.

Другой аспект - прыгучесть. Если провести тест на относительную прыгучесть, то в 90 процентов случаях, дети имеющие высокую относительную прыгучесть, в дальнейшем проявляют высокие спринтерские качества пловца, за исключением детей от природы не имеющих высоких специальных показателей для плавания, морфологических, координационных, чувства воды и т.д.

Как определить относительную прыгучесть ребенка? Для этого помечаются пальцы кисти руки мелом и производится прыжок с места вверх с касанием самой верней возможной точки на стене. Определяется разница между касанием верхней точки стоя и в прыжке. Если разница между показателем прыжка деленным на вес тела дает цифру-"1" или более, то данный ребенок имеет ярко выраженные спринтерские качества.

Например, вес ребенка составляет 30кг, а разница между верхней точкой поднятой кисти и точкой прикосновения во время прыжка - 32 см, то при делении 32(см) на 30 (кг) мы получаем цифру 1,066 - что указывает на хорошие спринтерские качества ребенка.

Проверить спринтерские возможности ребенка можно и по скорости его реакции на различные команды, например: прыжок с места вверх под хлопок или свисток.

При дальнейшей работе в воде, бросается в глаза качества данного ребенка, связанные с задержкой дыхания, умением на длительное время делать задержку дыхания и, как правило, данные дети хорошо и с удовольствием делают упражнения, связанные с работой ног на скорость и длительность.

Координация движений в воде и, как следствие освоение азов плавания, у детей с выраженными спринтерскими качествами, усложняется и улучшается быстрее, чем в остальной группе.

Опыт работы в детских группах показал что дети, обладающие природными спринтерскими качествами, легче и быстрее осваивают уроки плавания и раньше сверстников нуждаются в необходимости перехода в большой бассейн.

В дальнейшем в процессе освоения способов плавания и увеличения объемов работы в воде, граница между спринтерами и остальными - (средневиками и стайерами) временно может быть призрачной, т.к. при решении первоначальных задач обучения, развитие явно спринтерских качеств не является первоочередной.

Но в данный период тренер должен отметить и запомнить тех детей, которые в начале занятий плаванием, еще не имея наработанных условных рефлексов, связанных с плаванием,- уже обладали предпосылками ( возможностями) для дальнейшего развития спринтерских качеств.

1.3 Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств

В тренерских кругах существуют различные представления и взгляды на взаимодействие базовой работы,- направленной на повышение аэробных возможностей организма, и скоростной работы - направленной на развития скоростных качеств.

Существует мнение, что сама аэробная работа развивает, в процессе базовой подготовки, скоростные возможности пловца. В какой-то мере они правы, т.к. набирая определенное количество километров за подготовительный и базовый период, организм пловца реагирует экономизацией всех процессов, включая технику плавания а также, улучшение тактильных ощущений гребка, что непременно сказывается и на росте скоростных качеств и высоких результатов на коротких отрезках.

На собственном опыте можно сказать, что в начале цикла ( особенно в осенне-зимний период), в период становления базовой выносливости - наблюдается рост скоростных качеств пловцов, особенно специализирующихся на средних и длинных дистанциях, т.к. с ростом функциональной подготовленности и улучшением общего состояния -улучшаются, а точнее сказать, восстанавливаются относительные скоростные возможности пловцов-стайеров и средневиков.

Совсем иначе выглядит картина у спринтеров. Даже в самый ранний период подготовки, в начале цикла, спринтер способен показывать результаты на коротких отрезках - близкие к своим личным рекордам.

В терминологии некоторых современных тренеров используется понятие "аэробный" и "анаэробный" пловец. Данное понятие свидетельствует об определенной дифференциации между различными типами пловцов и различному пути развития скорости, в зависимости к какой группе относится данный пловец.

Если рассматривать взаимодействие развития двух, как казалось бы, абсолютно противоположных качеств - выносливости и скорости, то нужно рассмотреть их взаимодействие в различных плоскостях включая физиологические, биохимические психологические и педагогические аспекты.

Рассмотрим взаимодействие между работами на развитие общей выносливости и скорости с точки зрения физиологии: данные виды спортивной тренировки и тренировочных заданий характеризуются-

а) аэробная работа - использование в основном красных мышечных волокон, и соответственно, кислородный долг практически не образуется, пульс -22-24 уд. за 10 сек, скорость кровотока сравнительно невысокая, длительность работы 42мин-2 часа.

б) скоростная работа- используются белые мышечные волокна, скорость кровотока высокая, длительность работы 10-15 сек, участие сердечно-сосудистой системы кратковременное, мощное.

Биохимические аспекты различия данных видов спортивной деятельности: это различные источники энергии, и соответственно, различное их влияние на остаточные явления в организме:

а) аэробная работа - источник жировой (липидный) обмен - большие запасы в организме, энергоемкость относительно невысокая,

б) скоростная работа - креатинфосфатный механизм,- минимальные запасы в организме - энергоемкость максимально высокая.

Различие в характере психологической нагрузки при работе на развитие данных качеств - абсолютно противоположные, но взаимно дополняемые и компенсируемые, т.к. для развития общей выносливости приходится использовать тренировочные задания длительного действия и монотонности, а на развитие скоростных качеств - необходимы короткие серии взрывного характера,- чередующиеся с длительным отдыхом, позволяющим накопить очередную "порцию" креатинфосфата в организме пловца.

Педагогический аспект связан с развитием таких абсолютно противоположных качеств, как умение длительное время терпеть нагрузки при работе над развитием аэробных возможностей и в полную противоположность- умение максимально концентрироваться в короткий промежуток времени - при работе над скоростью.

В дополнение следует заметить, что техника плавания на длинных дистанциях и коротких отрезках требует от спринтеров особого подхода к ее применению, т.е. использование спринтерами при аэробной подготовке других вариантов техники (с более экономичной работой ног.)

В силу того, что некоторые тренеры, работающие со спринтерами считают, что аэробная работа для спринтеров является подготовительной, дополнительной частью подготовки,- существует практика использования длительного ( до 1,5час.) кросса, с целью не использовать и не нарушать технику плавания, предназначенную для проплывания спринтерских дистанций.

Определив влияние аэробной и спринтерской работы на организм спортсмена можно сделать выводы, что данные виды спортивной деятельности очень удачно могут взаимодействовать в тренировочном процессе, без ущемления какого-либо из данных качеств, т.к. при использовании тренировочных заданий на развитие выносливости и скорости, задействованы абсолютно противоположные и не взаимосвязанные физиологические, биохимические, психологические и педагогические процессы.

Рассматривая развитие данных качеств и учитывая возрастные особенности спортсменов юношеской и юниорской возрастных категорий, следует обратить внимание на то, что для достижения высоких спортивных результатов на спринтерских дистанциях - использование специальной работы (на уровне МПК и гликолитической работы) не приносит ожидаемых результатов, т.к. биологическое развитие данных возрастных групп не позволяет в должной мере и с должным качеством выполнить работу по причине еще не сформировавшихся морфологических, физиологических, биохимических и психологических возможностей растущего организма.

В силу этого, использование аэробной подготовки в совокупности с развитием скоростных качеств - в данных возрастных категориях - является основными средствами подготовки к соревнованиям.

1.4 Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки

Для достижения роста скоростных качеств и, как следствие роста спортивных результатов на спринтерских дистанциях, пловец должен обладать определенными силовыми качествами, позволяющими в полной мере обеспечивать продвижение по дистанции с максимальной линейной скоростью и в то же время с минимальными энергетическими затратами.

Если рассмотреть весь тренировочный цикл подготовки спринтера,- от начала (втягивающего периода) - до предсоревновательного,- везде присутствует работа на развитие каких-либо силовых качеств.

В зависимости от характера работы в тот или иной период подготовки - характер силовой работы и объем данной нагрузки - меняется.

Начнем с определения взаимодействия и взаимовлияния силовой работы в начальный, втягивающий период, который характеризуется проработкой и восстановлением скоростных качеств пловца с элементами аэробно-компесаторного направления работы в воде. В этот период используются упражнения, направленные на развитие и укрепление скелетно- мышечного аппарата, развитие качеств быстроты, скорости реакции, относительной силы, общей гибкости. Используются такие средства, как кроссовый бег, спортивные и подвижные игры, прыжковая подготовка ( прыжки на, и через препятствия а также, со скакалкой), силовые занятия с собственным весом, могут использоваться другие циклические виды спорта- гребля, велосипед и т.д.

Взаимодействие и взаимовлияние данных видов силовой деятельности с втягивающей подготовкой в воде в данный период благотворно влияет не только на улучшение общего состояния пловца, но и стимулирует восстановление и дальнейший рост его скоростных качеств.

В базовый (аэробный) период подготовки, когда основной задачей в воде является развитие аэробных возможностей пловца,- характер работы, направленной на развитие силовых качеств - меняется. На смену задачам общеукрепляющего характера приходят задачи, направленные на развитие взрывной и абсолютной силы. По принципу взаимной компенсации два, казалось бы абсолютно противоположных качества, общая выносливость с одной стороны, и абсолютная и взрывная сила- с другой -параллельно взаимодействуют и влияют на развитие как общей выносливости ,так и абсолютной скорости в воде.

Какие средства, для достижения роста силовых качеств, используются в аэробный период подготовки пловца-спринтера? В первую очередь это работа с отягощениями в атлетическом зале- направленная в основном, на развитие взрывной силы. Следует учесть, что данная работа в корне отличается от работы спортсменов из бодибилдинга- своей направленностью на развитие специальных мышечных групп, необходимых в первую очередь в плавании.

Один из аспектов взаимного дополнения и взаимной компенсации работы на развитие абсолютной силы и аэробной работы в воде -это различные источники энергии, обеспечивающие данные виды деятельности. Для обеспечения аэробных процессов в организме пловца задействован липидный обмен, а при скоростной, взрывной работе в зале - креатинфосфатный и, частично, углеводный механизмы энергообеспечения.

На фоне загруженности мышечной системы и наличия в мышцах большого количества молочной кислоты после работы в зале - аэробная работа в воде не только стимулирует рост общей выносливости, но и является средством для восстановления мышечной системы пловца и выведения молочной кислоты из организма.

Психологическая нагрузка в данных видах деятельности - абсолютно противоположна по своему характеру и, поэтому, взаимно компенсируема. Для развития взрывных качеств и абсолютной силы на суше необходимы качества нервной системы, позволяющие в короткий промежуток времени сконцентрировать мышечную систему, для резкого и мощного сокращения, а для работы на развитие аэробных возможностей нужны способности нервной системы длительное время аккумулировать и использовать нервные импульсы средней мощности.

На следующем этапе подготовки - в период, когда развиваются качества скоростной выносливости, необходимость в силовой работе остается актуальной.

Меняются средства для достижения силовых качеств и наступает момент реального переноса данных качеств в специфическую область - мощность, длина и скорость гребкового движения.

В период, когда в воде прорабатываются смешанная и анаэробные зоны мощности и задействованы углеводные энергетические ресурсы и пульсовые значения соответствуют 26-29 уд. за 10 сек и длительность серий колеблется от 10 до 30 минут - характер и направленность работы на развитие силы резко отличается от использующейся на предыдущем этапе подготовки.

Как правило, применяются тренажеры с динамическими свойствами: хюттеля, биокинетики, мини-джиммы и т.д. Направленность работы на данных тренажерах характеризуется серийными подходами с вариациями мощности, темпа, длины гребка.

Важное место в данный период занимает умение правильно дозировать нагрузку на тренажерах с соблюдением уровня сопротивления и длительности интервалов отдыха. Данный период подготовки, с использованием динамических тренажеров, очень удачно подходит для коррекции отдельных отрезков (участков) гребкового движения, что в дальнейшем отразится на улучшении данных параметров в воде.

По направленности и влиянию на организм пловца, данный период силовой подготовки является основным для переноса силовых качеств из плоскости общефизической подготовленности - в область специальной. Влияние на физиологические, биохимические и психологические процессы - соответствуют по характеру- влиянию на организм пловца после работы в смешанной зоне и аэробно-анаэробной работы в воде.

В различные периоды подготовки в зависимости от задач, которые решает тренер, использование данных средств приводит к различным конечным результатам.

Если в ранний, подготовительный период, направленность работы на резине преследует цель - увеличение, рост мощности гребка, то в предсоревновательный период подготовки резина используется как средство для улучшения качества и экономичности гребкового движения и уменьшения активного лобового сопротивления пловца.

Одно из постоянных средств, используемых в тренировочном процессе пловцов - лопатки различной конфигурации и размеров, а также, различного рода сопротивления.

В зависимости от задания, при котором используются данные средства, соответственно меняется влияние и направленность воздействия на организм пловца. В случае использования сопротивлений и лопаток при проплывании скоростных серий, в первую очередь развиваются силовые параметры гребкового движения. Если же данные средства применяются при проплывании длительных серий или дистанционного плавания, то воздействие лопаток и сопротивлений носит технический характер - экономизации и оптимизации траектории гребка.

Возрастная специфика, во время занятий на развитие силовых качеств на суше, должна учитываться в первую очередь в период занятий в атлетическом зале с применением различных отягощений. Как правило, большая часть упражнений с отягощениями применяется в положении «лежа». Немаловажную роль играют восстановительные мероприятия (сауна, массаж).

В недельных микроциклах периодичность занятий должна чередоваться с днями отдыха от занятий в атлетическом зале (как правило через день).

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие скоростных способностей пловцов брассистов ( 12-13 ЛЕТ)

МИХАЛЬ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ  РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ  (12-13 ЛЕТ)...

Открытый урок по физической культуре. Тема: "Реализация скоростных способностей в беге на короткие дистанции".

В этом уроке я разработал комплекс упражнений для повышения скоростных способностей....

Методические особенности развития скоростных способностей у легкоатлетов учебно-тренировочной группы

         Цель:               ´Подобрать и определить наиболее эффективную  методику для развития скоростных способнос...

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"...

Методическая разработка на тему «Методика развитие скоростных способностей юных хоккеистов»

Одним из важнейших качеств хоккеистов является быстрота (скоростные способности). Быстрота чаще всего понимается как способность индивидуума к совершению тех или иных двигательных актов в кратчайшее в...