Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре
В данной статье освещается план мероприятий по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
на уроках физической культуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание благоприятных условий для их развития.
На сегодня определенны виды одаренности:
- умственная,
- социальная,
- моторная,
- практическая.
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка - его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
В начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май) проводится мониторинг учащихся, цель которого, определить уровень физической подготовленности. Проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей
к физкультурно-спортивной деятельности
Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора | |
1 | Предварительный этап выявления способностей |
|
2 | Углубленная проверка выявленных способностей |
|
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося |
|
На основе наблюдений определяются физические способности учащихся, их способности к освоению программы.
Таким образом, данная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми.
При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.5-6 классы - использую игровые технологии, направленные на развитие физических качеств детей. Стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько спортивных секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол. Дети с удовольствием посещают занятия секций.
В развитии и формировании способностей учащихся большое значение имеет и участие родителей. Мы стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например регулярно проводим в школе «Папа, мама, я – спортивная семья».
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки. Стараюсь включать детей в соревнования со старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, конференциях.
Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Ежегодно осенью в школе проходит акция «Чистые берега», где учащиеся школы совместно с учителями убирают побережье реки Уда, а затем проходят спортивные состязания.
В сентябре и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, первенство школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 8-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 5-11 классов, военизированная эстафета к 23 февраля для 5-8 классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-4 классов, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов, легкоатлетический пробег к 9 мая на призы районной газеты "Удинская новь", участие в районной спартакиаде школьников, первенство по футболу для 5-11 классы.
Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.
Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса. Провожу интегрированные уроки, игровые уроки, соревнования, мини-турниры, уроки с использованием технических средств и т.д.
Работа по выявлению способностей учащихся ведется и во внеурочное время: участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах, конференциях, организация спортивных секций по видам спорта, проведение традиционные спортивные соревнования школы.
Мероприятия по реализации работы с одаренными детьми.
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь |
4 | Организация и проведение традиционных школьных соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года |
5 | Подготовка учащихся и команд школы к участию районных, республиканских соревнований по физической культуре, к сдаче норм ВФСК ГТО, к НПК "Шаг в будущее", НПК "Я-личность" | В течение года |
6 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года |
7 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года |
8 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года |
9 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Работа по выявлению способностей детей...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Система работы по выявлению и развитию способностей учащихся включает в себя три этапа: 1. Предварительный (анкетирование, педагогическое наблюдение, общение с родителями, выбор спортивной секции...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в про...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры...