Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Николай Батомункуевич Цыбиков

В данной статье освещается план мероприятий по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

на уроках физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание благоприятных условий для их развития.

На сегодня определенны виды одаренности:

  • умственная,
  • социальная,
  • моторная,
  • практическая.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка - его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

В начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май) проводится мониторинг учащихся, цель которого, определить уровень физической подготовленности. Проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей

к физкультурно-спортивной деятельности

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Анкетирование
  3. Выбор спортивной внеурочной деятельности, секции.
  4. Медицинское обследование
  5. Беседа с родителями

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Создание благоприятных условий
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Контрольные испытания (тесты)
  4. Соревнования, конкурсы, НПК
  5. Занятия спортом

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования, олимпиады
  4. Активная жизненная позиция
  5. Анализ динамики развития, устранение недостатков
  6. Медицинское обследование

На основе наблюдений определяются физические способности учащихся, их способности к освоению программы.

Таким образом, данная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми.

При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.5-6 классы - использую игровые технологии, направленные на развитие физических качеств детей. Стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.

В нашей школе действует несколько спортивных секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол. Дети с удовольствием посещают занятия секций.

В развитии и формировании способностей учащихся большое значение имеет и участие родителей. Мы стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например регулярно проводим в школе «Папа, мама, я – спортивная семья».

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки. Стараюсь включать детей в соревнования со старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, конференциях.

Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Ежегодно осенью в школе проходит акция «Чистые берега», где учащиеся школы совместно с учителями убирают побережье реки Уда, а затем проходят спортивные состязания.

В сентябре и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, первенство школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 8-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 5-11 классов, военизированная эстафета к 23 февраля для 5-8 классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-4 классов, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов, легкоатлетический пробег к 9 мая на призы районной газеты "Удинская новь", участие в районной спартакиаде школьников, первенство по футболу для 5-11 классы.

Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.

Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса. Провожу интегрированные уроки, игровые уроки, соревнования, мини-турниры, уроки с использованием технических средств и т.д.

Работа по выявлению способностей учащихся ведется и во внеурочное время: участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах, конференциях, организация спортивных секций по видам спорта, проведение традиционные спортивные соревнования школы.

Мероприятия по реализации работы с одаренными детьми.

Мероприятия

Сроки

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Сентябрь

2

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

3

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь

4

Организация и проведение традиционных школьных соревнований и Олимпиады по физической культуре

В течение года

5

Подготовка учащихся и команд школы к участию районных, республиканских соревнований по физической культуре, к сдаче норм ВФСК ГТО, к НПК "Шаг в будущее", НПК "Я-личность"

В течение года

6

Организация работы одарённых учащихся

В течение года

7

Создание банка данных результатов работы одарённых детей

В течение года

8

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

9

Поощрение и стимулирование одарённых учащихся

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

      В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Система работы по выявлению и развитию способностей учащихся включает в себя три этапа: 1. Предварительный (анкетирование, педагогическое наблюдение, общение с родителями, выбор спортивной секции...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в про...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры...