«Профессиональные дефициты учителя физкультуры и способы их выявления на школьном и муниципальном уровнях»
статья по физкультуре
Способы решения вопросов,возникших в работе учителя физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Профессиональные дефициты учителя физкультуры и способы их выявления на школьном и муниципальном уровнях»
Подготовила:
учитель физической культуры
Бурыкина Людмила Викторовна
учитель физической культуры
I квалификационная категория
Первомайский 2024.
Особенностью профессиональной деятельности преподавателя физической культуры в первую очередь является то, что он несет ответственность за жизнь и здоровье детей и риски намного больше, чем у других учителей, ведущих предметы в кабинетах. Первое, с чем знакомит детей учитель физической культуры в начале учебного года, начале освоения новой темы или при проведении занятий на свежем воздухе, на лыжах – это с техникой безопасности, охраной труда. Для каждого раздела, например, спортивные и подвижные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика, гимнастика, при проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, имеются свои особенности техники безопасности. С целью профилактики травматизма разработаны ряд документов и правил такие как «Методические указания по разработке правил и инструктажей по охране труда», «Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях», вводные инструктажи, инструкции для учащихся по мерам безопасности при занятиях различными видами физических упражнений.
Особое внимание преподаватель физической культуры должен уделять состоянию гимнастических снарядов, оборудованию и спортивного зала, спортивных площадок. Для этих целей проводят испытания спортивного инвентаря и оборудования и осмотр спортивных залов и площадок, по окончанию которых подписываются соответствующие акты.
Педагогическая техника преподавателя физической культуры многообразна. Особенно важным элементом педагогической техники является речь, так как учителю физической культуры часто приходится подавать учащимся распоряжения, команды и приказы. Сила их влияния в основном определяется тем, как говорит учитель. В отличие от педагогов других учебных дисциплин у учителя физической культуры присутствует иное соотношение вербальных и невербальных средств речевого поведения. Специфика работы преподавателя физической культуры заключается в том, что он должен сам практически владеть всем тем материалом, которому учит своих воспитанников, то есть образцово показывать различные приемы, движения и действия, демонстрировать идеальную технику выполнения физических упражнений, быстро решать разнообразные тактические задачи. Преподаватель физической культуры – особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состояние учащихся. Преподаватель физической культуры, кроме глубоких основательных знаний и умений в своем учебном предмете, должен быть компетентным во многих смежных областях знаний, быть физически развитым, справедливым, требовательным, дисциплинированным, наблюдательным, находчивым, оптимистичным, опрятным и умеющим импровизировать. Так же он должен уметь вести просветительскую и пропагандистскую работу со школьниками и их родителями.
Следует помнить и то, что преподаватель физической культуры по сравнению с другими школьными преподавателями работает в специфических условиях
- психологическая напряженность;
- шум от голосов занимающихся;
- постоянное переключение с одной группы на другую;
- значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
- ответственность за жизнь и здоровье учащихся;
- большие физические нагрузки;
- показ физических упражнений;
- физические действия совместно с учащимися;
- страховка при выполнении физических упражнений;
- различные погодные и климатические условия при занятиях на открытом воздухе;
- санаторно-гигиеническое состояние спортивных залов.
Таким образом, преподаватель физической культуры – особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит состояние здоровья обучающихся, их физическое развитие, двигательная подготовленность.
Если говорить о молодых преподавателях физической культуры, то необходимо остановиться на следующих трудностях:
Взаимодействие и работа с обучающимися, их опекунами, родителями, сослуживцами, администрацией.
Недостаточная материальная база.
Небольшой опыт практической работы.
Необходимость составление учебно-методической документации.
В связи с этим существуют программы по предупреждению затруднений в педагогической работе молодых преподавателей физической культуры, включающие ряд методических рекомендаций:
1. Психологический климат – состояние группового поведения и сознания, выражающееся в отношениях обучающихся друг с другом и преподавателем. На уроке должна быть создана обстановка доброжелательности. Необходимо общаться на простом и понятном, языке, не использовать много сложных терминов и ни в коем случае не использовать слов «паразитов». Необходимо проявлять интерес к своему предмету и обучающимся.
2. Недостаточная мотивация у учеников. Преподавателю самому урок должен быть интересен. Должен принимать участие в различных конкурсах и соревнованиях, продвигать свой предмет и заинтересовывать занимающихся. На уроке физкультуры не должно быть скучно и уныло, обучающиеся должны понимать, зачем они пришли на этот урок и какую пользу они от него получат. Преподаватель должен быть примером и образцом для мотивации своих учеников.
3. Проблемы дисциплины. Плохая дисциплина создает преподавателю затруднения в работе, мешает и обучающимся, желающим заниматься. Для того, чтобы дисциплина на уроке была хорошей необходимо тщательно готовиться и продумывать урок. Обучающимся должно быть интересно заниматься физкультурой. Педагог обязан не допускать ни малейшей не компетентности в преподавании своего предмета.
4.Еще одну трудность для педагога в его профессиональной деятельности создает взаимодействие с родителями своих учеников. Очень важно понимать, что родители должны быть союзниками преподавателей, должны «работать заодно». Нужно своевременно решать все создавшиеся разногласия и противоречия, дабы не усугубить ситуацию. Все проблемы и вопросы, касающиеся конкретного ученика необходимо решать отдельно, в личной беседе с родителем, семьей.
5. Выстраивание взаимодействия с коллегами. Различные трудности и недопонимания могут случаться по разным причинам: различные педагогические приоритеты; разное отношение к своей профессиональной деятельности и др. При взаимодействии с коллегами необходимо быть вежливым и доброжелательным, во всех трудных ситуациях при общении и взаимодействии с коллегами необходимо быть спокойным и сдержанным, при этом не хранить в себе недосказанность и решать все вопросы по мере их поступления. Нужно находить общий язык с коллегами, а не избегать их, в любой ситуации нужно находить компромисс.
6. Взаимодействие с руководством. При общении и взаимодействии с руководством важно соблюдать субординацию, общаться вежливо и спокойно, не стоит повышать голос. При возникновении неблагоприятных ситуаций желательно решать их наедине с руководством, не при коллегах, следует быть корректным и сдержанным.
7. Составление учебно-методической документации. Начинающий педагог должен постоянно учиться, развиваться, владеть методикой составления учебно-методической документации.
Основные пути развития профессиональной компетенции педагога:
- наставничество;
- работа в методических объединениях, творческих группах;
-исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня на межаттестационный период учителя математики МБОУ «Адав-Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня на межаттестационный период (2013-2018 годы)...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)
№Тема урокаДатаМесто проведения1.Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы07.02.2014 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2.Вредн...
«Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции» (Презентация «Физкультура и мы»)
Успехи учащихся- это наглядный пример работы педагога....
«Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции» (Презентация «Физкультура и мы»)
Успехи учащихся - это наглядный пример работы педагога....
Член комиссии по проверке работ участников Всероссийской олимпиады школьников школьного и муниципального уровней
В данном разделе содержатся копии выписки из приказов, подтверждающих участие педогога в работепредметных комиссй по проверке работ участников Всероссийской олимпиады школьников школьного и муни...
Презентация к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме по теме: Бизнес-технологии как инструмент устранения профессиональных дефицитов учителя в подготовке обучающихся к ГИА
В презентации к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме по теме: "Бизнес-технологии как инструмент устранения профессиональных дефицитов учителя в подготовке обучаю...