Гимнастика для глаз ( методические рекомендации)
методическая разработка по физкультуре
Гимнастика для глаз ( методические рекомендации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_dlya_glaz_word.docx | 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для глаз
Методические рекомендации .
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с
помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания,
обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым
драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из
внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых,
повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен
понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень
восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте
необходимо уделять особое внимание.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является
зрительная гимнастика. Она подразумевает проведение системы
упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений
зрения.
Цель: формировании у детей дошкольного возраста представлений
о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной
части сохранения и укрепления здоровья детей.
Зрительная гимнастика используется:
А) для улучшения циркуляции крови и внутреглазной жидкости глаз
Б) для укрепления мышц глаз
В) для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему
качеству зрения на разных расстояниях).
Она необходима:
• для снятия напряжения;
• для предупреждения утомления;
• тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно
разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые
проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
- с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них
мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры,
геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3
см).
По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают
на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения
предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
- с использованием специальных полей или изображением каких-либо
цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо
перекрещенных линий разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат
размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на
боковой стене и даже на потолке).
По просьбе педагога дети начинают
«пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому
упражнению желательно придавать игровой или творческий
характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по
теме и отправиться в путешествие)
Следовательно можно выделить следующие формы гимнастики для глаз:
А) игровая пятиминутка с разными предметами;
Б) использование зрительных тренажеров (индивидуальные, потолочные,
настенные);
В) гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями;
Г) опора на схему и зрительные метки;
Разновидности гимнастики для глаз:
На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и
детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем
“пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх,
сверху вниз.
Гимнастика и Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать
глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики
близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле,
затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать,
что он там видит.
Пальминг (автор У.Бейтс)
является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им
отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных
нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони
кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как
раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах
2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает
стихи по лексической теме.
Условия: Для проведения не требует специальных условий:
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать
головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат
на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить
работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то
работают мышцы шеи, но не глаз.
2. Длительность проведения гимнастики для глаз – 2-3 минут в младшей
и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется
проводить дважды в день со всеми детьми или индивидуально.
3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и
объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности,
интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Правила проведения зрительной гимнастики. При проведении зрительной
гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их
- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным
- сосредоточить все внимание на глазах
- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто
поморгать.
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с
длительным и резким наклоном головы.
Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.
Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать
расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза,
поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками
бабочка».
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
Общие рекомендации:
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе
здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать
для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая
его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения,
отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз,
круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем
используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных
сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале
небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты.
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, изображения,
различные тренажеры, специальные схемы, таблицы, ИКТ.
Демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей
Упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние
зрения и быстроту реакции ребенка. Зрительную гимнастику можно начать с
вращательных движений глаз (влево, вправо, вверх, вниз, круговые
движения), в конце упражнений обязательно надо выполнять вращательные
движения глазами.
На первых занятиях инструктор одновременно с чтением
стихотворения выполняет движения глазами, на последующих занятиях дети
проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на
несколько секунд, а потом поморгать 10 раз. Это можно повторить 2 раза.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия
напряжения гримасы. Например, гримасочка ежика – губки вытянуты вперед,
влево – вправо – вверх – вниз вытянутыми губками пошевелить-подвигать,
потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Каждый ребенок
выполняет самостоятельно, то есть как он представляет ежика. Сделать
несколько раз. Можно изобразить бульдога, волка (хмурого, вечно не в
настроении, потому как голодный) Также можно предложить детям
изобразить Чебурашку – удивляется, повыше бровки поднять, как будто вы
услышали что-то неприятное.
Для того, чтобы занятия были интересными и эффективными,
учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, все они
должны быть построены в игровой форме, в которой дети могут проявить
свою активность.
Работу следует начинать с подбора комплексов зрительной
гимнастики, с учетом тематического плана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по корригирующей гимнастике для коррекционной школы VIII вида
Методический материал разработан для коррекции осанки детей, учащихся школы восьмого вида....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....
Методические рекомендации для родителей по проведению утренней гимнастики.
Для чего нужна утренняя зарядка, знает каждый. Но только у немногих, получается, систематично совершать ее по утрам. Не смотря на то, что с детства в нас кипела энергия, рвавшаяся наружу, мы пры...
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях представлены этапы написания конспекта утренней гимнастики и даны образцы записи различных частей утренней гимнастики...
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционные упражнения для дошкольников...
Методические рекомендации.Гимнастика губ и языка.Упражнения для развития подвижности губ.
Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики....
Методическая рекомендация по проведению открытого урока по теме Гимнастика
Методическая рекомендация по дисциплине Физическая культура по теме Гимнастика....