Программа дополнительного образования "Президентские спортивные игры"
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Реализация программы поможет воспитанию у обучающихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, приобщит к здоровому образу жизни, будет способствовать увеличению двигательной активности обучающихся. В программе обучение спортивным играм сочетается с другими видами двигательной активности: общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями на развитие физических качеств. Учащиеся получат теоретические и практические знания, выполняя контрольные нормативы и тесты смогут следить за уровнем развития своих физических качеств, принять участие в отборе для участия во ВССШ «Президентские спортивные игры», приобретут инструкторские и судейские навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_prezidentskie_sportivnye_igry_korotkaya_sa_2024g.docx | 62.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2
РАССМОТРЕНА от «____» _____________ 2024г. | УТВЕРЖДАЮ ____________И.В.Лемешева «____» _____________2024г. Приказ № ________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
«Президентские спортивные игры»
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Автор, составитель программы/
Педагог, реализующий программу:
Короткая С.А., педагог дополнительного образования
Сургут, 2024
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Президентские спортивные игры», физкультурно- спортивной направленности является модифицированной и составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений, автор В.И. Ляха с учетом возраста и уровня подготовки детей.
Программа ориентирована на учащихся 10-16 лет общеобразовательной школы, рассчитана на базовое изучение курса, реализуется в течение учебного года (9 месяцев). Количество часов в год –36 / 1 час в неделю.
Программа включает следующие разделы:
1. Спортивные игры. Волейбол
2. Спортивные игры. Баскетбол
3. Спортивные игры. Настольный теннис
Реализация программы поможет воспитанию у обучающихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, приобщит к здоровому образу жизни, будет способствовать увеличению двигательной активности обучающихся. В программе обучение спортивным играм сочетается с другими видами двигательной активности: общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями на развитие физических качеств. Учащиеся получат теоретические и практические знания, выполняя контрольные нормативы и тесты смогут следить за уровнем развития своих физических качеств, принять участие в отборе для участия во ВССШ «Президентские спортивные игры», приобретут инструкторские и судейские навыки.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИИ №2
Название программы | «Президентские спортивные игры» |
Направленность программы | Физкультурно-спортивная |
Уровень программы | Базовый |
Ф.И.О. автора (разработчика) / составителя программы | Педагог - Короткая Светлана Александровна. Уровень образования – высшее. Ульяновский государственный педагогический институт им. И. Н. Ульянова (диплом от 1991 г.) Профессиональная категория – высшая. Соответствие образования профилю-педагог дополнительного образования по профилю. Достижения- подготовка победителей и призеров Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры» |
Год разработки/модификации | 2024 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | утверждена директором МБОУ гимназии №2 Лемешевой И.В. в 2024 году |
Информация о наличии рецензии | Рецензия отсутствует |
Цель | Цель программы ‒ формирование у обучающихся двигательных умений и навыков, знаний, необходимых для вовлечения обучающихся в спортивную деятельность и участие во ВССШ «Президентские спортивные игры». |
Задачи | Обучающие: - обучать приемам и элементам спортивных игр: баскетбол, волейбол, настольный теннис. Формировать начальные навыки судейства; - формировать двигательные умения, реализовывать индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого обучающегося; - совершенствовать физические способности, укреплять здоровье посредством занятий спортивными играми; Развивающие: -развивать учебную мотивацию учащихся, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, организации своего досуга; - развивать познавательные интересы, инициативу, навыки творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями; Воспитательные: - формировать потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями для укрепления здоровья, активного отдыха и повышения работоспособности; - совершенствовать личностные качества: целенаправленность, настойчивость, решительность, выдержку, упорство; |
Планируемые результаты освоения программы | Личностные результаты: • Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы • оценивать индивидуальные результаты своего труда. Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. 1. Познавательные УУД: • умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; 2. Коммуникативные УУД: • умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание. 3. Регулятивные УУД: • умение организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; • способность анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; • умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; • умение технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: • представлять спортивные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; • организовывать и проводить со сверстниками спортивные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований; • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; • выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности; • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. |
Срок реализации программы | 2024-2025 учебный год |
Количество часов в неделю,год | 1 час в неделю, 36 часов в год |
Возраст учащихся | 10-16 лет |
Уровень программы | Базовый |
Формы занятий | учебно-тренировочные занятия, турниры, соревнования, демонстрация видео-материалов |
Методическое обеспечение(применяемые методики, технологии) | - учебные пособия; - мультимедийные презентации; - интернет- ресурсы - методических разработки по различным разделам программы; Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой, соревновательный, метод упражнения; |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Волейбольные стойки- 2шт., сетка- 1шт., волейбольные мячи- 20шт., баскетбольные щиты- 2шт., мячи баскетбольные- 20шт., футбольные мячи- 2шт, набивные мячи- 5шт., столы для настольного тенниса- 3шт., ракетки- 10шт., теннисные мячи- 10шт., скакалки- 20шт., ограничительные стойки- 5шт., гимнастическая стенка, скамейки- 2шт., маты- 3шт.. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании у обучающихся интереса к спортивно-оздоровительной деятельности, формированию культуры ведения здорового образа жизни, способствует увеличению двигательной активности обучающихся. Занятия спортивными играми помогают сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Педагог при этом может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности. Богатство и разнообразие игр, свобода их применения, создают большие возможности для проявления инициативы и творчества.
Направление дополнительного образования: физкультурно-спортивное
Наименование образовательной организации: МБОУ гимназия №2
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год (9 месяцев)
Составитель: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Короткая С.А.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Президентские спортивные игры» разработана на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования". В ред. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.02.2019 N 16-п).
- Локальные документы ОУ. Устав общеобразовательного учреждения.
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время ВССШ «Президентские спортивные игры» становятся очень популярны среди школьников и привлекают все больше учащихся, желающих в них участвовать. Данная программа поможет учащимся подготовиться к отбору в команду для участия в этих соревнованиях, улучшить свою физическую форму и с интересом проводить свой досуг в коллективе сверстников.
Новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации будет осуществляться не только подготовка участников к ВССШ «Президентские спортивные игры», но и в комплексном решении задач: совершенствования физических способностей, укрепление здоровья посредством занятий спортивными играми, физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, развитии познавательных интересов, инициативы, навыков творческого сотрудничества, эмоциональной сферы, психических процессов. Программа разработана с учётом интересов обучающихся к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Направленность образовательной программы: физкультурно-спортивная. Реализация образовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности программы: заключаются в применении технологий обучения, основанных на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции нескольких спортивных дисциплин в единую схему, в логическом построении последовательности занятий программы от изучения основных приемов и тактических действий в спортивных играх до применения их на практике. При изучении технических и тактических приемов применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: упражнения специальной и общей физической подготовки, подвижные и спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования.
Ключевые компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, социокультурные.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста – 10-16 лет (5-10 класс). В образовательное объединение зачисляются обучающиеся, имеющие медицинское заключение, имеющие навыки на этапе начальной подготовки в области спортивных игр не менее одного года.
Количество обучающихся в группе: 20 человек.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения (9 месяцев).
Объем программы / количество часов: 36 часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу. При обучении с применением дистанционных технологий продолжительность академического часа 30 минут. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН.
Формы обучения: очная.
Цель программы: формирование у обучающихся двигательных умений и навыков, знаний, необходимых для вовлечения обучающихся в спортивную деятельность и участие во ВССШ «Президентские спортивные игры».
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать приемам и элементам спортивных игр: баскетбол, волейбол, настольный теннис. Формировать начальные навыки судейства;
- формировать двигательные умения, реализовывать индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого обучающегося;
- совершенствовать физические способности, укреплять здоровье посредством занятий спортивными играми;
Развивающие:
- развивать учебную мотивацию учащихся, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, организации своего досуга;
- развивать познавательные интересы, инициативу, навыки творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями;
Воспитательные:
- формировать потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями для укрепления здоровья, активного отдыха и повышения работоспособности;
- совершенствовать личностные качества: целенаправленность, настойчивость, решительность, выдержку, упорство.
Основные формы и методы проведения занятий: учебно-тренировочные занятия, самостоятельные тренировки, тренировочные игры на счет, турниры, товарищеские встречи, соревнования, просмотр видео - материалов.
Формы аттестации/ контроля: входной контроль, промежуточная аттестация, итоговый контроль
Сроки и формы проведения промежуточной аттестации и итогового контроля:
Для отслеживания результативности образовательного процесса и диагностики успешности усвоения программного материала используются следующие виды контроля: входной – проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы; промежуточная аттестация- проводится в конце 1 полугодия в форме тестирования; текущий- для проверки уровня знаний, практических навыков, хода усвоения обучающимися учебного материала соответствующего раздела программы; итоговый - проводится в конце учебного года в виде практических тестов.
СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Спортивные игры. Волейбол | 15 | 2 | 13 | Входной контроль, текущий, промежуточый, итоговый |
2. | Спортивные игры. Баскетбол | 12 | 2 | 10 | |
3. | Спортивные игры. Настольный теннис | 9 | 1 | 8 | |
Итого количество часов: | 36 | 5 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Спортивные игры. Волейбол (15 часов)
Теория(2 часа) Правила игры в волейбол. Правила ТБ на занятиях. Правила подготовки мест занятий, выбора спортивной одежды. Значение ОФП и СФП в подготовке. Значение технической и тактической подготовки. Правила подвижных игр.
Практика(13 часов). Стойка волейболиста. Передвижения игрока. Техника основных элементов игры. Техника подачи мяча. Техника приемов и передачи мяча. Учебно-тренировочные игры в мини-волейбол, волейбол. Технические и тактические действия игроков. Соревнования по волейболу Подвижные игры на материале волейбола: «Полет мяча», «Быстрые передачи», «У кого меньше мячей».
Раздел 2.Спортивные игры. Баскетбол (12 часов).
Теория(2 часа) Техника элементов баскетбола. Правила игры в мини-баскетбол, стрит-бол.
Тактика защиты, тактика нападения. Правила подвижных игр.
Практика(10 часов). Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Использование технических приемов. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Участие в соревнованиях. Помощь в судействе. Подвижные игры на материале б/б: «Гонка мячей по кругу», «Кто быстрее», «Пятнашки в тройках», «Борьба за мяч». Эстафеты на развитие ловкости и координации: «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», п/игра «Перестрелка», «Эстафета с прыжками чехардой».
Раздел 3. Настольный теннис (9 часов).
Теория(1 час). Основы техники и тактики игры. Правила игры. Техника основных ударов и подач в игре с партнером. Совмещение приемов с техникой передвижения.
Практика(8 часов). Правильная хватка ракетки, техники подачи, техника ударов, сочетания ударов, способы игры. Техника перемещений. Свободные игры на счет в парах. Соревнования. Помощь в судействе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
• Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы
• оценивать индивидуальные результаты своего труда.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
• умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
2. Коммуникативные УУД:
• умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.
3. Регулятивные УУД:
• умение организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• способность анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
• умение технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• представлять спортивные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками спортивные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
Количество учебных недель: 36
Количество учебных дней: 36
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – сентябрь – декабрь
2 полугодие – январь – май
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Раздел 1. Спортивные игры. Волейбол(15 часов) | |||||||||
1 | Сентябрь | Групповая работа (лекция, просмотр аудио-видео материалов) | 1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности на занятиях волейболом. Самоконтроль на занятиях. | Спортивный зал | Входной | |||
2 | Сентябрь | Тестирование | 1 | Входное тестирование. ОРУ. Беговые и прыжковые упражнения. Упражнения с в/б мячами. | Спортивный зал | Входной | |||
3 | Сентябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Стойка игрока, перемещения в стойке. Индивидуальные упражнения с в/б мячами. П/игры. | Спортивный зал | Текущий | |||
4 | Сентябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Прием и передачи мяча. Упражнения для развития физических качеств. Игра. | Спортивный зал | Текущий | |||
5 | Октябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Передача мяча сверху, прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача. П/игры | Спортивный зал | Текущий | |||
6 | Октябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Передача мяча сверху, прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача. Игра в в/л по упрощенным правилам. | Спортивный зал | Текущий | |||
7 | Октябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Прием и передачи мяча. Упражнения для развития физических качеств. Игра в в/л по упрощенным правилам. | Спортивный зал | Текущий | |||
8 | Октябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. | Спортивный зал | Текущий | |||
9 | Ноябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Отработка техники приемов и передачи мяча. Прием мяча после подачи. Учебная игра в волейбол. | Спортивный зал | Текущий | |||
10 | Ноябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Общая физическая подготовка. Нападающий удар и блокирование. | Спортивный зал | Текущий | |||
11 | Ноябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Специальная физическая подготовка. Нападающий удар и блокирование. Учебная игра в волейбол. | Спортивный зал | Текущий | |||
12 | Ноябрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Тактические действия в нападении. Нападающий удар и блокирование Учебные игры. П/игры. | Спортивный зал | Текущий | |||
13 | Декабрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Общая физическая подготовка. Тактические действия в защите. Учебная игра в волейбол. | Спортивный зал | Текущий | |||
14 | Декабрь | Соревнования | 1 | Соревнования в учебной группе по волейболу | Спортивный зал | Текущий | |||
15 | Декабрь | Промежуточная аттестация | 1 | Промежуточная аттестация. Учебная игра в волейбол. | Спортивный зал | Промежуточный | |||
Раздел 2. Спортивные игры. Баскетбол (12 часов). | |||||||||
16 | Декабрь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Правила безопасности на занятиях баскетболом. Передвижения, остановки, повороты. Ведение мяча. П/игра, «Гонка мячей по кругу». | Спортивный зал | Текущий | |||
17 | Январь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Техника ведения, ловли и передачи мяча. Игра «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки в тройках». | Спортивный зал | Текущий | |||
18 | Январь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Техника ведения, ловли и передачи мяча. Игра «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки в тройках». | Спортивный зал | Текущий | |||
19 | Январь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Упражнения для развития быстроты. Броски мяча. П/игры: «Мяч в корзину». | Спортивный зал | Текущий | |||
20 | Январь | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Упражнения для развития прыгучести. Штрафной бросок. Игры в стрит-бол. | Спортивный зал | Текущий | |||
21 | Февраль | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Игры в стрит-бол. | Спортивный зал | Текущий | |||
22 | Февраль | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Броски мяча двумя руками с места от груди с отскоком от щита, в движении. Игровые взаимодействия. Учебные игры. | Спортивный зал | Текущий | |||
23 | Февраль | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Броски в кольцо одной и двумя руками. П/игры: «Борьба за мяч», стритбол. | Спортивный зал | Текущий | |||
24 | Февраль | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Обманные движения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч. Обводка соперника. П/игра: «Гонка мячей». | Спортивный зал | Текущий | |||
25 | Март | Учебно-тренировочное занятие | Индивидуальные упражнения с б/б мячами. Игры в стритбол. | Спортивный зал | текущий | ||||
26 | Март | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Упражнения для развития скоростных качеств. П/игры: «Гонка мячей», «Снайперы» стритбол. | Спортивный зал | Текущий | |||
27 | Март | Соревнования | 1 | Соревнования по стритболу в учебной группе. | Спортивный зал | Текущий | |||
Раздел 3. Спортивные игры. Настольный теннис(9 часов) | |||||||||
28 | Март | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Правила безопасности на занятиях настольным теннисом. Правильная хватка ракетки, подачи, удары. Техника перемещений. | Спортивный зал | Текущий | |||
29 | Апрель | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Подачи, удары. Техника перемещений. Правила игры. Развитие координационных способностей. П/игры. | Спортивный зал | Текущий | |||
30 | Апрель | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Подачи мяча. Свободные игры в настольный теннис. | Спортивный зал | Текущий | |||
31 | Апрель | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Подачи мяча. Свободные игры в настольный теннис. | Спортивный зал | Текущий | |||
32 | Апрель | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Тренировочные игры на счет. | Спортивный зал | Текущий | |||
33 | Май | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Тренировочные игры на счет. | Спортивный зал | Текущий | |||
34 | Май | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Тактические действия. Свободные игры на счет. | Спортивный зал | Текущий | |||
35 | Май | Итоговое тестирование | 1 | Итоговое тестирование. Свободные игры в настольный теннис. | Спортивный зал | Итоговый | |||
36 | Май | Соревнования | 1 | Игры на счет. Соревнования в учебной группе. | Спортивный зал | Текущий |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма занятий: учебно-тренировочные занятия, турниры, товарищеские встречи, соревнования (школьные, муниципальные), контрольные тестирования.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: словестный, наглядный, фронтальный, групповой, практические (метод целостного упражнения, метод подводящих упражнений, повторный, игровой), наблюдение за соревнованиями и последующее обсуждение, просмотр аудио и видео материалов.
Формы подведения итогов: контрольные тесты и упражнения, сдача контрольных нормативов, товарищеские встречи, результаты участия в соревнованиях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение: волейбольные стойки- 2шт., сетка- 1шт., волейбольные мячи- 20шт., баскетбольные щиты- 2шт., мячи баскетбольные- 20шт., футбольные мячи- 2шт, набивные мячи- 5шт., столы для настольного тенниса- 3шт., ракетки- 10шт., теннисные мячи- 10шт., скакалки- 20шт., ограничительные стойки- 5шт., гимнастическая стенка, скамейки- 2шт., маты- 3шт.
Дидактико-методическое оснащение: методические пособия по волейболу, баскетболу, настольному теннису, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Учебные карточки с заданиями. Разработанные тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Для определения результативности освоения программы используются следующие виды аттестации учащихся:
- входной контроль – оценка исходного уровня знаний и умений перед началом образовательного процесса, проводится с целью определения уровня физической подготовленности детей. Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь).
Цель: определить начальный уровень физической подготовки учащихся.
Форма проведения: зачет(выполнение задания на уровень не ниже среднего)
- текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала, проводится в течение всего учебного года.
Цель: определить уровень освоения программы.
Форма: зачет, отслеживание активности учащихся;
- промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала по итогам учебного периода. Проводится в середине года.
Цель: определить достигнутый уровень общей физической подготовки, если нужно – коррекция учебно-тренировочного процесса.
Форма проведения: зачет(выполнение задания на уровень не ниже среднего)
- итоговый контроль – оценка уровня достижений учащихся по завершении освоения программного материала. Проводится в конце учебного года.
Цель: выявить успешность освоения программы обучающимися.
Форма: зачет(выполнение задания на уровень не ниже среднего)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, журнал посещаемости, фотографии, свидетельство (сертификат), протоколы соревнований, результаты тестирования, участие в спортивных мероприятиях, просмотры соревнований.
ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Раздел: Волейбол
- согласование своих движения в игре;
- контроль соблюдения техники безопасности;
- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;
- результаты участия в соревнованиях;
- результат выполнения практических заданий.
Оценка выполнения практического задания:
№ | Контрольное упражнение | Оптимальный | Средний | Низкий |
1. | Передача мяча сверху двумя руками над головой (раз) | 10-12 | 5-10 | 3-5 |
2. | Передача мяча сверху двумя руками в парах (раз) | 8-10 | 5-8 | 3-5 |
3. | Передача мяча - нижняя или верхняя прямая, из 5 подач (раз) | 4-5 | 3 | 1-2 |
4 | Подачи мяча(10 подач) | 6-8 попаданий | 4-5 попаданий | 3 попадания |
Раздел: Баскетбол
- согласование своих движения в игре;
- контроль соблюдения техники безопасности;
- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;
-выполнения установок во время тренировок и соревнований;
- результаты участия в соревнованиях;
- результат выполнения практических заданий.
Оценка выполнения практического задания:
№ | Контрольное упражнение | оптимальный | средний | низкий |
1. | Штрафной бросок (из 5 попыток) | 4-5 раз | 2-3 раза | 1 раз |
2. | Ведение мяча правой и левой рукой (обводка 5 стоек) | Учебное задание выполнено без ошибок на оптимальной скорости | Учебное задание выполнено с 1-2 мелкими ошибками на оптимальной скорости | Учебное задание выполнено со значительными ошибками на оптимальной скорости |
3. | Передача мяча в парах в движении лицом друг к другу(8 передач) | Учебное задание выполнено без ошибок на оптимальной скорости 6-8 раз | Учебное задание выполнено с 1-2 мелкими ошибками на оптимальной скорости 4-5 раз | Учебное задание выполнено со значительными ошибками, с потерей скорости 2-3 раза |
Раздел: Настольный теннис
- согласование своих движения в игре;
- контроль соблюдения техники безопасности;
- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;
- контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований;
- результаты участия в соревнованиях;
- результаты выполнения практических заданий;
Оценка выполнения практического задания:
№ | Контрольное упражнение | оптимальный | средний | низкий |
1. | Набивание мяча(жонглирование) ладонной стороной ракетки стоя на месте за 1 мин(кол-во раз) | 40 | 30 | 20 |
2. | Набивание мяча(жонглирование) поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки(кол-во раз) | 40 | 30 | 20 |
3 | Подачи мяча накатом на сторону соперника (10 подач) | 8-10 | 6-8 | 4-6 |
4. | Тест на координацию: равновесие на одной ноге (другая согнута и прикасается к колену опорной ноги) | 20-30 сек | 10-20 сек | Менее 10 сек |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение:
- учебники по физической культуре 10-11 класс, авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич;
- учебные пособия по спортивным играм: волейболу, баскетболу, настольному теннису. Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок;
- правила соревнований;
- инструкции по технике безопасности;
- учебные карточки с заданиями;
- разработанные тесты, и нормативы по контролю ОФП, СФП, теоретической подготовке;
- компьютерные ресурсы;
- интернет-сайты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
- Конеева Е. В. Спортивные игры: правила, тактика, техник: учебное пособие для вузов / [и др.]; 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024г. — 344 с.
- Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / — М.: Просвещение, 2021. — 77 с.
- Алхасов Д.С., Пономарев. А.К. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания: спортивные игры: учебник для вузов: Издательство Юрайт, 2024г. — 313 с.
- Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. Учебно-методическое пособие - Киев, 1995г. 58 с.
- Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. - Москва, «Физкультура и спорт» 1991 г.
- Журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», «Спорт в школе»; 2020-2024 гг.
- Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004г.
- Кузин О.П. Азбука основ настольного тенниса, Знание., Умение, Совершенство, 2021г.
- Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2015г.
- Железняк Ю.Д., 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. - М.: ЁЁ Медиа, 2017г.
- Ник Сортэл. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. М. 2014г.
- Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В., «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол», издательство Просвещение, 2012 г.
- Тематические презентации, видеоматериалы по темам.
- Линдеберг Ф. Баскетбол. Игра и обучение. Москва: Физкультура и спорт, 1971. - 279 с., ЭБ РГБ – 2024г.
- Примерные комплексы упражнений для построения учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки спортивных школ: Учебно-методические рекомендации/Под общ. Ред. В.Г. Алабина.-М., 1993 г.
- Спортивные игры: правила, техника, тактика/ Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004.
Литература для обучающихся и родителей:
- Матвеев А.П., Физическая культура для 5 –6-7, 8-9 классов М. «Просвещение» 2023 г.
- Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.:М.: Ф и С, 2004г.
- Журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», «Спорт в школе»; 2020-2024 гг.
- Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник. -М.: Фис, 1991г.
- Найминова Э., Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
- Комков Б.С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. -Новосибирск: Зап.- Сиб. Кн. Изд., 1995г.
Интернет ресурсы:
- http://www.fizkult-ura.ru/ - Сайт «Физкульт-УРА!
- http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России
- http://spo.1september.ru/ - газета «Спорт в школе» 2020-2024гг.
- http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
- www.edu.ru –«Федеральный портал «Российское образование».
- https://resh.edu.ru/ - «Российская электронная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся...
Образовательная программа дополнительного образования "Спортивные игры(волейбол)"
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана три года обучения. В соответствии с годами обуч...
Программа дополнительного образования "Спортивные игры"
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим тр...
Программа дополнительного образования «Спортивные игры»
Пояснительная записка. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции...
рецензия на программу дополнительного образования "Спортивные игры. Волейбол" (8-11 классы)
Внутришкольная рецензия МО учителей физической культуры на программу дополнительного образования "Спортивные игры. Волейбол" (8-11 классы)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...
Программа дополнительного образования "Спортивные игры"
Для достижения целей в процессе реализации программы объединения используются здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения на основе обязательных результатов. Занятия в секции &laq...